Абхибхваятана: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Абхибхваятана (пали: abhibhāyatana; тиб. zil gyis gnon pa’i skye mched; кит. shengchu; яп. shōsho; кор. sŭngch’ŏ 勝處).''' На санскрите «сфера владения» или «уровень мастерства»; восемь стадий выхода за пределы чувственных сфер (АЯТАНА), способствующих развитию медитативно...») |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
''' | '''АБХИБХВАЯТАНА (пали: abhibhāyatana; тиб. zil gyis gnon pa’i skye mched; кит. shengchu; яп. shōsho; кор. sŭngch’ŏ 勝處).''' | ||
На санскрите «сфера владения» или «уровень мастерства»; восемь стадий выхода за пределы чувственных сфер ([[Аятаны|АЯТАНА]]), способствующих развитию медитативного погружения ([[Дхьяна|ДХЬЯНА]]). Признавая с различных точек зрения, что материальные формы являются внешними, человек тренирует себя отпускать привязанности к материальным объектам и сосредотачиваться исключительно на объекте медитации. Стандартный список из восьми выглядит следующим образом. Когда человек воспринимает формы внутренне (т. е. на себе), он видит внешние по отношению к себе формы, которые | На санскрите «сфера владения» или «уровень мастерства»; восемь стадий выхода за пределы чувственных сфер ([[Аятаны|АЯТАНА]]), способствующих развитию медитативного погружения ([[Дхьяна|ДХЬЯНА]]). Признавая с различных точек зрения, что материальные формы являются внешними, человек тренирует себя отпускать привязанности к материальным объектам и сосредотачиваться исключительно на объекте медитации. Стандартный список из восьми выглядит следующим образом. Когда человек воспринимает формы внутренне (т. е. на себе), он видит внешние по отношению к себе формы, которые | ||
*(1) | *(1) прекрасны или безобразны (а именно, чистые и нечистые цвета), | ||
*(2) безграничны, и овладевает ими так, что осознает, что знает и видит их; когда человек не воспринимает формы внутренне, он видит внешние формы, которые | *(2) ограничены или безграничны, и овладевает ими так, что осознает, что знает и видит их; когда человек не воспринимает формы внутренне, он видит внешние формы, которые | ||
*(3) ограничены или | *(3) ограничены или | ||
*(4) безграничны. </br> | *(4) безграничны. </br> | ||
Строка 15: | Строка 15: | ||
{{Принстон}} | {{Принстон}} | ||
---- | |||
'''Абхибхваятана''' «контроль над восприятием», — концепция в буддизме, посредством которой медитация достигается в восемь этапов путем овладения чувствами. Во время этого процесса практикующий отделяет себя от физического мира, освобождается от привязанностей к физическим формам и начинает освобождаться от боли и удовольствий материального мира, связанных со страданием в буддизме. | |||
[[Категория:Принстонский словарь А]] | [[Категория:Принстонский словарь А]] |
Текущая версия от 09:41, 5 января 2024
АБХИБХВАЯТАНА (пали: abhibhāyatana; тиб. zil gyis gnon pa’i skye mched; кит. shengchu; яп. shōsho; кор. sŭngch’ŏ 勝處).
На санскрите «сфера владения» или «уровень мастерства»; восемь стадий выхода за пределы чувственных сфер (АЯТАНА), способствующих развитию медитативного погружения (ДХЬЯНА). Признавая с различных точек зрения, что материальные формы являются внешними, человек тренирует себя отпускать привязанности к материальным объектам и сосредотачиваться исключительно на объекте медитации. Стандартный список из восьми выглядит следующим образом. Когда человек воспринимает формы внутренне (т. е. на себе), он видит внешние по отношению к себе формы, которые
- (1) прекрасны или безобразны (а именно, чистые и нечистые цвета),
- (2) ограничены или безграничны, и овладевает ими так, что осознает, что знает и видит их; когда человек не воспринимает формы внутренне, он видит внешние формы, которые
- (3) ограничены или
- (4) безграничны.
Когда человек не воспринимает формы внутренне, он видит внешние формы
- (5) синие,
- (6) желтые,
- (7) красные или
- (8) белые, и осваивает их так, что осознает, что знает и видит их.
В палийской медитативной литературе говорится, что земля и цветные предметы (КАСИНА) особенно способствуют развитию этих уровней мастерства. Прогресс в этих сферах отучает ум от влечения к чувственному миру (КАМАДХАТУ) и, таким образом, способствует обращению к четырем медитативным погружениям (ДХЬЯНА; РУПАЧАРАДХЬЯНА), связанным с царством тонкой материальности (РУПАДХАТУ), в которых ум временно становится невосприимчивым к чувственным входам и полностью поглощен выбранным объектом медитации.
Принстонский словарь буддизма
Абхибхваятана «контроль над восприятием», — концепция в буддизме, посредством которой медитация достигается в восемь этапов путем овладения чувствами. Во время этого процесса практикующий отделяет себя от физического мира, освобождается от привязанностей к физическим формам и начинает освобождаться от боли и удовольствий материального мира, связанных со страданием в буддизме.