Бопа Тулку Донгак Тенпе Ньима: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 38: Строка 38:


За свою жизнь у Ботрула было много учеников, которые были одними из самых влиятельных фигур в традиции Ньингма двадцатого века. Среди его учеников Кхенпо Чокхьяб, Чойинг Кьябдел (chos dbyings khyab brdal , 1920-1997), Кхенпо Дазер, [[Кхенпо Пема Цеванг Лхундруб|Кхенпо Петсе, Пема Цеванг Лхундруб]] (mkhan po pad tshe padma tshe dbang lhun grub, 1931-2002), [[Кхенпо Джигме Пунцог|Кхенпо Джигме Пунцог]] ('jigs med phun tshogs, 1933-2004), и [[Тартанг Тулку Кунга Гелек]] (dar thang sprul sku kun dga' dge legs , р.1935), помимо множества других. Кхенпо Чокьяб, который был выдающимся учителем в Тибете после Культурной революции, учился у него более десяти лет и остался в восточном Тибете. Кхенпо Дазер после бегства в Индию в 1959 году приехал преподавать в Институт Нгагьюр Ньингма в Индии, который в настоящее время является крупнейшим монашеским колледжем Ньингма в изгнании. Позже он вернулся, чтобы преподавать в монашеском колледже Шри Симха в монастыре Дзогчен в Тибете. Кхенпо Петсе, по-видимому, первый, кто составил биографию Ботрула, также преподавал в монашеском колледже Шри Сингхи, а также в Индии и Непале. Кхенпо Джигме Пунцог основал Ларунг Гар (bla rung sgar) в Серте (gser rta), процветающую буддийскую общину в Кхаме, которая в настоящее время является крупнейшим монашеским колледжем в мире. Тартанг Тулку поселился в Соединенных Штатах и ​​сыграл важную роль в публикации ряда буддийских текстов на тибетском и английском языках, включая тибетское издание основного текста и автокомментарий к великому труду Ботрула «Различение воззрений и философий».
За свою жизнь у Ботрула было много учеников, которые были одними из самых влиятельных фигур в традиции Ньингма двадцатого века. Среди его учеников Кхенпо Чокхьяб, Чойинг Кьябдел (chos dbyings khyab brdal , 1920-1997), Кхенпо Дазер, [[Кхенпо Пема Цеванг Лхундруб|Кхенпо Петсе, Пема Цеванг Лхундруб]] (mkhan po pad tshe padma tshe dbang lhun grub, 1931-2002), [[Кхенпо Джигме Пунцог|Кхенпо Джигме Пунцог]] ('jigs med phun tshogs, 1933-2004), и [[Тартанг Тулку Кунга Гелек]] (dar thang sprul sku kun dga' dge legs , р.1935), помимо множества других. Кхенпо Чокьяб, который был выдающимся учителем в Тибете после Культурной революции, учился у него более десяти лет и остался в восточном Тибете. Кхенпо Дазер после бегства в Индию в 1959 году приехал преподавать в Институт Нгагьюр Ньингма в Индии, который в настоящее время является крупнейшим монашеским колледжем Ньингма в изгнании. Позже он вернулся, чтобы преподавать в монашеском колледже Шри Симха в монастыре Дзогчен в Тибете. Кхенпо Петсе, по-видимому, первый, кто составил биографию Ботрула, также преподавал в монашеском колледже Шри Сингхи, а также в Индии и Непале. Кхенпо Джигме Пунцог основал Ларунг Гар (bla rung sgar) в Серте (gser rta), процветающую буддийскую общину в Кхаме, которая в настоящее время является крупнейшим монашеским колледжем в мире. Тартанг Тулку поселился в Соединенных Штатах и ​​сыграл важную роль в публикации ряда буддийских текстов на тибетском и английском языках, включая тибетское издание основного текста и автокомментарий к великому труду Ботрула «Различение воззрений и философий».
== Внешние ссылки ==
*{{TBRC|P743|TBRC Profile}}
*[https://treasuryoflives.org/biographies/view/Botrul-Dongak-Tenpai-Nyima/10093 Biography at Treasury of Lives]


[[Категория:Мастера Дзогчен]]
[[Категория:Мастера Дзогчен]]
[[Категория:Мастера Ньингма]]
[[Категория:Мастера Ньингма]]

Версия от 08:26, 2 января 2024

Бопа Тулку Донгак Тенпе Ньима (1898/1900,1902 - ум.1959)

Ботрул Донгак Тенпей Ньима (тиб. བོད་སྤྲུལ་མདོ་སྔགས་བསྟན་པའི་ཉི་མ།, Вайли: bod sprul mdo sngags bstan pa'i ny ma, 1898/1900,1902 - ум.1959)

Ботрул Донгак Тенпей Ньима (bod sprul mdo sngags bstan pa'i ny ma) родился в Дакпо (dwags po) в 1898 году (альтернативные даты - 1900 и 1902 годы). Он был старшим из четырех детей, у него было два брата и сестра. Мальчиком он учился у своего отца, практикующего тантру, в пустыни Бенчок (ban cog ri khrod). От своего отца он научился читать, а также получил посвящения, передачи по чтению и наставления.

Когда ему было пятнадцать, его отец скончался, но не раньше, чем он сказал ему, что он должен поехать в Кхам, чтобы учиться дальше. Поскольку у него не было провизии, такой как еда, лошадь и т. д., его отец дал ему чашу из черепа и сказал, что, если он не потеряет ее, он не останется без еды и одежды. Однако его мать отказала ему в разрешении поехать. Она сказала ему, что ему придется остаться, потому что ей приснился сон, который, по ее мнению, мог быть плохим знаком: какие-то всадники унесли хрустальную ступу, которую она держала в руке.

Примерно в 1916 году он снова попросил у матери разрешения покинуть дом, на этот раз чтобы отправиться в паломничество в соседнюю Лхасу. Однако вместо того, чтобы поехать в Лхасу, он тайно сбежал в Кхам с несколькими паломниками, возвращавшимися в этот регион. Однажды по пути он остановился в доме старухи. Она сказала ему не задерживаться надолго, а идти быстрее. Затем она дала ему большой мешок шафрана для оплаты обучения.

Он прибыл в монашеский колледж Шри Симха (shrI sing+ha bshad drwa) в монастыре Дзогчен Рудам Оргьен Самтен Чолинг (rdzogs chen ru dam or rgyan bsam gtan chos gling), где учился у Кхенпо Тубтена Ньендрака (mkhan chen thub bstan snyan grags, 1883-1959) и Тору Кхенпо Генама (rto ru mkan po dge rnam, du), начиная обучение с Бодхичарьяватары. Говорят, что в свое время он даже не делал перерывов на чай; он просто пил холодную воду, смешанную с жареной ячменной мукой, и для еды, и для питья. Ввиду того, что он был очень молод и находился вдали от родины, он не мог обеспечить себе пропитание для учебы и страдал от трудностей, в том числе терпел насмешки со стороны других монахов за свою бедность. Вскоре он проявил острый ум и заслужил уважение однокурсников.

Он принял полное посвящение от Абу Лхагонга Пема Текчога (a bu lha dgongs padma theg mchog, 1879-1955) и получил имя Тубтен Шедруб Тосам Гьяцо. Его помнят за строгое соблюдение основ дисциплины Винаи, например, отказ от еды после полудня. Пятый Дзогчен Друбванг, Тубтен Чокьи Дордже (rdzogs chen grub dbang 05 thub bstan chos kyi rdo rje, 1872-1935), признал его воплощением умершего ламы, и с тех пор все называли его «Ботрул», что означает Воплощение из центрального Тибет. Он получил множество посвящений, передач и наставлений Пятого Дзогчен Друбванга, главным из которых он получил Сущность сердца в четырех частях (snying thig ya bzhi) Лонгчена Рабджама Дриме Озера (klong chen rab 'byams pa dri med 'od зер, 1308-1364).

Ботрул выразил большое доверие к традиции буддийской философии Джу Мипама Гьяцо ('ju mi ​​pham rgya mtsho, 1846-1912) в рамках традиции ньингма и искал учителя, который мог бы его должным образом обучить. Дзогчен Друбванг сказал ему, что было бы хорошо поехать в Дзато (rdza stod), где остановился Кхенпо Кунзанг Пелден, широко известный как Кхенпо Кунпел (mkan po kun bzang dpal ldan , 1860/2-1943). Кхенпо Кунпел, который преподавал в монастыре Гегонг (dge gong), был прямым учеником Дза Патрула Оргьена Чокьи Вангпо (rdza dpal sprul orgyan chos kyi dbang po , 1808-1887) и Мипама.

Ботрул прибыл с мешком. Кажется, когда Дза Патрул собирался умереть, Кхенпо Кунпел попросил его поскорее вернуться. Он спросил Патрула, как ему найти его реинкарнацию, но Патрул ответил, что он не будет перерождаться и что Кхенпо Кунпел не должен искать его реинкарнацию. Тем не менее он сказал: «Я уверен, что придет монах с мешком, которого вы примете за меня, — требуйте его». Таким образом, когда Ботрул прибыл с мешком, Кхенпо Кунпел идентифицировал его как реинкарнацию Дза Патрула.

Кхенпо Кунпел обучил Ботрула текстам Лонгченпы, Патрула, Мипама и Ронгзома Чокьи Зангпо (rong zom chos kyi bzang po, 1042–1136). Незадолго до своей смерти Кхенпо Кунпел поручил Ботрулу руководить обучением в монастыре Гегонг.

Согласно традиции, во время службы в монастыре Гегонг Ботрул случайно наткнулся на странную птицу, сидевшую на крыше дома и говорящую на языке дакини. Птица рассказала Ботрулу, что в Кхаме был учитель из прошлой жизни, и что ему следует пойти туда и «устранить неточности в инструкциях». Задаваясь вопросом, какой учитель был предназначен, он узнал, что Джадрал Чоинг Рангдрол (bya bral chos dbyings rang grol , 1872-1952) преподавал там Дзогчен. Поэтому Ботрул отправился навстречу ему в Серту (gser rta).

Ботрул и Чойинг Рангдрол сравнили опыт и обсудили буддийские традиции в целом и Дзогчен в частности. Благодаря этим беседам Ботрул смог «устранить наложения в отношении наиболее существенных инструкций», а Чойинг Рангдрол похвалил знание Ботрула традиции Мипама. Ботрул пробыл в Серте несколько месяцев, обучая религиозную общину. Он преподавал такие тексты, как «Основная природа сияющей ясности» Мипама и «Рев льва: изложение природы будды». Кроме того, именно в это время он написал свои «Заметки о существенных моментах изложения Мипама о природе будды». Затем он вернулся в монастырь Гегон. Говорят, что на обратном пути он плакал на вершине горы, когда дом Чойинга Рангдрола скрылся из виду.

Вернувшись в монастырь Гегонг, Ботрул продолжил давать посвящения, читать передачи и наставления по Калачакре и Сущности сердца в четырех частях, помимо прочего. Он несколько раз приезжал в обитель в Падме по просьбе Кхенпо Пемы Цеванга Лхундруба, широко известного как Кхенпо Пеце (мхан по пад+ма тше дбанг лхун груб , 1931-2002). Он также посетил монастырь Каток (kaḥ thog dgon) и по просьбе Шечена Конгтрула Пема Дриме (zhe chen kong sprul Padma dri med , 1901-1960) некоторое время преподавал в монастыре Шечен (zhe chen dgon).

Ботрул посетил монастыри других традиций, такие как близлежащий монастырь Гелук Сершул (ser shul dgon), Боро Гон (ser shul bo rod dgon), и обсуждал философию с известными учеными, такими как Литанг Лекден (li thang legs ldan, d.u.). Говорят, что в ходе дебатов он оставил своих оппонентов в положении «нечего сказать».

После почти тридцати лет в Кхаме Ботрул очень хотел вернуться на родину. Шестой Дзогчен Друбванг, Джикдрал Джангчуб Дордже (rdzogs chen dub dbang 06 'jigs bral byang chub rdo rje , 1935-1959) сказал ему, что его мать больна и что он должен навестить ее, прежде чем она скончается. Зрение у Ботрула было очень плохим, и он хотел вернуться в У-Цанг за медицинской помощью. Он несколько раз просил Кхенпо Тубтена Ньендрака о гадании о его путешествии, но они не увенчались успехом. Он снова попросил гадания и получил положительный результат.

Примерно в 1957 году он уехал в У-Цанг со многими монахами и слугами. Когда он добрался до монастыря Дрикунг ('bri gung), Кхенпо Аян Тубтен (a yang thub bstan, d.u.), ученик знаменитого Дзогчена Кхенпо Шенга (mkhan po gzhan dga', 1871-1927), преподавал там в монастырском колледже. Этот учитель вместе с настоятелем монастыря в Дрикунге попросил Ботрула остаться там и преподавать. Хотя он отказался, сказав, что ему нужно поехать навестить мать, в ту ночь пошел сильный снег, сделав дорогу между Дрикунгом и Дакпо опасной. Ботрул воспринял снегопад как знак того, что могущественное божество-защитник Дрикунг Кагью, Ачи, хотело, чтобы он остался.

Ботрул преподавал в Дрикунге чуть больше года в монашеском колледже Ньима Чангра (nyi ma lcang ra). Там ему было видение Ачи, и он составил ритуальный текст для ее умилостивления. В 1958 году он наконец сел на лошадь и поехал в Дакпо, чтобы навестить свою мать, но обнаружил, что она уже скончалась. Он совершил ритуальные подношения Мирных и Гневных (zhi khro) и дал учения и посвящения там, на месте своего рождения. Затем он вернулся, чтобы продолжить преподавание в Дрикунге.

Во время хаоса 1959 года, последовавшего за восстанием против китайского коммунистического правления в Тибете и бегством Четырнадцатого Далай-ламы, Тендзина Гьяцо (tA la'i bla ma 14 bstan 'dzin rgya mtsho, р. 1935) в Индию, многие из его ученики в Дрикунге, такие как Кхенпо Дазер (zla ba'i 'od zer, 1922-1990), который сопровождал его в У-Цанг из Кхама, также бежали в Индию. Вместо этого Ботрул пошел на северо-запад, в сторону Накчу, и остановился возле монастыря Бегу (be gu dgon).

Он умер в том же году утром в полнолуние девятого лунного месяца. Причина его смерти не сообщается, но говорят, что он скончался, сидя в медитативной позе, как будто он не болел. Когда он умер, некоторые местные жители сообщили, что видели в небе белые огни и радужные огни, а также множество других чудесных знамений, таких как красная фигура птицы, летящей на запад.

За свою жизнь у Ботрула было много учеников, которые были одними из самых влиятельных фигур в традиции Ньингма двадцатого века. Среди его учеников Кхенпо Чокхьяб, Чойинг Кьябдел (chos dbyings khyab brdal , 1920-1997), Кхенпо Дазер, Кхенпо Петсе, Пема Цеванг Лхундруб (mkhan po pad tshe padma tshe dbang lhun grub, 1931-2002), Кхенпо Джигме Пунцог ('jigs med phun tshogs, 1933-2004), и Тартанг Тулку Кунга Гелек (dar thang sprul sku kun dga' dge legs , р.1935), помимо множества других. Кхенпо Чокьяб, который был выдающимся учителем в Тибете после Культурной революции, учился у него более десяти лет и остался в восточном Тибете. Кхенпо Дазер после бегства в Индию в 1959 году приехал преподавать в Институт Нгагьюр Ньингма в Индии, который в настоящее время является крупнейшим монашеским колледжем Ньингма в изгнании. Позже он вернулся, чтобы преподавать в монашеском колледже Шри Симха в монастыре Дзогчен в Тибете. Кхенпо Петсе, по-видимому, первый, кто составил биографию Ботрула, также преподавал в монашеском колледже Шри Сингхи, а также в Индии и Непале. Кхенпо Джигме Пунцог основал Ларунг Гар (bla rung sgar) в Серте (gser rta), процветающую буддийскую общину в Кхаме, которая в настоящее время является крупнейшим монашеским колледжем в мире. Тартанг Тулку поселился в Соединенных Штатах и ​​сыграл важную роль в публикации ряда буддийских текстов на тибетском и английском языках, включая тибетское издание основного текста и автокомментарий к великому труду Ботрула «Различение воззрений и философий».

Внешние ссылки