Бхуркумкута

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

Бхуркумкута, Кродха Раджа (тибетский: me wa tseg pa, tro wo gyal po): медитативное божество, специально используемое для искоренения болезней и недугов. Божество возникает из текста мантры Кродха Бхуркумкута Раджа Стотра, написанного на санскрите, а затем переведенного на тибетский, китайский, маньчжурский и другие языки [khro'i rgyal po sme rtsegs la bstod pa'i sngags. Lha sa bka' 'gyur, vol. 90, стр. 586-588].

Тох 756. Мантра, восхваляющая разгневанного царя Бхуркумкуту. སྨེ་བརྩེགས་བསྟོད་སྔགས། · sme brtsegs bstod sngags. krodhabhurkuṃkūṭarājastotramantra.

Бхуркумкута принадлежит к классификации крийя буддийской тантры, и внутри крии он далее классифицируется как «общий», что означает, что его можно использовать в любой из трех более крупных классификаций крий: Татхагата, Ваджра или Падма. Его также объясняют как эманацию всех трех тел полностью просветленного Будды: нирманакаи, самбхогакаи и дхармакаи. Краткое описание его внешности дано вместе с мантрой в одном фолианте, двухстраничном тибетском тексте.

Акцент функции Бхукумкуты делается на устранении болезней отдельного человека, в то время как акцент на всех заразных заболеваниях в целом делается на божестве Парнашавари . Многие специфические болезни могут быть связаны с любым количеством других божеств, например, заболевания крови с Хаягривой , проказа и кожные заболевания, вызванные нагами , облегчаются, например, медитативным божеством Гарудой . Бхуркумкута встречается в сборниках садхан (практик) Нартанг Гьяца и Ринджунг Гьяца . Оба эти сборника индийских буддийских практик были составлены в Тибете. Бхуркумкута чаще встречается как второстепенная фигура в живописных композициях ( см. пример ).

Как и женское исцеляющее божество Парнашавари, Бхуркумкута, как правило, не связана с какими-либо другими популярными или более распространенными буддийскими божествами, такими как Манджушри, Авалокитешвара или Ваджрапани. И Бхуркумкута, и Парнашавари имеют свою собственную историческую идентичность и историю в индийском, гималайском и тибетском тантрическом буддизме.

Бхуркумкута в некоторых тибетских традициях включен в число «Пяти очищающих божеств», а именно: [1] Бхуркумкута, [2] Зеленый Ваджравидарана, [3] Синий Ваджравидарана, [4] Ушнишвиджая и [5] Ваджрасаттва.

В тибетских «Новых Тантрах» есть четыре общеизвестные формы божества. Три из четырех различаются по цвету: дымчатый, сине-черный и зеленый. Божество дымчатого цвета связано с традицией Сакья, а сине-черный и зеленый — с традицией Кадам Атиши. Четвертая форма самая необычная, поскольку она женская. Для божеств очень необычно иметь как мужскую, так и женскую форму. Возможно, это даже единственный случай в тибетском буддизме.