Нгорчен Кунга Зангпо: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
(не показана 1 промежуточная версия этого же участника) | |||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:NgorchenKungaZangpo.jpg|мини|справа|400px|Нгорчен Кунга Зангпо, Тибет, 1700–1799 гг. Линии передачи Сакья и Нгор (Сакья). 87,63х55,88см. Молотый минеральный пигмент на хлопке. Коллекция Художественного музея Рубина.]] | [[Изображение:NgorchenKungaZangpo.jpg|мини|справа|400px|Нгорчен Кунга Зангпо, Тибет, 1700–1799 гг. Линии передачи Сакья и Нгор (Сакья). 87,63х55,88см. Молотый минеральный пигмент на хлопке. Коллекция Художественного музея Рубина.]] | ||
'''Нгорчен Кунга Зангпо (ngor chen kun dga' bzang po, 1382-1456)''' родился в 1382 году в монастыре Сакья в Тибете. Его матерью была Сонам Пелден (bsod nams dpal ldan). Личность его отца несколько сложна. Согласно биографии, написанной его главным учеником Мученом Кончоком Гьелценом (mus chen dkon mchog rgyal mtshan, 1388-1469), отцом Нгорчена был Понцанг Друбпа Йонтен (dpon tshang grub pa yon tan), «великий помощник» (nye gnas chen по) Сакья Цок, | '''Нгорчен Кунга Зангпо (ngor chen kun dga' bzang po, 1382-1456)''' родился в 1382 году в монастыре Сакья в Тибете. Его матерью была Сонам Пелден (bsod nams dpal ldan). Личность его отца несколько сложна. Согласно биографии, написанной его главным учеником Мученом Кончоком Гьелценом (mus chen dkon mchog rgyal mtshan, 1388-1469), отцом Нгорчена был Понцанг Друбпа Йонтен (dpon tshang grub pa yon tan), «великий помощник» (nye gnas chen по) Сакья Цок, который, скорее всего, был специальной секцией главного собрания Сакья. Его предки, переехав из Дрингцама ('bring mtshams) в Сакья, жили кочевниками, а затем служили личными помошниками (gsol ja ba) у главного ламы Житок Лабранга (gzhi thog bla brang) в Сакье. Однако в некоторых источниках утверждается, что Понцанг Друбпа Йонтен был отцом Нгорчена только внешне (phyi ltar), а внутренне (nang ltar), его скрытым или тайным отцом (sbas pa'i yab) был Тавен Кунга Ринчен (ta dben kun dga' rin chen, 1339-1399) из Житок Лабранга, служивший Семнадцатым Сакья Тридзином. | ||
В шесть лет Кунга Зангпо начал свое формальное обучение, а в девять лет он принял монашеские обеты | В шесть лет Кунга Зангпо начал свое формальное обучение, а в девять лет он принял монашеские обеты послушника у своего раннего учителя Шарчена Еше Гьялцена (shar chen ye shes rgyal mtshan, 1359-1406). Под руководством Шарчена Кунга Зангпо принял полные обеты монашества, бодхисаттвы и мантраяны и стал экспертом как в сутре, так и в тантре. Он особенно хорошо разбирался в ритуалах и практиках, характерных для Сакья, и стал главным учеником Еше Гьялцена. | ||
В возрасте двадцати пяти лет, после смерти Еше Гьелцена , Кунга Зангпо отправился в Шанг Чокор | В возрасте двадцати пяти лет, после смерти Еше Гьелцена, Кунга Зангпо отправился в Шанг Чокор Ганг (shangs chos 'khor sgang), чтобы учиться у Кьябчока Пелзанга (skyabs mchog dpal bzang, du). Во время учебы у Кьябчока Пелзанга Нгорчену не удалось получить полную передачу Ламдре, и после этого он искал квалифицированного учителя Ламдре. Однако в Сакья квалифицированные учителя либо недавно скончались, либо в то время отсутствовали. Затем Нгорчен услышал о Буддашри (bu d+ha shrI, 1339–1420), также известном как Сангье Пел (sangs rgyas dpal), который находился в Чжи Гоне (zh dgon). Говорят, что, прибыв в Чжи, он нашел монастырь и Буддашри точно такими, какими он ранее видел их в видении. | ||
После обучения у Буддахшри в Чжи Кунга Зангпо вернулся с этим мастером в Сакья, где продолжил обучение у него. Помимо упомянутых выше мастеров, учителями Кунга Зангпо были Пелден Цултрим (dpal ldan tshul khrims, 1333-1399), Кунга | После обучения у Буддахшри в Чжи Кунга Зангпо вернулся с этим мастером в Сакья, где продолжил обучение у него. Помимо упомянутых выше мастеров, учителями Кунга Зангпо были Пелден Цултрим (dpal ldan tshul khrims, 1333-1399), Кунга Гьялстен (kun dga' rgyal mtshan, du), Шонну Лодро (gzhon nu blo gros, 1358-1412/24), Таши Ринчен (bkra shis rin chen) и Лотсава Кьябчок Пелзанг (lo tsA ba skyabs mchog dpal bzang). | ||
Сделав себе имя мастера тантры, Кунга Зангпо защитил учение Сакья от нападок Кхедрубдже Гелек Пелзанг (mkhas grub rje dge leg dpal bzang, 1385-1438), ставившего под сомнение подлинность учения Хеваджры. Зарождающаяся традиция Гелук, лидером которой был Кедрубдже, и традиция Сакья Кунга Зангпо тогда боролись за покровительство растущей семьи Ринпунг ( | Сделав себе имя мастера тантры, Кунга Зангпо защитил учение Сакья от нападок [[Кхедрубдже Гелек Пелзанг|Кхедрубдже Гелек Пелзанга]] (mkhas grub rje dge leg dpal bzang, 1385-1438), ставившего под сомнение подлинность учения Хеваджры. Зарождающаяся традиция [[Гелуг|Гелук]], лидером которой был Кедрубдже, и традиция [[Сакья]] Кунга Зангпо тогда боролись за покровительство растущей семьи Ринпунг (rin spungs). | ||
Когда Кунга Зангпо было двадцать девять, он отправился в [[Монастырь Сабзанг|монастырь Сабзанг]] (sa bzang dgon) и занял руководящую должность, предлагая своим ученикам широкий спектр религиозных наставлений, включая комментарии к текстам, посвящения и передачи чтения, а также церемонии посвящения. Он оставался в Сабзанге три года. | |||
В 1429 году, в возрасте сорока восьми лет, Кунга Зангпо основал [[Монастырь Нгор|монастырь Нгор Эвам Чоден]] (ngor e waM chos ldan), который впоследствии превратился в резиденцию субтрадиции Нгор, одного из трех основных подразделений традиции Сакья. Согласно его автобиографии, Кунга Зангпо, который строго соблюдал монашеские кодексы Винаи, нашел Сакья слишком активным и искал место для спокойной практики. Долина Нгор, писал он, была «отдаленным местом, лишенным торговцев». Тем не менее, Нгор вскоре превратился в крупный центр практики Сакья и в своей крупнейшей локации поддерживал более тысячи монахов. Учебная программа в Нгоре была основана непосредственно на линии передачи Сакья, устных наставлениях и четырех классах тантры, и это был институциональный центр Цокше (tshogs bshad) передачи учений Ламдре. В новом монастыре Кунга Зангпо руководил строительством главного храма, а также множества статуй и других материальных средств для религиозной практики. Он также создал монашеский колледж и заказал Кангьюр, написанный золотом. | |||
По приглашению королей Мустанга (glo bo smon thang) Нгорчен трижды путешествовал в это королевство. Его первые два путешествия состоялись в 1427 и 1436 годах по приглашению Аме Пела (a me/ma dpal, 1388-1440), короля Мустанга, а его третье путешествие в 1447-1449 годах по приглашению Амгона Занга (a mgon bzang, р. 1420), сын и преемник Аме Пела. Во время своих трех путешествий Нгорчен основал щедру Винаи под названием Тенчен Дулдра Домсумлинг (steng chen 'dul grwa sdom gsum gling), Дракар Чоде Текчен Даргьелинг (brag dkar gyi chos sde theg chen dar rgyas gling) и Джампа Лхаканг (byams pa lha khang). Более того, он возглавил выпуск издания Кангьюра и инициировал создание Кангьюра золотыми буквами. Он также рукоположил короля Мустанга Аме Пела, а также короля Гуге Три Намкая Вангпо (khri nam mkha'i dbang po, du) в Кхорчаке ('khor chags). | |||
Среди многих учеников Кунга Зангпо были следующие семь настоятелей Нгора, или Нгор Кхенчены: Мучен Семпа Ченпо Кончок Гьелцен (mus chen sems dpa' chen po dkon mchog rgyal mtshan, 1388-1469), Джамьянг Шераб Гьяцо ('jam dbyangs shes rab rgya mtsho, ок.1396-1474), Кунга Вангчук (kun dga' dbang Phyug, 1424-1478), Пелден Дордже (dpal ldan rdo rje, 1411-1482), [[Горампа Сонам Сенгге]] (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) и Кончок Пельва (дкон мчог 'фел ба, 1445-1514). Среди других студентов были Лодро Вангчук (blo gros dbang phyug, р. 1402), Шакья Чокден (shAkya mchog ldan, 1428–1507), Панчен Бумтрак Сумпа (paN chen 'bum phrag gsum pa, 1432/3–1504), Маркам Дракпа Зангпо (smar khams pa grags pa bzang po) и Второй Друкчен, Кунга Пельджор ('brug chen 02 kun dga' dpal 'byor). | |||
Среди многих учеников Кунга Зангпо были следующие семь настоятелей Нгора, или Нгор | |||
Кунга Зангпо был чрезвычайно плодовитым человеком, и его собрание сочинений насчитывает около двухсот наименований. Благодаря его многочисленным письменным работам, учениям, которые он давал, своим достижениям как практикующего и основанному им крупному монашескому институту, Кунга Зангпо включен в число знаменитых мастеров Сакья, которые стали известны как Шесть украшений Тибета. | Кунга Зангпо был чрезвычайно плодовитым человеком, и его собрание сочинений насчитывает около двухсот наименований. Благодаря его многочисленным письменным работам, учениям, которые он давал, своим достижениям как практикующего и основанному им крупному монашескому институту, Кунга Зангпо включен в число знаменитых мастеров Сакья, которые стали известны как Шесть украшений Тибета. | ||
[[Категория:Мастера Сакья]] | [[Категория:Мастера Сакья]] |
Текущая версия от 13:03, 1 августа 2024
Нгорчен Кунга Зангпо (ngor chen kun dga' bzang po, 1382-1456) родился в 1382 году в монастыре Сакья в Тибете. Его матерью была Сонам Пелден (bsod nams dpal ldan). Личность его отца несколько сложна. Согласно биографии, написанной его главным учеником Мученом Кончоком Гьелценом (mus chen dkon mchog rgyal mtshan, 1388-1469), отцом Нгорчена был Понцанг Друбпа Йонтен (dpon tshang grub pa yon tan), «великий помощник» (nye gnas chen по) Сакья Цок, который, скорее всего, был специальной секцией главного собрания Сакья. Его предки, переехав из Дрингцама ('bring mtshams) в Сакья, жили кочевниками, а затем служили личными помошниками (gsol ja ba) у главного ламы Житок Лабранга (gzhi thog bla brang) в Сакье. Однако в некоторых источниках утверждается, что Понцанг Друбпа Йонтен был отцом Нгорчена только внешне (phyi ltar), а внутренне (nang ltar), его скрытым или тайным отцом (sbas pa'i yab) был Тавен Кунга Ринчен (ta dben kun dga' rin chen, 1339-1399) из Житок Лабранга, служивший Семнадцатым Сакья Тридзином.
В шесть лет Кунга Зангпо начал свое формальное обучение, а в девять лет он принял монашеские обеты послушника у своего раннего учителя Шарчена Еше Гьялцена (shar chen ye shes rgyal mtshan, 1359-1406). Под руководством Шарчена Кунга Зангпо принял полные обеты монашества, бодхисаттвы и мантраяны и стал экспертом как в сутре, так и в тантре. Он особенно хорошо разбирался в ритуалах и практиках, характерных для Сакья, и стал главным учеником Еше Гьялцена.
В возрасте двадцати пяти лет, после смерти Еше Гьелцена, Кунга Зангпо отправился в Шанг Чокор Ганг (shangs chos 'khor sgang), чтобы учиться у Кьябчока Пелзанга (skyabs mchog dpal bzang, du). Во время учебы у Кьябчока Пелзанга Нгорчену не удалось получить полную передачу Ламдре, и после этого он искал квалифицированного учителя Ламдре. Однако в Сакья квалифицированные учителя либо недавно скончались, либо в то время отсутствовали. Затем Нгорчен услышал о Буддашри (bu d+ha shrI, 1339–1420), также известном как Сангье Пел (sangs rgyas dpal), который находился в Чжи Гоне (zh dgon). Говорят, что, прибыв в Чжи, он нашел монастырь и Буддашри точно такими, какими он ранее видел их в видении.
После обучения у Буддахшри в Чжи Кунга Зангпо вернулся с этим мастером в Сакья, где продолжил обучение у него. Помимо упомянутых выше мастеров, учителями Кунга Зангпо были Пелден Цултрим (dpal ldan tshul khrims, 1333-1399), Кунга Гьялстен (kun dga' rgyal mtshan, du), Шонну Лодро (gzhon nu blo gros, 1358-1412/24), Таши Ринчен (bkra shis rin chen) и Лотсава Кьябчок Пелзанг (lo tsA ba skyabs mchog dpal bzang).
Сделав себе имя мастера тантры, Кунга Зангпо защитил учение Сакья от нападок Кхедрубдже Гелек Пелзанга (mkhas grub rje dge leg dpal bzang, 1385-1438), ставившего под сомнение подлинность учения Хеваджры. Зарождающаяся традиция Гелук, лидером которой был Кедрубдже, и традиция Сакья Кунга Зангпо тогда боролись за покровительство растущей семьи Ринпунг (rin spungs).
Когда Кунга Зангпо было двадцать девять, он отправился в монастырь Сабзанг (sa bzang dgon) и занял руководящую должность, предлагая своим ученикам широкий спектр религиозных наставлений, включая комментарии к текстам, посвящения и передачи чтения, а также церемонии посвящения. Он оставался в Сабзанге три года.
В 1429 году, в возрасте сорока восьми лет, Кунга Зангпо основал монастырь Нгор Эвам Чоден (ngor e waM chos ldan), который впоследствии превратился в резиденцию субтрадиции Нгор, одного из трех основных подразделений традиции Сакья. Согласно его автобиографии, Кунга Зангпо, который строго соблюдал монашеские кодексы Винаи, нашел Сакья слишком активным и искал место для спокойной практики. Долина Нгор, писал он, была «отдаленным местом, лишенным торговцев». Тем не менее, Нгор вскоре превратился в крупный центр практики Сакья и в своей крупнейшей локации поддерживал более тысячи монахов. Учебная программа в Нгоре была основана непосредственно на линии передачи Сакья, устных наставлениях и четырех классах тантры, и это был институциональный центр Цокше (tshogs bshad) передачи учений Ламдре. В новом монастыре Кунга Зангпо руководил строительством главного храма, а также множества статуй и других материальных средств для религиозной практики. Он также создал монашеский колледж и заказал Кангьюр, написанный золотом.
По приглашению королей Мустанга (glo bo smon thang) Нгорчен трижды путешествовал в это королевство. Его первые два путешествия состоялись в 1427 и 1436 годах по приглашению Аме Пела (a me/ma dpal, 1388-1440), короля Мустанга, а его третье путешествие в 1447-1449 годах по приглашению Амгона Занга (a mgon bzang, р. 1420), сын и преемник Аме Пела. Во время своих трех путешествий Нгорчен основал щедру Винаи под названием Тенчен Дулдра Домсумлинг (steng chen 'dul grwa sdom gsum gling), Дракар Чоде Текчен Даргьелинг (brag dkar gyi chos sde theg chen dar rgyas gling) и Джампа Лхаканг (byams pa lha khang). Более того, он возглавил выпуск издания Кангьюра и инициировал создание Кангьюра золотыми буквами. Он также рукоположил короля Мустанга Аме Пела, а также короля Гуге Три Намкая Вангпо (khri nam mkha'i dbang po, du) в Кхорчаке ('khor chags).
Среди многих учеников Кунга Зангпо были следующие семь настоятелей Нгора, или Нгор Кхенчены: Мучен Семпа Ченпо Кончок Гьелцен (mus chen sems dpa' chen po dkon mchog rgyal mtshan, 1388-1469), Джамьянг Шераб Гьяцо ('jam dbyangs shes rab rgya mtsho, ок.1396-1474), Кунга Вангчук (kun dga' dbang Phyug, 1424-1478), Пелден Дордже (dpal ldan rdo rje, 1411-1482), Горампа Сонам Сенгге (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) и Кончок Пельва (дкон мчог 'фел ба, 1445-1514). Среди других студентов были Лодро Вангчук (blo gros dbang phyug, р. 1402), Шакья Чокден (shAkya mchog ldan, 1428–1507), Панчен Бумтрак Сумпа (paN chen 'bum phrag gsum pa, 1432/3–1504), Маркам Дракпа Зангпо (smar khams pa grags pa bzang po) и Второй Друкчен, Кунга Пельджор ('brug chen 02 kun dga' dpal 'byor).
Кунга Зангпо был чрезвычайно плодовитым человеком, и его собрание сочинений насчитывает около двухсот наименований. Благодаря его многочисленным письменным работам, учениям, которые он давал, своим достижениям как практикующего и основанному им крупному монашескому институту, Кунга Зангпо включен в число знаменитых мастеров Сакья, которые стали известны как Шесть украшений Тибета.