Программа обучения в философских колледжах Гелуг: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника)
Строка 9: Строка 9:
Основные предметы для всех философских колледжей монастырей-университетов школы гелук были одни и те же, но учебные руководства различаются по некоторым внутридоктринальным акцентам, по глубине видения буддийских философских и сотериологических проблем. Учебная литература философских колледжей (mtshan nyid grwa tshang) подразделяется на основные тексты (gzhung) и толковательные тексты (gzhung 'grel) по всем пяти предметам, изучаемым последовательно в течение пяти курсов и четырнадцати классов.
Основные предметы для всех философских колледжей монастырей-университетов школы гелук были одни и те же, но учебные руководства различаются по некоторым внутридоктринальным акцентам, по глубине видения буддийских философских и сотериологических проблем. Учебная литература философских колледжей (mtshan nyid grwa tshang) подразделяется на основные тексты (gzhung) и толковательные тексты (gzhung 'grel) по всем пяти предметам, изучаемым последовательно в течение пяти курсов и четырнадцати классов.


'''1. Первый предмет и курс''' называются «гносеология и логика» (tshad ma). Как правило, первый курс длится четыре с половиной года и состоит из пяти классов. Основным текстом курса является «Толкование к "[Компендиуму] достоверного познания"» (tshad ma rnam 'grel), в котором представлена система логики и гносеологии индийского буддийского философа Дхармакирти (600-660 гг.). Толковательных текстов первого курса четыре. Первый из них в Гоман-дацане - «Начальный учебник логики и гносеологии» (bsdus grwa), автором которого является ученый из монастыря Лабран (bla brang) Нгаван Таши (ngag dbang bkra shis, 1678-1738), изучается в первых четырех одногодичных классах:  
'''1. Первый предмет и курс''' называются «гносеология и логика» (tshad ma). Как правило, первый курс длится четыре с половиной года и состоит из пяти классов. Основным текстом курса является «Толкование к "[Компендиуму] достоверного познания"» (tshad ma rnam 'grel), в котором представлена система логики и гносеологии индийского буддийского философа [[Дхармакирти]] (600-660 гг.). Толковательных текстов первого курса четыре. Первый из них в Гоман-дацане - «Начальный учебник логики и гносеологии» (bsdus grwa), автором которого является ученый из монастыря Лабран (bla brang) Нгаван Таши (ngag dbang bkra shis, 1678-1738), изучается в первых четырех одногодичных классах:  
<br>(1) первый класс класс элементарного изучения понятия о цвете (kha dog dkar dmar gyi 'dzin grwa);  
<br>(1) первый класс класс элементарного изучения понятия о цвете (kha dog dkar dmar gyi 'dzin grwa);  
<br>(2) второй класс углубленного изучения понятия о цвете (kha dog gong ma'i 'dzin grwa). Первые два класса называются классами начального изучения логики и гносеологии для младшего возраста (bsdus chung gi 'dzin grwa gnyis).  
<br>(2) второй класс углубленного изучения понятия о цвете (kha dog gong ma'i 'dzin grwa). Первые два класса называются классами начального изучения логики и гносеологии для младшего возраста (bsdus chung gi 'dzin grwa gnyis).  
<br>(3) В третьем классе проходят «Начальный учебник логики и гносеологии для среднего возраста» (bsdus 'bring gi 'dzin grwa).
<br>(3) В третьем классе проходят «Начальный учебник логики и гносеологии для среднего возраста» (bsdus 'bring gi 'dzin grwa).
<br>(4) Четвертый класс начального изучения гносеологии для старшего возраста (bsdus chen gyi 'dzin grwa).
<br>(4) Четвертый класс начального изучения гносеологии для старшего возраста (bsdus chen gyi 'dzin grwa).
<br>(5) В пятом полугодичном классе логики (rtags rig 'dzin grwa) изучают два учебника — учебник гносеологии «Ум и знание» (blo rig) и учебник логики «Логические основания и знание» (rtags rig), автор обоих учебников Кунчен Джамьян Шепа. Четвертый толковательный текст этого курса «Критическое исследование системы логики и гносеологии [Дхармакирти]» (tshad ma rnam 'grel gyi mtha' dpyod), автор его Кунчен Джамьян Шепа. Основной текст и его критическое исследование изучаются на протяжении всего времени пребывания на первом курсе более успевающими учениками как необязательные. Основной текст при этом заучивается наизусть. Во второй половине пятого года продолжается класс логики и гносеологии.
<br>(5) В пятом полугодичном классе логики (rtags rig 'dzin grwa) изучают два учебника — учебник гносеологии «Ум и знание» (blo rig) и учебник логики «Логические основания и знание» (rtags rig), автор обоих учебников [[Кунчен Джамьян Шепа]]. Четвертый толковательный текст этого курса «Критическое исследование системы логики и гносеологии [Дхармакирти]» (tshad ma rnam 'grel gyi mtha' dpyod), автор его [[Кунчен Джамьян Шепа]]. Основной текст и его критическое исследование изучаются на протяжении всего времени пребывания на первом курсе более успевающими учениками как необязательные. Основной текст при этом заучивается наизусть. Во второй половине пятого года продолжается класс логики и гносеологии.


2. Второй предмет и курс называются «совершенство понимания» (phar phyin). Длительность этого курса, как правило, составляет четыре с половиной года.  
'''2. Второй предмет и курс''' называются «совершенство понимания» (phar phyin). Длительность этого курса, как правило, составляет четыре с половиной года.  
<br>(6) Шестой класс младший подготовительный (gzhung gsarog ma'i 'dzinьgrwa) длится один год;  
<br>(6) Шестой класс младший подготовительный (gzhung gsarog ma'i 'dzin grwa) длится один год;  
<br>(7) седьмой класс старший подготовительный (gzhung gsar gong ma'i 'dzin grwa) год;  
<br>(7) седьмой класс старший подготовительный (gzhung gsar gong ma'i 'dzin grwa) год;  
<br>(8) восьмой класс один класс изучения первой главы (skabs dang po'i 'dzin grwa), основного текста этого курса, известного под кратким названием «Украшение из постижений» (mngon rtogs rgyan), - длится один год;  
<br>(8) восьмой класс один класс изучения первой главы (skabs dang po'i 'dzin grwa), основного текста этого курса, известного под кратким названием [[Абхисамаяланкара|«Украшение из постижений»]] (mngon rtogs rgyan), - длится один год;  
<br>(9) девятый класс класс изучения четвертой главы (skabs bzhi ba'i 'dzin grwa) текста [[Абхисамаяланкара|«Украшение из постижений»]] один год. Первая и четвертая главы основного текста этого курса [[Абхисамаяланкара|«Украшение из постижений»]] самые обширные и считаются самыми труд- ными из всех восьми глав. Полное название основного текста курса «совершенство мудрости» «Трактат, содержащий комментарий к [сутрам]  совершенства мудрости, называемый "Украшение из постижений"» (shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan ces bya ba), автором его традиционно считается бодхисаттва Майтрея (byams pa).
<br>(9) девятый класс класс изучения четвертой главы (skabs bzhi ba'i 'dzin grwa) текста [[Абхисамаяланкара|«Украшение из постижений»]] один год. Первая и четвертая главы основного текста этого курса [[Абхисамаяланкара|«Украшение из постижений»]] самые обширные и считаются самыми труд- ными из всех восьми глав. Полное название основного текста курса «совершенство мудрости» «Трактат, содержащий комментарий к [сутрам]  совершенства мудрости, называемый "Украшение из постижений"» (shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan ces bya ba), автором его традиционно считается бодхисаттва Майтрея (byams pa).


Семь толковательных текстов данного курса, в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные. Основных толковательных текстов два: «Руководство к изучению восьми главных предметов и семидесяти предметов» (dngos po brgyad dang don bdun bcu'i rnam bzhag) Кунчен Чжамьян Шепы и его же «Критическое иссле дование "Украшения из постижений"» (bstan bcos mngon rtogs rgyan gyi mtha' dpyod).
Семь толковательных текстов данного курса, в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные. Основных толковательных текстов два: «Руководство к изучению восьми главных предметов и семидесяти предметов» (dngos po brgyad dang don bdun bcu'i rnam bzhag) [[Кунчен Джамьян Шепа|Кунчен Джамьян Шепы]] и его же «Критическое иссле дование "Украшения из постижений"» (bstan bcos mngon rtogs rgyan gyi mtha' dpyod).


'''Четыре дополнительных толковательных текста''' (phar phyin gyi zur bkol bzhi) представляют собой руководства по отдельным темам внутри курса «совершенство понимания» – классической сотериологии махаяны.
'''Четыре дополнительных толковательных текста''' (phar phyin gyi zur bkol bzhi) представляют собой руководства по отдельным темам внутри курса «совершенство понимания» – классической сотериологии махаяны.
Строка 28: Строка 28:
'''Первая тема двадцать видов святых.''' По ней имеется два дополнительных толковательных текста: «Учение о двадцати видах святых, входящих в общину» (dge 'dun nyi-shu) и «Критическое исследование учения о двадцати видах святых, входящих в общину» (dge 'dun nyi shu'i mtha' dpyod), автор Нгаван Таши.  
'''Первая тема двадцать видов святых.''' По ней имеется два дополнительных толковательных текста: «Учение о двадцати видах святых, входящих в общину» (dge 'dun nyi-shu) и «Критическое исследование учения о двадцати видах святых, входящих в общину» (dge 'dun nyi shu'i mtha' dpyod), автор Нгаван Таши.  


'''Вторая тема взаимозависимое возникновение.''' По ней имеются два дополнительных толковательных теста: «Учение о взаимозависимом возникновении» (rten 'brel) и «Критическое исследование взаимозависимого возникновения» (rten 'brel gyi mtha' dpyod) Кунчен Чжамьян Шепы.  
'''Вторая тема взаимозависимое возникновение.''' По ней имеются два дополнительных толковательных теста: «Учение о взаимозависимом возникновении» (rten 'brel) и «Критическое исследование взаимозависимого возникновения» (rten 'brel gyi mtha' dpyod) [[Кунчен Джамьян Шепа|Кунчен Джамьян Шепы]].  


'''Третья тема и дополнительный толковательный текст''' посвящены тому, что слова Будды имеют прямой смысл (nges don) и смысл, требующий интерпретации (drang don). Толковательный текст по этому предмету называется «Правильно изложенная суть» — трактат, открывающий прямой и интерпретируемый смыслы слов [Будды] (gsung rab kyi drang ba dang nges pa'i don rnam par phye ba'i bstan bcos legs bshad snying po). Автора этого произведения называют «великим Цзонхавой»  (tsong kha pa chen po). Этот труд считается наиболее выдающимся творением достопочтенного Цзонхавы и является главным текстом при изучении данного предмета. На этот труд достопочтенного Цзонхавы имеется комментарий Кунчэн Чжамьян Шепы — «Критическое исследование "Трактата, открывающего прямой и интерпретируемый смыслы слов [Будды]"» (drang-ba dang nges-pa'i don rnam-par 'byed-pa'i mtha'-dpyod).  
'''Третья тема и дополнительный толковательный текст''' посвящены тому, что слова Будды имеют прямой смысл (nges don) и смысл, требующий интерпретации (drang don). Толковательный текст по этому предмету называется «Правильно изложенная суть» — трактат, открывающий прямой и интерпретируемый смыслы слов [Будды] (gsung rab kyi drang ba dang nges pa'i don rnam par phye ba'i bstan bcos legs bshad snying po). Автора этого произведения называют «великим Цзонхавой»  (tsong kha pa chen po). Этот труд считается наиболее выдающимся творением достопочтенного Цзонхавы и является главным текстом при изучении данного предмета. На этот труд достопочтенного Цзонхавы имеется комментарий Кунчэн Чжамьян Шепы — «Критическое исследование "Трактата, открывающего прямой и интерпретируемый смыслы слов [Будды]"» (drang-ba dang nges-pa'i don rnam-par 'byed-pa'i mtha'-dpyod).  
Строка 34: Строка 34:
'''Четвертая тема - виды сосредоточения''' (bsam gzugs) излагается в толковательном тексте Кунчен Джамьян Шепы «Критическое исследование видов сосредоточения» (bsam gzugs kyi mtha' dpyod). Имеются краткие учебники по этому предмету, составленные Нгаван Таши и Кончок Джигме Вангпо (dkon mchog 'jigs med dbangpo, 1728-1791).
'''Четвертая тема - виды сосредоточения''' (bsam gzugs) излагается в толковательном тексте Кунчен Джамьян Шепы «Критическое исследование видов сосредоточения» (bsam gzugs kyi mtha' dpyod). Имеются краткие учебники по этому предмету, составленные Нгаван Таши и Кончок Джигме Вангпо (dkon mchog 'jigs med dbangpo, 1728-1791).


К курсу «совершенство мудрости» относятся еще два дополнительных, но не обязательных предмета: учение о путях и этапах пробуждения и учение об источниках сознания. Учебником к первому предмету служит «Руководство к пути и этапам» (sa lam gyi rnam bzhag) Кончок Чжигме Вангпо, а ко второму «Основы учения об источниках сознания» (yid dang kun gzhi'i rtsa ba) Цзонхавы вместе с обширным авторским комментарием и «Критическим исследованием источников сознания» (yid dang kun bzhii mtha' dpyod) Гунтан Кончок Тенпей  Дронме (gung thang dkon mchog bstan pa'i sgron me, 1762-1823).
К курсу «совершенство мудрости» относятся еще два дополнительных, но не обязательных предмета: учение о путях и этапах пробуждения и учение об источниках сознания. Учебником к первому предмету служит «Руководство к пути и этапам» (sa lam gyi rnam bzhag) Кончок Чжигме Вангпо, а ко второму «Основы учения об источниках сознания» (yid dang kun gzhi'i rtsa ba) Цзонхавы вместе с обширным авторским комментарием и «Критическим исследованием источников сознания» (yid dang kun bzhii mtha' dpyod) [[Гунтан Кончок Тенпей  Дронме]] (gung thang dkon mchog bstan pa'i sgron me, 1762-1823).


Как и в предыдущем курсе, в курсе «совершенство мудрости» основной текст и основной толковательный текст заучиваются наизусть. Четыре дополнительных толковательных текста изучаются последовательно по одному с шестого по девятый класс, из необязательных учебников первый изучается в пятом классе, а второй с комментариями в седьмом классе.
Как и в предыдущем курсе, в курсе «совершенство мудрости» основной текст и основной толковательный текст заучиваются наизусть. Четыре дополнительных толковательных текста изучаются последовательно по одному с шестого по девятый класс, из необязательных учебников первый изучается в пятом классе, а второй с комментариями в седьмом классе.
Строка 71: Строка 71:
Вообще в монастырских дебатах аргументация оформляется или в виде силлогизма (sbyor ba), или в виде «сведения к абсурду» (thal 'gyur). Респондент (phyi rgol) должен или опровергнуть оппонента (snga rgol), или принять его взгляды. Структура, по которой построены «игча», связана с правилами диспута: во-первых, задается набор определенных тем, относящихся к предмету; во-вторых, каждая тема прорабатывается по трехчастной схеме устранение взглядов оппонента (gzhan lugs 'gag pa), представление взглядов своей школы (rang lugs bzhag pa) и последующее опровержение возражений оппонента (rtsod spong). Такая структура «игча» позволяет заострять внимание на аргументации своей школы, способствует более легкому заучиванию текста наизусть, чтобы следовать ему в дебатах. Можно сказать, что авторы-составители «игча» всегда «держали руку на пульсе» научных и педагогических проблем своей традиции. Говоря иначе, письменные тексты «игча» тесно связаны с устными дебатами внутри школы или колледжа и с перспективой развития этого знания вообще для будущих поколений последователей. Логика и гносеология достаточно длительное время (с VIII по ХІ в.) оставались только в поле зрения тибетских ученых-переводчиков, что можно объяснить сложностью освоения этого предмета. Однако упорная переводческая работа и контакты с носителями индийской традиции достаточно глубоко развили эти области знания на тибетской почве.
Вообще в монастырских дебатах аргументация оформляется или в виде силлогизма (sbyor ba), или в виде «сведения к абсурду» (thal 'gyur). Респондент (phyi rgol) должен или опровергнуть оппонента (snga rgol), или принять его взгляды. Структура, по которой построены «игча», связана с правилами диспута: во-первых, задается набор определенных тем, относящихся к предмету; во-вторых, каждая тема прорабатывается по трехчастной схеме устранение взглядов оппонента (gzhan lugs 'gag pa), представление взглядов своей школы (rang lugs bzhag pa) и последующее опровержение возражений оппонента (rtsod spong). Такая структура «игча» позволяет заострять внимание на аргументации своей школы, способствует более легкому заучиванию текста наизусть, чтобы следовать ему в дебатах. Можно сказать, что авторы-составители «игча» всегда «держали руку на пульсе» научных и педагогических проблем своей традиции. Говоря иначе, письменные тексты «игча» тесно связаны с устными дебатами внутри школы или колледжа и с перспективой развития этого знания вообще для будущих поколений последователей. Логика и гносеология достаточно длительное время (с VIII по ХІ в.) оставались только в поле зрения тибетских ученых-переводчиков, что можно объяснить сложностью освоения этого предмета. Однако упорная переводческая работа и контакты с носителями индийской традиции достаточно глубоко развили эти области знания на тибетской почве.


В ХІІ в. появился первый тибетский ученый из школы кадам (bka' gdams), внесший вклад в изучение логики и гносеологии, Чава Чокьи Сенге (cha pa chos kyi seng ge, 1109-1169). Ему принадлежит первое тибетское сочинение «Начальная логика и гносеология» (bsdus grwa), давшее название и всему жанру — дуйра (bsdus grwa) «собрание основных тем». В этом сочинении в разделе «объекты и субъекты» (yul dang yul can) впервые на тибетском языке были изложены вопросы гносеологии, впервые были описаны такие акты ума, как «анализирующий ум» (yid dpyod), «последующее познание» (bcas shes) и другие.  
В ХІІ в. появился первый тибетский ученый из школы кадам (bka' gdams), внесший вклад в изучение логики и гносеологии, [[Чава Чокьи Сенге]] (cha pa chos kyi seng ge, 1109-1169). Ему принадлежит первое тибетское сочинение «Начальная логика и гносеология» (bsdus grwa), давшее название и всему жанру — дуйра (bsdus grwa) «собрание основных тем». В этом сочинении в разделе «объекты и субъекты» (yul dang yul can) впервые на тибетском языке были изложены вопросы гносеологии, впервые были описаны такие акты ума, как «анализирующий ум» (yid dpyod), «последующее познание» (bcas shes) и другие.  


Чава Чокьи Сенге был учителем в области логики и гносеологии для многих последователей школы сакья, которая в то время была оплотом и кузницей тибетской образованности. У него учился и знаменитый четвертый иерарх школы сакья Сакьяпандит Кунга Гьялцен (sa skya pandita kun dga' rgyal mtshan, 1182-1252), который написал известный трактат по логике и гносеологии под названием «Сокровищница науки логики и гносеологии» (tshad ma rigs-pa'i gter). Вторая глава этого сочинения представляет собой первое полное систематическое изложение предмета гносеологии (blo rig) в тибетской традиции. Сакья Пандита Кунга Гьялцен также написал авторский комментарий к этому сочинению (tshad ma rigs pa'i gter gyi rang 'grel), ставший предметом тщательного изучения последующими учеными не только школы [[Сакья|сакья]], но и других школ тибетского буддизма.
[[Чава Чокьи Сенге]] был учителем в области логики и гносеологии для многих последователей школы сакья, которая в то время была оплотом и кузницей тибетской образованности. У него учился и знаменитый четвертый иерарх школы сакья [[Сакья Пандита|Сакья Пандита Кунга Гьялцен]] (sa skya pandita kun dga' rgyal mtshan, 1182-1252), который написал известный трактат по логике и гносеологии под названием «Сокровищница науки логики и гносеологии» (tshad ma rigs-pa'i gter). Вторая глава этого сочинения представляет собой первое полное систематическое изложение предмета гносеологии (blo rig) в тибетской традиции. Сакья Пандита Кунга Гьялцен также написал авторский комментарий к этому сочинению (tshad ma rigs pa'i gter gyi rang 'grel), ставший предметом тщательного изучения последующими учеными не только школы [[Сакья|сакья]], но и других школ тибетского буддизма.


Как предмет образования логика и гносеология вошли в систему монастырского образования двумя столетиями позже в школе гелук. Именно в школе гелук сформировалась традиция изучения данного предмета как фундамента буддийского знания в целом. Основу этой традиции заложил достопочтенный Цзонхава (tsong kha pa, 1357-1419), который составил краткий комментарий к «Семи трактатам» Дхармакирти под названием «Дверь, ведущая к "Семи трактатам"» (sde bdun la 'jug pa'i sgo).  Этот текст состоит из трех глав, где вторая глава, излагающая тему «субъект и объект», представляет собственно предмет гносеологии.
Как предмет образования логика и гносеология вошли в систему монастырского образования двумя столетиями позже в школе гелук. Именно в школе гелук сформировалась традиция изучения данного предмета как фундамента буддийского знания в целом. Основу этой традиции заложил достопочтенный Цзонхава (tsong kha pa, 1357-1419), который составил краткий комментарий к «Семи трактатам» Дхармакирти под названием «Дверь, ведущая к "Семи трактатам"» (sde bdun la 'jug pa'i sgo).  Этот текст состоит из трех глав, где вторая глава, излагающая тему «субъект и объект», представляет собственно предмет гносеологии.
Строка 83: Строка 83:
Первый самостоятельный учебник по гносеологии «Ум и знание» появился в начале XVI столетия. Его автором был Панчен Сонам Драгпа (pan chen bsod nams grags pa, 1478-1554). Учебник предназначался для изучения в философском колледже Лосалин монастыря Дрепун.  
Первый самостоятельный учебник по гносеологии «Ум и знание» появился в начале XVI столетия. Его автором был Панчен Сонам Драгпа (pan chen bsod nams grags pa, 1478-1554). Учебник предназначался для изучения в философском колледже Лосалин монастыря Дрепун.  


Следующим по времени автором руководства по предмету «Ум и знание» стал Кунчен Джамьян Шепа, знаменитый ученик [[V Далай-лама|Пятого Далай-ламы]] (1617-1682), настоятель Гоман-дацана монастыря Дрепун и создатель серии учебников-руководств для своего дацана.
Следующим по времени автором руководства по предмету «Ум и знание» стал К[[унчен Джамьян Шепа]], знаменитый ученик [[V Далай-лама|Пятого Далай-ламы]] (1617-1682), настоятель Гоман-дацана монастыря Дрепун и создатель серии учебников-руководств для своего дацана.


Учебник «Ум и знание», написанный Кунчен Джамьян Шепой для философского колледжа Гоман монастыря Дрепун, использовался также во многих других монастырях в Тибете и за пределами Тибета, в Монголии, Бурятии и Калмыкии.
Учебник «Ум и знание», написанный Кунчен Джамьян Шепой для философского колледжа Гоман монастыря Дрепун, использовался также во многих других монастырях в Тибете и за пределами Тибета, в Монголии, Бурятии и Калмыкии.
Строка 89: Строка 89:
Следующим учебником гносеологии была книга «Ум и знание» тибетоязычного монгольского автора Лобсан Таяна (blo bzang rta dbyangs, 1867-1937), в которой было обобщено все созданное в этой области до него.
Следующим учебником гносеологии была книга «Ум и знание» тибетоязычного монгольского автора Лобсан Таяна (blo bzang rta dbyangs, 1867-1937), в которой было обобщено все созданное в этой области до него.


К этому же времени относится сочинение по элементарной логике и гносеологии Пурбучок Джампа Гьяцо (phur bu lcog byam pa rgya mtsho, 1825-1901), написанное в жанре дуйра («собрание тем»), в которое была включена тема «объект и субъект», то есть предмет гносеологии.  
К этому же времени относится сочинение по элементарной логике и гносеологии [[Пурбучок Джампа Гьяцо]] (phur bu lcog byam pa rgya mtsho, 1825-1901), написанное в жанре дуйра («собрание тем»), в которое была включена тема «объект и субъект», то есть предмет гносеологии.  


В середине ХХ в. геше Джампел Сампел ('jam dpal bsam 'phel, ум. 1975) составил краткое руководство по предмету «Ум и знание», которое служит учебником для колледжа Лосалин монастыря Дрепун в настоящее время. «Руководство...» геше Джампел Сампела и устный комментарий на него Лати Ринпоче настоятеля колледжа Шарцзэ монастыря Гадэн в Южной Индии переведены на английский язык.
В середине ХХ в. геше Джампел Сампел ('jam dpal bsam 'phel, ум. 1975) составил краткое руководство по предмету «Ум и знание», которое служит учебником для колледжа Лосалин монастыря Дрепун в настоящее время. «Руководство...» геше Джампел Сампела и устный комментарий на него Лати Ринпоче настоятеля колледжа Шарцзэ монастыря Гадэн в Южной Индии переведены на английский язык.
Строка 115: Строка 115:
Первоисточником возникновения буддийской гносеологии предмета «Ум и знание» являются труды Дигнаги (480-540 гг.) и Дхармакирти (600-660 гг.). В первую очередь это «Компендиум достоверного познания» (tshad ma kun las btus pa zhes bya ba'i rab tu byed pa) Дигнаги и «Толкование к "[Компендиуму] достоверного познания"» (tshad ma rnam 'grel gyi tshig le'ur byas pa) Дхармакирти.
Первоисточником возникновения буддийской гносеологии предмета «Ум и знание» являются труды Дигнаги (480-540 гг.) и Дхармакирти (600-660 гг.). В первую очередь это «Компендиум достоверного познания» (tshad ma kun las btus pa zhes bya ba'i rab tu byed pa) Дигнаги и «Толкование к "[Компендиуму] достоверного познания"» (tshad ma rnam 'grel gyi tshig le'ur byas pa) Дхармакирти.


Начальные строки «Компендиума» Дигнаги являются опорными для предмета «Ум и знание» буддийской теории познания:
Начальные строки «Компендиума» [[Дигнага|Дигнаги]] являются опорными для предмета «Ум и знание» буддийской теории познания:
:Поклонившись Тому, кто явил собой достоверное познание,
:Поклонившись Тому, кто явил собой достоверное познание,
:Радетелю о благе живых существ, Учителю, Сугате и Защитнику,
:Радетелю о благе живых существ, Учителю, Сугате и Защитнику,

Текущая версия от 16:17, 30 августа 2024

Монастырь Гоман
Дебаты монахов

Философская установка и цели побуждали религиозные и политические власти Тибета к созданию образовательных центров монастырей и обеспечению их всем необходимым для поддержания тренировки в логике и философии. Наиболее крупными монастырями-университетами в Тибете были Дрепун ('bras spungs), основанный в 1416 г., Гадэн (dga' ldan, 1409) и Сэра (se ra, 1419). Каждый из монастырей-университетов имел несколько колледжей дацанов (grwa tshang). В одних колледжах изучалась философия (mtshan nyid), в других — тантра (гgyud), в-третьих - отдельные циклы тантрийской науки, например система калачакра (dus 'khor) и другие.

С течением времени в монастыре Дрепун из семи философских колледжей сохранились два Гоман (sgo mang) и Лосалин (blo gsal ling), в монастыре Сэра два: Мэ (smad) и Чжэ (bye), в монастыре Гадэн два: Шарцэ (shar rtse) и Чанцзэ (byang rtse). Каждый колледж имел свое обеспечение, свой главный храм для собраний (tshogs chen), настоятеля (mkhan po), свои учебные руководства (yig cha).

Тибетская монастырская образовательная система имеет сложный внутренний мир особого распорядка (grigs lam), ежедневных занятий, годовых и выпускных экзаменов (dge lugs rgyug sprod), через которые должны проходить все, кто может претендовать на получение высшей ученой степени «геше» (dge bshes). Термином геше обозначается человек, достигший знания буддийской системы в целом, не только знаток для себя, но и учитель, умеющий научить другого. В силу теократического устройства тибетского государства монастыри обладали властью и богатством. Настоятелями монастырей могли стать только высокообразованные монахи геше. Таким образом, элита управления тибетским государством формировалась через образовательную монастырскую систему.

Основные предметы для всех философских колледжей монастырей-университетов школы гелук были одни и те же, но учебные руководства различаются по некоторым внутридоктринальным акцентам, по глубине видения буддийских философских и сотериологических проблем. Учебная литература философских колледжей (mtshan nyid grwa tshang) подразделяется на основные тексты (gzhung) и толковательные тексты (gzhung 'grel) по всем пяти предметам, изучаемым последовательно в течение пяти курсов и четырнадцати классов.

1. Первый предмет и курс называются «гносеология и логика» (tshad ma). Как правило, первый курс длится четыре с половиной года и состоит из пяти классов. Основным текстом курса является «Толкование к "[Компендиуму] достоверного познания"» (tshad ma rnam 'grel), в котором представлена система логики и гносеологии индийского буддийского философа Дхармакирти (600-660 гг.). Толковательных текстов первого курса четыре. Первый из них в Гоман-дацане - «Начальный учебник логики и гносеологии» (bsdus grwa), автором которого является ученый из монастыря Лабран (bla brang) Нгаван Таши (ngag dbang bkra shis, 1678-1738), изучается в первых четырех одногодичных классах:
(1) первый класс класс элементарного изучения понятия о цвете (kha dog dkar dmar gyi 'dzin grwa);
(2) второй класс углубленного изучения понятия о цвете (kha dog gong ma'i 'dzin grwa). Первые два класса называются классами начального изучения логики и гносеологии для младшего возраста (bsdus chung gi 'dzin grwa gnyis).
(3) В третьем классе проходят «Начальный учебник логики и гносеологии для среднего возраста» (bsdus 'bring gi 'dzin grwa).
(4) Четвертый класс начального изучения гносеологии для старшего возраста (bsdus chen gyi 'dzin grwa).
(5) В пятом полугодичном классе логики (rtags rig 'dzin grwa) изучают два учебника — учебник гносеологии «Ум и знание» (blo rig) и учебник логики «Логические основания и знание» (rtags rig), автор обоих учебников Кунчен Джамьян Шепа. Четвертый толковательный текст этого курса «Критическое исследование системы логики и гносеологии [Дхармакирти]» (tshad ma rnam 'grel gyi mtha' dpyod), автор его Кунчен Джамьян Шепа. Основной текст и его критическое исследование изучаются на протяжении всего времени пребывания на первом курсе более успевающими учениками как необязательные. Основной текст при этом заучивается наизусть. Во второй половине пятого года продолжается класс логики и гносеологии.

2. Второй предмет и курс называются «совершенство понимания» (phar phyin). Длительность этого курса, как правило, составляет четыре с половиной года.
(6) Шестой класс младший подготовительный (gzhung gsarog ma'i 'dzin grwa) длится один год;
(7) седьмой класс старший подготовительный (gzhung gsar gong ma'i 'dzin grwa) год;
(8) восьмой класс один класс изучения первой главы (skabs dang po'i 'dzin grwa), основного текста этого курса, известного под кратким названием «Украшение из постижений» (mngon rtogs rgyan), - длится один год;
(9) девятый класс класс изучения четвертой главы (skabs bzhi ba'i 'dzin grwa) текста «Украшение из постижений» один год. Первая и четвертая главы основного текста этого курса «Украшение из постижений» самые обширные и считаются самыми труд- ными из всех восьми глав. Полное название основного текста курса «совершенство мудрости» «Трактат, содержащий комментарий к [сутрам] совершенства мудрости, называемый "Украшение из постижений"» (shes rab kyi pha rol tu phyin pa'i man ngag gi bstan bcos mngon par rtogs pa'i rgyan ces bya ba), автором его традиционно считается бодхисаттва Майтрея (byams pa).

Семь толковательных текстов данного курса, в свою очередь, подразделяются на основные и дополнительные. Основных толковательных текстов два: «Руководство к изучению восьми главных предметов и семидесяти предметов» (dngos po brgyad dang don bdun bcu'i rnam bzhag) Кунчен Джамьян Шепы и его же «Критическое иссле дование "Украшения из постижений"» (bstan bcos mngon rtogs rgyan gyi mtha' dpyod).

Четыре дополнительных толковательных текста (phar phyin gyi zur bkol bzhi) представляют собой руководства по отдельным темам внутри курса «совершенство понимания» – классической сотериологии махаяны.

Первая тема двадцать видов святых. По ней имеется два дополнительных толковательных текста: «Учение о двадцати видах святых, входящих в общину» (dge 'dun nyi-shu) и «Критическое исследование учения о двадцати видах святых, входящих в общину» (dge 'dun nyi shu'i mtha' dpyod), автор Нгаван Таши.

Вторая тема взаимозависимое возникновение. По ней имеются два дополнительных толковательных теста: «Учение о взаимозависимом возникновении» (rten 'brel) и «Критическое исследование взаимозависимого возникновения» (rten 'brel gyi mtha' dpyod) Кунчен Джамьян Шепы.

Третья тема и дополнительный толковательный текст посвящены тому, что слова Будды имеют прямой смысл (nges don) и смысл, требующий интерпретации (drang don). Толковательный текст по этому предмету называется «Правильно изложенная суть» — трактат, открывающий прямой и интерпретируемый смыслы слов [Будды] (gsung rab kyi drang ba dang nges pa'i don rnam par phye ba'i bstan bcos legs bshad snying po). Автора этого произведения называют «великим Цзонхавой» (tsong kha pa chen po). Этот труд считается наиболее выдающимся творением достопочтенного Цзонхавы и является главным текстом при изучении данного предмета. На этот труд достопочтенного Цзонхавы имеется комментарий Кунчэн Чжамьян Шепы — «Критическое исследование "Трактата, открывающего прямой и интерпретируемый смыслы слов [Будды]"» (drang-ba dang nges-pa'i don rnam-par 'byed-pa'i mtha'-dpyod).

Четвертая тема - виды сосредоточения (bsam gzugs) излагается в толковательном тексте Кунчен Джамьян Шепы «Критическое исследование видов сосредоточения» (bsam gzugs kyi mtha' dpyod). Имеются краткие учебники по этому предмету, составленные Нгаван Таши и Кончок Джигме Вангпо (dkon mchog 'jigs med dbangpo, 1728-1791).

К курсу «совершенство мудрости» относятся еще два дополнительных, но не обязательных предмета: учение о путях и этапах пробуждения и учение об источниках сознания. Учебником к первому предмету служит «Руководство к пути и этапам» (sa lam gyi rnam bzhag) Кончок Чжигме Вангпо, а ко второму «Основы учения об источниках сознания» (yid dang kun gzhi'i rtsa ba) Цзонхавы вместе с обширным авторским комментарием и «Критическим исследованием источников сознания» (yid dang kun bzhii mtha' dpyod) Гунтан Кончок Тенпей Дронме (gung thang dkon mchog bstan pa'i sgron me, 1762-1823).

Как и в предыдущем курсе, в курсе «совершенство мудрости» основной текст и основной толковательный текст заучиваются наизусть. Четыре дополнительных толковательных текста изучаются последовательно по одному с шестого по девятый класс, из необязательных учебников первый изучается в пятом классе, а второй с комментариями в седьмом классе.

3. Третий курс и предмет называются «срединное учение» (мадхьямика, dbu-ma), курс длится два года и подразделяется на два годичных класса: (10) десятый младший класс «срединного учения» (dbu ma gsar ba'i 'dzin grwa) и (11) одиннадцатый старший класс «срединного учения» (dbu ma rnyin pa'i 'dzin grwa).

Основной текст «срединного учения» (мадхьямики) — «Введение в мадхьямику» (dbu ma la 'jug pa) Чандракирти (zla pa grags pa, ок. VII в.).

Толковательных текстов этого курса два: «Сокровищница основных положений и логических ходов» критическое исследование «Введения в мадхьямику» (dbu ma la 'jug pa'i mtha' dpyod lung rigs gter mdzod) Кунчен Чжамьян Шепы и «Светильник основных положений и логических ходов» критическое исследование «Введения в мадхьямику» (dbu-ma la 'jig-pa'i mtha'-dpyod lung-rigs sgrong-me) Кончока Джигме Вангпо.

4. Четвертый курс и предмет «Знание о дхармах» (абхидхарма, chos mngon) также занимает два года и подразделяется на два годичных класса:
(12) двенадцатый младший класс абхидхармы (mdzod gsar-pa'i'dzin-grwa) и
(14) тринадцатый старший класс абхидхармы (mdzod rnyin-pa'i 'dzin-grwa).

Основной текст курса «Энциклопедия Абхидхармы» (chos mngon pa'i mdzod) Bасубандху (dbyig gnyen, IV в.), толковательный — «Критическое исследование "Энциклопедии Абхидхармы"» (chos mngon pa'i mdzod kyi mtha' dpyod) Кунчен Джамьянг Шепа.

5. Последний, пятый курс и предмет «дисциплина монашества» ('dul ba), изучение которого длится от двух лет и более.

Основной текст курса «Сутра по дисциплине монашества» ('dul ba'i mdo) Гунапрабхи (yon tan 'od), толковательный «Критическое исследование "Сутры по дисциплине монашества"» ('dul ba'i mtha' dpyod) Кунчен Джамьянг Шепы.
(14) Класс, в котором изучается дисциплина монашества виная, по счету четырнадцатый, называется класс винаи ('dul ba'i 'dzin grwa), или класс претендентов на высшую ученую степень гарамба (bka ram pa'i 'dzin grwa). Все претенденты на эту ученую степень до получения степени числятся в классе винаи. Монахов, получивших ученую степень в Лхасе, называют лхарамба (lha rams pa), а получивших степень в монастыре Лабранг - дорамба (rdo rams pa), по названию каменной площади в Лабранге, где происходят регулярные и финальные диспуты.

Основной толковательный текст в тибетской монастырской образовательной традиции носит тибетское название игча (yig cha), что буквально означает «записи», или «заметки». Такие заметки появлялись в связи с изучением трудных вопросов по всем изучаемым предметам. Трудные вопросы требовали дополнительных устных дебатов, которые проясняли эти вопросы. Со временем термин «игча» приобрел значение «руководство», «учебник». В узком смысле значение «игча» можно понимать как руководство к дебатам, потому что текст учебника структурно организован вокруг таких проблемных дебатируемых вопросов. В широком смысле «игча» представляют собой не только руководства к дебатам, но и руководство к полному и безошибочному пониманию пути к пробуждению. «Игча», как говорят тибетцы, следует считать «основным законом» (rtsa khrims) в осуществлении пути к пробуждению. Выражение «основной закон» подчеркивает, что цель философских текстов жанра «игча» состоит в достижении освобождения от страданий, а не в победе в дебатах.

«Игча» являются одним из типов учебников среди многих других текстов, необходимых для образования в философском колледже буддийского монастыря-университета. Этот жанр философской учебной литературы восходит к ранней тибетской буддийской традиции и сохраняет жизнеспособность до наших дней.

Литература жанра «игча» демонстрирует не только развитие буддийской философской мысли, но и статус автора внутри образованного монашества. Составителями «игча» были выдающиеся тибетские ученые. До настоящего времени сохраняются и не теряют своего значения и актуальности «четыре великих игча» (yig cha chen po bzhi) — учебные толковательные тексты, написанные известными тибетскими учеными: Панчен Сонам Дагпой (pan chen bsod nams grags pa, 1478-1554) для колледжа Лосалин, «Кунчэн игча», написанные Кунчен Джамьян Шепой для колледжа Гоман, Кхедуб Дандарвой (mkhas grub bstan dar ba) для колледжа Сэра мэ и Джецун Чокьи Гьялценом (гјe btsun chos kyi rgyal mtshan, 1469-1546) для колледжа Сэра дже.

Если рассматривать «игча» с точки зрения комментаторской традиции, то в действительности они были тибетскими субкомментариями на основные индийские буддийские трактаты, такие как «Толкование к ["Компендиуму достоверного познания"»] Дхармакирти, «Украшение из постижений» Майтреи и другие. «Игча» можно оценивать и как выдающиеся педагогические труды, поскольку их задачей было не только изложение самого предмета, но и воспитание интереса к дальнейшему развитию этого предмета. Подобная оценка зависит от позиции исследователя, который может придерживаться «академического» интереса к отдельным эпизодам буддийской философской мысли или проявлять интерес к жизни буддийской философии в целом, включая поколения ее последователей, вплоть до настоящего времени.

Независимо от позиции исследователя интеллектуальная жизнь философских колледжей в школе гээелук зиждется именно на «игча», то есть тибетские ученые и учителя в монастырях-университетах опираются именно на этот жанр литературы, чтобы осваивать и трактовать «великие тексты» (gzhung chen pо) своей традиции. «Игча» таким образом выполняют и историческую, и историко-философскую, и литературно-стилистическую роли «наведения мостов» между основными индийскими буддийскими текстами с их сложнейшим ходом мысли и труднейшими образцами языка и творческим познавательным подходом к буддийскому учению современного буддийски ориентированного интеллектуального мира.

В системе монастырского образования «игча» служит базой для устного комментария по предмету (khrid), проводимого учителем в классе, и для дебатов по предмету (rtags gsal; rtsod pa) вне класса.

Вообще в монастырских дебатах аргументация оформляется или в виде силлогизма (sbyor ba), или в виде «сведения к абсурду» (thal 'gyur). Респондент (phyi rgol) должен или опровергнуть оппонента (snga rgol), или принять его взгляды. Структура, по которой построены «игча», связана с правилами диспута: во-первых, задается набор определенных тем, относящихся к предмету; во-вторых, каждая тема прорабатывается по трехчастной схеме устранение взглядов оппонента (gzhan lugs 'gag pa), представление взглядов своей школы (rang lugs bzhag pa) и последующее опровержение возражений оппонента (rtsod spong). Такая структура «игча» позволяет заострять внимание на аргументации своей школы, способствует более легкому заучиванию текста наизусть, чтобы следовать ему в дебатах. Можно сказать, что авторы-составители «игча» всегда «держали руку на пульсе» научных и педагогических проблем своей традиции. Говоря иначе, письменные тексты «игча» тесно связаны с устными дебатами внутри школы или колледжа и с перспективой развития этого знания вообще для будущих поколений последователей. Логика и гносеология достаточно длительное время (с VIII по ХІ в.) оставались только в поле зрения тибетских ученых-переводчиков, что можно объяснить сложностью освоения этого предмета. Однако упорная переводческая работа и контакты с носителями индийской традиции достаточно глубоко развили эти области знания на тибетской почве.

В ХІІ в. появился первый тибетский ученый из школы кадам (bka' gdams), внесший вклад в изучение логики и гносеологии, Чава Чокьи Сенге (cha pa chos kyi seng ge, 1109-1169). Ему принадлежит первое тибетское сочинение «Начальная логика и гносеология» (bsdus grwa), давшее название и всему жанру — дуйра (bsdus grwa) «собрание основных тем». В этом сочинении в разделе «объекты и субъекты» (yul dang yul can) впервые на тибетском языке были изложены вопросы гносеологии, впервые были описаны такие акты ума, как «анализирующий ум» (yid dpyod), «последующее познание» (bcas shes) и другие.

Чава Чокьи Сенге был учителем в области логики и гносеологии для многих последователей школы сакья, которая в то время была оплотом и кузницей тибетской образованности. У него учился и знаменитый четвертый иерарх школы сакья Сакья Пандита Кунга Гьялцен (sa skya pandita kun dga' rgyal mtshan, 1182-1252), который написал известный трактат по логике и гносеологии под названием «Сокровищница науки логики и гносеологии» (tshad ma rigs-pa'i gter). Вторая глава этого сочинения представляет собой первое полное систематическое изложение предмета гносеологии (blo rig) в тибетской традиции. Сакья Пандита Кунга Гьялцен также написал авторский комментарий к этому сочинению (tshad ma rigs pa'i gter gyi rang 'grel), ставший предметом тщательного изучения последующими учеными не только школы сакья, но и других школ тибетского буддизма.

Как предмет образования логика и гносеология вошли в систему монастырского образования двумя столетиями позже в школе гелук. Именно в школе гелук сформировалась традиция изучения данного предмета как фундамента буддийского знания в целом. Основу этой традиции заложил достопочтенный Цзонхава (tsong kha pa, 1357-1419), который составил краткий комментарий к «Семи трактатам» Дхармакирти под названием «Дверь, ведущая к "Семи трактатам"» (sde bdun la 'jug pa'i sgo). Этот текст состоит из трех глав, где вторая глава, излагающая тему «субъект и объект», представляет собственно предмет гносеологии.

Ученик достопочтенного Цзонхавы, Кхeдуп (mkhas grub, 1385-1438), составил подробный комментарий на «Семь трактатов» Дхармакирти под названием «Очищение тьмы ума в отношении "Семи трактатов [Дхармакирти]"» (bde bdun yid kyi mun sel). В нем также имеется большой раздел «Объект и субъект», излагающий предмет гносеологии.

Позже другой ученик достопочтенного Цзонхавы, Гендундуп (dge 'dun 'grub, 1391-1474), известный также как Первый Далай-лама, изложил предмет гносеологии в сочинении под названием «Украшение достоверного познания» (tshad ma rigs rgyan).

Первый самостоятельный учебник по гносеологии «Ум и знание» появился в начале XVI столетия. Его автором был Панчен Сонам Драгпа (pan chen bsod nams grags pa, 1478-1554). Учебник предназначался для изучения в философском колледже Лосалин монастыря Дрепун.

Следующим по времени автором руководства по предмету «Ум и знание» стал Кунчен Джамьян Шепа, знаменитый ученик Пятого Далай-ламы (1617-1682), настоятель Гоман-дацана монастыря Дрепун и создатель серии учебников-руководств для своего дацана.

Учебник «Ум и знание», написанный Кунчен Джамьян Шепой для философского колледжа Гоман монастыря Дрепун, использовался также во многих других монастырях в Тибете и за пределами Тибета, в Монголии, Бурятии и Калмыкии.

Следующим учебником гносеологии была книга «Ум и знание» тибетоязычного монгольского автора Лобсан Таяна (blo bzang rta dbyangs, 1867-1937), в которой было обобщено все созданное в этой области до него.

К этому же времени относится сочинение по элементарной логике и гносеологии Пурбучок Джампа Гьяцо (phur bu lcog byam pa rgya mtsho, 1825-1901), написанное в жанре дуйра («собрание тем»), в которое была включена тема «объект и субъект», то есть предмет гносеологии.

В середине ХХ в. геше Джампел Сампел ('jam dpal bsam 'phel, ум. 1975) составил краткое руководство по предмету «Ум и знание», которое служит учебником для колледжа Лосалин монастыря Дрепун в настоящее время. «Руководство...» геше Джампел Сампела и устный комментарий на него Лати Ринпоче настоятеля колледжа Шарцзэ монастыря Гадэн в Южной Индии переведены на английский язык.

Тибетские ученые внесли свой вклад в систематизацию буддийской логики и гносеологии. Ими были разработаны некоторые темы, которые были лишь обозначены в трудах основателей буддийской логики и гносеологии, например такие, как «последующее познание» и «анализирующий ум».

Руководство «Ум и знание» Кунчен Джамьян Шепы традиционно начинается с «выражения почтения» (mchod brjod). «Выражение почтения» в «Руководстве...» указывает на исключительную важность знания об уме и ставит задачу анализа ума:

Кланяюсь Победителям,
Порождающим все превосходное в сансаре и нирване,
И Манджушри с супругой сокровищнице ума!
Чтобы прояснить неточности анализа ума других [школ] и
Рассеять тьму догадок [об уме] у "детей",
Проведу установление "ста тысяч" актов ума!»

Знакомство с тем, что представляет собой ум, с тем, как он функционирует, постепенно меняет ум и приводит к совершенно сознательной, особой (khyad par can) деятельности ума, обеспечивающей достижение пробуждения предельной цели буддийского учения. Содержание этой особой деятельности ума последовательное, систематическое устранение пороков и недостатков ума, а также порождение и развитие таких качеств, как мудрость (shes rab), cocтрадание и многих других.

Знание об уме начинается с установления связи ума и тела. Очевидно, утверждают буддисты, что ум существует в связи с телом, но возникает вопрос о характере связи ума и тела. При исследовании оказывается, что связь ума и тела не неразрывна, потому что ум и тело имеют разные субстанциальные основания: тело материально, а ум нематериален. В силу материальности тело разрушается и умирает, когда потенциал составляющих его «четырех великих элементов» ('byung ba chen po bzhi) — земля, вода, огонь, ветер - иссякает, а нематериальный ум переходит из рождения в рождение.

Проблема связи ума и тела представлена в «Руководстве...» следующими словами:

«Выдающиеся физические качества не переходят [из рождения в рождение]. Но особая деятельность ума, [направленная на устройство счастья всех существ], обеспечивает передачу [из рождения в рождение] выдающихся качеств ума понимания и других».

Что касается ума, то, кроме нематериальности, ум характеризуется «ясностью» (gsal ba), то есть познавательной способностью и «природной чистотой» (dag pa), обозначаемой в буддийском учении разными терминами, в том числе таким, как «элемент родовой принадлежности» (rang bzhin gnas rigs). Природная чистота ума скрыта под «случайными загрязнениями» (glo bur gyi dri ma), возникающими из-за «начального неведения» (thog ma'i ma rig pa) непонимания того, как на самом деле существуют вещи и явления, дхармы (chos). Такого рода загрязнения устранимы. Процессы устранения загрязнений ума и обогащения ума достойными качествами представляют собой буддийский путь (lam) с его этапами и уровнями. Вот почему важнейшую роль в осуществлении пути играет ум и знание.

Первоисточником возникновения буддийской гносеологии предмета «Ум и знание» являются труды Дигнаги (480-540 гг.) и Дхармакирти (600-660 гг.). В первую очередь это «Компендиум достоверного познания» (tshad ma kun las btus pa zhes bya ba'i rab tu byed pa) Дигнаги и «Толкование к "[Компендиуму] достоверного познания"» (tshad ma rnam 'grel gyi tshig le'ur byas pa) Дхармакирти.

Начальные строки «Компендиума» Дигнаги являются опорными для предмета «Ум и знание» буддийской теории познания:

Поклонившись Тому, кто явил собой достоверное познание,
Радетелю о благе живых существ, Учителю, Сугате и Защитнику,
Соединю здесь в единое целое отрывки своих сочинений
Для создания (теории) достоверного познания.

Комментарий на эти строки Дигнаги вторая глава «Толкования...» Дхармакирти, где рассматриваются все основания того, что Будда является «достоверной личностью» (skyes bu tshad ma), то есть личностью, преобразовавшей свое сознание так, что все акты его ума достоверны, то есть полноценны и безошибочны.

Краткие субкомментарии ко второй главе «Толкования...» Дхармакирти - руководства по предмету «Ум и знание».

Первая глава «Толкования...» содержит предмет собственно логики. В кратком варианте логика представлена в руководствах по логике «Логические основания и знание» (rtags rig). «Толкование...» Дхармакирти состоит из четырех глав, главными из которых считаются первая и вторая, посвященные умозаключению и непосредственному восприятию, а третья и четвертая дополняют главные.

Буддийские комментаторы выражение «достоверная личность» относят только к Будде, и оно означает, что все акты ума Будды достоверны, то есть правильно удостоверяют вещи и явления как на уровне относительной истины (kun rdzob bden pa), так и на уровне высшей истины (don dam bden pa). Кроме того, данное выражение означает, что Будда стал «достоверной личностью» на основании накопления «двух собраний» (tshogs gnyis) — собрания добродетелей (bsod nams) и собрания знания (ye shes), а не являлся изначально пробужденным (rang 'byung gyis). Такое объяснение процесса становления «достоверной личностью» указывает на то, что принципиальное положение брахманизма о верховном божестве — Ишваре как «самовозникшем пробужденном существе» или «изначально пробужденном» не действительно, то есть ложно.

Следующая характеристика Будды «радетель о благе живых существ», комментируется в связи с предыдущей характеристикой. Комментарий объясняет, что только в силу преобразования ума возможно принесение блага живым существам. В характеристике «радетель о благе живых существ» указывается на принадлежащую Будде «превосходную установку» (bsam pa phun sum tshogs pa), содержанием которой является «великое сострадание» (snying rje chen po) как развитое качество ума Будды.

Следующая характеристика Будды «учитель» (ston pa), несет значение «превосходная тренировка» в познании (sbyor ba phun sum tshogs pa) и указывает на уровень познания, где присутствует «понимание, в котором имеется постижение пустоты» (stong pa nyid rtogs pa'i shes rab) как качества ума, внутренне присущего пробужденному.

Начальные слова из «Компендиума» Дигнаги имели то важное значение, что они утвердили исключительную роль ума в буддийской науке о достижении пробуждения и легли в основу других буддийских наук об уме, в том числе буддийской гносеологии.

Буддийский философский мир признал, что пробужденность зиждется на единстве определенной установки в виде великого сострадания и тренировки в познании, доведенной до понимания, в котором имеется постижение пустоты. Это было названо единством метода и мудрости (thabs dang shes rab). Такие качества ума, как сострадание и понимание, порождаются, развиваются, достигают предельного уровня пробуждения, которое не возникает произвольно: «...на основании превосходной установки и превосходного понимания появляется достоверная личность».

Доведение сознания до уровня «достоверной личности» требует расширения границ познания и, соответственно, применения и развития логических и гносеологических средств. С установлением границ познания и использованием тех или иных логико-гносеологических средств связаны причастность к философским школам буддизма и их иерархия.

Среди четырех философских школ индийского буддизма, изучавшихся в Тибете, вайбхашика (bye brag smra ba) и саутрантика (mdo sde pa) объединяются учением хинаяны (theg dman); читтаматра (sems tsam pa) и мадхьямика (dbu ma pa) — учением махая- ны (theg chen). Саутрантика, следующая логике (rigs pa'i rjes 'brang gi mdo sde pa), (другая ветвь саутрантика, следующая текстам (lung gi rjes 'brang gi mdo sde pa)), и читтаматра, следующая логике (rigs pa'i rjes 'brang gi sems tsam pa) (другая ветвь читтаматра, следующая текстам, (lung gi rjes 'brang gi sems tsam pa)) полагаются школами, уделявшими особое внимание разработке логики и гносеологии. Однако для всех школ логика и гносеология это фундамент и для накопления знания по всем предметам, и для продвижения в буддийской религиозной практике с учетом, конечно, отличий и особенностей каждой философской школы.

В истории буддизма известно понятие «три поворота колеса учения». Третий поворот колеса учения дал жизнь учению читтаматры «только сознание», что даже названием подчеркивает особое значение ума. Выше упоминалось, что в школе «только сознание» имелось две подшколы: «следующие текстам» (lung gi rjes 'brang gi sems tsam ра) и «следующие логике» (rigs pa'i rjes 'brang gi sems tsam pa). Последнему направлению, крупнейшим представителем которого является Дхармакирти, буддизм обязан столь тщательно разработанными логическим и гносеологическим учениями.

Интересно отметить, что в «Толковании...» Дхармакирти нет цитат из Ланкааватара-сутры, Сандхинирмочана-сутры и других сутр, на которых базируется учение «только сознание», но ясно изложен путь достижения пробуждения через логику и гносеологию.

Исходное положение буддийской гносеологии состоит в уяснении понятий объекта и субъекта (yul dang yul can). Важно понимать, что объект и субъект взаимозависимые понятия: без субъекта нет объекта и без объекта нет субъекта. Субъект есть то (или тот), что (или кто) познает объект, а в качестве объекта можно рассматривать все познаваемое (shes bya).

Субъекты подразделяются на три вида субъекта:
1. Субъект, являющийся материальным (gzugs su 'gyur ba'i yul can).
2. Субъект, являющийся познанием (shes 'par 'gyur ba'i yul can).
3. Субъект, не являющийся ни тем, ни другим (gnyis ka de ma yin), то есть субъект, являющийся формирующим фактором не связанным с сознанием (Idan min 'du byed du 'gyur ba'i yul can).

Три вида субъектов можно рассмотреть на примере зрительного восприятия, в котором буддийская наука выделяет следующие составные части:
1) физическое тело глаза (mig gi khog pa);
2) зрительная воспринимающая способность (mig gi dbang po);
3) зрительное сознание (mig gi rnam shes).

Из этих составных частей зрительного восприятия зрительная воспринимающая способность соответствует субъекту, являющемуся материальным, зрительное сознание субъекту, являющемуся познанием. Физическое тело глаза субъектом не является. Третий тип субъекта представлен индивидом (gang zag), который пользуется зрительным восприятием.

Из трех типов субъектов только субъект, являющийся познанием (например, зрительное сознание), рассматривается в буддийской гносеологии, называемой «Ум и знание». Имеются три термина, которыми обозначается этот субъект: познание (shes pa), ум, или акт ума (blo), и знание (rig pa). Эти три термина обозначают разные аспекты одного и то же предмета, и в этом смысле они Синонимы. «Познание» характеризуется нематериальностью и «ясностью», то есть познание проясняет объект. «Знание» это появление объекта и его восприятие. «Ум» обозначает и отдельные, единичные акты ума, и функционирующий ум в целом. Основу предмета «Ум и знание» составляют различные классификации актов ума. Согласно «Руководству...» Кунчен Джамьян Шепы, акты ума подразделяются на шесть основных классификаций.
1. Классификация на постигающие акты ума и непостигающие акты ума (rtogs pa'i blo dang ma rtogs pa'i blo gnyis su dbye ba).
2. Классификация на семь видов актов ума (blo rig bdun du dbye ba).
3. Классификация на достоверное познание и недостоверное познание (tshad ma dang tshad min gnyis su dbye ba).
4. Классификация на концептуальное познание и неконцептуальное познание (rtog bcas rtog med gnyis su dbye ba).
5. Классификация на непосредственное восприятие и умозаключение (mngon rjes gnyis su dbye ba).
6. Классификация на сознание и вторичные факторы сознания (sems sems byung gnyis su dbye ba).

Первые пять классификаций рассматривают акты ума с точки зрения их познавательной ценности: полноты или неполноты познания, ошибочности или безошибочности в отношении объекта. Они составляют познавательную модель, в отличие от шестой классификации, представляющей психологическую модель ума, описывающую процесс познания с точки зрения его направленности - благой, неблагой или нейтральной.

«Ум и знание. Традиция изучения теории познания в Гоман-дацане тибетского монастыря Дрепун»