Монастырь Самье: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «мини|справа|400px|Монастырь Самье мини|справа|400px|Монастырь Самье мини|справа|400px|Монастырь Самье Монастырь Самье (тиб. བསམ་ཡས་ bSam yas,) — первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь постр...»)
 
 
(не показаны 2 промежуточные версии этого же участника)
Строка 2: Строка 2:
[[Изображение:Smye2.jpg|мини|справа|400px|Монастырь Самье]]
[[Изображение:Smye2.jpg|мини|справа|400px|Монастырь Самье]]
[[Изображение:Smye3.jpg|мини|справа|400px|Монастырь Самье]]
[[Изображение:Smye3.jpg|мини|справа|400px|Монастырь Самье]]
[[Изображение:Smye4.jpg|мини|справа|400px|Статуя Гуру Ринпоче в Самье]]


Монастырь Самье (тиб. བསམ་ཡས་ bSam yas,) — первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь построен около 775 царём Тибета [[Трисонг Децен]]ом, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка со времени правления царя [[Сонгцен Гампо]] (VII век).
Монастырь Самье (тиб. བསམ་ཡས་ bSam yas,) — первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь построен около 775 царём Тибета [[Трисонг Децен]]ом, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка со времени правления царя [[Сонгцен Гампо]] (VII век).


== Легенда о строительстве монастыря ==
== Легенда о строительстве монастыря ==
Считается, что строительство монастыря начал монах [[Шантаракшита]], один из настоятелей индийского монастыря [[Наланда]], который проповедовал в первую очередь буддизм [[сутра|сутры]]. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось, и строители в ужасе предположили, что это козни демона, обитающего у реки.
Считается, что строительство монастыря начал монах [[Шантаракшита]], которого пригласил Царь [[Трисонг Децен]], один из настоятелей индийского монастыря [[Наланда]], который проповедовал в первую очередь буддизм [[сутра|сутры]]. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось, и строители в ужасе предположили, что это козни демона, обитающего у реки.
Однако когда из [[Уддияна|Уддияны]] прибыл [[Падмасамбхава]], он смог одолеть местных богов и демонов, и успешно построил монастырь. С этого монастыря начинается история школы [[ньингма]] — первой школы [[Тибетский буддизм|тибетского буддизма]]. Легенда о строительстве монастыря Самье объясняет также, как [[тантра (буддизм)|тантрический]] буддизм смог взойти над буддизмом сутры, проповедуемым Шантаракшитой.
Однако когда из [[Уддияна|Уддияны]] прибыл [[Падмасамбхава]], он смог одолеть местных богов и демонов, и успешно построил монастырь. С этого монастыря начинается история школы [[ньингма]] — первой школы [[Тибетский буддизм|тибетского буддизма]]. Легенда о строительстве монастыря Самье объясняет также, как [[тантра (буддизм)|тантрический]] буддизм смог взойти над буддизмом сутры, проповедуемым Шантаракшитой.



Текущая версия от 08:08, 28 декабря 2023

Монастырь Самье
Монастырь Самье
Монастырь Самье
Статуя Гуру Ринпоче в Самье

Монастырь Самье (тиб. བསམ་ཡས་ bSam yas,) — первый буддийский монастырь в Тибете. Монастырь построен около 775 царём Тибета Трисонг Деценом, который внёс большой вклад в восстановление и развитие буддизма после упадка со времени правления царя Сонгцен Гампо (VII век).

Легенда о строительстве монастыря

Считается, что строительство монастыря начал монах Шантаракшита, которого пригласил Царь Трисонг Децен, один из настоятелей индийского монастыря Наланда, который проповедовал в первую очередь буддизм сутры. Считая место для строительства благоприятным, он активно приступил к строительству, но через некоторое время здание обрушилось, и строители в ужасе предположили, что это козни демона, обитающего у реки. Однако когда из Уддияны прибыл Падмасамбхава, он смог одолеть местных богов и демонов, и успешно построил монастырь. С этого монастыря начинается история школы ньингма — первой школы тибетского буддизма. Легенда о строительстве монастыря Самье объясняет также, как тантрический буддизм смог взойти над буддизмом сутры, проповедуемым Шантаракшитой.

Положение и архитектура монастыря

Монастырь построен на северном берегу реки Ярлунг (Брахмапутра) в двух часах езды от Лхаса и недалеко от аэропорта.

Монастырь построен в форме мандалы. Архитектура всего храмового комплекса сочетает индийские, тибетские и китайские элементы. По сторонам от основного храма расположены восемь малых храмов, четыре стороны посвящены бодхисаттвам Авалокитешваре, Арьяпале, Манджушри и Майтрее. С четырёх сторон стоят также большие ступы. Вдоль круглой стенки, окружающей храмовый комплекс, стоят 108 малых ступ.

Внутри в храмах хранятся многочисленные реликвии и стоят великолепные статуи.

Период первых переводов

В IX веке в монастыре Самье организовывалась работа по переводу многочисленных сочинений по буддизму с санскрита на тибетский язык.

Во время правления Трисонг Децена произошла знаменитая двухлетняя дискуссия между китайским монахом Хошаном и Камалашилой, учителем тантрического буддизма. Царь Трисонг Децен принял сторону Камалашилы, и с тех пор на Тибете прочно установился тантрический буддизм. (см. Дискуссия в Самье)

Медицинский конгресс

Царь Трисонг Децен организовал в начале IX века первый медицинский конгресс, на который приглашались врачи и учёные всех окрестных государств. Конгресс дал возможность оформиться традиции тибетской классической медицины. На конгрессе были представлены многочисленные медицинские системы и способы лечения.

Преследования во время правления царя Ландармы

Царь Ландарма во время своего правления жёстко преследовал буддизм, поэтому монахи вынуждены были уехать в другие страны и на окраины Тибета, в монастырь Самье и буддизм сильно утратил свои позиции. В XI веке началась новая волна проникновения буддизма на Тибет, связанная с Новыми Переводами, когда образовались другие школы тибетского буддизма.

Культурная революция

Во время культурной революции в Китае (1966—1976) монастырь Самье, как и другие монастыри, был осквернён и разграблен. Множество драгоценных реликвий было уничтожено. Монастырь прекратил своё существование.

Восстановление монастыря

Учитель школы ньингма Дилго Кьенце Ринпоче (1910—1991) смог восстановить и освятить монастырь к концу 1980-х годов. Сейчас монастырь управляется совместно школами ньингма и сакья.

См. также