Абхаякарагупта: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) |
||
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
''' | [[Изображение:Abhayakaragupta.jpg|мини|справа|400px|Абхаякарагупта]] | ||
'''АБХАЯКАРАГУПТА''' (санскр. Абхаякарагупта; Тиб. འཇིགས་མེད་འབྱུང་གནས་སྦས་པ་, jikmé jungné bepa, Wyl. 'jigs med 'byung gnas sbas pa ум.c.1125) — бенгальский учёный, преподававший в Викрамашиле и Одантапури. Он был учеником [[Шантипа|Ратнакарашанти]]. Он написал работы как по сутре, так и по тантре и сотрудничал с тибетскими переводчиками над более чем 130 текстами. Он был автором «Лунного света точек» (санскр. Мармакаумуди), комментария к [[Восьмитысячная Праджняпарамита|«Сутре совершенства мудрости в восьми тысячах строк»]]. | |||
== Работы == | == Работы == | ||
Строка 16: | Строка 17: | ||
== Согласно Принстонскому словарю == | == Согласно Принстонскому словарю == | ||
''' | '''АБХАЯКАРАГУПТА (Вайли. ’Jigs med ’byung gnas sbas pa, d. c. 1125).''' | ||
Индийский тантрический буддийский мастер, родившийся в семье брахмана в Ориссе или на северо-востоке Индии недалеко от Бенгалии. Источники различаются относительно дат его рождения и смерти, хотя большинство согласны с тем, что он был современником царя Палы Рамапалы, который начал свое правление в последней четверти одиннадцатого века. Абхаякарагупта стал буддийским монахом в ответ на пророческое видение и интенсивно обучался эзотерическим практикам [[тантры]], тем не менее сохраняя свою монашескую дисциплину ([[виная]]). Абхаякарагупта работал в монастырском университете [[викрамашила]] в Бихаре и прославился как ученый и учитель. Он был плодовитым автором, составившим трактаты во многих областях буддийской доктрины, включая монашескую дисциплину и философию, а также тантрическую ритуальную практику и иконографию. Многие санскритские рукописи его работ сохранились в Индии, Непале и Тибете, и его сочинения пользовались влиянием как в Индии, так и среди буддистов-невари в Непале. | Индийский тантрический буддийский мастер, родившийся в семье брахмана в Ориссе или на северо-востоке Индии недалеко от Бенгалии. Источники различаются относительно дат его рождения и смерти, хотя большинство согласны с тем, что он был современником царя Палы Рамапалы, который начал свое правление в последней четверти одиннадцатого века. Абхаякарагупта стал буддийским монахом в ответ на пророческое видение и интенсивно обучался эзотерическим практикам [[тантры]], тем не менее сохраняя свою монашескую дисциплину ([[виная]]). Абхаякарагупта работал в монастырском университете [[викрамашила]] в Бихаре и прославился как ученый и учитель. Он был плодовитым автором, составившим трактаты во многих областях буддийской доктрины, включая монашескую дисциплину и философию, а также тантрическую ритуальную практику и иконографию. Многие санскритские рукописи его работ сохранились в Индии, Непале и Тибете, и его сочинения пользовались влиянием как в Индии, так и среди буддистов-невари в Непале. | ||
Строка 23: | Строка 24: | ||
На сегодняшний день наиболее известными на Западе произведениями Абхаякарагупты являются его трактаты по тантрической иконографии, '''Ваджравали''' и '''Нишпаннайогавали''', а также его синкретический трактат [[абхидхарма]] Муниматаламкара. | На сегодняшний день наиболее известными на Западе произведениями Абхаякарагупты являются его трактаты по тантрической иконографии, '''Ваджравали''' и '''Нишпаннайогавали''', а также его синкретический трактат [[абхидхарма]] Муниматаламкара. | ||
{{Принстон}} | {{Принстон}} | ||
[[Категория: | [[Категория:Индийские мастера]] | ||
[[Категория:Принстонский словарь А]] | [[Категория:Принстонский словарь А]] |
Текущая версия от 09:40, 5 января 2024
АБХАЯКАРАГУПТА (санскр. Абхаякарагупта; Тиб. འཇིགས་མེད་འབྱུང་གནས་སྦས་པ་, jikmé jungné bepa, Wyl. 'jigs med 'byung gnas sbas pa ум.c.1125) — бенгальский учёный, преподававший в Викрамашиле и Одантапури. Он был учеником Ратнакарашанти. Он написал работы как по сутре, так и по тантре и сотрудничал с тибетскими переводчиками над более чем 130 текстами. Он был автором «Лунного света точек» (санскр. Мармакаумуди), комментария к «Сутре совершенства мудрости в восьми тысячах строк».
Работы
Абхаякарагупта был плодовитым учёным, написавшим множество работ на санскрите, а также переведшим тексты садханы на тибетский язык. В тибетском каноне перечислено 27 его произведений, в том числе:
- Ваджравалимандопаика, трактат по буддийской тантре.
- Амная-манджари, комментарий к Сампутатантре.
- Мармакаумуди («Лунный свет точек»), комментарий к Сутре совершенства мудрости в восьми тысячах строк.
- Океан средств достижения (тиб. sgrub thabs rgya mtsho )
- Муниматаламкара («Украшение мысли покорителя», тиб. thub pa'i dgongs rgyan), энциклопедический трактат Махаяны, основанный на «Абхисамаяланкаре» Майтрейи.
- Нишпаннайогавали (Гирлянда завершенных йог), текст, в котором объясняется, как рисовать 26 видов мандал.
- Джйотирманджари обсуждает огненный ритуал (хома).
- Калачакраватара (Введение в колесо времени).
- Упадешаманджари объясняет стадии зарождения и стадии завершения.
Согласно Принстонскому словарю
АБХАЯКАРАГУПТА (Вайли. ’Jigs med ’byung gnas sbas pa, d. c. 1125).
Индийский тантрический буддийский мастер, родившийся в семье брахмана в Ориссе или на северо-востоке Индии недалеко от Бенгалии. Источники различаются относительно дат его рождения и смерти, хотя большинство согласны с тем, что он был современником царя Палы Рамапалы, который начал свое правление в последней четверти одиннадцатого века. Абхаякарагупта стал буддийским монахом в ответ на пророческое видение и интенсивно обучался эзотерическим практикам тантры, тем не менее сохраняя свою монашескую дисциплину (виная). Абхаякарагупта работал в монастырском университете викрамашила в Бихаре и прославился как ученый и учитель. Он был плодовитым автором, составившим трактаты во многих областях буддийской доктрины, включая монашескую дисциплину и философию, а также тантрическую ритуальную практику и иконографию. Многие санскритские рукописи его работ сохранились в Индии, Непале и Тибете, и его сочинения пользовались влиянием как в Индии, так и среди буддистов-невари в Непале.
Под его руководством были начаты переводы его произведений на тибетский язык, и в тибетском каноне их сохранилось более двух десятков. На сегодняшний день наиболее известными на Западе произведениями Абхаякарагупты являются его трактаты по тантрической иконографии, Ваджравали и Нишпаннайогавали, а также его синкретический трактат абхидхарма Муниматаламкара.
Принстонский словарь буддизма