Троньерчен

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Благородная Госпожа Тара Троньерчен, грозная, уничтожающая зло, распространяемое девятью вредоносными демонами, духами восьми классов, дамси и [прочими] препятствующими силами
Мантра Благородной Госпожи Тары Троньерчен
Простираюсь перед Тарой, что землю
Бьёт ладонью и ногою попирает.
Нахмурясь грозно, звуком слога ХУМ
Семь уровней подземных сокрушает.

Первое: внешний, или буквальный смысл

Кто является здесь объектом поклонения? Та, что рукою с угрожающей мудрой45 мощно ударяет по поверхности земли, сотрясая все четыре континента и гору Меру, и попирает её ногою, отчего весь мир содрогается и приходит в трепет. Грозно нахмурясь, могучим рёвом слога ХУМ, лучами света и дождём пылающих молний она сокрушает сердца и головы гонпо, дамси, и прочих многочисленных злых духов во всех семи нижних мирах так, что они падают без чувств, [оказываясь] в состоянии Дхарматы. Благородная Госпожа Тара, пред тобой простираюсь! Согласно Таранатхе, семь нижних миров располагаются ниже уровня земли в следующем порядке (снизу вверх):

Земля Асуров (Патала),
Великая Земля (Махатала),
Без Земли (Атала),
Земля Земли (Талатала),
Сок Земли (Расатала),
Превосходная Земля (Сутала),
Чистая Земля (Витала).

Второе: внутренний, общий смысл, наставления для визуализации согласно стадии зарождения в практике Махайоги

На троне из лотоса и луны возникает Благородная Госпожа Троньерчен, чёрная, словно грозовые облака, с одним ликом и двумя руками, в позе царского наслаждения, правая рука сложена в мудру наивысшего даяния, левая – в мудру Трёх Драгоценностей и держит стебель лотоса утпала, распускающийся на уровне уха. В центре лотоса – [ваджрный] пестик. Со звуком ХУМ Тара излучает лучи света, которые превращаются в дождь из пылающих ваджр. Этот свет и удары по земле её рук и ног разрывают головы могущественных злых духов дамси, гонпо и всех сбивающих с пути [демонов], так что они падают, лишившись чувств, и оказываются в состоянии Дхарматы. Созерцая так, повторяйте десятислоговую мантру.

Третье: тайный, скрытый смысл согласно стадии завершения с признаками в практике Ануйоги


Земля – мандала пупочной чакры.
Ногою попирает указывает на то, что стопы абсолютной богини пылающей мудрости огня туммо – это олицетворение Дхармадхату, единства мудрости и пустоты.
Языки пламени – это удары её ладоней.
Из нижней оконечности центрального канала поднимается очищенный огонь Брахмы, чандали, семь раз закручиваясь [по спирали] подобно огненному змею, что символизирует семь уровней подземного мира.
Пылающий жар туммо плавит бодхичитту, заставляя её пролиться и успокоить жар огня страсти.
Это сокрушает, разбивает и развязывает узлы каналов, возникшие в результате действия кармы и вредоносных эмоций.

Четвёртое: окончательный, сокровенный смысл согласно стадии завершения без признаков в практике Атийоги


Земля – это неведение. Её «нечистое» состояние – алая, всеобщая основа возникновения разнообразных привычных тенденций, а «чистое» состояние, Дхармадхату – неизменная природа всеобъемлющей изначальной основы.
Бьёт ладонью и ногою попирает.
Когда происходит встреча с совершенным Учителем, который дарует наставления и прямо, безошибочно приводит к ознакомлению с естественным состоянием, Великим Совершенством, закладывается подобное земле основание, нерушимая, неизменная преданность Учителю как Будде.
Поддержание усердия и мудрости на глубоком пути подобно центральному столбу [в шатре] или «древу жизни». Воззрение, необходимое для успешной сущностной практики двух накоплений, нераздельности пространства и осознавания, подобно глазам. По- стоянная осознанность и практика медитации подобна ногам.
Таким образом, один удар соединяет в себе сущностные, ключевые «точки» двух наивысших путей: «прорыв к изначальной чистоте» (трегчо) и «прыжок в спонтанное присутствие» (тхогал), которые [всегда действуют] вместе подобно рукам и ногам.

Нахмурясь грозно, звуком слога ХУМ
Семь уровней подземных сокрушает.

Шесть сознаний – это сознания пяти органов чувств и омраченное [клешами] ментальное сознание. Вместе с сознанием алаи, всеобъемлющей основой разнообразных привычных склонностей, они составляют семь видов сознания. Когда они и их объекты разрушаются в изначально чистом пространстве дхармадхату, растворяясь подобно исчезающим в небе облакам, то достигается состояние Дхармакаи Самантабхадри, [которое, по своей сути есть] Благородная Госпожа Тара.