Еше Цогьял: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЕШЕ ЦОГЕЛЬ 1. ЗАЧАТИЕ ЕШЕ ЦОГЕЛЬ Мать Победоносных Будд настоящего, прошлого и будуще- го, явившаяся как Еше Цогель, чье имя известно всем, на- копив за много эонов обширное собрание благих заслуг и сорвав покров неведения, породила великую...»)
 
Нет описания правки
 
(не показано 5 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
ИСТОРИЯ ЖИЗНИ ЕШЕ ЦОГЕЛЬ 1. ЗАЧАТИЕ ЕШЕ ЦОГЕЛЬ Мать Победоносных Будд настоящего, прошлого и будуще- го, явившаяся как Еше Цогель, чье имя известно всем, на- копив за много эонов обширное собрание благих заслуг и сорвав покров неведения, породила великую волну состра- дания для блага всех живых существ. Во времена великого святого Танкгу 1 , когда я была дочерью богатого купца, однажды вместе с пятьюстами девицами я явилась перед лицо святого. Познав учение Будды, я дала высший, нерушимый обет достичь просветления. Покинув тело в конце своей жизни, я странствовала по многочисленным полям блаженства, а затем вновь появилась на Земле, вопло- тившись богиней Ганга Деви, и у ног Будды внимала его святым словам. Вернувшись на поля блаженства, я стала бо- ~164~ гиней Сарасвати 2 и даровала свою помощь великому множе- ству живых существ. Когда в Тибете воцарился Трисонг Децен, который был эманацией бодхисаттвы Манджушри, он пригласил великого учителя Падмасамбхаву прийти и утвер дить в стр ане учение Будды. Падмасамбхава явился в Тибет, и после того, как был построен монастырь Самье Линг, а также множество больших и малых храмов в провинциях и пограничных областях, свет учения Будды воссиял, как утреннее солнце. Тогда Падмасамбхава сказал себе: "Пришла пора богине Сара- свати явить свою эманацию для того, чтобы я смог распространить также учение тантры". И немедленно он перенесся в Оргъен 3 , свою истинную обитель. Когда стало известно, что Учитель исчез, ми - нистры и придворные стали говорить, что он казнен за какое-то пре- ступление, царь сказал, что он отправился в долину Сенге Дзонг Сум в Бутане и пребьшает там в медитации, а простой народ гово - рил, что великий Гуру вернулся в Индию. На самом же деле Гуру шествовал через сотни полей бла- женства будды и пребывал там в течение семи лет по челове- ческому исчислению. Наконец он собрал вместе Ваджрадаки- ни, Сарасвати, Тару Бхрикути, дакинь четырех семейств, дакинь священных мест, и, пребывая в блаженстве, он вел нас к блаженству песней блаженства: ХРИ! Из ваджра Гуру, наслаждающегося вожделением без привязанности, В тайное пространство Дакини, в пространство высшего вожделения, Светоносные лучи истекают без истечения. Пришло время вкусить великую тайну чистого блаженства. Тогда из самой середины собрания богинь вышла я, Сарасвати, и ответила Гуру: ХО! Победоносный будда, Херука 4 , Божество Блаженства! Когда ты, великий танцор, Танцуешь девять танцев жизни, Открывается чистое блаженство тайного лотоса. Пришло время явить свою эманацию в мире страданий. "САМАЯ ХО! — воскликнул Гуру. — Даны обеты!" "САМАЯСТВАМ! — ответила я. — Обет — это ты!" " САМАЯ ХРИ — воскликнул Гуру. — Обет — это все!" ~165~ " САМАЯ ТИШТА! — ответила я. — Обет нерушим!" "РАМО ХАМ! — воскликнул Гуру. — Пусть вспыхнет пламя!" " РАГАЯМИ! — ответила я. — Мы пылаем вместе!" Тут слились воедино ваджр Гуру и лотос Дакини, и мы всту - пили в экстаз единения. Пять богинь пяти семейств будды, Локана и ее сестры, воздали нам хвалу, их супруги — Херу-ки — изгнали духов зла, Бодхисаттвы даровали свое благосло вение, четыре хранителя дверей встали на страже у входов в мандалу, четыре ваджрные богини пустились в пляс, а хранители Учения, гневные цари десяти сторон света и дакини Мамо дали обет охранять Учение. От силы блаженства нашего единения весь видимый мир содрогнулся, и из места слияния Гуру и Дакини излились лучи света в форме красной буквы А, окруженной белыми гласными и белой буквы БАМ, окруженной красными согласными буквами, и, подобно сия- ющим метеорам, понеслись в сторону Тибета. Так заканчивается первая глава, в которой рассказывается о том, как Цогель, познав правильное время для покорения живых существ, вступила в сферу видимого бытия. 2. БЛАГИЕ ПРЕДЗНАМЕНОВАНИЯ И РОЖДЕНИЕ Во времена императора Трисонг Децена в одной из провин- ций Тибета правил Карчен Шоннупа, у которого был сын по имени Карчен Пелгьи Вонгчук. Когда Вонгчуку исполни- лось пятнадцать лет, он женился на девушке из рода Нуб, по имени Гетцо. Вскоре после этого его отец умер, и Во- нгчук взял на себя обязанности правителя. Подчиняясь желанию верховного императора и из собственной предан- ности Учению Будды он призвал всех своих подданных об- ратиться в буддизм. Однажды, когда моему отцу, принцу Вонгчуку, было двадцать пять лет, он и моя мать, принцесса, пребывали в любовном соитии. В момент величайшего наслаждения принцессе было видение. С запада появилась золотая пчела, от которой исходил звук, похожий на звук сладкоголосой лютни, и эта пчела растворилась в принце, влетев в него через темя. Одновременно с этим принц увидел приближающуюся к нему из пространства девочку восьми лет, которая пела, играя на лютне. Приблизившись к нему вплотную, она исчезла. ~166~ Вслед за этим земля содрогнулась, разлилось яркое сияние, послышались громовые раскаты и протяжные звуки, похожие на жужжание. Источник, находящийся посреди дворцового двора, превратился в озеро, а также появились многие др угие благоприятные знаки. Той же ночью принцу приснился сон, в котором он увидел у себя в руке восьмилепестковый лотос, из которого исходил свет, проникающий во все концы вселенной. Затем он увидел, как из его головы появилась коралловая ступа, и из Китая, Хора, Кхама, Тибета, Монголии, Бутана и Непала пришло великое множество людей. Одни из них говорили, что они пришли как паломники, чтобы поклониться этой ступе, другие просили да- ровать ее им; некоторые пытались выкрасть ее, а иные хотели забрать силой. Затем в руках у него появилась лютня, которая сама собой начала издавать прекрасные звуки, и множество людей со всего света собралось, чтобы послушать ее. Той же ночью моя мать увидела во сне, что она держит в руках четки с бусинками из красного коралла и белых раковин. Внезапно из коралла потекла кровь, а из раковин молоко, и множество людей собралось, чтобы вкусить этот напиток, но кровь и молоко не иссякали. Вся вселенная наполнилась красны м и белым нектаром, и раздался голос, сказавший, что поток его не иссякнет до скончания зона. На следующее утро, на восходе солнца, явилась прекрасная девушка, дитя богов, невиданная прежде. Она возвестила по- явление в доме принца Трех Драгоценностей и немедленно исчезла. Девять месяцев спустя во дворце послышались звуки гласных санскритского алфавита, зазвучала мантра ХРИ ГУРУ ПАД- МА ВАДЖРА АХ, и кто-то невидимый непрерывно читал тексты тантр. И в год птицы, на восходе солнца десятого дня месяца обезьяны, Гетцо, моя мать, безболезненно родила дочь. Земля сотряслась, раздались раскаты грома, с неба посыпал- ся цветочный дождь. Озеро перед дворцом увеличилось в размерах, а на его берегах расцвели красные и белые цветы. Дворец покрылся сетью радужных лучей, а в небе между облаков появилось множество обнаженных до пояса богинь — небесных танцовщиц. Они играли на лютнях и пели песнь 6лагопожеланий: ХРИ! Твоя дхармакая — пространство чистого блаженства Кунтузангмо 5 ; Твоя самбхогакая — дакини Ваджрайогиня; В явленном теле ты — мать Победоносных (будд): Будь счастлива! ~167~ Твоя дхармакая — пустотная сфера Ваджрадакини; Твоя самбхогакая — Сарасвати, мать Победоносных настоящего, прошлого и будущего; Твое явленное тело наделено наивысшими совершенствами: Пусть тебе сопутствует победа! Твоя дхармакая — природа чистого сознания; Твоя самбхогакая — семиглазая Белая Тара, мать сострадания; Твое явленное тело наделено наивысшим разумением: Хвала тебе! И, просыпав на землю цветочный дождь, богини раствори- лись в пространстве. Едва появившись на свет, я воскликнула: "Хвала святому из Оргьена!" На моем розовом теле не было следов нечистот утробы, у меня были зубы цвета белой морской раковины и ниспадающие на спину волосы. Когда моя мать поднесла к моему рту ложку растопленного ячьего масла, я сказала: Я, йогиня, явилась в этот мир! Я так долго вкушала неземную пищу, Что позабыла вкус пищи земной. Но для радости моих родителей Я стану вкушать эту пищу Как субстанцию тайного учения, Я проглочу ее, как океан сансары, Чтобы насытиться знанием и постижением. Тогда принц, мой отец, сказал: "Несомненно, это необыкно- венное дитя. Она станет либо великой махасиддхой, либо супругой правителя вселенной. Мы назовем ее Цогель (Дакини Океана), поскольку при ее рождении озеро увеличилось в размерах" . Чер ез месяц я уже выглядела как восьмилетний ребенок. Десять лет мои родители скрывали меня от постороннего взгля- да. Когда же мне исполнилось десять лет, мое тело обрело совершенные формы, и толпы людей со всего Тибета, из Китая, Хора, Джанга и Непала приходили взглянуть на меня. Так заканчивается вторая глава, повествующая о том, как Цогель сошла на Землю, чтобы научить тибетцев истин- ной дхарме. ~168~ 3. РАЗОЧАРОВАНИЕ В МИРСКОЙ ЖИЗНИ И ВСТРЕЧА С УЧИТЕЛЕМ Когда множество женихов, искавших моей руки, явились в Карчен, мои родители стали совещаться между собой о моем замужестве. Было решено, что я не достанусь ни одному из них без соизволения самого императора, поскольку разочаро- вание такого множества сильных мужчин может стать причи- ной больших бед. Когда это решение было объявлено, все соискатели разъехались по своим домам. Вскоре после этого из Карчу приехал принц Пельги Шонну Карчу па искать моей руки. Он привел с собой триста мулов и лошадей, нагруженных подарками. Одновременно с ним приехал принц Дорже Вангчук из Зуркхара и привез с собой не меньше сокровищ. Мои родители не знали, кому из них ответить согласием, а кому отказать, поэтому мне была предоставлена возможность сделать свой собственный выбор. "Я не выйду ни за одного из них, — сказала я, — иначе мне придется влачить жалкое существование, погрузившись в мирские заботы. Трудно обрести желанное освобождение. Прошу вас, мои родители, подумайте об этом!" Но хотя я непрестанно умоляла их такими словами, мои родители были непреклонны. "Мы не знаем лучшего места во всей все- ленной, чем дворцы этих двух принцев, — сказал мне отец. — Такую дикарку, как ты, не выдать замуж ни в Китай, ни в Хор. Поэтому я выдам тебя замуж за одного из этих двух принцев". А принцам он сказал: "Моя дочь не желает выходить за- муж ни за одного из вас. Вы оба — сильные мужчины и знаете, что такое состязание. Поэтому я выведу ее из дворца; кто первый возложит на нее руки, тому она и достанется. А проигравший не должен роптать. Если же кто-нибудь из вас причинит ей вред, я обращусь к верховному императору с просьбой покарать его" . Затем на меня надели лучшее платье, мой отец велел сна- рядить сотню лошадей с драгоценными подарками и едой мне в дорогу, и я была насильно выведена из дворца. Как только я оказалась за воротами, принцы бросились ко мне, и Сантипа, слуга принца Карчупы, подбежав первым, схватил меня и попытался увести прочь. Но я обхватила руками и ногами придорожный камень и прилипла к нему, как кусок глины, так что он не мог сдвинуть меня с места. Тогда слуги Карчупы схватили железные прутья, обнажили мою спину и стали нещадно избивать меня. Я же кричала им: Это тело возникло в результате усилий, Совершенных в сотнях тысяч воплощений. ~ 169~ Если я не смогу использовать его Для обретения просветления, Я все равно не смешаю его с грязью сансарического бытия. В Карчу вы — могущественные и благородные люди, Но могущество не поможет вам обрести мудрость. Убейте меня — я не боюсь смерти. Слуга Сантипа отвечал мне: Девушка, у тебя красивое тело. Своим видом ты взволновала сердце принца; Ты — как сухая фасоль: Гладкая снаружи и твердая внутри. Оставь свои глупости и стань принцессой Карчена. Я отвечала: Трудно обрести драгоценное тело В человеческом рождении, А такое тело, как у вас, обрести легко. Ваши греховные тела нельзя даже назвать человеческими. Зачем мне идти с вами И становиться принцессой Карчена? Тогда слуги вновь начали избивать меня железными прутьями и били до тех пор, пока моя спина не превратилась в сплошную кровоточащую рану; тогда, не в силах сносить боль, я встала и пошла с ними. Вечером принц и его слуги остановились на ноч лег в Дракда. Они так радовались своему успеху, что принялись пить чанг, петь и танцевать. Я же от горя плакала кровавыми слезами. Много планов проносилось в моей голове, но бежать было невозможно. Голосом, дрожащим от печали, я произнесла такую молитву к буддам десяти сторон света: О будды и бодхисаттвы, защитники людей, Хранители, наделенные состраданием и магической силой, Могущественные воины с очами мудрости''. Настало время исполнить ваши обеты сострадания. Мои мысли, чистые, как горные снега, Сейчас чернее, чем сажа на котлах этих демонов в людском обличье; Будды и бодхисаттвы, сжальтесь надо мной! ~170~ Моя праведность, драгоценная, как золотой сосуд, Сейчас не более ценна, чем бронзовые кружки в руках у этих демонов; Защитники, наделенные очами мудрости, Явите свое понимание! Мое чистое устремление, Драгоценность-исполняющая-же лания, Сейчас не более ценно, Чем камни на дороге этих демонов; Хранители, явите свою магическую силу! Я хотела обрести просветление В этом теле и в этой жизни, Но они швырнули меня в океан сансары; Отвратите от меня злую участь, Сострадательные защитники! После того как я прочла эту молитву, принц и вся его свита, напившись пьяными, заснули. Я же оседлала лошадь и немед- ленно бежала оттуда. Через долины и горные перевалы я дви- галась на юг. Проснувшись наутро, принц был страшно рас- сержен моим исчезновением. Он искал меня по всему Карчену, но, не добившись успеха, вернулся домой в Карчу. Между тем Гуру Падмасамбхава вернулся из Оргьена в Чимпу, и вероломные министры императора решили убить его. Они отправились в Чимпу, но испугались, увидев далеко впереди столб огня, поднимающийся до самого неба, и, при- стыженные, вернулись в Самье. Там они обратились к импе- ратору с такими словами: О повелитель вселенной, царь людей, Божественный правитель! Этот злобный демон из чужих краев, Которого мы изгнали в Туркхар, Ныне живет в Чимпу, в пределах твоей страны. Убить ли нам его или изгнать вновь? Но император подумал про себя: "Этот учитель владеет знани- ем, благодаря которому можно обрести просветление в течение одной жизни. Нужно попросить у него наставления" . И он послал к Гуру переводчиков с золотыми сосудами и с пригла- шением явиться во дворец. Гуру принял приглашение и отпра- вился из Чимпу через узкую долину, в которой, как он знал, злобные министры с отрядом вооруженных воинов устроили ему засаду. Приблизившись к этому месту, он отправил пере- водчиков вперед, а сам поднял руки в устрашающем жесте, ~171~ трижды произнес звук "ХУМ!" и вознесся в небо. Там он явил форму Гуру Драгпо 7 , стоя внутри бушующего пламени, языки которого достигали пределов Вселенной, и его враги, потеряв сознание, упали на землю. Затем, оставаясь невиди- мым для других, он явился в таком же виде императору, и тот лишился рассудка от страха. Тогда Гуру явил мирную мандалу Падмасамбхавы. Император снова пришел в себя, совершил многочисленные простирания перед учителем и сде- лал обширное подношение ганачакры 8 . "Еще не пришло время раскрывать тебе тантрические тай- ны, — сказал ему Гуру. — Очисти свой ум, следуя постепенному методу махаяны, и повтори свое подношение год спус тя". Я же после своего бегства поселилась в долине Вомпу Такцанг, питаясь плодами деревьев и одеваясь в одежды, сотканные из волокон хлопкового дерева. Но Зуркхарпа, неудачливый жених, разузнал, где я нахожусь, и послал три сотни вооруженных воинов в долину Вомпу. Они нашли меня и силой отвезли к своему господину. Когда Карчупа, которому я досталась согласно условиям состязания, услышал об этом, он послал моему отцу письмо, в котором сообщал о моем бегстве и пребывании в руках у Зуркхарпы. "Если это произошло с твоего ведома, — писал он, — то я нападу на твою страну. Если же нет, то буду воевать с княжеством Зуркхар" . Отец ответил, что он не имеет никаких сведений обо мне с тех пор, как я покинула дом, и приготовил свои войска к обороне. Зуркхарпа, зная, что меня могут попытаться отнять у него силой, также собрал своих воинов. Таким образом, все три княжества были готовы начать войну друг с другом. Об этом узнал император Трисонг Децен, и он отправил моему отцу такое послание: "Слушай и повинуйся, Карчен Пелгьи Вонгчук: кто противоречит воле императора, будет разорен и уничтожен. Твоя прекрасная дочь достойна того, чтобы стать моей женой. Тот же из моих подданных, кто выступит с войной, будет предан смерти". Отец написал в ответ, что он счастлив отдать свою дочь в жены верховному правителю. Тогда император отправился в Зуркхар с девятью сотнями всадников и привел Зуркхарпу в смятение. Но Карченпа нашел выход из трудного положения. Поскольку кроме меня у него было еще две дочери, он выдал старшую, Дечен Цо, замуж за Карчу Дорже, а младшую, Ньима Цо, за Зукхар Шонну, и оба принца были удовлетво - рены. А поскольку император Трисонг Децен забрал меня к себе во дворец, оба претендента потеряли всякую надежду обрести меня.
[[Image:YesheTsogyal1.jpg|мини|справа|400px|'''Еше Цогьял - c большой фрески в [[Монастырь Самье|Самье]].''']]
 
'''Еше Цогьял''' (тиб. ཡེ་ཤེས་མཚོ་རྒྱལ། Вайли: ye shes mtsho rgyal) - главная супруга [[Падмасамбхава|Гуру Падмасамбхавы]]. Она была Ваджраварахи в человеческой форме, а также эманацией Тары и [[Буддхалочана|Буддхалочаны]].
 
Источники о жизни Еше Цогьял (ye shes mtsho rgyal) не сходятся в основных биографических данных. Обычно считается, что она родилась в год птицы в восьмом веке в области Драк (sgrags). В самой известной версии ее жизни, написанной [[Такшам Нуден Дордже|Такшамом Нуден Дордже]] (Stag sham nu ldan rdo rje, р. 1655), ее родителей зовут Пелгий Вангчук (dpal gyi dbang phyug) из клана Кхарчен (mkhar chen) и Гецо (dge mtsho), женщина из клана Нуб (gnubs). Согласно [[Джамгон Конгтрул Лодро Тае|Джамгону Конгтрулу]] ('jam mgon kong sprul, 1813-1899), который ссылается на Завещание Падмы (padma bka' thang), Пелги Вангчук был братом Еше Цогьял; их отца звали Намкха Еше (nam mkha' ye shes), а мать - Нубма Гева Бум (gnubs mo dge ba 'bum).
 
Считается, что Еше Цогьял была женой тибетского царя [[Трисонг Децен|Трисонга Децена]] (khri srong lde'u btsan, 742-796), но в императорских записях она не засвидетельствована; в каменных надписях, где приводятся имена жен царя, она не упоминается. В некоторых версиях "Хроник Ба", одной из самых ранних сохранившихся исторических записей Тибета, некая Кхарчен За Цогьял (mkhar chen bza' mtsho rgyal) указана как жена Трисонг Децена, с объяснением, что она занималась медитацией и поэтому не оставила детей. Однако, возможно, этот отрывок был вставлен в текст позднее, что усложняет ее идентификацию как жены царя.
 
== Краткая иография ==
 
Во времена императора [[Трисонг Децен|Трисонг Децена]] в одной из провинций [[Тибет]]а правил Карчен Шоннупа, у которого был сын по имени Карчен Пелгьи Вонгчук. Когда Вонгчуку исполнилось пятнадцать лет, он женился на девушке из рода Нуб, по имени Гетцо. Они и стали родителями прекрасной принцессы из Карчена, во время появления которой на свет произошли чудесные предзнаменования.
 
Через месяц Цогьял уже выглядела как восьмилетний ребёнок. Десять лет родители скрывали ее от постороннего взгляда. Когда же ей исполнилось десять лет, ее тело обрело совершенные формы, и толпы людей со всего [[Тибет]]а, из [[Китая|Китая]], Хора, Джанга и [[Непал|Непала]] приходили взглянуть на нее. Родители решили женить Цогьял на каком нибудь из принцев который добивался ее руки. Она была против, но ее насильно выдали замуж. Во время путешествия, она сбежала и поселилась в долине Вомпу Такцанг, питаясь плодами деревьев и одеваясь в одежды, сотканные из волокон хлопкового дерева. Но Зуркхарпа, неудачливый жених, разузнал, где она находиться, и послал три сотни вооружённых воинов в долину Вомпу. Они нашли ее и силой отвезли к своему господину. Одним словом назревал военно-политический конфликт, и тогда мудрый царь [[Трисонг Децен]], дабы разрядить обстановку сам женился на Цогьял. Вскоре [[Трисонг Децен]] снова пригласил к себе [[Падмасамбхава|Падмасамбхаву]]. Когда [[Падмасамбхава|Гуру Римпоче]] воссел на приготовленный для него трон, украшенный драгоценными камнями, император устроил обильное подношение [[ганачакра|ганачакры]] и поднёс учителю целую гору драгоценностей. Кроме того, была сделана мандала из золота и драгоценных камней, символизирующая всё царство [[Трисонг Децен|Трисонг Децена]]. А в качестве внутреннего подношения он предложил учителю Еше Цогьял. [[Падмасамбхава|Гуру Римпоче]] одарил царя необычайными учениями [[тантра|тантры]], тайными словами, что превыше [[карма|кармы]] и закона причин и следствий. После этого Гуру сделал Еше Цогьял своей супругой, дал ей необходимые посвящения, и они отправились в [[Чимпу]] выполнять практику тайной йоги.  
*В [[Чимпу]] учитель, прежде всего, наставил Еше Цогель в основах праведной жизни, объяснив ей [[Четыре Благородные Истины]] [[Будда Гаутама|Будды Шакьямуни]].  
*Затем она изучила Трипитаку, узнала о законе кармы и о том, что следует культивировать, а чего избегать в своём поведении.  
*Она в совершенстве усвоила знания шести низших колесниц. Там же ей явилась богиня [[Сарасвати]] и наделила способностью сразу и навсегда запоминать всё прочитанное и услышанное.  
*Цогьял дала обещание хранить основные обеты тела, речи и ума будды и двадцать пять побочных обетов. Главным, коренным обетом является обет просветлённого ума, бодхичитты, то есть обет пребывать в той сфере, где с безначальных времён всякое тело по своей сути есть божество, всякая речь – мантра, а мысль представляет собой незагрязнённую суть всякого опыта.
**Обеты тела будды существуют относительно учителя и своих духовных братьев, и хранение этого обета состоит в почитании их телом, речью и умом.
**Обеты речи будды существуют относительно главного божества мандалы ([[идам]]а), его [[мантра|мантры]] и [[мудра|мудры]]. Метод хранения этих обетов состоит в единении с мандалами гуру, [[идам]]а и [[дакини]] своими телом речью и умом посредством непрерывной практики.
**Обеты ума будды состоят в поддержании видения, медитации и образа действий; видение – это глубинное постижение природы ума, а действия, порождаемые такой медитацией, включают в себя все внешние, внутренние и тайные действия. Метод хранения этих обетов состоит в хранении тайн, таких, как неразглашение имени своего [[идам]]а, его [[мантра|мантры]], признаков своего достижения и прочих тайн.
*Кроме того,[[Падмасамбхава|Гуру Римпоче]] преподал ей знание о двадцати пяти побочных обетах:
**пяти действиях, которые следует совершать,  
**пяти веществах, которые следует радостно принимать,  
**пяти достижениях, которые следует осуществить,  
**пяти эмоциях, которые не следует подавлять, и  
**пяти категориях знания, которые следует постичь.
 
И поскольку она поняла, что посвящение и наделение силами есть ключ к мистериям тантры, а обеты являются источником этих сил, она нерушимо хранила все обеты. После этого в Яма Лунге, возле [[Самье]], Гуру даровал Цогьял высшие посвящения, ввёл в мандалу тантрических божеств. И они пребывали в единстве. [[Падмасамбхава|Гуру Римпоче]] даровал множество псвящений и наставлений, они много практиковали в различных пещерах. Так Цогьял обрела плоды внешнего, внутреннего и тайного посвящений. Еше Цогьял много путешествовала по [[Тибет|Тибету]] и совершила множество чудес, даровала бесчетное количество учений и посвящений множеству учеников.
 
В третий день месяца птицы, в год, когда ей исполнилось 211 лет, находясь в верхней пещере Падма Ганга, она объявила своим ученикам, что они должны отправиться на вершину Запу, чтобы увидеть мистерию, которая состоится там, на Медно-цветной Горе, в восьмой день лунного месяца. она отправилась на вершину Запу, взяв с собой одиннадцать ближайших учеников и около полусотни последователей. На седьмой день она обнаружила на вершине Запу пещеру, формой напоминающую мудру намасте. Там они провели ночь. Цогьял дала своим ученикам двадцать девять кратких учений, а затем, совершив подношение ганачакры, устанавливающей единство с ламой, ее ученики собрались вокруг, и она по просьбе каждого из них дала им подробные личные наставления.  
В утренних сумерках десятого дня появились четыре царя-хранителя Учения во главе несметного полчища внешних, внутренних и тайных дамченов, а также духов и демонов восьми и двенадцати классов. «Стража из Нгаяб Линга прибыла в полном составе, сказали они. – Мы готовы сопровождать тебя, Дакини Сияющего Синего Света, в чистую обитель дакинь».
 
С первыми лучами солнца перед Еше Цогьял подобно падающей звезде появились четыре дакини в форме восьми лепесткового лотоса. И тогда, приняв форму Ваджрайогини с барабанчиком «[[дамару]]» в правой руке с чашей из черепа в левой, Цогьял встала на эту повозку она дала последнии наставления.  
Закончив говорить, она испустила ослепительное радужное сияние, а затем растворилась в капле синего света размером с кунжутное зерно и исчезла.
 
== Внешние ссылки ==
*{{LH|tibetan-masters/jamgon-kongtrul/tamburas-yearning-song-of-devotion| The Tambura’s Yearning Song of Devotion: A Prayer Summarising Khandro Yeshé Tsogyal’s Life and Liberation}}
*{{LH|tibetan-masters/pema-lingpa/yeshe-tsogyals-prayer|Yeshe Tsogyal's Prayer}}
*{{TBRC|P7695|TBRC Profile}}
* [http://www.vkr.org/index.cfm Сайт Кхандро Ринпоче воплощения Еше Цогьял]
 
== См. также ==
*[[Падмасамбхава]]
 
[[Категория:Мастера Дзогчен]]
[[Категория:Мастера Ньингма]]
[[Категория:25 учеников Гуру Ринпоче]]

Текущая версия от 16:05, 28 декабря 2023

Еше Цогьял - c большой фрески в Самье.

Еше Цогьял (тиб. ཡེ་ཤེས་མཚོ་རྒྱལ། Вайли: ye shes mtsho rgyal) - главная супруга Гуру Падмасамбхавы. Она была Ваджраварахи в человеческой форме, а также эманацией Тары и Буддхалочаны.

Источники о жизни Еше Цогьял (ye shes mtsho rgyal) не сходятся в основных биографических данных. Обычно считается, что она родилась в год птицы в восьмом веке в области Драк (sgrags). В самой известной версии ее жизни, написанной Такшамом Нуден Дордже (Stag sham nu ldan rdo rje, р. 1655), ее родителей зовут Пелгий Вангчук (dpal gyi dbang phyug) из клана Кхарчен (mkhar chen) и Гецо (dge mtsho), женщина из клана Нуб (gnubs). Согласно Джамгону Конгтрулу ('jam mgon kong sprul, 1813-1899), который ссылается на Завещание Падмы (padma bka' thang), Пелги Вангчук был братом Еше Цогьял; их отца звали Намкха Еше (nam mkha' ye shes), а мать - Нубма Гева Бум (gnubs mo dge ba 'bum).

Считается, что Еше Цогьял была женой тибетского царя Трисонга Децена (khri srong lde'u btsan, 742-796), но в императорских записях она не засвидетельствована; в каменных надписях, где приводятся имена жен царя, она не упоминается. В некоторых версиях "Хроник Ба", одной из самых ранних сохранившихся исторических записей Тибета, некая Кхарчен За Цогьял (mkhar chen bza' mtsho rgyal) указана как жена Трисонг Децена, с объяснением, что она занималась медитацией и поэтому не оставила детей. Однако, возможно, этот отрывок был вставлен в текст позднее, что усложняет ее идентификацию как жены царя.

Краткая иография

Во времена императора Трисонг Децена в одной из провинций Тибета правил Карчен Шоннупа, у которого был сын по имени Карчен Пелгьи Вонгчук. Когда Вонгчуку исполнилось пятнадцать лет, он женился на девушке из рода Нуб, по имени Гетцо. Они и стали родителями прекрасной принцессы из Карчена, во время появления которой на свет произошли чудесные предзнаменования.

Через месяц Цогьял уже выглядела как восьмилетний ребёнок. Десять лет родители скрывали ее от постороннего взгляда. Когда же ей исполнилось десять лет, ее тело обрело совершенные формы, и толпы людей со всего Тибета, из Китая, Хора, Джанга и Непала приходили взглянуть на нее. Родители решили женить Цогьял на каком нибудь из принцев который добивался ее руки. Она была против, но ее насильно выдали замуж. Во время путешествия, она сбежала и поселилась в долине Вомпу Такцанг, питаясь плодами деревьев и одеваясь в одежды, сотканные из волокон хлопкового дерева. Но Зуркхарпа, неудачливый жених, разузнал, где она находиться, и послал три сотни вооружённых воинов в долину Вомпу. Они нашли ее и силой отвезли к своему господину. Одним словом назревал военно-политический конфликт, и тогда мудрый царь Трисонг Децен, дабы разрядить обстановку сам женился на Цогьял. Вскоре Трисонг Децен снова пригласил к себе Падмасамбхаву. Когда Гуру Римпоче воссел на приготовленный для него трон, украшенный драгоценными камнями, император устроил обильное подношение ганачакры и поднёс учителю целую гору драгоценностей. Кроме того, была сделана мандала из золота и драгоценных камней, символизирующая всё царство Трисонг Децена. А в качестве внутреннего подношения он предложил учителю Еше Цогьял. Гуру Римпоче одарил царя необычайными учениями тантры, тайными словами, что превыше кармы и закона причин и следствий. После этого Гуру сделал Еше Цогьял своей супругой, дал ей необходимые посвящения, и они отправились в Чимпу выполнять практику тайной йоги.

  • В Чимпу учитель, прежде всего, наставил Еше Цогель в основах праведной жизни, объяснив ей Четыре Благородные Истины Будды Шакьямуни.
  • Затем она изучила Трипитаку, узнала о законе кармы и о том, что следует культивировать, а чего избегать в своём поведении.
  • Она в совершенстве усвоила знания шести низших колесниц. Там же ей явилась богиня Сарасвати и наделила способностью сразу и навсегда запоминать всё прочитанное и услышанное.
  • Цогьял дала обещание хранить основные обеты тела, речи и ума будды и двадцать пять побочных обетов. Главным, коренным обетом является обет просветлённого ума, бодхичитты, то есть обет пребывать в той сфере, где с безначальных времён всякое тело по своей сути есть божество, всякая речь – мантра, а мысль представляет собой незагрязнённую суть всякого опыта.
    • Обеты тела будды существуют относительно учителя и своих духовных братьев, и хранение этого обета состоит в почитании их телом, речью и умом.
    • Обеты речи будды существуют относительно главного божества мандалы (идама), его мантры и мудры. Метод хранения этих обетов состоит в единении с мандалами гуру, идама и дакини своими телом речью и умом посредством непрерывной практики.
    • Обеты ума будды состоят в поддержании видения, медитации и образа действий; видение – это глубинное постижение природы ума, а действия, порождаемые такой медитацией, включают в себя все внешние, внутренние и тайные действия. Метод хранения этих обетов состоит в хранении тайн, таких, как неразглашение имени своего идама, его мантры, признаков своего достижения и прочих тайн.
  • Кроме того,Гуру Римпоче преподал ей знание о двадцати пяти побочных обетах:
    • пяти действиях, которые следует совершать,
    • пяти веществах, которые следует радостно принимать,
    • пяти достижениях, которые следует осуществить,
    • пяти эмоциях, которые не следует подавлять, и
    • пяти категориях знания, которые следует постичь.

И поскольку она поняла, что посвящение и наделение силами есть ключ к мистериям тантры, а обеты являются источником этих сил, она нерушимо хранила все обеты. После этого в Яма Лунге, возле Самье, Гуру даровал Цогьял высшие посвящения, ввёл в мандалу тантрических божеств. И они пребывали в единстве. Гуру Римпоче даровал множество псвящений и наставлений, они много практиковали в различных пещерах. Так Цогьял обрела плоды внешнего, внутреннего и тайного посвящений. Еше Цогьял много путешествовала по Тибету и совершила множество чудес, даровала бесчетное количество учений и посвящений множеству учеников.

В третий день месяца птицы, в год, когда ей исполнилось 211 лет, находясь в верхней пещере Падма Ганга, она объявила своим ученикам, что они должны отправиться на вершину Запу, чтобы увидеть мистерию, которая состоится там, на Медно-цветной Горе, в восьмой день лунного месяца. она отправилась на вершину Запу, взяв с собой одиннадцать ближайших учеников и около полусотни последователей. На седьмой день она обнаружила на вершине Запу пещеру, формой напоминающую мудру намасте. Там они провели ночь. Цогьял дала своим ученикам двадцать девять кратких учений, а затем, совершив подношение ганачакры, устанавливающей единство с ламой, ее ученики собрались вокруг, и она по просьбе каждого из них дала им подробные личные наставления. В утренних сумерках десятого дня появились четыре царя-хранителя Учения во главе несметного полчища внешних, внутренних и тайных дамченов, а также духов и демонов восьми и двенадцати классов. «Стража из Нгаяб Линга прибыла в полном составе, сказали они. – Мы готовы сопровождать тебя, Дакини Сияющего Синего Света, в чистую обитель дакинь».

С первыми лучами солнца перед Еше Цогьял подобно падающей звезде появились четыре дакини в форме восьми лепесткового лотоса. И тогда, приняв форму Ваджрайогини с барабанчиком «дамару» в правой руке с чашей из черепа в левой, Цогьял встала на эту повозку она дала последнии наставления. Закончив говорить, она испустила ослепительное радужное сияние, а затем растворилась в капле синего света размером с кунжутное зерно и исчезла.

Внешние ссылки

См. также