Кхенчен Дазер
Кхенчен Дазер (Дава Озер) родился в Цангтанге (gtsang thang), в Драмго (brag mgo), Кхам, в 1922 году. Его отца звали Житрук (zhis phrug), а мать звали Намло (gnam lo).
Он стал монахом в монастыре Ньингма Рахор Таши Лунгрик Чиме Гацель (ra hor bkra shis lung rigs 'chi med dga' tshal) и учился в монастырском колледже у Кхенпо Пема Гьюрме (mkhan po padma 'gyur med), Намцо Кхенпо Тендзина ( gnam mtsho mkhan po bstan 'dzin) и Рахор Кхенпо Гечока (mkhan po dge mchog). Он также изучал традиции новых переводов под руководством Шеньена Джампы Еше (bshes gnyan byams pa yes shes) и Тра Геше Тубтена (skra dge bshes thub bstan). Он обучался как религии, так и наукам у Кхенчен Тубтен Ньендрака (mkhan chen thub bstan snyan grags, 1883-1959) из Гьелмо Ритро (dpyal mo'i ri khrod).
Юкхок Джадрел Чойинг Рангдрол (g.yu khog bya bral chos dbyings rang grol, 1872-1952) отправил его учиться у Ботрула Донгака Тенпей Ньимы (bod sprul mdo sngags bstan pa'i nyi ma, 1898-1959) в монастыре Гегонг (dge gong dgon) в Дзато (rdza stod). Ботрул, который был близким учеником Кхенпо Кунпела, непосредственного ученика Мипама Гьяцо ('ju mi pham rgya mtsho, 1846-1912), передал ему полное собрание сочинений своего учителя. И затем отправил его в Чангма Ритро (lcang ma ri khrod) , чтобы создать связь с Кхенченом Тубга (mkhan chen thub dga) и провести летний ритрит.
В какой-то момент он посетил Дзонгсар (rdzong sar) и Дзогчен (rdzogs chen dgon), где он получил наставления от Шестого Дзогчен Ринпоче, Джигдрел Джангчуб Дордже (rdzogs chen grub dbang 06 o rgyan 'jigs bral byang chub rdo rje, 1934 ) и Кхенпо Тубтен Ньендрака (mkhan chen thub bstan snyan grags, 1883-1959).
Вместе с Кхенпо Джигме Пунцогом (mkhan po 'jigs med phun tshogs, 1933-2004) он затем отправился на Голок, чтобы получить учения от ламы Пема Сиддхи (bla ma padma si + dhi), от которого он принял полное посвящение. Затем он вернулся в Гегонг, чтобы продолжить обучение у Ботрула. Примерно в 1957 году Ботрул вернулся на родину в У центральный Тибет, и Кхенчен Дазер отправился с ним в составе его свиты. Они посетили Лхасу, Самье, Чимпу, Гангрий Токар и другие святые места. В монастыре Миндролинг (smin grol gling) восьмой настоятель монастыря Нгаванг Кьенце Норбу (ngag dbang mkhyen brtse'i nor bu, 1904-1968), учил его «Зернам исполняющие желания» Лочена Дхармашри (lo chen d + harma shrI, 1654-1717) , и дал свой комментарий на текст Нгари Панчена Пема Вангьяла (mnga' ris pan chen pad+ma dbang rgyal, 1457-1542) «Утверждение трех обетов».
В возрасте тридцати семи лет он покинул Тибет по южному маршруту через Лодрак и восточный Бутан, в конце концов направившись в Сикким. Его товарищем был Кхенпо Тубтен (mkhan po thub bstan) из Рахора, который позже в Сиккиме служил наставником Седьмого Дзогчена Ринпоче (jigs me blo gsal dbang po, р. 1964). Они проехали через Бутан и направились в монастырский лагерь беженцев в Буксаре, Индия. В 1963 году Кхенчен Дазер посетил передачу Ринчен Тердзод от Дуджома Ринпоче (bdud 'joms rin po che, 1904-1987) в Калимпонге, а затем отправился на север в Ревалсар (Цо Пема, mtsho pad ma) в Химачал-Прадеше и в других священные места в регионе, далее переместился в Непал, и в течение года преподавал в местечке под названием Дордже Линг (rdo rje gling).
В 1967 году по просьбе правителей Сиккима короля Пелдена Дондруба Намгьяла (dpal ldan don grub rnam rgyal, 1923-1982) и королевы Кунзанг Дечен Цомо (kun bzang bde chen mtsho mo, 1904-1987), он преподавал несколько лет в Институте тибетологии Намгьял в Гантоке. По просьбе королевской семьи и с помощью Трулшика Паво Дордже ('khrul zhig dpa' bo rdo rje, 1897-1962) и Четвертого Додрубчен Джигме Тринле Пелбара (rdo grub chen 04 'jigs med phrin las dpal' bar , р. 1927), он построил ступу недалеко от Гангтока и преподавал в монастырском колледже Тубтен Донгак Чолинг (thub bstan mdo sngags chos gling) с 1967 по 1972 год. Ему было присвоено звание второго настоятеля монастыря. Он тринадцать раз передавал монашеские обеты, практикующим со всего Сиккима.
Он посетил монастырь Пема Янцзе (padma yang rtse) и Юксам Норбу Ганг (yug sam nor bu sgang) в западном Сиккиме, а так же близлежащие места, сочинив песню в честь отпечатка Лхацун Намкха Джигме (lha btsun nam mkha ' 'jigs med, 1597-1650), святого, который, как говорят, первым открыл скрытую долину Сикким. В 1969 или 1970 Дилго Кхьенце (dil mgo mkhyen brtse bkra shis dpal 'byor, 1910-1991) дал посвящение Лама Гонду (bla ma dgongs' dus) в Драккар Ташидинге (brag dkar bkra shis ldings). Участвуя в церемониях, Кхенчен Дазер воспользовался возможностью, чтобы дать учения по знаменитому комментарию Мипам к девятой главе Бодхичарйаватары сыну и наследнику Дуджома Ринпоче, Тринле Норбу (phrin las nor bu, 1931-2011). Ташидинг стал основным местом обучения в Сиккиме, куда приезжали студенты из всех областей. Среди них были секретарь Кьенце Чокьи Лодро (mkhyen brtse'i chos skyi blo gros, 1893–1959) Содрак (bsod grags) и Рикху Тулку (ri khu sprul sku).
Британский фотожурналист Мэрилин Сильверстоун (1929-1999) познакомился с Кхенченом Дазером в Гангтоке в начале семидесятых и дал следующее описание:
«Кхемпо Дазар - спокойный человек, обладающий собственным сиянием, прямолинейный и упрямый. Его невозможно поколебать в том, что он считает правильным. Он опасается, что его учение может быть потеряно, когда его ученики вернутся домой в свои деревни. Несмотря на хронические головные боли, он не отказывается от своих китайских каменных очков - сделанных из прозрачных, похожих на кристаллы веществ, с волнистыми белыми линиями на них. Он считает, что холодное прикосновение к венам под глазами помогает глазам, несмотря на то, что его головные боли усиливаются при их ношении (несомненно, из-за напряжения вглядывания сквозь белые волнистые линии). Отказывается носить немецкие линзы, присланные доброжелателем, хотя и признал, что видит сквозь них лучше! Он почему-то чувствует, что они могут повредить его глаза. С другой стороны, когда его спросили, имеет ли он что-то против фотографирования, он ответил, что «все зависит от ваших намерений» - очень прямой и не очень ортодоксальный ответ.»
1973 году Кхенчен Дазер уехал из Сиккима в Бутан, поселившись в небольшом медитационном отшельничестве над монастырем Тарпалинг (thar pa gling) в Бумтанг (bum thang), который был резиденцией Лонгченпы Дриме Озера (klong chen pa dri med 'od zer, 1308-1364 гг. ). Он остался там и преподавал в течение десяти лет.
Он вернулся в Сикким, чтобы снова преподавать в 1984 и 1985 годах, на этот раз в Сиккимском колледже Нгагьюр ('bras gzhung snga' gyur bshad grwa), который в 1983 году стал филиалом Санскритского университета в Варанаси. Сикким, монастырь Чортен (mchod rten dgon), где его главным учеником был Кунзанг Текчок Еше Дордже (kun bzang theg mchog ye shes rdo rje, р. 1957).
В 1985 году Кхенчен Дазер отправился в южную Индию, чтобы преподавать в Намдролинге (rnam grol gling) в Билакуппе, Карнатака, в индийской резиденции Пенора Ринпоче (pad nor rin po che, 1932-2009). Он оставался там несколько месяцев, обучая сочинениям Джу Мипама. Кхенчен Дазер вернулся в Тибет в 1985 году, путешествуя через Хумлу со своим учеником Пема Ригцелом (padma rig rtsal, b. 1963) в качестве помощника. Сначала они отправились в Лхасу, а затем совершили паломничество на гору Кайлас. В 1988 году он вернулся в Кхам, чтобы помочь восстановить монастырь Дзогчен и колледж Шри Синха (shrI seng chos grwa), где он был назначен директором ( zhabs pad) более трехсот монахов, которых он обучал как религии, так и наукам. Находясь в колледже, он собирал и систематизировал уцелевшие материалы своего учителя Ботрула Ринпоче. Он вернулся в Рахор, где восстановил монашеские практики летнего уединения и церемонии «Осуществления Чистой Земли» ( bde chen zhing sgrub ). Он смог встретиться со своим другом и коллегой Кхенпо Джигме Пунцок в Серте. Ближе к концу своей жизни он построил и жил в отшельничестве недалеко от Дзогчен.
В возрасте шестидесяти восьми лет, в 1990 году, он заболел и скончался рано утром в своем обители, выкрикивая мантру «Пэт!». Свидетели утверждают, что его труп оставался в медитативной позе в течение семи дней, сжимаясь и превращаясь в радужный свет, явление, известное как «радужное тело». Также сообщается, что реликвии упали с неба во время его кремации. Его реликварий был установлен в монастыре Рахор, а мощи также отправлены в Сикким.