Кхенпо Мунсел: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
 
(не показано 7 промежуточных версий этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:Khenpo_Munsel.jpg|мини|справа|400px|Кхенпо Мунсел (лагерное фото)]]
[[Изображение:Khenpo_Munsel.jpg|мини|справа|400px|Кхенпо Мунсел (лагерное фото)]]
Кхенпо Мунсел (mkan po mun sel) родился в 1916 году, в день новолуния зимнего месяца года огненного дракона пятнадцатого шестидесятилетнего цикла, в семье Кхангсартсанга (khang gsar tshang) Чакмо Голока (lcags mo 'go log) в Амдо (mdo). Отец назвал его Нампо (гнам по), от Намганга ( гнам ганг ), что означает «новая луна». Его отца звали Кхангсар Нголо (khang gsar sngo lo, du), а мать звали Джечунг За Ташикьи (bye chung bza' bkra shis skyid, du); она была также известна как Трохен Нгаванг (хро мхан нгаг дбанг).
[[Изображение:Khenpo_Munsel_1.jpg|мини|справа|400px|Кхенпо Мунсел]]
== Краткая биография ==
'''Кхенпо Мунсел''' (mkan po mun sel) родился в 1916 году, в день новолуния зимнего месяца года огненного дракона пятнадцатого шестидесятилетнего цикла, в семье Кхангсартсанга (khang gsar tshang) Чакмо в Голоке (lcags mo 'go log) в Амдо (a mdo). Отец назвал его Нампо (gnam po), от Намганга (gnam gang), что означает «новолуние». Его отца звали Кхангсар Нголо (khang gsar sngo lo, du), а мать звали Джечунг За Таши Кьи (bye chung bza' bkra shis skyid, du); она была также известна как Трохен Нгаванг (khro mkhan ngag dbang).


Когда мальчик был еще младенцем, Юнгшул лама Сунгчок Дордже (g.yung shul bla ma gsung mchog rdo rje, du) посетил их дом и определил в ребенке воплощение великого мастера школы Ньингма Лонгчена Рабджама (klong chen rab 'byams , 1308-1364). Говорят, что Сунгчок Дордже предсказал, что ребенок устранит тьму невежества своих последователей, и поэтому назвал его Мунселем, что означает «Устранитель тьмы». Говорят, что молодой Мунсел был невероятно умен: в раннем возрасте он научился чтению и письму у Сенгшула Ламы Чоку (seng shul bla ma chos sku). Судя по всему, в молодости он был очень привлекательным человеком, поэтому его стали называть Кхангсар Беньякма (khang gsar Ban yag ma), что означает «красавец из Кхангсара».
Когда мальчик был еще младенцем, Юнгшул Лама Сунгчок Дордже (g.yung shul bla ma gsung mchog rdo rje, du) посетил их дом и определил в ребенке воплощение великого мастера школы [[Ньингма]] [[Лонгчен Рабджам|Лонгчена Рабджама]] (klong chen rab 'byams , 1308-1364). Говорят, что Сунгчок Дордже предсказал, что ребенок устранит тьму невежества своих последователей, и поэтому назвал его Мунселем, что означает «Устранитель тьмы». Говорят, что молодой Мунсел был невероятно умен: в раннем возрасте он научился чтению и письму у Сенгшула Ламы Чоку (seng shul bla ma chos sku). Судя по всему, в молодости он был очень привлекательным человеком, поэтому его стали называть Кхангсар Беньякма (khang gsar Ban yag ma), что означает «красавец из Кхангсара».


Мунсел получил посвящение в монахи-послушники ( шраманера ) от Джампела Гьяцо ('jam dpal rgya mtsho, du) из монастыря Каток  (kaH thog dgon) в возрасте пятнадцати лет. Его имя при посвящении было Тубтен Цултрим Гьяцо (thub bstan tshul khrims rgya mtsho). По рекомендации Джампела Гьяцо Мунсел присоединился к монастырю Каток и вскоре получил обеты полного посвящения ( бхикшу ). Впоследствии он поступил в монашеский колледж Катока, Шедруб Норбуи Лхунпо (bshad sgrub norbu'i lhun po), и начал обучение у своего главного наставника, Гоца Кхенпо Оргьена Тенпела ('go tsha mkan po orgyan bstan 'phel, du), как как и ряд других выдающихся педагогов. Он изучал общие предметы, такие как грамматика и поэзия, общие учения сутр и тантр, а также темы, специфичные для учебной программы Каток. Примерно в возрасте двадцати пяти лет Мунсел отправился в монастырь Ньошул (snyo shul dgon), где подробно изучил полный цикл сокровищ Лонгчен Ньингтик ( клонг чен снынг тиг ) с одним из самых важных носителей традиции, Каток Кхенпо Нгаванг. Пелзанг (kaH thog mkan po ngag dbang dpal bzang, 1879-1941), сердечный ученик Ньошула Лунгтока Тенпая Гьелцена (myo shulung rtogs bstan pa'i rgyal mtshan, р. 1930) . В конце концов Нгаванг Пелзанг принял Мюнселя в качестве одного из своих главных учеников.
Мунсел получил посвящение в монахи-послушники (шраманера) от Джампела Гьяцо ('jam dpal rgya mtsho, du) из [[Монастырь Каток|монастыря Каток]] (kaH thog dgon) в возрасте пятнадцати лет. Его имя при посвящении было Тубтен Цултрим Гьяцо (thub bstan tshul khrims rgya mtsho). По рекомендации Джампела Гьяцо Мунсел присоединился к монастырю Каток и вскоре получил обеты полного посвящения (бхикшу). Впоследствии он поступил в монашеский колледж Катока, Шедруб Норбуи Лхунпо (bshad sgrub norbu'i lhun po), и начал обучение у своего главного наставника, [[Гоца Кхенпо Оргьен Тенпел|Гоца Кхенпо Оргьена Тенпела]] ('go tsha mkan po orgyan bstan 'phel, du), как как и ряд других выдающихся педагогов. Он изучал общие предметы, такие как грамматика и поэзия, общие учения сутр и тантр, а также темы, специфичные для учебной программы монастыря Каток. Примерно в возрасте двадцати пяти лет Мунсел отправился в [[монастырь Ньошул]] (snyo shul dgon), где подробно изучил полный цикл сокровищ [[Лонгчен Ньингтик]] (klong chen snying thig) с одним из самых важных носителей традиции Каток, [[Кхенпо Нгакчунг|Кхенпо Нгаванг Пелзанг]] (kaH thog mkan po ngag dbang dpal bzang, 1879-1941), сердечный ученик [[Ньошул Лунгток Тенпе Ньима|Ньошула Лунгтока Тенпея Нимы]]. В конце концов Нгаванг Пелзанг принял Мюнсела в качестве одного из своих главных учеников.


По оценкам биографии Мюнселя, он изучил сто объемистых текстов, из которых освоил двадцать пять. Его выступление на публичных испытаниях, проводимых монастырем, запомнилось как демонстрация этой эрудиции. Известно также, что он специализировался на традиции Дзогчен Ньингтик ( rdzogs chen snying thig ). В конце концов Мюнсел основал центр дхармы в Понкор Нгакгон (dpon skor ngag dgon), где он служил настоятелем около двадцати лет.
По оценкам биографии Мюнсела, он изучил сто томов текстов, из которых освоил двадцать пять. Его выступление на публичных экзаменах, проводимых монастырем, запомнилось как демонстрация высокой эрудиции. Известно также, что он специализировался на традиции [[Дзогчен Ньингтик]] ( rdzogs chen snying thig ). В конце концов Мюнсел основал центр дхармы в Понкор Нгакгон (dpon skor ngag dgon), где он служил настоятелем около двадцати лет.


В какой-то момент в 1959 году Мюнсель подвергся нападению со стороны членов Народно-освободительной армии Китая. Его избили до смерти, но, как сообщается, во время нападения он оставался психически стабильным и мирным. После этого его заключили в районную тюрьму примерно на год, а затем перевели в так называемую «тюрьму ламы» в Синине, столице провинции Цинхай. В учреждении не хватало еды, одежды и жилья, что создавало большие трудности для его жителей, но сообщается, что условия не оказали негативного воздействия на Мюнселя и что он смог продолжать практиковать тайно. Известно, что он отдавал часть своей еды своим товарищам в тюрьме и однажды жил без еды в течение нескольких недель в период, когда еды было мало. Несмотря на столь длительный пост, его здоровье оказалось даже лучше, чем до заключения; в результате многие из его сокамерников и даже многие сотрудники тюрьмы, как сообщается, стали его учениками.   
В какой-то момент в 1959 году Мюнсел подвергся нападению со стороны членов Народно-освободительной армии Китая. Его избили до смерти, но, как сообщается, во время нападения его ум был стабилен и умиротворен. После этого его заключили в районную тюрьму для смертников примерно на год, а затем перевели в так называемую «тюрьму для лам» в Синине, столице провинции Цинхай. В учреждении не хватало еды, одежды и жилья, что создавало большие трудности для его жителей, но сообщается, что условия не оказали негативного воздействия на Мюнсела и что он смог продолжать практиковать тайно. Известно, что он отдавал часть своей еды своим товарищам в тюрьме и однажды жил без еды в течение нескольких недель в период, когда еды было мало. Несмотря на столь длительный пост, его здоровье оказалось даже лучше, чем до заключения; в результате многие из его сокамерников и даже многие сотрудники тюрьмы, как сообщается, стали его учениками.   


По мере того как условия постепенно улучшались, Мюнсель начал давать наставления по Дзогчен тем, кто был заключен вместе с ним, в том числе ряду высоких лам. Находясь в тюрьме, он стал коренным гуру Восьмого Гарчена, Кончок Гьелцен (mgar chen 08 dkon mchog rgyal mtshan, р.1936), важный держатель линии передачи Дригунг, который в настоящее время много путешествует; и дал наставления по Дзогчену Восьмому Адеу Ринпоче (а lde'u 08, 1931-2007), держателю линии Друкпа Кагью. Говорят, что один из его пожилых китайских преданных даже обрел радужное тело (джалус) во время своей смерти.
По мере того как условия постепенно улучшались, Мюнсел начал давать наставления по [[Дзогчен]] тем, кто был заключен вместе с ним, в том числе ряду высоких лам. Находясь в тюрьме, он стал коренным гуру [[Гарчен Ринпоче|Восьмого Гарчена, Кончок Гьелцена (mgar chen 08 dkon mchog rgyal mtshan, р.1936)]], важный держатель линии передачи [[Дрикунг Кагью]], который много путешествовал и давал учения по всему миру (сейчас проживает в США, в Аризоне); и дал наставления по Дзогчену [[Адеу Ринпоче|Восьмому Адеу Ринпоче]] (а lde'u 08, 1931-2007), держателю линии [[Другпа Кагью]]. Говорят, что один из его пожилых китайских преданных учеников даже обрел радужное тело ('ja' lus) во время своей смерти.


В общей сложности Мюнсель провел восемнадцать лет на каторжных работах на фабрике Дзагё (rdza gyo bzo grwa) в Синине. В его биографии рассказывается, что на протяжении всего этого периода он практиковал Дзогчен, мысленно представляя фабрику как кабину для медитации и инструменты, которые он использовал в качестве ритуальных орудий. Считается, что благодаря этим методам он достиг больших духовных достижений. Находясь в тюрьме, он составил заметку об основных учениях Дзогчена, но сжег ее, когда приобрел аналогичную записку, написанную его учителем Кхенпо Нгавангом Пелзангом.
В общей сложности Мюнсел провел восемнадцать лет на каторжных работах на фабрике Дзагё (rdza gyo bzo grwa) в Синине. В его биографии рассказывается, что на протяжении всего этого периода он практиковал Дзогчен, мысленно представляя фабрику как кабину для медитации и инструменты, которые он использовал в качестве ритуальных орудий. Считается, что благодаря этим методам он достиг больших духовных достижений. Находясь в тюрьме, он составил заметку об основных учениях Дзогчена, но сжег ее, когда раздобыл аналогичную запись, написанную его учителем Кхенпо Нгавангом Пелзангом.


Проведя в общей сложности двадцать два года в тюрьме, Мюнсель был освобожден. Он вернулся в свой родной город Голок и возобновил свою деятельность, преподавая как общие темы, так и продвинутую тантру. В 1984 году, в год лесной мыши шестнадцатого шестидесятилетнего цикла, он основал монастырь под названием Таши Чокхор Линг (bkra shis chos 'khor gling) на равнине под названием Юмчен Танг (yum chen thang), который он переименовал в Чохор Пемаи Танг (chos 'хор пад+ма'и тханг). Тенпа Даргье (bstan pa dar rgyas, du), один из главных учеников Мюнселя, был возведен на трон в качестве настоятеля монастыря, и около пятидесяти мальчиков были приняты, даны монашеские обеты и назначены постоянными монахами. Курс обучения в Таши Чокхор Линге был основан на традиционной учебной программе в Катоке и включал занятия по Мадхьямаке и Праманавартике . Приоритет также отдавался обучению монахов ритуалам цикла сокровищ Лонгчен Ньингтик .
Проведя в общей сложности двадцать два года в тюрьме, Мюнсель был освобожден. Он вернулся в свой родной Голок и возобновил свою деятельность, преподавая как общие темы, так и глубокие тантры. В 1984 году, в год лесной мыши шестнадцатого шестидесятилетнего цикла, он основал монастырь под названием [[Монастырь Таши Чокхор Линг|Таши Чокхор Линг]] (bkra shis chos 'khor gling) на равнине под названием Юмчен Танг (yum chen thang), который он переименовал в Чохор Пемеи Танг (chos 'khor pad+ma'i thang). [[Тенпа Даргье]] (bstan pa dar rgyas, du), один из главных учеников Мюнселя, был возведен на трон в качестве настоятеля монастыря, и около пятидесяти мальчиков были приняты, даны монашеские обеты и назначены постоянными монахами. Курс обучения в Таши Чокхор Линге был основан на традиционной учебной программе в Катоке и включал занятия по Мадхьямаке и Праманавартике. Приоритет также отдавался обучению монахов ритуалам цикла сокровищ [[Лонгчен Ньингтик]].


Мюнсел собрал несколько сотен лам и монахов из разных мест региона, чтобы возобновить традиционные молитвы и религиозные праздники, такие как регулярный праздник Гуру Ринпоче десятого числа тибетского месяца (tshes bcu). Подчеркивая важность Винайи, Мюнсель также вновь ввел ретрит в сезон дождей в качестве ежегодного мероприятия в своем монастыре. Постепенно число желающих постричься под его руководством увеличивалось и число постоянных монахов росло.
Мюнсел собрал несколько сотен лам и монахов из разных мест региона, чтобы возобновить традиционные молитвы и религиозные праздники, такие как регулярный праздник [[Падмасамбхава|Гуру Ринпоче]] десятого числа тибетского месяца (tshes bcu). Подчеркивая важность Винайи, Мюнсель также вновь ввел ретрит в сезон дождей в качестве ежегодного мероприятия в своем монастыре. Постепенно число желающих постричься под его руководством увеличивалось и число постоянных монахов росло.


Мюнсел основал еще один центр дхармы ( чос сгар ) в Гоме Восельтанге (сгом мед 'од гсал тханг) в районе Ньикхок (рний кхог) в Кхаме. Гоме Оселтанг стал его главной резиденцией, откуда он продолжал практиковать и обучать ясному свету ( 'од гсал ) согласно практике Дзогчен Ньингтик. Он оставался там до конца своей жизни. Говорят, что тысячи учеников собрались, чтобы получить его учение.
Мюнсел основал еще один центр дхармы (chos sgar) в Гоме Оселтанге (sgom med 'od gsal thang) в районе Ньикхок (rnyi khog) в Кхаме. Гоме Оселтанг стал его главной резиденцией, откуда он продолжал практиковать и обучать ясному свету ('od gsal) согласно практике [[Дзогчен Ньингтик]]. Он оставался там до конца своей жизни. Говорят, что тысячи учеников собрались, чтобы получить его учение.


В более поздней жизни ему часто преподносили в качестве подношений большое количество золота, серебра, агата и других драгоценных камней. Он отправил их в первый монастырь Тибета Самье (бсам яс), чтобы поддержать его содержание и восстановление. Он пожертвовал сто тысяч китайских юаней на создание фонда, который поддерживал около семидесяти монахов, проживающих в Самье, и пожертвовал сорок тысяч юаней на спонсорство производства деревянных гравюр с сочинениями Нгаванга Пелзанг и других религиозных текстов. Они сохранились в монастыре Ньошул Джонпалунг, где он первоначально изучал Лонгчен Ньингтик у Нгаванга Пелзанга. Он также пожертвовал несколько килограммов дорогих кораллов монастырю Каток для финансирования создания объектов веры. Придерживаясь мнения, что роскошь является препятствием для подлинной практики Дхармы, он в конце концов пожертвовал оставшееся у него имущество, включая статуи, книги и другие ценные вещи, монастырю Понкор, который он основал перед тем, как попасть в тюрьму, оставив лишь некоторые основные предметы для своих нужд. ежедневное использование. Оставшуюся жизнь он провел как простой монах.
На позднем этапе жизни ему часто преподносили в качестве подношений большое количество золота, серебра, агата и других драгоценных камней. Он отправил их в первый [[Монастырь Самье|монастырь Тибета Самье]] (bsam yas), чтобы поддержать его содержание и восстановление. Он пожертвовал сто тысяч китайских юаней на создание фонда, который поддерживал около семидесяти монахов, проживающих в Самье, и пожертвовал сорок тысяч юаней на производства деревянных гравюр с сочинениями Нгаванга Пелзанга и других религиозных текстов. Они сохранились в [[Монастырь Ньошул Джонпалунг|монастыре Ньошул Джонпалунг]], где он первоначально изучал [[Лонгчен Ньингтик]] у Нгаванга Пелзанга. Он также пожертвовал несколько килограммов дорогих кораллов монастырю Каток для финансирования создания объектов веры. Придерживаясь мнения, что роскошь является препятствием для подлинной практики Дхармы, он в конце концов пожертвовал оставшееся у него имущество, включая статуи, книги и другие ценные вещи, [[Монастырь Понкор|монастырю Понкор]], который он основал перед тем, как попасть в тюрьму, оставив лишь некоторые основные предметы для своих нужд ежедневного использования. Оставшуюся жизнь он провел как простой монах.


Помимо строгой регулярной практики Мюнселя, он продолжал обучать большое количество учеников всех тибетских традиций до своей смерти. Среди его выдающихся учеников - Восьмой Гарчен Кончок Гьелцен; Трага Ринпоче; Восьмой Адеу Ринпоче; Тенпа Даргье; Каток Кхенпо Пема Лодро (каХ тхог мхан по пад+ма бло гро, ду), Катокпа Джамьянг Гьелцен (каХ тхог па 'джам дбьянгс rgyal mtshan, р.1929) и Пелюл Дартанг (дпал юл дар тханг, ду).
Помимо строгой регулярной практики, он продолжал обучать большое количество учеников всех тибетских традиций до своей смерти. Среди его выдающихся учеников - Восьмой Гарчен Кончок Гьелцен; Трага Ринпоче; Восьмой Адеу Ринпоче; Тенпа Даргье; Каток Кхенпо Пема Лодро (kaH thog mkhan po pad+ma blo gro, d.u.), Катокпа Джамьянг Гьелцен (kaH thog pa 'jam dbyangs rgyal mtshan, b.1929) и Пелъюл Дартанг (dpal yul dar thang, d.u.).


Некоторые из сочинений Мюнсела Ринпоче включают « Медитацию и чтение Акшобхьи» ( mi 'khrugs pa'i sgom zlas ); Молитва Манджушри ( 'jam dbyangs gsol 'debs ); Молитва о руководстве в будущих жизнях ( tshe rabs rjes 'dzin gyi gsol 'debs ); Краткое изложение переноса ( ' pho ba bsdus pa ); и Сборник основных инструкций ( zhal gdams phyogs sgrig ).
Некоторые из сочинений Мюнсела Ринпоче включают: ''Медитацию и рецитацию на Акшобхью'' (mi 'khrugs pa'i sgom zlas); ''Молитва Манджушри'' ('jam dbyangs gsol 'debs); ''Молитва о руководстве в будущих жизнях'' (tshe rabs rjes 'dzin gyi gsol 'debs); ''Краткое изложение пховы'' ('pho ba bsdus pa); и ''Сборник основных инструкций'' (zhal gdams phyogs sgrig).


В феврале или марте 1994 года, в день полнолуния двенадцатого месяца года водоплавающей птицы семнадцатого шестидесятилетнего цикла, Мунсел скончался в своей резиденции в Гоме Оселтанге в возрасте около семидесяти семи лет. Тенпа Даргье и его помощники держали его смерть в секрете семь дней. Однако местные жители, как говорят, наблюдали множество чудесных знамений, которые, согласно традиции, сопровождают кончину великого мастера , и новости быстро распространились .   Кхенпо Пема Лодро был приглашен вывести Манселя из его посмертного медитативного состояния (плотина головорезов). Они совершили обряды и ритуалы для очищения его тела, одели его в тантрический костюм, поставили держать ваджру и колокольчик и посадили на трон, чтобы давать аудиенции преданным в течение двадцати одного дня. Монастырь Понкор спонсировал молитвы и делал обширные подношения, включая множество торма и масляных ламп. Подробные обряды и ритуалы перед кремацией , исполняемые рядом лам , проводились под руководством настоятеля монастыря Нёшул (смйо шул дгон па), Сангье Церинг (сангс ргьяс тше ринг, ду), Геце Тулку Гьюрме Гьелцен (dge rtse sprul sku 'gyur med rgyal mtshan, du) и Катокпа Джамьянг Гьелцен . Кремация проводилась в соответствии с «Огненной пуджой четырех действий» ( las bzhi'i sbyin sreg ). Через семь дней после кремации в его останках были обнаружены реликвии ( кольцо бсрел ), в том числе изображения гневных божеств, выбитых на его черепе, и мирных божеств на его позвоночнике. Его ученики и преданные построили двухэтажную ступу, украшенную золотом и серебром, и храм для хранения его реликвий.
В феврале или марте 1994 года, в день полнолуния двенадцатого месяца года водяной птицы семнадцатого шестидесятилетнего цикла, Мунсел скончался в своей резиденции в Гоме Оселтанге в возрасте около семидесяти семи лет. Тенпа Даргье и его помощники держали его смерть в секрете семь дней. Однако местные жители, как говорят, наблюдали множество чудесных знамений, которые, согласно традиции, сопровождают кончину великого мастера, и новости быстро распространились. Кхенпо Пема Лодро был приглашен вывести Манселя из его посмертной медитации (thugs dam). Они совершили обряды и ритуалы для очищения его тела, одели его в тантрический костюм, поместили в руки ваджру и колокольчик и посадили на трон, чтобы давать аудиенции преданным ученикам в течение двадцати одного дня. Монастырь Понкор спонсировал молитвы и делал обширные подношения, включая множество торма и масляных ламп. Подробные обряды и ритуалы перед кремацией, исполняемые рядом лам, проводились под руководством настоятеля монастыря Ньошул (smyo shul dgon pa), [[Санггье Церинг]] (sangs rgyas tshe ring, d.u.), [[Геце Тулку Гьюрме Гьялцен]] (dge rtse sprul sku 'gyur med rgyal mtshan, du) и [[Катокпа Джамьянг Гьелцен]]. Кремация проводилась в соответствии с «Огненной пуджой четырех действий» (las bzhi'i sbyin sreg). Через семь дней после кремации в его останках были обнаружены реликвии (ring bsrel), в том числе изображения гневных божеств, проявленных на его черепе, и мирных божеств на его позвоночнике. Его ученики построили двухэтажную ступу, украшенную золотом и серебром, и храм для хранения его реликвий.
 
==Литература==
 
* в процессе...<br>


== Главные учителя ==
== Главные учителя ==
Строка 40: Строка 38:


== Основные студенты ==
== Основные студенты ==
*[[Адеу Ринпоче|Трульшик Адеу Ринпоче]]<br>
*[[Адеу Ринпоче|Трулшик Адеу Ринпоче]]<br>
*[[Гарчен Ринпоче]]<br>
*[[Гарчен Ринпоче]]<br>
*[[Тулку Нима Гьялцен Ринпоче]]
*[[Тулку Нима Гьялцен Ринпоче]]

Текущая версия от 05:59, 25 мая 2024

Кхенпо Мунсел (лагерное фото)
Кхенпо Мунсел

Краткая биография

Кхенпо Мунсел (mkan po mun sel) родился в 1916 году, в день новолуния зимнего месяца года огненного дракона пятнадцатого шестидесятилетнего цикла, в семье Кхангсартсанга (khang gsar tshang) Чакмо в Голоке (lcags mo 'go log) в Амдо (a mdo). Отец назвал его Нампо (gnam po), от Намганга (gnam gang), что означает «новолуние». Его отца звали Кхангсар Нголо (khang gsar sngo lo, du), а мать звали Джечунг За Таши Кьи (bye chung bza' bkra shis skyid, du); она была также известна как Трохен Нгаванг (khro mkhan ngag dbang).

Когда мальчик был еще младенцем, Юнгшул Лама Сунгчок Дордже (g.yung shul bla ma gsung mchog rdo rje, du) посетил их дом и определил в ребенке воплощение великого мастера школы Ньингма Лонгчена Рабджама (klong chen rab 'byams , 1308-1364). Говорят, что Сунгчок Дордже предсказал, что ребенок устранит тьму невежества своих последователей, и поэтому назвал его Мунселем, что означает «Устранитель тьмы». Говорят, что молодой Мунсел был невероятно умен: в раннем возрасте он научился чтению и письму у Сенгшула Ламы Чоку (seng shul bla ma chos sku). Судя по всему, в молодости он был очень привлекательным человеком, поэтому его стали называть Кхангсар Беньякма (khang gsar Ban yag ma), что означает «красавец из Кхангсара».

Мунсел получил посвящение в монахи-послушники (шраманера) от Джампела Гьяцо ('jam dpal rgya mtsho, du) из монастыря Каток (kaH thog dgon) в возрасте пятнадцати лет. Его имя при посвящении было Тубтен Цултрим Гьяцо (thub bstan tshul khrims rgya mtsho). По рекомендации Джампела Гьяцо Мунсел присоединился к монастырю Каток и вскоре получил обеты полного посвящения (бхикшу). Впоследствии он поступил в монашеский колледж Катока, Шедруб Норбуи Лхунпо (bshad sgrub norbu'i lhun po), и начал обучение у своего главного наставника, Гоца Кхенпо Оргьена Тенпела ('go tsha mkan po orgyan bstan 'phel, du), как как и ряд других выдающихся педагогов. Он изучал общие предметы, такие как грамматика и поэзия, общие учения сутр и тантр, а также темы, специфичные для учебной программы монастыря Каток. Примерно в возрасте двадцати пяти лет Мунсел отправился в монастырь Ньошул (snyo shul dgon), где подробно изучил полный цикл сокровищ Лонгчен Ньингтик (klong chen snying thig) с одним из самых важных носителей традиции Каток, Кхенпо Нгаванг Пелзанг (kaH thog mkan po ngag dbang dpal bzang, 1879-1941), сердечный ученик Ньошула Лунгтока Тенпея Нимы. В конце концов Нгаванг Пелзанг принял Мюнсела в качестве одного из своих главных учеников.

По оценкам биографии Мюнсела, он изучил сто томов текстов, из которых освоил двадцать пять. Его выступление на публичных экзаменах, проводимых монастырем, запомнилось как демонстрация высокой эрудиции. Известно также, что он специализировался на традиции Дзогчен Ньингтик ( rdzogs chen snying thig ). В конце концов Мюнсел основал центр дхармы в Понкор Нгакгон (dpon skor ngag dgon), где он служил настоятелем около двадцати лет.

В какой-то момент в 1959 году Мюнсел подвергся нападению со стороны членов Народно-освободительной армии Китая. Его избили до смерти, но, как сообщается, во время нападения его ум был стабилен и умиротворен. После этого его заключили в районную тюрьму для смертников примерно на год, а затем перевели в так называемую «тюрьму для лам» в Синине, столице провинции Цинхай. В учреждении не хватало еды, одежды и жилья, что создавало большие трудности для его жителей, но сообщается, что условия не оказали негативного воздействия на Мюнсела и что он смог продолжать практиковать тайно. Известно, что он отдавал часть своей еды своим товарищам в тюрьме и однажды жил без еды в течение нескольких недель в период, когда еды было мало. Несмотря на столь длительный пост, его здоровье оказалось даже лучше, чем до заключения; в результате многие из его сокамерников и даже многие сотрудники тюрьмы, как сообщается, стали его учениками.

По мере того как условия постепенно улучшались, Мюнсел начал давать наставления по Дзогчен тем, кто был заключен вместе с ним, в том числе ряду высоких лам. Находясь в тюрьме, он стал коренным гуру Восьмого Гарчена, Кончок Гьелцена (mgar chen 08 dkon mchog rgyal mtshan, р.1936), важный держатель линии передачи Дрикунг Кагью, который много путешествовал и давал учения по всему миру (сейчас проживает в США, в Аризоне); и дал наставления по Дзогчену Восьмому Адеу Ринпоче (а lde'u 08, 1931-2007), держателю линии Другпа Кагью. Говорят, что один из его пожилых китайских преданных учеников даже обрел радужное тело ('ja' lus) во время своей смерти.

В общей сложности Мюнсел провел восемнадцать лет на каторжных работах на фабрике Дзагё (rdza gyo bzo grwa) в Синине. В его биографии рассказывается, что на протяжении всего этого периода он практиковал Дзогчен, мысленно представляя фабрику как кабину для медитации и инструменты, которые он использовал в качестве ритуальных орудий. Считается, что благодаря этим методам он достиг больших духовных достижений. Находясь в тюрьме, он составил заметку об основных учениях Дзогчена, но сжег ее, когда раздобыл аналогичную запись, написанную его учителем Кхенпо Нгавангом Пелзангом.

Проведя в общей сложности двадцать два года в тюрьме, Мюнсель был освобожден. Он вернулся в свой родной Голок и возобновил свою деятельность, преподавая как общие темы, так и глубокие тантры. В 1984 году, в год лесной мыши шестнадцатого шестидесятилетнего цикла, он основал монастырь под названием Таши Чокхор Линг (bkra shis chos 'khor gling) на равнине под названием Юмчен Танг (yum chen thang), который он переименовал в Чохор Пемеи Танг (chos 'khor pad+ma'i thang). Тенпа Даргье (bstan pa dar rgyas, du), один из главных учеников Мюнселя, был возведен на трон в качестве настоятеля монастыря, и около пятидесяти мальчиков были приняты, даны монашеские обеты и назначены постоянными монахами. Курс обучения в Таши Чокхор Линге был основан на традиционной учебной программе в Катоке и включал занятия по Мадхьямаке и Праманавартике. Приоритет также отдавался обучению монахов ритуалам цикла сокровищ Лонгчен Ньингтик.

Мюнсел собрал несколько сотен лам и монахов из разных мест региона, чтобы возобновить традиционные молитвы и религиозные праздники, такие как регулярный праздник Гуру Ринпоче десятого числа тибетского месяца (tshes bcu). Подчеркивая важность Винайи, Мюнсель также вновь ввел ретрит в сезон дождей в качестве ежегодного мероприятия в своем монастыре. Постепенно число желающих постричься под его руководством увеличивалось и число постоянных монахов росло.

Мюнсел основал еще один центр дхармы (chos sgar) в Гоме Оселтанге (sgom med 'od gsal thang) в районе Ньикхок (rnyi khog) в Кхаме. Гоме Оселтанг стал его главной резиденцией, откуда он продолжал практиковать и обучать ясному свету ('od gsal) согласно практике Дзогчен Ньингтик. Он оставался там до конца своей жизни. Говорят, что тысячи учеников собрались, чтобы получить его учение.

На позднем этапе жизни ему часто преподносили в качестве подношений большое количество золота, серебра, агата и других драгоценных камней. Он отправил их в первый монастырь Тибета Самье (bsam yas), чтобы поддержать его содержание и восстановление. Он пожертвовал сто тысяч китайских юаней на создание фонда, который поддерживал около семидесяти монахов, проживающих в Самье, и пожертвовал сорок тысяч юаней на производства деревянных гравюр с сочинениями Нгаванга Пелзанга и других религиозных текстов. Они сохранились в монастыре Ньошул Джонпалунг, где он первоначально изучал Лонгчен Ньингтик у Нгаванга Пелзанга. Он также пожертвовал несколько килограммов дорогих кораллов монастырю Каток для финансирования создания объектов веры. Придерживаясь мнения, что роскошь является препятствием для подлинной практики Дхармы, он в конце концов пожертвовал оставшееся у него имущество, включая статуи, книги и другие ценные вещи, монастырю Понкор, который он основал перед тем, как попасть в тюрьму, оставив лишь некоторые основные предметы для своих нужд ежедневного использования. Оставшуюся жизнь он провел как простой монах.

Помимо строгой регулярной практики, он продолжал обучать большое количество учеников всех тибетских традиций до своей смерти. Среди его выдающихся учеников - Восьмой Гарчен Кончок Гьелцен; Трага Ринпоче; Восьмой Адеу Ринпоче; Тенпа Даргье; Каток Кхенпо Пема Лодро (kaH thog mkhan po pad+ma blo gro, d.u.), Катокпа Джамьянг Гьелцен (kaH thog pa 'jam dbyangs rgyal mtshan, b.1929) и Пелъюл Дартанг (dpal yul dar thang, d.u.).

Некоторые из сочинений Мюнсела Ринпоче включают: Медитацию и рецитацию на Акшобхью (mi 'khrugs pa'i sgom zlas); Молитва Манджушри ('jam dbyangs gsol 'debs); Молитва о руководстве в будущих жизнях (tshe rabs rjes 'dzin gyi gsol 'debs); Краткое изложение пховы ('pho ba bsdus pa); и Сборник основных инструкций (zhal gdams phyogs sgrig).

В феврале или марте 1994 года, в день полнолуния двенадцатого месяца года водяной птицы семнадцатого шестидесятилетнего цикла, Мунсел скончался в своей резиденции в Гоме Оселтанге в возрасте около семидесяти семи лет. Тенпа Даргье и его помощники держали его смерть в секрете семь дней. Однако местные жители, как говорят, наблюдали множество чудесных знамений, которые, согласно традиции, сопровождают кончину великого мастера, и новости быстро распространились. Кхенпо Пема Лодро был приглашен вывести Манселя из его посмертной медитации (thugs dam). Они совершили обряды и ритуалы для очищения его тела, одели его в тантрический костюм, поместили в руки ваджру и колокольчик и посадили на трон, чтобы давать аудиенции преданным ученикам в течение двадцати одного дня. Монастырь Понкор спонсировал молитвы и делал обширные подношения, включая множество торма и масляных ламп. Подробные обряды и ритуалы перед кремацией, исполняемые рядом лам, проводились под руководством настоятеля монастыря Ньошул (smyo shul dgon pa), Санггье Церинг (sangs rgyas tshe ring, d.u.), Геце Тулку Гьюрме Гьялцен (dge rtse sprul sku 'gyur med rgyal mtshan, du) и Катокпа Джамьянг Гьелцен. Кремация проводилась в соответствии с «Огненной пуджой четырех действий» (las bzhi'i sbyin sreg). Через семь дней после кремации в его останках были обнаружены реликвии (ring bsrel), в том числе изображения гневных божеств, проявленных на его черепе, и мирных божеств на его позвоночнике. Его ученики построили двухэтажную ступу, украшенную золотом и серебром, и храм для хранения его реликвий.

Главные учителя

Основные студенты

Основные линии

Дальнейшее чтение