Дукха: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Духкха — один из трёх признаков существования, а именно анитья («непостоянный»), духкха («неудовлетворительный»), анатман (не имеющий устойчивой сущности). В буддийских сутрах духкха имеет широкое значение и делится на три категории: '''Дуккха-дуккха''',...») |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показано 6 промежуточных версий этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:dukkha.jpg|мини|справа|400px|Дукха на санскрите]] | |||
'''Дукха''' — один из трёх признаков существования, а именно анитья («непостоянный»), дукха («неудовлетворительный»), анатман (не имеющий устойчивой сущности). | |||
В буддийских сутрах | В буддийских сутрах дукха имеет широкое значение и делится на три категории: | ||
'''Дуккха- | '''Дуккха-дукха''', отвращение к физическим страданиям – сюда входят физические и душевные страдания рождения, старения, болезней, умирания; страдания из-за того, что нежелательно. </br> | ||
'''Випаринама- | '''Випаринама-дукха''', разочарование от исчезновения счастья – это дукха приятных или счастливых переживаний, которые сменяются неприятными, когда причины и условия, вызывавшие приятные переживания, прекращаются. </br> | ||
'''Шанкхара- | '''Шанкхара-дукха''', неудовлетворённость меняющихся и непостоянных «вещей» – неспособность обусловленных вещей дать нам длительное счастье. Сюда входит «основная неудовлетворённость, пронизывающая всё существование, все формы жизни, потому что все формы жизни изменчивы, непостоянны и лишены какого-либо внутреннего ядра или субстанции». На этом уровне этот термин указывает на отсутствие длительного удовлетворения или ощущение того, что вещи никогда не соответствуют нашим ожиданиям или стандартам. </br> | ||
Различные сутры резюмируют, что жизнь в этом «мирском мире» считается | Различные сутры резюмируют, что жизнь в этом «мирском мире» считается дукхой, начиная с рождения в самсаре, продолжающегося процесса смерти и нового рождения: | ||
Рождение – это | Рождение – это дукха, старение – это дукха, болезнь – это дукха, смерть – это дукха.</br> | ||
Печаль, плач, боль, горе и отчаяние — это | Печаль, плач, боль, горе и отчаяние — это дукха.</br> | ||
Общение с нелюбимым – это | Общение с нелюбимым – это дукха; разлука с любимым — дукха.</br> | ||
Не получить желаемое – это | Не получить желаемое – это дукха.</br> | ||
В заключение отметим, что цепляния за пять совокупностей — это | В заключение отметим, что цепляния за [[Пять скандх|пять совокупностей]] — это дукха.</br> | ||
Рано́ подчеркивает важность развития понимания природы дукхи, условий, которые ее вызывают, и того, как ее можно преодолеть. Этот процесс сформулирован в учении о [[Четыре Истины Благородных|Четырех Благородных Истинах]]. | |||
[[Категория:Толкования]] | [[Категория:Толкования]] |
Текущая версия от 03:23, 29 декабря 2023
Дукха — один из трёх признаков существования, а именно анитья («непостоянный»), дукха («неудовлетворительный»), анатман (не имеющий устойчивой сущности).
В буддийских сутрах дукха имеет широкое значение и делится на три категории:
Дуккха-дукха, отвращение к физическим страданиям – сюда входят физические и душевные страдания рождения, старения, болезней, умирания; страдания из-за того, что нежелательно.
Випаринама-дукха, разочарование от исчезновения счастья – это дукха приятных или счастливых переживаний, которые сменяются неприятными, когда причины и условия, вызывавшие приятные переживания, прекращаются.
Шанкхара-дукха, неудовлетворённость меняющихся и непостоянных «вещей» – неспособность обусловленных вещей дать нам длительное счастье. Сюда входит «основная неудовлетворённость, пронизывающая всё существование, все формы жизни, потому что все формы жизни изменчивы, непостоянны и лишены какого-либо внутреннего ядра или субстанции». На этом уровне этот термин указывает на отсутствие длительного удовлетворения или ощущение того, что вещи никогда не соответствуют нашим ожиданиям или стандартам.
Различные сутры резюмируют, что жизнь в этом «мирском мире» считается дукхой, начиная с рождения в самсаре, продолжающегося процесса смерти и нового рождения:
Рождение – это дукха, старение – это дукха, болезнь – это дукха, смерть – это дукха.
Печаль, плач, боль, горе и отчаяние — это дукха.
Общение с нелюбимым – это дукха; разлука с любимым — дукха.
Не получить желаемое – это дукха.
В заключение отметим, что цепляния за пять совокупностей — это дукха.
Рано́ подчеркивает важность развития понимания природы дукхи, условий, которые ее вызывают, и того, как ее можно преодолеть. Этот процесс сформулирован в учении о Четырех Благородных Истинах.