Абхаякарагупта: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 24: Строка 24:
На сегодняшний день наиболее известными на Западе произведениями Абхаякарагупты являются его трактаты по тантрической иконографии, '''Ваджравали''' и '''Нишпаннайогавали''', а также его синкретический трактат [[абхидхарма]] Муниматаламкара.
На сегодняшний день наиболее известными на Западе произведениями Абхаякарагупты являются его трактаты по тантрической иконографии, '''Ваджравали''' и '''Нишпаннайогавали''', а также его синкретический трактат [[абхидхарма]] Муниматаламкара.
{{Принстон}}
{{Принстон}}
[[Категория:Мастера Индии]]
[[Категория:Индийские мастера]]
[[Категория:Принстонский словарь А]]
[[Категория:Принстонский словарь А]]

Версия от 17:03, 2 января 2024

Абхаякарагупта

Абхаякарагупта (санскр. Абхаякарагупта; Тиб. འཇིགས་མེད་འབྱུང་གནས་སྦས་པ་, jikmé jungné bepa, Wyl. 'jigs med 'byung gnas sbas pa ум.c.1125) — бенгальский учёный, преподававший в Викрамашиле и Одантапури. Он был учеником Ратнакарашанти. Он написал работы как по сутре, так и по тантре и сотрудничал с тибетскими переводчиками над более чем 130 текстами. Он был автором «Лунного света точек» (санскр. Мармакаумуди), комментария к «Сутре совершенства мудрости в восьми тысячах строк».

Работы

Абхаякарагупта был плодовитым учёным, написавшим множество работ на санскрите, а также переведшим тексты садханы на тибетский язык. В тибетском каноне перечислено 27 его произведений, в том числе:

  • Ваджравалимандопаика, трактат по буддийской тантре.
  • Амная-манджари, комментарий к Сампутатантре.
  • Мармакаумуди («Лунный свет точек»), комментарий к Сутре совершенства мудрости в восьми тысячах строк.
  • Океан средств достижения (тиб. sgrub thabs rgya mtsho )
  • Муниматаламкара («Украшение мысли покорителя», тиб. thub pa'i dgongs rgyan), энциклопедический трактат Махаяны, основанный на «Абхисамаяланкаре» Майтрейи.
  • Нишпаннайогавали (Гирлянда завершенных йог), текст, в котором объясняется, как рисовать 26 видов мандал.
  • Джйотирманджари обсуждает огненный ритуал (хома).
  • Калачакраватара (Введение в колесо времени).
  • Упадешаманджари объясняет стадии зарождения и стадии завершения.

Согласно Принстонскому словарю

Абхаякарагупта (Вайли. ’Jigs med ’byung gnas sbas pa, d. c. 1125).

Индийский тантрический буддийский мастер, родившийся в семье брахмана в Ориссе или на северо-востоке Индии недалеко от Бенгалии. Источники различаются относительно дат его рождения и смерти, хотя большинство согласны с тем, что он был современником царя Палы Рамапалы, который начал свое правление в последней четверти одиннадцатого века. Абхаякарагупта стал буддийским монахом в ответ на пророческое видение и интенсивно обучался эзотерическим практикам тантры, тем не менее сохраняя свою монашескую дисциплину (виная). Абхаякарагупта работал в монастырском университете викрамашила в Бихаре и прославился как ученый и учитель. Он был плодовитым автором, составившим трактаты во многих областях буддийской доктрины, включая монашескую дисциплину и философию, а также тантрическую ритуальную практику и иконографию. Многие санскритские рукописи его работ сохранились в Индии, Непале и Тибете, и его сочинения пользовались влиянием как в Индии, так и среди буддистов-невари в Непале.

Под его руководством были начаты переводы его произведений на тибетский язык, и в тибетском каноне их сохранилось более двух десятков. На сегодняшний день наиболее известными на Западе произведениями Абхаякарагупты являются его трактаты по тантрической иконографии, Ваджравали и Нишпаннайогавали, а также его синкретический трактат абхидхарма Муниматаламкара.

Принстонский словарь буддизма