Взаимозависимость
Что такое взаимозависимость? Это значит, что ни одно внешнее или внутреннее явление не возникает без причины. Они также не появляются по независимым причинам, таким как безпричинный и вечный творец типа Я, Время и Всемогущий. Таким образом, взаимозависимостью называется происхождение явлений на основе взаимозависимости совпадения соответствующих причин и условий. Подобное утверждение является уникальным подходом буддийского учения.
Все внешние явления появляются взаимозависимо, как росток появляется из зерна. Внутренние явления, — все совокупности высших, средних и простейших существ, — происходят путём двенадцати звеньев взаимозависимости.
Каким образом? Внешняя взаимозависимость может быть продемонстрирована на примере ростка, появляющегося из зерна благодаря семи причинам и шести условиям.
(Семь) связанных с этим соответствующих причин — это зерно, росток, стебель, тычинка, бутон, цветок и плод. Сказано, что они являются побуждающими причинами последовательного развития (растения).
(Шесть) связанных с этим условий — это земля, вода, огонь, ветер, пространство и время, которые последовательно стабилизируют, синтезируют, взращивают, увеличивают, охватывают и постепенно изменяют. Эти сопуствующие условия способствуют появлению семи (этапов) от ростка до плода.
Что касается внутренней взаимозависимости, то соответствующие на то причины — это двенадцать звеньев. Если вы захотите их узнать, то в сутрах они описаны следующим образом:
«Взаимозависимое происхождение» таково: благодаря наличию одного появляется другое. По причине появления одного появляется другое. Благодаря условию неведения появляются образования (формации), обусловленные образованиями появляются сознания и т.д. То же самое относится к имя-форме, шести источникам чувств, контакту, ощущению, стремлению, хватанию, становлению, рождению вплоть до старения и смерти. Несчастья, стенания, страдания и недовольство и беспокойство возникают (в результате этого). Таким образом появляется огромная масса страдания.»
«Благодаря прекращению неведения исчезают образования и т.д. вплоть до прекращения рождения, в результате чего прекращается старение, смерть, несчастье и вся эта огромная масса страдания.»
Так сказал (Будда).
1. НЕВЕДЕНИЕ:
Неведение означает незнание смысла (четырёх благородных) истин, а также заблуждение ошибочного восприятия, не соответствующего истинному состоянию вещей, типа (верования в то), что разные совокупности соответствующих состояний трёх миров являются постоянными, приятными, самосуществующими, цельными, едиными, живыми существами или «моими». Всё это лишь идеи, омрачающие истинную реальность.
2. ОБРАЗОВАНИЯ:
До тех пор пока присутствует эгоцентричное неведение, под его влиянием образуется карма позитивных добродетельных действий, негативных недобродетельных действий и нейтральных действий, возникающих из-за (эмоций) привязанности, злости и глупости Таким образом, образованиями называются зачатки перерождений, внедрённые в (поток) сознания (индивидуума). Добродетель образует счастье и (телесную) опору высших миров, недобродетель образует страдания и (телесную) опору низших миров, тогда как непереходящая (карма) образует (причины) для перерождения в двух высших мирах (форм и неформ).
3. СОЗНАНИЕ:
Эти образования производят сознание, транспортируемое в место следующего рождения. Зачаток, внедрённый в сознание (все-основы), который стимулирует следующее перерождение, называется побуждающим сознанием. То, что движет (индивидуума) к месту (следующего) рождения в результате совпадения соответствующих условий, назывыается сознанием побуждаемого результата. Фактически оба этих (сознания) являются ветвями единого сознания, определяющего следующее перерождение.
4. ИМЯ-ФОРМА:
Когда сила этого сознания соединяет (поток бытия существа) с материнской утробой, то (у него появляются) четыре (скандхи) имени, а именно сознания, ощущения, восприятия и составленного, плюс (скандха) формы, (представляющая собой на эмбрионной стадии) овальную форму и т.д. Эти аспекты имя-формы полностью воплощают тело (нового) существования, взаимно поддерживая друг друга, подобно кровельным перекрытиям здания.
5. (Шесть) ИСТОЧНИКОВ ЧУВСТВ:
После того, как полностью завершён период имя-формы, появляются шесть внутренних источников чувств глаза и т.д.
6. КОНТАКТ:
Следом за этим происходит встеча объектов, органов чувств и сознаний, в результате чего появляются шесть контактов, типа восприятия (формы) объекта, встреченной глазом. Таково звено контакта.
7. ОЩУЩЕНИЕ:
Посредством этого контакта появляется переживание трёх видов чувств, — приятных, неприятных и безразличных, что является звеном ощущения.
8. СТРЕМЛЕНИЕ:
На основе этих ощущений появляется страстное стремление, желающее не расставаться с приятным ощущением; боязненное стремление, желающее отбросить неприятное ощущение; и естественное спокойствие в отношении к безразличным ощущениям. Таким образом появляется стремление к шести объектам, начиная с форм, и заканчивая ментальными объектами. Вкратце, звено стремления означает переживание «вкуса» ощущаемых объектов и вовлечение в эти объекты благодаря возникновению возбуждения и цепляния (за них). Стремление подразделяется на три типа, относящиеся к миру Желаний, Форм и Неформности.
9. ХВАТАНИЕ:
В результате этого стремления чрезвычайно возрастает страстное стремление, (сопровождаемое мыслями типа): «Пусть я не расстанусь с приятной и прекрасной сущностью (данного ощущения)!» Таким образом, звено хватания — это конкретное вовлечение в неудержимое схватывание объектов. Сказано, что существует классификация на четыре типа хватания:
(хватание из-за) желания, (неправильных) воззрений, верования в превосходство ритуалов обрядов, а также из-за эгоистических представлений.
10. СТАНОВЛЕНИЕ:
Схватывание реально производит действия телом, речью и умом, приводящие к следующему перерождению, — таково звено становления. Оно подразделяется на три типа становления в трёх мирах и т.д.
11. РОЖДЕНИЕ:
Когда сложились условия посредством этого становления, вначале происходит рождение в месте нового существования, затем полностью развивается тело, и (существо) живёт в соответствующем роде, — таково звено рождения. Оно является основой для переживания всех видов страданий посредством этой (телесной) опоры.
12. СТАРЕНИЕ И СМЕРТЬ:
За рождением следует старение, представляющее собой изменение в длительности скандх, а затем и смерть, являющаяся прекращением этой длительности. Как показано, из этого возникает мука внутренней скорби, вызывающая стенания и плач; страдания, сопровождающие сознания пяти врат чувств, и несчастье, сопровождающее ментальное сознание. Помимо этого появляется беспокойство, причиняемое неприятными второстепенными эмоциями. Вкратце, эта огромная масса страдания происходит в результате рождения в самсаре.
Рождение происходит из становления и других (сопутствующих звенье). Так как существуют предыдущие звенья, то имеются условия для возникновения последующих. Появление предыдущих звеньев осуществляет функцию произведения последующих. Когда предыдущие звенья отсутствуют, последующие не появятся (сами по себе), и масса страдания прекращается.
Что касается связанных условий, то беспокоящие эмоции типа неведения возникают при содействии внутренних органов чувств и рассматриваемых объектов. То же самое относится к действиям (кармам).
Семь (звеньев) имя-формы и т.д., являющиеся основой страдания, возникают из сосуществующих условий шести элементов:
1. тяжести внутреннего элемента земли,
2. жидкого элемента воды,
3. тепла огня, посредством которого переваривается пища,
4. элемента ветра, (функционирующего) как вдохи и выдохи,
5. элемента пространства, составляющего полости и отверстия (органов тела),
6. а также элемента сознания.
Зрительное сознание глаза активизируется, когда одновременно задействованы пять аспектов:
1. опора органа зрения,
2. объект видимой формы,
3. его очевидное присутствие,
4. неомрачающее пространство и
5. воспринимающий ум.
Следует понимать, что это относится к остальным сознаниям таким же образом.
Для возникновения всех внешних и внутренних явлений требуется сочетание соответствующих причин и условий подобающим образом. Когда эти (факторы) недостаточны, то явление не возникнет, а если они в достатке, то безусловно возникнет. Такова природа взаимозависимого происхождения.
У этого постоянного процесса с безначального времени не существовало никакого творца, как то Атмана или Всемогущего или кого угодно.
Причины не имеют мыслей, типа: «Я произведу этот результат», а результаты не размышляют: «Я произошёл из того-то». Однако они появляются, обладая пятью особенностями причинно-следственной связи. Каковы же (эти пять)?
1. (Явления) непостоянны, так как росток появляется после исчезновения зерна, а не во время неизменного присутствия зерна.
2. (Явления) возникают непрерывно, так как росток не появляется в результате исчезновения зерна. Исчезновение зерна и появление ростка подобно (одновременному движению) чаш весов (в противоположные стороны).
3. Предыдущее звено не трансформируется в последующее, так как зерно и росток не являются идентичными, ни сущностно, ни функционально.
4. Маленькая причина может дать большой результат, также как крошечное зерно может дать большой плод.
5. Причины и следствия имеют похожий поток или идентичный базис, так как росток пшеницы появляется из пшеничного зерна, и счастье происходит из добродетели.
Следует понять, что все внешние и внутренние причины и следствия (характеризуются) этими пятью.
Вы можете понять это на следующем примере:
«Как в (случаях) с рецитацией, светильником, зеркалом, печатью,
Увеличительным стеклом, зерном, кислотой или звуком,
Так и с длительностью совокупностей,
Мудрый должен осознать, что они не переносятся (в следующее существование).»
Осознав это, вы поймёте, что все явления — это ни что иное, как незыблемое проявление взаимозависимости. Так как (явления) не появляются сами по себе, в силу чего-либо другого, посредством обоих (этих случаев) или безпричинно, то они нерождённые. Они не созданы творцом типа Всемогущего или Времени. Они лишены (независимой) жизнеспособности, личности, какого-либо деятеля, «Я» или вещественной сущности. Они лишь пустотелые декорации, не имеющие собственной независимой природы. Поняв это, вы освободитесь от лжи (360 крайних воззрений), типа эгоцентричного восприятия «Я» в прошлом, настоящем и будущем.
Тому, кто обладает готовностью не развивать эти (воззрения) в будущем, всеми Буддами предсказано непревзойдённое просветление.
Таким образом, эти двенадцать звеньев взаимозависимости будут непрерывно оперировать до тех пор, пока не устранено неведение. Прошлые причины неведения и (кармических) образований (производят) побуждаемый результат нынешнего сознания, тогда как эмоции стремления и хватания накапливают карму для слудующего перерождения. Следом за этим происходит рождение в мире, соответствующем индивидуальной карме, и посредством этой (телесной) опоры переживаются самсарные страдания старения, смерти и т.д.
В отношении этой опоры следует сказать, что у всех существ, имеющих (телесную) форму, возникают (все звенья) от сознания до становления. Если же рождение происходит в мире Отсутствия форм, то (эти звенья) от сознания до становления включают совокупности (лишь) четырёх имён.
Кем бы и где бы вы не родились, вам не избежать процессов рождения, старения и смерти. Принимая другие рождения под влиянием кармы и беспокоящих эмоций, существа вновь и вновь вращаются и блуждают в трёх мирах существования, подобно водной мельнице или вращаемой огненной головешке.
Поняв в общем, каким образом происходит этот процесс непрерывного происхождения, вы можете рассмотреть какое колличество жизней требуется для полного завершения (одного цикла из двенадцати звеньев). Обьясняется, что процесс полного завершения занимает три жизни прошлого, нынешнего и следующего существования.
В силу неведения, стремления и хватания, собранных скандхами предыдущей жизни, происходит следующее рождение, обусловленное кармическими образованиями. Так как (звенья) от сознания до становления, старения и смерти появляются в этой (жизни), то (двенадцать звеньев) также завершены в течение двух жизней.
В любом случае возникновение происходит непрерывно, так что одно зависит от другого, и поэтому процесс именуется непрерывной взаимозависимостью.
Помимо этого, все двенадцать звеньев могут присутствовать в момент совершения одного конкретного действия. Если продемонстрировать это на примере убийства, то вовлечение (в этот акт) посредством недостатка понимания является (звеном) неведения. Таким же образом, (кармическое) действие — это (звено) образования. Восприятие в момент (действия) — это сознание. Контакт оружия, пронзающего (тело) вовлекает имя-форму и шесть источников чувств. (Звено) ощущения — это переживание собственного удовольствия и боли другого (существа). Возбуждённое вовлечение в (это действие), и устремленность это то, из чего происходит хватание следующей части. Скандхи во время совершения действия — это становление, приводящее к рождению нынешней и следующей части. Изменение и исчезновение этих (скандх) является звеном старения и смерти. Таким образом осуществляется взаимозависимость момента (совершения действия).
Если обобщить двенадцать звеньев непрерывной взаимозависимости, то три (звена) неведения, образования и сознания являются побуждающими звеньями. Четыре (звена) от имя-формы до ощущения — это звенья побуждаемого результата. Три (звена) стремления, хватания и становления являются непосредственно устанавливающими звеньями, тогда как старение и смерть — непосредственно установленные звенья. Итого четыре (подраздела).
Они также могут разделятся на три:
1. неведение, стремление и хватание — это беспокоящие эмоции.
2. Образования и становление — это карма.
3. Оставшиеся семь (звеньев) являются семью основами страдания.
Эти три категории называются соответственно тяготами беспокоящих эмоций, кармы и перерождения (или жизни), потому что они отягощают всех существ.Также они называются зависимостью беспокоящих эмоций, зависимостью кармы и зависимостью страдания.
Из трёх беспокоящих эмоций проистекают два (звена) кармы, из которых появляются семь основ страдания. Из этих семи опять происходят беспокоящие эмоции и кармы. Таким образом существа непрерывно вращаются (в самсаре) (самсара).
Среди двенадцати звеньев, пять (звеньев) беспокоящих эмоций и кармы, а также сознание являются причинами, формирующими все остальные звенья. Соответственно, можно определить четыре звена:
неведение, карма, стремление и сознание, где к стремлению относятся как стремление, так и хватание, а к карме относятся образования и становление.
Можно сказать, что сознание подобно зерну, карма подобна полю, стремление подобно влаге, а неведение подобно посадке и удобрению. Эти четыре производят ростки имя-формы во всех установленных местах рождения.
Если обобщить эти (звенья) взаимозависимости в прогрессивном порядке, то пять (звеньев) кармы и беспокоящих эмоций сводятся к истине происхождения (страдания), а оставшиеся семь сводятся к истине страдания.
С точки зрения регрессивного порядка (этих звеньев), истина пути — это устранение неведения посредством мудрости, реализующей природу истины, в результате чего искореняются пять (звеньев) кармы и беспокоящих эмоций. Устранение семи основ страдания — это истина прекращения. Такова природа двенадцати аспектов истины.
Таким образом, взаимозависимое происхождение является глубоким и важнейшим учением в сокровищнице Слова Будды. Тот, кто смотрит на взаимозависимое происхождение оком мудрости, увидит явления, обладающие природой восьмичленного благородного пути. Силой видения мудрости, постигающего все познаваемые объекты, (тот индивидуум) узреет Дхармакаю Будды. Так было сказано.
Это был раздел взаимозависимости.
Обратно к списку тем->