Бодхичарьяаватара глава 9 строфа 7

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 16:09, 6 сентября 2024; Sherab (обсуждение | вклад)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Строфа 9.7 тиб.

འཇིག་རྟེན་གཞུག་པའི་དོན་དུ་ནི། །
མགོན་པོས་དངོས་བསྟན་དེ་ཉིད་དུ། །
དེ་དག་སྐད་ཅིག་མ་ཉིད་མིན། །
ཀུན་རྫོབ་ཏུ་ཡང་འགལ་ཞེ་ན། །

Перевод Урбанаевой И.С.

Ради обращения мира [в Учение]
Покровитель учил о вещах [существующих],
В [абсолютном аспекте] таковости [de nyid du] они не являются [даже] мгновенными [Возражение:]
Но ведь это противоречит даже относительной истине

Перевод Жиронкиной Ю.С.

Дабы приблизить обычных людей к пониманию,
Покровитель учил о “вещах”
Поистине они [даже] не мгновенны, а если [мгновенны] условно,
То здесь усматривается противоречие”.

Машинный перевод

Но чтобы он мог наставлять мирских людей,
Покровитель говорил о "вещах".
Но в действительности они лишены даже мгновенности.
Если вы скажете, что неправильно утверждать, что мгновенное относительно, то в этом нет никакой ошибки.

Комментарий Кхенпо Кунпела

[стих 7] Думая только о способе проявления — его цель состояла в том, чтобы постепенно вести мирских существ (пока еще неспособное понять пустоту) на путь подлинного Срединного Пути — всеобщий защитник, совершенный Будда, учил, что существуют такие вещи, как формы. Но на высшем уровне совокупности и так далее не имеют такого мгновенного бытия, потому что при исследовании они не установлены ни в единственном, ни во множественном числе;¹ они не имеют ни начала, ни прекращения.

Однако шраваки говорят, что если мгновенность не является высшей истиной, то из этого следует, что, поскольку противоречие в том, чтобы постулировать ее как относительную, ее нельзя объяснить в двух истинах. И разум, и авторитет писаний показывают, как мгновенность не может быть постулирована как относительная истина. Ибо, учитывая, что относительное определяется как то, что обычно воспринимается всеми, из этого следует, что мгновенность должна восприниматься даже обычными людьми. Поскольку это не так, мгновенность не является относительной. Наконец, разве сам Владыка не сказал, что видеть мгновенность — значит видеть истинный способ бытия явлений? В ответ на это мы могли бы сказать, что обычные умы мирских людей обмануты иллюзией, созданной возникновением ряда различных сущностей, которые кажутся одинаковыми; они не осознают, что объекты, такие как горшки, мгновенны. Но йоги, которые созерцают способ бытия обычного уровня, видят и устанавливают мгновенную природу явлений — которая, следовательно, относительна для них.²

Примечания

¹ Это ссылка на «аргумент ни одного, ни множества», один из нескольких классических аргументов, используемых в Мадхьямаке для установления конечного статуса явлений. (См. Украшение Срединного Пути, стр.)

² Это ссылка на буддийское учение о непостоянстве, согласно которому кажущийся стабильным объект на самом деле является серией точечных мгновений, вспыхивающих и исчезающих в каждый момент. Каждое мгновение является отдельной сущностью, похожей, но не идентичной сущностям, которые предшествуют и следуют за ним. В отличие от понятия санкхьи о гибком и вечно развивающемся субстрате, изменение согласно Абхидхарме означает замену. Кажущееся единым явление на самом деле является последовательностью отдельных, но подобных событий. Его кажущаяся прочность и непрерывность так же иллюзорны, как круг света, созданный головней, вращающейся в воздухе.

Комментарий Мипама Ринпоче

Следующая строфа объединена с этой >>>

Комментарий Перри Шмидт-Лейкеля

<<< Предыдущая строфа объединена с этой и следующей >>>