Гьелсе Шенпен Тае Озер: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:ShenpenTayeOzer1.jpg|мини|справа|400px|Шенпен Тае Озер]] | [[Изображение:ShenpenTayeOzer1.jpg|мини|справа|400px|Шенпен Тае Озер]] | ||
[[Изображение:ShenpenTayeOzer.jpg|мини|справа|400px|Шенпен Тае Озер]] | [[Изображение:ShenpenTayeOzer.jpg|мини|справа|400px|Шенпен Тае Озер]] | ||
''' | '''Гьялсе Шенпен Тае (тиб. རྒྱལ་སྲས་གཞན་ཕན་མཐའ་ཡས་, Вайли: rgyal sras gzhan phan mtha' yas, 1800–1855 или 1869/70)''' родился в Геманг Камчунге в Куполе (mdo med dge mang skam chung) в 1800 году, в год железной обезьяны тринадцатого шестидесятилетнего цикла. Его отца звали Цеванг Норбу (tshe dbang nor bu), а мать — Карма Чодрон (karma chos sgron). | ||
Согласно его житиям, главы многих монастырей соревновались в том, чтобы признать ребенка реинкарнацией в своей традиции, но его родители всем отказали. Еще будучи маленьким, отец мальчика был убит, когда столкнулся с бандитами, пытавшимися украсть несколько его лошадей. В результате ребенок был вдохновлен на продолжение религиозной жизни. В этот момент он встретил ламу из [[Монастырь Дзогчен|монастыря Дзогчен Оргьен Самтен Чолинг]] (rdzogs chen orgyan bsam gtan chos gling) по имени Дола Джигме Келсанг (rdo bla 'jigs med skal bzang, du). Шенпен Тае сопровождал его обратно в Дзогчен и представил [[IV Дзогчен Тулку Мингьюр Намкай Дордже|Четвертому Дзогчен Друбвангу, Мингьюру Намкаю Дордже]] (rdzogs chen grub dbang 04 mi 'gyur nam mkha'i rdo rje, 1793-1870). В какой-то момент его идентифицировали как реинкарнацию [[Тердаг Лингпа|Тердага Лингпы Гьюрме Дордже]] (gter bdag gling pa 'gyur med rdo rje, 1646-1717), основателя [[Монастырь Миндролинг|монастыря Миндролинг]]. | Согласно его житиям, главы многих монастырей соревновались в том, чтобы признать ребенка реинкарнацией в своей традиции, но его родители всем отказали. Еще будучи маленьким, отец мальчика был убит, когда столкнулся с бандитами, пытавшимися украсть несколько его лошадей. В результате ребенок был вдохновлен на продолжение религиозной жизни. В этот момент он встретил ламу из [[Монастырь Дзогчен|монастыря Дзогчен Оргьен Самтен Чолинг]] (rdzogs chen orgyan bsam gtan chos gling) по имени Дола Джигме Келсанг (rdo bla 'jigs med skal bzang, du). Шенпен Тае сопровождал его обратно в Дзогчен и представил [[IV Дзогчен Тулку Мингьюр Намкай Дордже|Четвертому Дзогчен Друбвангу, Мингьюру Намкаю Дордже]] (rdzogs chen grub dbang 04 mi 'gyur nam mkha'i rdo rje, 1793-1870). В какой-то момент его идентифицировали как реинкарнацию [[Тердаг Лингпа|Тердага Лингпы Гьюрме Дордже]] (gter bdag gling pa 'gyur med rdo rje, 1646-1717), основателя [[Монастырь Миндролинг|монастыря Миндролинг]]. | ||
В Дзогчене Шенпен Тайе изучал традиционные предметы, включая Кама и терма, и получил посвящения, передачи и наставления в традиции Дзогчен от ряда учителей, в том числе от Джигме Гьелвай Ньюгу ('jigs med rgyal ba'i myu gu, 1765-1842); Джигме Нгоцар Гьяцо ('jigs med ngo mtshar rgya mtsho, b. c.1730); Джевон Тендзин Норбу (ум. 1851); [[Сенгдрук Пема Таши]], первый настоятель колледжа Шри Сингха (1798 г. до н. э.); Минлинг Гьелсе Ригдзин Зангпо, [[Патрул Оргьен Джигме Чокьи Вангпо|Дза Патрул Джигме Чокьи Вангпо]] ('dza dpal sprul o rgyan 'jigs med chos kyi dbang po, 1808-1887), Первый Лингла, Сонам Джинпа (gling bla 01 bsod nams sbyin pa, d.u.); и [[Барла Таши Гьяцо]] (р. 1714). | В Дзогчене Шенпен Тайе изучал традиционные предметы, включая Кама и терма, и получил посвящения, передачи и наставления в традиции Дзогчен от ряда учителей, в том числе от [[Джигме Гьялва Ньюгу|Джигме Гьелвай Ньюгу]] ('jigs med rgyal ba'i myu gu, 1765-1842); Джигме Нгоцар Гьяцо ('jigs med ngo mtshar rgya mtsho, b. c.1730); Джевон Тендзин Норбу (ум. 1851); [[Сенгдрук Пема Таши]], первый настоятель колледжа Шри Сингха (1798 г. до н. э.); Минлинг Гьелсе Ригдзин Зангпо, [[Патрул Оргьен Джигме Чокьи Вангпо|Дза Патрул Джигме Чокьи Вангпо]] ('dza dpal sprul o rgyan 'jigs med chos kyi dbang po, 1808-1887), Первый Лингла, Сонам Джинпа (gling bla 01 bsod nams sbyin pa, d.u.); и [[Барла Таши Гьяцо]] (р. 1714). | ||
В 1818 году, в возрасте девятнадцати лет, он вместе с несколькими близкими друзьями посетил [[I Додрубчен Джигме Тринле Озер|Первого Додрубчена, Джигме Тринле Озера]] (rdo grub chen 01 'jigs med 'phrin las 'od zer, 1745-1821). Он служил и учился у него около трёх лет, уделяя особое внимание [[Забсанг Ньингтик]] (zab gsang snying thig). | В 1818 году, в возрасте девятнадцати лет, он вместе с несколькими близкими друзьями посетил [[I Додрубчен Джигме Тринле Озер|Первого Додрубчена, Джигме Тринле Озера]] (rdo grub chen 01 'jigs med 'phrin las 'od zer, 1745-1821). Он служил и учился у него около трёх лет, уделяя особое внимание [[Забсанг Ньингтик]] (zab gsang snying thig). |
Текущая версия от 13:41, 15 января 2024
Гьялсе Шенпен Тае (тиб. རྒྱལ་སྲས་གཞན་ཕན་མཐའ་ཡས་, Вайли: rgyal sras gzhan phan mtha' yas, 1800–1855 или 1869/70) родился в Геманг Камчунге в Куполе (mdo med dge mang skam chung) в 1800 году, в год железной обезьяны тринадцатого шестидесятилетнего цикла. Его отца звали Цеванг Норбу (tshe dbang nor bu), а мать — Карма Чодрон (karma chos sgron).
Согласно его житиям, главы многих монастырей соревновались в том, чтобы признать ребенка реинкарнацией в своей традиции, но его родители всем отказали. Еще будучи маленьким, отец мальчика был убит, когда столкнулся с бандитами, пытавшимися украсть несколько его лошадей. В результате ребенок был вдохновлен на продолжение религиозной жизни. В этот момент он встретил ламу из монастыря Дзогчен Оргьен Самтен Чолинг (rdzogs chen orgyan bsam gtan chos gling) по имени Дола Джигме Келсанг (rdo bla 'jigs med skal bzang, du). Шенпен Тае сопровождал его обратно в Дзогчен и представил Четвертому Дзогчен Друбвангу, Мингьюру Намкаю Дордже (rdzogs chen grub dbang 04 mi 'gyur nam mkha'i rdo rje, 1793-1870). В какой-то момент его идентифицировали как реинкарнацию Тердага Лингпы Гьюрме Дордже (gter bdag gling pa 'gyur med rdo rje, 1646-1717), основателя монастыря Миндролинг.
В Дзогчене Шенпен Тайе изучал традиционные предметы, включая Кама и терма, и получил посвящения, передачи и наставления в традиции Дзогчен от ряда учителей, в том числе от Джигме Гьелвай Ньюгу ('jigs med rgyal ba'i myu gu, 1765-1842); Джигме Нгоцар Гьяцо ('jigs med ngo mtshar rgya mtsho, b. c.1730); Джевон Тендзин Норбу (ум. 1851); Сенгдрук Пема Таши, первый настоятель колледжа Шри Сингха (1798 г. до н. э.); Минлинг Гьелсе Ригдзин Зангпо, Дза Патрул Джигме Чокьи Вангпо ('dza dpal sprul o rgyan 'jigs med chos kyi dbang po, 1808-1887), Первый Лингла, Сонам Джинпа (gling bla 01 bsod nams sbyin pa, d.u.); и Барла Таши Гьяцо (р. 1714).
В 1818 году, в возрасте девятнадцати лет, он вместе с несколькими близкими друзьями посетил Первого Додрубчена, Джигме Тринле Озера (rdo grub chen 01 'jigs med 'phrin las 'od zer, 1745-1821). Он служил и учился у него около трёх лет, уделяя особое внимание Забсанг Ньингтик (zab gsang snying thig).
Затем он отправился в паломническое путешествие по Кхаму и нижнему Амдо, посетив такие места, как пещера Вайрочаны возле Баркхама в Гьелронге, и получил учения и передачи от лам со всего региона.
Гьелсе Шенпен Тае приписывают редактирование всех доступных текстов по ритуалу Ньингма Тринчок (phrin chog) в один том. Об этом просили его ученики Пелри Тулку Пема Вангьел (dpal ri sprul skupad+ma dbang rgyal, du) и Минлинг Тричен Сангье Кунга (smin gling khri chen sangs rgyas kun dga', du). Он вырезал блоки для текстов традиции Дзогчен о Девяти Колесницах (theg pa rim pa dgu) и представил на них посвящения и устные передачи. Он приобрел множество текстов Ньингма, включая подробные комментарии к Гухьягарбха-тантре, и привез из У-Цанга несколько собраний учений лам, которые были недоступны или неполны в Кхаме.
Говорят, что он путешествовал по Тибету и медитировал в священных местах. Согласно его агиографии, ему было суждено получить терма, но он отказался это сделать и вместо этого был рукоположен в конце жизни под руководством Сенгдрука Пема Таши.
В 1842 году разрушительное землетрясение разрушило монастырь Дзогчен. Тогдашний настоятель монастыря, его учитель Мингьюр Намкай Дордже, проживал тогда во дворце короля Дерге Дамцика Дордже (sde dge chos rgyal dam tshig rdo rje, р. 1811). Король спонсировал реконструкцию, которая проводилась под руководством Шенпена Тае. Пожертвования учеников со всего региона также позволили Шенпен Тае основать в 1848 году Колледж Шри Синха (shrI Sing+ha bshad Drwa), широко известный как Шри Сенгге Ри Чова (shrI seng ge ri chos grwa). Сенгдрук Пема Таши был возведен на престол первым настоятелем.
Легенда гласит, что Женпен Тайе выбрал место для строительства колледжа, основываясь на видении среднеазиатского патриарха Дзогчен восьмого века Шри Сингхи, сидящего на скале в долине Рудам недалеко от монастыря Дзогчен. Говорят, что позже, когда он организовал освящение, великий практик Ньингмы восемнадцатого века До Кьенце Еше Дордже (mdo mkhyen brtse ye shes rdo rje, 1800-1866) внезапно появился и вонзил кинжал в землю, освятив это место.
После Сенгдрука Пема Таши, Гьелсе Шенпен Тае был возведен на трон в качестве второго настоятеля колледжа. Он преподавал и давал посвящения, наставления и передачи по темам Дзогчена, в первую очередь по Гухьягарбха-тантре, основной тантре Махайоги . Он также считается восьмым настоятелем монастыря Дзогчен, служив в разное время, пока Четвертый Дзогчен Друбванг отсутствовал.
Среди его выдающихся учеников были Джамьянг Кьенце Вангпо (Джамьянг Кьенце Вангпо, 1820–1892); Дза Патрул; Восьмой Пелинг Сунгтрул Кунзанг Дечен Дордже (pad gling gsung sprul 08 kun bzang bde chen rdo rje, 1843-1891); восьмой настоятель Шри Симхи Пема Ваджра (padma rdo rje, c.1807-1884); седьмой настоятель колледжа Тубтен Ньиндже Гьелцен (rdzogs chen mkhan rabs 07 thub bstan nyin byed rgyal mtshan, d.u.); третий настоятель колледжа Ригдзин Зангпо (rdzogs chen mkhan rabs 03 rig 'dzin bzang po, d.u.); четвертый настоятель колледжа Пема Шеджа (rdzogs chen mkhan rabs 04 pad+ma shes bya, d.u.); девятый настоятель колледжа Калден Гьяцо (rdzogs chen mkhan rabs 09 skal ldan rgya mtsho, d.u.); Четвертый Дзогчен Понлоб, Джигме Чойинг Осел (dpon slob 04 'jigs med chos dbyings 'od gsal, d.u.); Второй Порог Гетрул Цеванг Пелджи Дордже (khro shul dge sprul 02 tshe dbang dpal gyi rdo rje, d.u.); и Третий Мура, Пема Дечен Зангпо (mu ra 03 pad+ma bde chen bzang po, d.u.).
Его сочинение включало «Общий смысл Гухьягарбха-тантры» (gsang snying spyi don); Критический комментарий к Ста мирных и гневных (zhi khro'i dka' 'grel); и комментарии по грамматике и так далее. Его сочинения собраны в двух томах.
В какой-то момент своей жизни он основал монашеский центр Геманг (dge mang) в Дзачуке и периодически проживал там. За это он широко известен как Кушок Геманг Ринпоче (sku shogs dge mang rin po che), первый в ряду воплощений, базирующихся в Геманге.
В 1855 году, в год древесного зайца четырнадцатого шестидесятилетнего цикла, он в возрасте пятидесяти шести лет вошел в нирвану.