Шангпа Кагью
ТРАДИЦИЯ ШАНГПА получила свое название от местности, где был основан монастырь (ок. 1021 г.) тибетцем, которого считают основателем, «возничим» ордена. Это был великий адепт, или махасиддха, Кьюнгпо Налджор Цултрим Гонпо (978–1127? или 1050–1140?), чьи даты еще не установлены удовлетворительно. В своем Справочнике Дхармы Шангпа Конгтрул утверждает:
- Тот, кто носил имя Великого Мастера Шангпа, Великий мастер Кьюнгпо Налджор, посещал бесчисленное множество ученых и совершенных гуру Индии и Тибета. В частности, на юге, западе и по всей Индии он получил бесчисленные наставления от ста пятидесяти ученых и совершенных гуру. Из них было тринадцать особо возвышенных гуру, четыре коренных гуру и несравненная пара дакини вневременного осознания. Когда он получил все их бесценные объяснения и практики дхармы, он обосновался в монастыре Джанчжун в Шан в [Цанг] Йеру. Так он стал известен под именем Великий Лама Шангпа. Циклы дхармы, которым он обучал, носят название Шангпа Дхарма, а линия тех, кто их поддерживает, также известна как Славная линия передачи заповедей Шангпа (Шангпа Кагью).То, что этот великий адепт Кьюнгпо Налджор получил раньше и позже в Индии и Тибете, и чему он обучал своих учеников — всей совокупности бесчисленных учений дхармы — в наши дни невозможно перечислить даже поименно. У этого гуру было шесть способных духовных наследников и восемьдесят тысяч [учеников, которые стали] духовными наставниками, и еще больше тех, кто установил теорию и практику и распространил дхарму. Однако, кроме нескольких особых жизненно важных моментов тайных наставлений по практике, мы не видим [всей] традиции традиции линии преемственности. Из собственной истории жизни великого адепта Кхьюнгпо можно получить лишь очень приблизительный набросок.
Эта биография и биографии его преемников действительно кажутся самым ранним источником и основой всех более поздних описаний. Мы узнаем, что Кьюнгпо Налджор, «йогин из клана Гаруда», сначала обучался традициям Бон и Ньингма в Тибете. Говорят, что он овладел этими учениями и даже привлек сотни учеников. Все еще не удовлетворенный, он отправился в Непал и Индию с большим количеством золота и учился у многих гуру. В частности, он отправился на поиски учителя, который слышал настоящие слова Будды. Его направили к некоей Нигуме, который встречался лицом к лицу с Буддой Ваджрадхарой и часто пировал с множеством женщин на кладбище Сосадвипы. Он отправился туда, чтобы встретиться с дакини лично или в видении, и, пройдя испытание некоторыми страшными переживаниями и словесными оскорблениями, он многократно получил большинство инструкций, представленных в традиции Шангпа, и записал их. Таранатха пишет:
- Великий совершенный мастер Кьюнгпо Налджор, наделенный пятью вершинами, получил множество текстов на санскрите, которые были хорошо известны во всей возвышенной стране Индии. В частности, вечером пятнадцатого дня месяца вайшакха, когда взошла бледная луна, Нигума даровал ему великое посвящение иллюзорного тела в эманационной мандале; а на рассвете во сне он получил сразу шесть доктрин. Позже он получил их от нее дважды лично, так что на самом деле он получил их трижды.
Другой его главной гуру-женщиной была Сукхасиддхи, которая проявила к нему особую доброту, не такую яростную, как темная, облаченная в кости Нигума. Эти двое стали его выдающимися гуру и считаются глубоким источником традиции. Кьюнгпо Налджор получил множество духовных практик и классических текстовых передач от других мастеров Индии, часто по два и три раза. Практика пяти тантр одновременно, передача, полученная в основном от Ваджрасаны, занимает видное место в его жизни, поскольку он смог достичь кульминации каждой из этих важных тантр и проявить их в пяти чакрах своего тела. Его ученик Мокчокпа даже видел его в компании этих божеств, и поэтому он заслужил эпитет «наделенный пятью вершинами» (mthar thug lnga ldan).
Кроме того, он получил еще много учений, охватывающих широкий круг тем. Конгтрул сообщает, что в рамках своего обучения в Индии он изучил все в трех областях: толкование (bshad pa), дебаты (rtsod pa) и достижение (sgrub pa). К сожалению, выжили только последние: в основном пять циклов Нигумы, Сукхасиддхи, Ваджрасаны, Майтрипы и Рахулы, а также различные тайные устные наставления.
Из-за этой специальной концентрации на тех аспектах обширных знаний Кьюнгпо Налджора, которые сохранились, традиция Шангпа стала линией преемственности, которая делает практику совершенной. Кьюнгпо вернулся в Тибет, чтобы распространять учения, основав свою монашескую резиденцию в Чжанчжонг Дорджеден в районе Шан в западной части Цанга((*). Говорят также, что он основал около ста восьми (разумеется) других монастырей за трехлетний период. Ясно, что в ранние годы Шангпа была независимой традицией со своей линией передачи и набором учений. Этот упор на медитацию избавил от необходимости создавать монастырские колледжи для распространения философских исследований.
Действительно, по сей день упор делается на средства для ретрита (sgrub grwa), возможно, больше, чем в любой другой традиции. По этой и другим причинам эти центры практики и независимость линии со временем уменьшились. Шангпа Кагью была частично подчинена другим, более успешным орденам, особенно учреждениям Кагью, Джонанг и Гелугпа. Но следует отметить, что в обычном названии Шангпа Кагью, Кагью буквально означает «наставление (bka') линии передачи (brgyud)» и не указывает на то, что Шангпа является каким-то образом частью Марпа Кагью, в том же смысле, как четыре другие считаются великими и восемь более поздних традиций Кагью, ответвившихся от учеников Гампопы. Тем не менее, истеблишмент Шангпа имел много тесных связей и сторонников внутри Кагью, особенно Карма Кагью, а также «пересекающихся» лам, которые занимали видное место в обоих, таких как сам Джамгон Конгтрул.
Пять Золотых Дхарм Шангпа (Shangs pa gser chos lnga) лежат в основе традиции. Они заслужили это имя из-за огромного количества золота, которое Кьюнгпо Налджор предложил за них. Обычно их изображают схематически с помощью обстрактного устройства живого дерева:
- Корень — Шесть Дхарм Нигумы (rtsa ba ni gu chos drug).
- Ствол — Махамудра из амулета (sdong po phyag chen ga’u ma).
- Ветви — Три ветви на Пути реализации (yal kha lam khyer rnam gsum).
- Цветы — Белая и Красная Кхечари (me tog mkha’ spyod dkar dmar).
- Плод – Бессмертный и Безошибочный ('bras bu 'chi med 'chugs med).
ПРОИСХОЖДЕНИЕ ШАНГПА
С самого начала линия передачи Шангпа была отмечена как автономная и несколько исключительная из-за ваджрной печати Дакини Нигумы, согласно которой Кьюнгпо Налджор ограничивает свои учения одним учеником и что она продолжается в таком индивидуальном порядке до седьмого поколения. Считается, что у Кьюнгпо Налджора были сотни или, возможно, тысячи учеников. Его шестью главными тибетскими учениками были Меу Тонпа, Йорпо Гьямоче, Нгултон Ринванг, Латопа Кончок Кар, Жанг Чесенг и Мокчокпа Ринчен Цондру. Только последний из них получил полные эзотерические наставления Нигумы. Мокчокпа основал монастырь Мокчок, и именно здесь линия передачи тулку продолжала распространять учения Шангпа примерно до 1940 года. В этой запечатанной линии Нигума и Будда Ваджрадхара учитываются номером один, создавая великолепную семерку следующим образом:
- 1. Великий Ваджрадхара
- 2. Нигума, дакини вневременного осознания
- 3. Кедруп Кьюнгпо Налджор (978/990/1050–1128/1140?)
- 4. Мокчокпа Ринчен Цондру (1110–1170)
- 5. Онтон Кьергангпа Чоки Сенге (1154–1217)
- 6. Ньентон Ригонгпа Чоки Шераб (1175–1255)
- 7. Сангье Тонпа Цондру Сенге (1207–1278)
Они стали известны как Семь Драгоценностей Великолепного Шангпы. Некоторые, такие как Лочен Гьюрме Дечен (1540–1615), выдающийся держатель линии, задавались вопросом, что случилось с Лавапой, признанным учителем Нигумы с Востока, или с важностью Атиши Дипанкары в линии передачи. И линия передачи Сукхасиддхи немного отличается, переходя от Ваджрадхары к женщине-будде Найратмье, Сукхасиддхи к Арьядеве, прежде чем попасть к Кхьюнгпо Налджору. Это сделало бы Сангье Тонпу девятым. Как бы то ни было, именно он распространил учение без ограничений в тринадцатом веке. «Тогда, — говорит Конгтрул, — мир Джамбудвипы и окружающие его земли наполнились его искусными учениками».
«Дополнительные исторические рассказы» к «Ста восеми путеводителям Джонанг», перевод Гьюрме Дордже:
- У Дрогона [Сангье] Тонпы было бесчисленное множество учеников, которых он одарил устными наставлениями Умиротворения, Отсечения и наставлениями Джово Атиши, Наропы и так далее; а также устными наставлениями Майтрипы, Рахулы, Ваджрасанапады и других, составляющих священные доктрины Шангпы. Хотя было бесконечное множество тех, кто получил от него часть устных наставлений Нигумы и Сухасиддхи, было трое, кому он даровал зрелую силу и путь освобождения вместе с вспомогательными элементами во всей их полноте - это мастера Айи Сенге, Кхедруб Шангтон и Кхедруб Шону Друб. Хотя существует бесчисленное множество различных передач линии, которые происходят от двух последних, символические значения никогда не различались, потому что они содержатся в «Прояснении Шести Дхарм Дакини Нигумы». Поскольку они не имели надуманных взглядов, они достигли вершины всех линий достижения.
Кхедруп Шангтон (1234-1309 гг.) основал Джакчунг Пал и Джакпа Кагьюпа. Кхедруп Чодже Шону Друп (ум. 1319 г.) основал Ньянгме Самдинг и линию Ньянгме Самдинг. Они представляют собой две основные передачи, которые часто сокращенно называют просто "Джаксам" ('jag bsam). Джак стал известен как место жительства важных авторов Шангпа Джагпа Гьялцен Бум (1261-1334) и его племянника Джагчен Джампа Пал (1310-1391). Последний был одним из учителей Дже Цонкапы (1357-1419), откуда учения Шангпа вошли в школу Гелукпа. Преемственность в этой длинной линии продолжалась от Сангье Тонпы и, начиная с Кхедрупа Шангтона, стала известна как Поздние Семь Драгоценностей:
- 1. Кхедруб Цангма Шангтон (1234-1309)
- 2. Кьюнгпо Цултрим Гонпо (ок. 13-го века).
- 3. Джадрал Ритро Речен Сангье Сенге (нач. 14 в.)
- 4. Шангкарва Ринчен Гьялцен (1353-1434 гг.)
- 5. Ньяме Кунлунг Сангье Палзанг (1398-1465)
- 6. Друпчен Намкха Гьялцен (фл. 14-15 вв.)
- 7. Гьягом Лекпа Гьялцен (род. 15-16 вв.)
- (И далее к Кунга Дролчок, 1507-1566 гг.)
Линии преемственности продолжались непрерывно, и о преемственности Шангпа-гуру говорят, что она состоит исключительно из великих практиков. Их истории можно найти в первом томе одиннадцатитомных «Текстов Шангпа» (частично переведенных в «Риггсе, как иллюзия») и в кратких версиях в 12-м томе «Сокровищницы наставлений» (частично переведенных в «Зангпо», «Вневременное восхищение»), а также в итерации во многих тибетских историях.
В целом существовало двадцать пять линий передачи, поддерживающих Шесть Дхарм Нигумы, расходящихся от этих мастеров, которые известны как длинные линии передачи (ring brgyud). Двадцать четыре были объединены в одну Джакченом Джампа Палом и Самдингпа Шону Друпом. Двадцать пятая линия — это линия, которую держал строитель железных мостов, великий адепт Тангтонг Гьялпо, получивший эту длинную линию от Джангсем Джинпа Зангпо через Мучена Гьялцена Палзанга, ученика Цангма Шангтона. Таким образом, все они были включены в две передачи. Тангтонг Гьялпо также получил глубокие наставления по практикам визионерского опыта самой Дакини Нигумы. Это известно как короткая или прямая линия (nye brgyud). Линия передачи, идущая от Тангтонг Гьялпо, известна как традиция Железного моста (lcags zam lugs) или традиция Тан (thang lugs) и занимает видное место в традиции Шангпа в целом. Подобные обстоятельства пережил великий мастер монастыря Джонанг преподобный Кунга Дролчок (1507–1566), который, как сообщается, получил передачу двадцати пяти строк более ста раз, а также получил прямую передачу во время видений-встреч с Нигумой. В его формулировке "Ста восьми руководств по Джонангу" (jo nang khrid brgya) шесть из них относятся непосредственно к Шангпа Кагью, в то время как большинство имеют происхождение Сакья и Кагью. Имя Джонанг в этом случае отражает обстановку, в которой антология в конечном итоге была составлена, и ее более позднюю передачу через реинкарнацию Кунга Дролчока Таранатху и более позднюю преемственность Шангпа Кагью. Подробности подробно описаны в 18-м томе «Сокровищницы» и искусно переведены покойным Гьюрме Дордже (на англ.), поэтому здесь нет необходимости в дополнительных комментариях. Джонанг Таранатха и, следовательно, его самопровозглашенная реинкарнация, Джамгон Конгтрул, являются прямыми получателями этой линии.
Таким образом, они считаются основными линиями Шангпа Кагью. Хотя в историях им часто пренебрегают, возможно, следует добавить больше о плодовитом Бодонге Чокле Намгьяле (1376–1451), который также получил прямую передачу от двух дакини Нигумы и Сукхасиддхи в возрасте шестнадцати лет. В своем «Каталоге Сокровищницы Драгоценных Наставлений» Джамгон Конгтрул рассказывает об этой истории и о конкретной преемственности, возникшей в результате. Тексты, касающиеся многих традиционных практик Шангпа, можно найти в обширном «Компендиуме таковости» Бодонгпа.
Примечания
- (*) В современном Китае Чжан Чжун - это Наньмулин сянь, к востоку от административного центра округа, вдоль реки Шан. Ближайший крупный город - Шигадзе.