Чодже Шакья Еше: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
 
(не показаны 3 промежуточные версии этого же участника)
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:ChogeShakyaYeshe.jpg|мини|справа|400px|Шакья Еше]]
[[Изображение:ChogeShakyaYeshe.jpg|мини|справа|400px|Шакья Еше (1354-1435)]]
'''Джамчен Чодже Шакья Еше''' (byams chen chos rje shAkya ye shes) родился в 1354 году, в год деревянной лошади шестого шестидесятилетнего цикла, в Цел Гунгтанге (tshal Gung Thang). Его отец был местным чиновником ( дпон ) на родине основателя Целпа Кагью Чжана Юдракпы (zhang g.yu brag pa, 1123-1193) и имел тесные связи с мастерами Кагью в этом регионе. Согласно легенде, он проявил признаки реализованного существа, например, вспомнил события из своих прошлых жизней в очень молодом возрасте.
'''Джамчен Чодже Шакья Еше''' (byams chen chos rje shAkya ye shes) родился в 1354 году, в год деревянной лошади шестого шестидесятилетнего цикла, в Цел Гунгтанге (tshal gung thang). Его отец был местным чиновником на родине основателя [[Цалпа Кагью]] [[Шанг Юдракпа Цондру Дракпа|Шанга Юдракпы]] (zhang g.yu brag pa, 1123-1193) и имел тесные связи с мастерами Кагью в этом регионе. Согласно легенде, он проявил признаки реализованного существа, например, вспомнил события из своих прошлых жизней в очень молодом возрасте.


Он получил обеты послушника ( шраманера ) от Джамьянга Шакья Гьелцена ('jam dbyangs shAkya rgyal mtshan) в возрасте семи лет и получил имя посвящения Шакья Еше вместе с различными учениями и посвящениями. Он также учился у Токдена Еше Гьелцена (rtogs ldan ye shes rgyal mtshan, род. около 1300 г.), ламы Кагью в Цел Гунгтанге и автора « Истории лам Кагью» ( bka' rgyud rnam thhar ), а также у других мастеров.
Он получил обеты послушника (śrāmaṇera) от Джамьянга Шакья Гьелцена ('jam dbyangs shAkya rgyal mtshan) в возрасте семи лет и получил имя посвящения Шакья Еше вместе с различными учениями и посвящениями. Он также учился у Токдена Еше Гьелцена (rtogs ldan ye shes rgyal mtshan, род. около 1300 г.), ламы Кагью в Цел Гунгтанге и автора «Истории лам Кагью» (bka' rgyud rnam thhar), а также у других мастеров.


Шакья Еше, вероятно, впервые столкнулся с Цонкапой Лобзангом Дракпой (tsong kha pa blo bzang grags pa, 1357-1419) в первые годы пятнадцатого века. Он служил личным помощником Цонкапы, который был на три года моложе, во время строгого двухлетнего медитационного ретрита с 1407 по 1409 год, отвечая за приготовление чая и еды для своего хозяина. Шакья Еше имел редкую возможность круглосуточно наблюдать за своим учителем в течение многих лет и посещать его учения. Со временем Шакья Еше стал одним из ближайших учеников Цонкапы благодаря своему смирению и преданности своему учителю, а также количеству полученных им священных учений.
Шакья Еше, вероятно, впервые столкнулся с [[Цонкапа Лобзанг Дракпа|Цонкапой Лобзангом Дракпой]] (tsong kha pa blo bzang grags pa, 1357-1419) в первые годы пятнадцатого века. Он служил личным помощником Цонкапы, который был на три года моложе, во время строгого двухлетнего медитационного ретрита с 1407 по 1409 год, отвечая за приготовление чая и еды для своего гуру. Шакья Еше имел редкую возможность круглосуточно наблюдать за своим учителем в течение многих лет и посещать его учения. Со временем Шакья Еше стал одним из ближайших учеников Цонкапы благодаря своему смирению и преданности своему учителю, а также количеству полученных им священных учений.


В 1413 году Цонкапа получил второе приглашение посетить двор императора Юнлэ (永樂, годы правления 1402-1424); он отказался от приглашения, полученного ранее в 1408 году. Очевидно, не желая отказываться во второй раз, но не желая ехать сам, в 1414 году Цонкапа послал вместо себя Шакья Еше. Путешествуя из Лхасы по южному маршруту через Лхоху (лхо кха) и Литанг (ли тханг) и встреченный рядом заранее приветствующих сторон, Шакья Еше наконец достиг новой имперской столицы Пекина в 1415 году.
В 1413 году Цонкапа получил второе приглашение посетить двор императора Юнлэ (永樂, годы правления 1402-1424); он отказался от приглашения, полученного ранее в 1408 году. Очевидно, не желая отказываться во второй раз, но не желая ехать сам, в 1414 году Цонкапа послал вместо себя Шакья Еше. Путешествуя из Лхасы по южному маршруту через Лхокха и Литанг и встреченный рядом заранее приветствующих сторон, Шакья Еше наконец достиг новой имперской столицы Пекина в 1415 году.


В Китае Шакья Еше было поручено соблюдать ритуалы мандалы в соответствии с четырьмя классами Тантры – Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога. Он проводил ритуалы, связанные с Гухьясамаджем, Чакрасамварой, 49-божеством Ваджрабхайравой и Буддой Медицины Бхайшаджьягуру. Помимо совершения обрядов, призванных обеспечить благополучие королевства, распространение буддийской религии, сезонные дожди, своевременный сбор урожая, иммунитет от различных болезней, предотвращение случайной смерти и благоприятность, Шакья Еше даровал императору Юнлэ посвящения долгой жизни. . В житиях Шакья Еше сообщается, что участники ритуалов слышали божественную музыку с неба, видели пятицветные лучи света и были свидетелями цветов, усыпанных с ясного неба. Сам Шакья Еше утверждал, что у него было множество видений божеств, а у самого Императора, как говорят, были видения будд.
В Китае Шакья Еше было поручено соблюдать ритуалы мандалы в соответствии с четырьмя классами Тантры – Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога. Он проводил ритуалы, связанные с Гухьясамаджей, Чакрасамварой, Ваджрабхайравой и Буддой Медицины Бхайшаджьягуру. Помимо совершения обрядов, призванных обеспечить благополучие королевства, распространение буддийской доктрины, сезонными дождями, своевременный сбор урожая, иммунитет от различных болезней, предотвращение случайной смерти и благоприятность, Шакья Еше даровал императору Юнлэ посвящения долгой жизни. В житиях Шакья Еше сообщается, что участники ритуалов слышали божественную музыку с неба, видели пятицветные лучи света и были свидетелями цветов, падающих из ясного неба. Сам Шакья Еше утверждал, что у него было множество видений божеств, а у самого Императора, как говорят, были видения будд.


Чрезвычайно восхищенный ритуалами, император подарил Шакья Еше официальную печать с выгравированным золотым колесом. В знак признания своего величия император в мае 1415 года отправил письмо, которое избавило его от необходимости преклоняться перед императором - жест, которого китайский император обычно ожидал от посетителей императорского двора.
Чрезвычайно восхищенный ритуалами, император подарил Шакья Еше официальную печать с выгравированным золотым колесом. В знак признания своего величия император в мае 1415 года отправил письмо, которое избавило его от необходимости преклоняться перед императором - жест, которого китайский император обычно ожидал от посетителей императорского двора.


В мае 1415 года Шакья Еше отправился в Утай-Шань (ri bo rtse lnga, 清凉山), гору в северном Китае, которая считается обителью Манджушри. Там он провел монашеское посвящение, давая обеты послушникам ( шраманера ) и полностью посвященным монахам ( бхикшу ) стремящимся китайским буддистам.
В мае 1415 года Шакья Еше отправился в Утай-Шань (ri bo rtse lnga, 清凉山), гору в северном Китае, которая считается обителью [[Манджушри]]. Там он провел монашеское посвящение, давая обеты послушникам (шраманера) и полностью посвященным монахам (бхикшу) китайским буддистам.


В начале 1416 года Шакья Еше сообщил Цонкапе, что тот скоро вернется и готовится вернуться в Тибет. В июне император предложил ему 1000 рулонов ткани и 800 дзомо ( мдзо мо , гибрид самки яка и быка). Среди других подарков, которые он получил, - один из самых ранних отпечатков издания Кангюра в Северной Мин, второго китайского издания тибетского буддийского канона (первое, известное как Южный Мин, было сделано во время правления Хунву [洪武, р. 1368-98]). Он также получил статуи Шестнадцати Архатов, сделанные из белого сандалового дерева, шляпу Пяти Будд с золотой каймой и картины Шестнадцати Архатов, которые он предложил Цонкапе.
В начале 1416 года Шакья Еше сообщил Цонкапе, что готовится вернуться в Тибет. В июне император предложил ему 1000 рулонов ткани и 800 дзомо (mdzo mo, гибрид самки яка и быка). Среди других подарков, которые он получил, - один из самых ранних отпечатков издания Кангюра в Северной Мин, второго китайского издания тибетского буддийского канона (первое, известное как Южный Мин, было сделано во время правления Хунву [洪武, р. 1368-98]). Он также получил статуи Шестнадцати Архатов, сделанные из белого сандалового дерева, шляпу Пяти Будд с золотой каймой и картины Шестнадцати Архатов, которые он предложил Цонкапе.


Он путешествовал через Литанг в направлении центрального Тибета в 1416 году. По прибытии в Лхасу он получил от Цонкапы ряд посвящений, передач и наставлений, включая Ламрим Ченмо ( lam rim chen mo ), Праджнямулу Нагарджуны ( rtsa ba shes rab ), Нгакрим. Ченмо ( sngags rim chen mo ) и Пять стадий Гухьясамаджи ( gsang 'dus rim lnga ). Хотя Шакья Еше был всего на три года старше Цонкапы, он оставался одним из его ближайших учеников на протяжении всей жизни своего учителя, которого он пережил на полтора десятилетия.
Он путешествовал через Литанг в направлении центрального Тибета в 1416 году. По прибытии в Лхасу он получил от Цонкапы ряд посвящений, передач и наставлений, включая [[Ламрим Ченмо]] (lam rim chen mo), Праджнямулу Нагарджуны (rtsa ba shes rab), [[Нгакрим Ченмо]] (sngags rim chen mo) и Пять стадий Гухьясамаджи (gsang 'dus rim lnga). Хотя Шакья Еше был всего на три года старше Цонкапы, он оставался одним из его ближайших учеников на протяжении всей жизни своего учителя, которого он пережил на полтора десятилетия.


Цонкапа составил для него текст « Наставление по традиции Се» ( bse'i gdams ngag ) по высшим тантрическим концепциям, что указывает на уровень учености, которого достиг Шакья Еше, и на уважение, с которым Цонкапа относился к нему.
Цонкапа составил для него текст «Наставление по традиции Се» ( bse'i gdams ngag) по высшим тантрическим воззрениям, что указывает на уровень учености, которого достиг Шакья Еше, и на уважение, с которым Цонкапа относился к нему.


К этому времени Шакья Еше был среди старших учеников Цонкапы, и, продолжая получать учения от Цонкапы, он начал передавать учения своим собственным ученикам. Гунгру Гьелцен Зангпо (gung ru rgyal mtshan bzang po, 1383-1440) писал, что в 1419 году он получил различные учения, включая практики Ваджрабхайравы и Вайшраваны, от Шакья Еше. Джангсем Шераб Зангпо (byang sems shes rab bzang po, 1395-1457), основатель Чамдо Чокхор Джампа Линг (chab mdo chos 'khor byams pa gling), получил учения, относящиеся к Ямантаке, Амитаюсу, Ситатапатре, Виджае, Сарвари и Маричи.
К этому времени Шакья Еше был среди старших учеников Цонкапы, и, продолжая получать учения от Цонкапы, он начал передавать учения своим собственным ученикам. [[Гунгру Гьялцен Зангпо]] (gung ru rgyal mtshan bzang po, 1383-1440) писал, что в 1419 году он получил различные учения, включая практики Ваджрабхайравы и Вайшраваны, от Шакья Еше. [[Джангсем Шераб Зангпо]] (byang sems shes rab bzang po, 1395-1457), основатель Чамдо Чокхор Джампа Линг (chab mdo chos 'khor byams pa gling), получил учения, относящиеся к Ямантаке, Амитаюсу, Ситатапатре, Виджае, Сарвари и Маричи.


В 1419 году Шакья Еше основал монастырь Сера Текчен Линг (se ra theg chen gling) на северной окраине долины Лхасы. Он сделал это по указанию Цонкапы и под покровительством Намкха Зангпо (nam mkha' bzang po), дзонгпона ( rdzong dpon ) крепости Пакмодру в Неудзонге (sne'u dzong), который был спонсором Цонкапы на протяжении многих лет. несколько лет. Целью монастыря было предложить учебную программу, сочетающую строгое монашество с изучением и практикой тантр, в первую очередь связанных с Гухьясамаджем и Чакрасамварой.
В 1419 году Шакья Еше основал монастырь Сера Текчен Линг (se ra theg chen gling) на северной окраине долины Лхасы. Он сделал это по указанию Цонкапы и под покровительством Намкха Зангпо (nam mkha' bzang po), дзонгпона (rdzong dpon) крепости Пакмодру в Неудзонге (sne'u dzong), который был спонсором Цонкапы на протяжении многих лет. Целью монастыря было предложить учебную программу, сочетающую строгое монашество с изучением и практикой тантр, в первую очередь связанных с Гухьясамаджей и Чакрасамварой.


В 1426 году император Сюаньдэ (宣德r.1425-1435) отправил письмо через чиновника Хоу Сяня, приглашая Шакья Еше в Китай, чтобы провести послепогребальные обряды для его отца, императора Хунси (洪熙r. 1424-1425) и его деда-императора. Юнлэ.
В 1426 году император Сюаньдэ (宣德r.1425-1435) отправил письмо через чиновника Хоу Сяня, приглашая Шакья Еше в Китай, чтобы провести послепогребальные обряды для его отца, императора Хунси (洪熙r. 1424-1425) и его деда - императора Юнлэ.


В сопровождении своих учеников Ньетангпа Чодже Амогхапа (сние тханг па чос rje а мо гха па) и Чодже Сонам ​​Шераб (chos rje bsod nams shes rab) Шакья Еше отправился в путь по северному маршруту через Амдо и остановился в Утай-Шане. Он прибыл в Пекин в 1429 году. Там он совершил обряды над умершими членами императорской семьи. Сообщалось, что произошел ряд необычных признаков, таких как образование радуги, падение цветов, самопроизвольное кипение веществ в ритуальной чаше из черепа, непрерывное переливание воды из инициатической вазы и так далее. В 1429 году Сюандэ подарил печать Шакья Еше. Ему также был присвоен титул Дачи Фаванг (大慈法王), или Джамчен Чодже (byams chen chos rje) на тибетском языке, что примерно переводится как «Повелитель Дхармы Великого Сострадания».
В сопровождении своих учеников Ньетангпа Чодже Амогхапа (snye thang pa chos rje a mo gha pa) и Чодже Сонам ​​Шераб (chos rje bsod nams shes rab) Шакья Еше отправился в путь по северному маршруту через Амдо и остановился в Утай-Шане. Он прибыл в Пекин в 1429 году. Там он совершил обряды над умершими членами императорской семьи. Сообщалось, что произошел ряд необычных признаков, таких как образование радуги, падение цветов, самопроизвольное кипение веществ в ритуальной чаше из черепа, непрерывное переливание воды из бумпы и так далее. В 1429 году Сюандэ подарил печать Шакья Еше. Ему также был присвоен титул Дачи Фаванг (大慈法王), или Джамчен Чодже (byams chen chos rje) на тибетском языке, что примерно переводится как «Повелитель Дхармы Великого Сострадания».


14 ноября 1435 года в возрасте восьмидесяти двух лет Шакья Еше скончался в Пекине. Говорят, что он оставался в медитативном состоянии семь дней.
14 ноября 1435 года в возрасте восьмидесяти двух лет Шакья Еше скончался в Пекине. Говорят, что он оставался в медитативном состоянии семь дней.


Амогхапа и Сонам ​​Шераб, которым позже была присвоена должность императорских наставников (帝師dishi), наблюдали за его кремацией и по приказу императора Сюандэ построили часовню для размещения золотой ступы-реликария в храме Хонгуа (хонгуа си) в Дзомохаре (мдзо). ).мо мкхар) на культурной китайско-тибетской границе, в настоящее время находится в ведении уезда Минхэ в Цинхае.
Амогхапа и Сонам ​​Шераб, которым позже была присвоена должность императорских наставников (帝師dishi), наблюдали за его кремацией и по приказу императора Сюандэ построили часовню для размещения золотой ступы-реликария в храме Хонгуа (hongua si) в Дзомохаре (mdzo mo mkhar) на условной китайско-тибетской границе, в настоящее время находится в ведении уезда Минхэ в Цинхае.


Шакья Еше не считался создателем ряда воплощений, но несколько выдающихся лам утверждали или утверждали учениками, что они являются его реинкарнацией. К ним относятся Кхонтон Пелджор Лхундруб ('khon ston dpal 'byor lhun grub, 1561-1637) и линия воплощений Чангкья.
Шакья Еше не считался создателем ряда воплощений, но несколько выдающихся лам утверждали или утверждали их ученики, что они являются его реинкарнацией. К ним относятся [[Кхонтон Пелджор Лхундруб]] ('khon ston dpal 'byor lhun grub, 1561-1637) и линия воплощений Чангкья.
 
== Библиография ==
 
*Bkra shis dbang 'dus. 1989. TA ming gong ma yun los slar yang byams chen chos rje shAkya ye shes la bstsal ba'i bka' lung.Bod kyi lo rgyus yig tshags dang gzhung yig phyogs bsdus dwangs shel me long. Beijing: Nationality Publishing House, pp. 222-224.TBRC W22022.
*Blo bzang 'phrin las rnam rgyal. 1967. 'Jam mgon chos kyi rgyal po tsong kha pa chen po'i rnam thar. Varanasi: Mongolian Lama Guru Deva, 1967. TBRC W1KG13685.
*Blo bzang tshul khrims. 2006. Se ra theg chen gling chags 'debs pa po byams chen chos rje'i rnam thar. In Rje tsong kha pa'i rnam thar chen mo, vol. 1, pp. 455-473. Beijing: Krung go'i bod rig pa dpe skrun khang. TBRC W2DB4600.
*Bsod nams grags pa. 1982-1990. Byams chen chos rje shAakya ye shes dang nyid kyi gdan sa se ra'i lo rgyus. InBsod nams grags pa'i gsung 'bum, vol. 11, pp. 225-242. Mundgod: Drepung Loseling Library Society. TBRC W23828.
*Bsod nams grags pa. 2007. Byams chen chos rje. In Bka' gdams gsar rnying gi chos 'byung yid kyi mdzes rgyan / rnga yul kirti dgon gyi glog klad par ma, pp. 148-149. Rnga ba: Rnga yul kirti dgon dge ldan legs bshad gling. TBRC W1KG4257.
*Grags pa 'byung gnas and Rgyal ba blo bzang mkhas grub. 1992. Gangs can mkhas grub rim byon ming mdzod. Lanzhou: Kan su'u mi rigs dpe skrun khang, pp. 1121-1122. TBRC W19801.
*Khetsun Sangpo. 1973. Biographical Dictionary of Tibet and Tibetan Buddhism. Dharamsala: LTWA, vol. 5, pp. 184-195. TBRC W1KG10294.
*Ngag dbang 'jam dbyangs nyi ma, Er di ni No mo han PanDita Hu thuk thu. N.d. Dus gsum sangs rgyas thams cad kyi ngo bod pal ldan bla ma khams gsum chos kyi rgyal po tsong kha pa chen po'i sras kyi thu bo byams chen chos kyi rje sh+'akya ye shes de nyid tsong kha pa chen po'i sku tshab tu rgya nag pho brang la phebs tshul gyi rnam thar 'dod pa'i re skong dpal ster nyi ma [Rnam thar'dod pa'i re skong dpal ster nyi ma]. In Byams chen chos rje'i rnam thar, ff. 1r-12v. TBRC. W25577.
*Ngag dbang zla grags. 2006.Se ra dgon pa'i gnas bshad dang rje byams chen chos rje'i rnam thar kun las btus pa 'khrul bral rab gsal me long.Beijing: Nationalities Publishing House. TBRC W00KG05.
*Sato, Hisashi. 1998. "The Ming Court and the Eight Tibetan Hierarchs."The Journal of Tibetan Nationality University, no. 4, pp. 34-57.
*Sperling, Elliot. 1982. "The 1413 Ming Embassy to Tsongkhapa and the Arrival of Byams chen chos rje Shakya Ye shes at the Ming Court."The Journal of the Tibet Society, vol. 2.
*Tshe 'phel. 1993. 'Jam mgon rgyal ba gnyis pa'i bstan pa rgya yul du dar bar mdzad pa po byams chen chos rje. In Chen po hor gyi yul du dam pa'i chos ji ltar byung ba'i bshad pa rgyal ba'i bstan pa rin po che gsal bar byed pa'i sgron me. vol. 1, pp. 163-171. Xining: Mtsho sngon mi rigs dpe skrun khang. TBRC W21994.
*Tuttle, Gray. 2005. Tibetan Buddhist in the Making of Modern China. New York: Columbia University Press.
*Ye shes rgyal mtshan. 198?. Byams chen chos rje shAkya ye shes kyi rnam thar. In Lam rim bla ma brgyud pa'i rnam thar, vol. 1, pp. 538-544. 'Bark khams: Rnga khul bod yig rtsom sgyur cus. TBRC W2DB4613. See also TBRC W1CZ2730.
 
[[Категория:Мастера Гелуг]]

Текущая версия от 12:34, 12 июля 2024

Шакья Еше (1354-1435)

Джамчен Чодже Шакья Еше (byams chen chos rje shAkya ye shes) родился в 1354 году, в год деревянной лошади шестого шестидесятилетнего цикла, в Цел Гунгтанге (tshal gung thang). Его отец был местным чиновником на родине основателя Цалпа Кагью Шанга Юдракпы (zhang g.yu brag pa, 1123-1193) и имел тесные связи с мастерами Кагью в этом регионе. Согласно легенде, он проявил признаки реализованного существа, например, вспомнил события из своих прошлых жизней в очень молодом возрасте.

Он получил обеты послушника (śrāmaṇera) от Джамьянга Шакья Гьелцена ('jam dbyangs shAkya rgyal mtshan) в возрасте семи лет и получил имя посвящения Шакья Еше вместе с различными учениями и посвящениями. Он также учился у Токдена Еше Гьелцена (rtogs ldan ye shes rgyal mtshan, род. около 1300 г.), ламы Кагью в Цел Гунгтанге и автора «Истории лам Кагью» (bka' rgyud rnam thhar), а также у других мастеров.

Шакья Еше, вероятно, впервые столкнулся с Цонкапой Лобзангом Дракпой (tsong kha pa blo bzang grags pa, 1357-1419) в первые годы пятнадцатого века. Он служил личным помощником Цонкапы, который был на три года моложе, во время строгого двухлетнего медитационного ретрита с 1407 по 1409 год, отвечая за приготовление чая и еды для своего гуру. Шакья Еше имел редкую возможность круглосуточно наблюдать за своим учителем в течение многих лет и посещать его учения. Со временем Шакья Еше стал одним из ближайших учеников Цонкапы благодаря своему смирению и преданности своему учителю, а также количеству полученных им священных учений.

В 1413 году Цонкапа получил второе приглашение посетить двор императора Юнлэ (永樂, годы правления 1402-1424); он отказался от приглашения, полученного ранее в 1408 году. Очевидно, не желая отказываться во второй раз, но не желая ехать сам, в 1414 году Цонкапа послал вместо себя Шакья Еше. Путешествуя из Лхасы по южному маршруту через Лхокха и Литанг и встреченный рядом заранее приветствующих сторон, Шакья Еше наконец достиг новой имперской столицы Пекина в 1415 году.

В Китае Шакья Еше было поручено соблюдать ритуалы мандалы в соответствии с четырьмя классами Тантры – Крия, Чарья, Йога и Ануттарайога. Он проводил ритуалы, связанные с Гухьясамаджей, Чакрасамварой, Ваджрабхайравой и Буддой Медицины Бхайшаджьягуру. Помимо совершения обрядов, призванных обеспечить благополучие королевства, распространение буддийской доктрины, сезонными дождями, своевременный сбор урожая, иммунитет от различных болезней, предотвращение случайной смерти и благоприятность, Шакья Еше даровал императору Юнлэ посвящения долгой жизни. В житиях Шакья Еше сообщается, что участники ритуалов слышали божественную музыку с неба, видели пятицветные лучи света и были свидетелями цветов, падающих из ясного неба. Сам Шакья Еше утверждал, что у него было множество видений божеств, а у самого Императора, как говорят, были видения будд.

Чрезвычайно восхищенный ритуалами, император подарил Шакья Еше официальную печать с выгравированным золотым колесом. В знак признания своего величия император в мае 1415 года отправил письмо, которое избавило его от необходимости преклоняться перед императором - жест, которого китайский император обычно ожидал от посетителей императорского двора.

В мае 1415 года Шакья Еше отправился в Утай-Шань (ri bo rtse lnga, 清凉山), гору в северном Китае, которая считается обителью Манджушри. Там он провел монашеское посвящение, давая обеты послушникам (шраманера) и полностью посвященным монахам (бхикшу) китайским буддистам.

В начале 1416 года Шакья Еше сообщил Цонкапе, что готовится вернуться в Тибет. В июне император предложил ему 1000 рулонов ткани и 800 дзомо (mdzo mo, гибрид самки яка и быка). Среди других подарков, которые он получил, - один из самых ранних отпечатков издания Кангюра в Северной Мин, второго китайского издания тибетского буддийского канона (первое, известное как Южный Мин, было сделано во время правления Хунву [洪武, р. 1368-98]). Он также получил статуи Шестнадцати Архатов, сделанные из белого сандалового дерева, шляпу Пяти Будд с золотой каймой и картины Шестнадцати Архатов, которые он предложил Цонкапе.

Он путешествовал через Литанг в направлении центрального Тибета в 1416 году. По прибытии в Лхасу он получил от Цонкапы ряд посвящений, передач и наставлений, включая Ламрим Ченмо (lam rim chen mo), Праджнямулу Нагарджуны (rtsa ba shes rab), Нгакрим Ченмо (sngags rim chen mo) и Пять стадий Гухьясамаджи (gsang 'dus rim lnga). Хотя Шакья Еше был всего на три года старше Цонкапы, он оставался одним из его ближайших учеников на протяжении всей жизни своего учителя, которого он пережил на полтора десятилетия.

Цонкапа составил для него текст «Наставление по традиции Се» ( bse'i gdams ngag) по высшим тантрическим воззрениям, что указывает на уровень учености, которого достиг Шакья Еше, и на уважение, с которым Цонкапа относился к нему.

К этому времени Шакья Еше был среди старших учеников Цонкапы, и, продолжая получать учения от Цонкапы, он начал передавать учения своим собственным ученикам. Гунгру Гьялцен Зангпо (gung ru rgyal mtshan bzang po, 1383-1440) писал, что в 1419 году он получил различные учения, включая практики Ваджрабхайравы и Вайшраваны, от Шакья Еше. Джангсем Шераб Зангпо (byang sems shes rab bzang po, 1395-1457), основатель Чамдо Чокхор Джампа Линг (chab mdo chos 'khor byams pa gling), получил учения, относящиеся к Ямантаке, Амитаюсу, Ситатапатре, Виджае, Сарвари и Маричи.

В 1419 году Шакья Еше основал монастырь Сера Текчен Линг (se ra theg chen gling) на северной окраине долины Лхасы. Он сделал это по указанию Цонкапы и под покровительством Намкха Зангпо (nam mkha' bzang po), дзонгпона (rdzong dpon) крепости Пакмодру в Неудзонге (sne'u dzong), который был спонсором Цонкапы на протяжении многих лет. Целью монастыря было предложить учебную программу, сочетающую строгое монашество с изучением и практикой тантр, в первую очередь связанных с Гухьясамаджей и Чакрасамварой.

В 1426 году император Сюаньдэ (宣德r.1425-1435) отправил письмо через чиновника Хоу Сяня, приглашая Шакья Еше в Китай, чтобы провести послепогребальные обряды для его отца, императора Хунси (洪熙r. 1424-1425) и его деда - императора Юнлэ.

В сопровождении своих учеников Ньетангпа Чодже Амогхапа (snye thang pa chos rje a mo gha pa) и Чодже Сонам ​​Шераб (chos rje bsod nams shes rab) Шакья Еше отправился в путь по северному маршруту через Амдо и остановился в Утай-Шане. Он прибыл в Пекин в 1429 году. Там он совершил обряды над умершими членами императорской семьи. Сообщалось, что произошел ряд необычных признаков, таких как образование радуги, падение цветов, самопроизвольное кипение веществ в ритуальной чаше из черепа, непрерывное переливание воды из бумпы и так далее. В 1429 году Сюандэ подарил печать Шакья Еше. Ему также был присвоен титул Дачи Фаванг (大慈法王), или Джамчен Чодже (byams chen chos rje) на тибетском языке, что примерно переводится как «Повелитель Дхармы Великого Сострадания».

14 ноября 1435 года в возрасте восьмидесяти двух лет Шакья Еше скончался в Пекине. Говорят, что он оставался в медитативном состоянии семь дней.

Амогхапа и Сонам ​​Шераб, которым позже была присвоена должность императорских наставников (帝師dishi), наблюдали за его кремацией и по приказу императора Сюандэ построили часовню для размещения золотой ступы-реликария в храме Хонгуа (hongua si) в Дзомохаре (mdzo mo mkhar) на условной китайско-тибетской границе, в настоящее время находится в ведении уезда Минхэ в Цинхае.

Шакья Еше не считался создателем ряда воплощений, но несколько выдающихся лам утверждали или утверждали их ученики, что они являются его реинкарнацией. К ним относятся Кхонтон Пелджор Лхундруб ('khon ston dpal 'byor lhun grub, 1561-1637) и линия воплощений Чангкья.

Библиография

  • Bkra shis dbang 'dus. 1989. TA ming gong ma yun los slar yang byams chen chos rje shAkya ye shes la bstsal ba'i bka' lung.Bod kyi lo rgyus yig tshags dang gzhung yig phyogs bsdus dwangs shel me long. Beijing: Nationality Publishing House, pp. 222-224.TBRC W22022.
  • Blo bzang 'phrin las rnam rgyal. 1967. 'Jam mgon chos kyi rgyal po tsong kha pa chen po'i rnam thar. Varanasi: Mongolian Lama Guru Deva, 1967. TBRC W1KG13685.
  • Blo bzang tshul khrims. 2006. Se ra theg chen gling chags 'debs pa po byams chen chos rje'i rnam thar. In Rje tsong kha pa'i rnam thar chen mo, vol. 1, pp. 455-473. Beijing: Krung go'i bod rig pa dpe skrun khang. TBRC W2DB4600.
  • Bsod nams grags pa. 1982-1990. Byams chen chos rje shAakya ye shes dang nyid kyi gdan sa se ra'i lo rgyus. InBsod nams grags pa'i gsung 'bum, vol. 11, pp. 225-242. Mundgod: Drepung Loseling Library Society. TBRC W23828.
  • Bsod nams grags pa. 2007. Byams chen chos rje. In Bka' gdams gsar rnying gi chos 'byung yid kyi mdzes rgyan / rnga yul kirti dgon gyi glog klad par ma, pp. 148-149. Rnga ba: Rnga yul kirti dgon dge ldan legs bshad gling. TBRC W1KG4257.
  • Grags pa 'byung gnas and Rgyal ba blo bzang mkhas grub. 1992. Gangs can mkhas grub rim byon ming mdzod. Lanzhou: Kan su'u mi rigs dpe skrun khang, pp. 1121-1122. TBRC W19801.
  • Khetsun Sangpo. 1973. Biographical Dictionary of Tibet and Tibetan Buddhism. Dharamsala: LTWA, vol. 5, pp. 184-195. TBRC W1KG10294.
  • Ngag dbang 'jam dbyangs nyi ma, Er di ni No mo han PanDita Hu thuk thu. N.d. Dus gsum sangs rgyas thams cad kyi ngo bod pal ldan bla ma khams gsum chos kyi rgyal po tsong kha pa chen po'i sras kyi thu bo byams chen chos kyi rje sh+'akya ye shes de nyid tsong kha pa chen po'i sku tshab tu rgya nag pho brang la phebs tshul gyi rnam thar 'dod pa'i re skong dpal ster nyi ma [Rnam thar'dod pa'i re skong dpal ster nyi ma]. In Byams chen chos rje'i rnam thar, ff. 1r-12v. TBRC. W25577.
  • Ngag dbang zla grags. 2006.Se ra dgon pa'i gnas bshad dang rje byams chen chos rje'i rnam thar kun las btus pa 'khrul bral rab gsal me long.Beijing: Nationalities Publishing House. TBRC W00KG05.
  • Sato, Hisashi. 1998. "The Ming Court and the Eight Tibetan Hierarchs."The Journal of Tibetan Nationality University, no. 4, pp. 34-57.
  • Sperling, Elliot. 1982. "The 1413 Ming Embassy to Tsongkhapa and the Arrival of Byams chen chos rje Shakya Ye shes at the Ming Court."The Journal of the Tibet Society, vol. 2.
  • Tshe 'phel. 1993. 'Jam mgon rgyal ba gnyis pa'i bstan pa rgya yul du dar bar mdzad pa po byams chen chos rje. In Chen po hor gyi yul du dam pa'i chos ji ltar byung ba'i bshad pa rgyal ba'i bstan pa rin po che gsal bar byed pa'i sgron me. vol. 1, pp. 163-171. Xining: Mtsho sngon mi rigs dpe skrun khang. TBRC W21994.
  • Tuttle, Gray. 2005. Tibetan Buddhist in the Making of Modern China. New York: Columbia University Press.
  • Ye shes rgyal mtshan. 198?. Byams chen chos rje shAkya ye shes kyi rnam thar. In Lam rim bla ma brgyud pa'i rnam thar, vol. 1, pp. 538-544. 'Bark khams: Rnga khul bod yig rtsom sgyur cus. TBRC W2DB4613. See also TBRC W1CZ2730.