XVI Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:16Karmapa1.jpg|frame|Рангджунг Ригпе Дордже XVI Кармапа]] | |||
[[Изображение:16Karmapa.jpg|frame|Рангджунг Ригпе Дордже XVI Кармапа]] | [[Изображение:16Karmapa.jpg|frame|Рангджунг Ригпе Дордже XVI Кармапа]] | ||
'''Рангджунг Ригпе Дордже''' (Тибетский: རང་འབྱུང་རིག་པའི་རྡོ་རྗེ་, Вайли: Rang 'byung rig pa'i rdo rje; 14 августа 1924 – 5 ноября 1981) родился на пятнадцатый день шестого месяца года деревянной крысы (1924) в Денкхоке на берегу реки Дричу, около дворца "Атхуп" в [[Дерге]], восточном [[Тибет]]е. Сиддха [[Гьел Дже]] и [[Дзокчен Тхубтен Чёкьи Дордже]] предсказывали скорый приход великого Бодхисаттвы и посоветовали семье установить лагерное расположение вне дворца, чтобы рождение не произошло в мирской обстановке. Отца его звали Цеуанг, а мать - Келсанг Чёдён. | '''Рангджунг Ригпе Дордже''' (Тибетский: རང་འབྱུང་རིག་པའི་རྡོ་རྗེ་, Вайли: Rang 'byung rig pa'i rdo rje; 14 августа 1924 – 5 ноября 1981) родился на пятнадцатый день шестого месяца года деревянной крысы (1924) в Денкхоке на берегу реки Дричу, около дворца "Атхуп" в [[Дерге]], восточном [[Тибет]]е. Сиддха [[Гьел Дже]] и [[Дзокчен Тхубтен Чёкьи Дордже]] предсказывали скорый приход великого Бодхисаттвы и посоветовали семье установить лагерное расположение вне дворца, чтобы рождение не произошло в мирской обстановке. Отца его звали Цеуанг, а мать - Келсанг Чёдён. |
Версия от 04:44, 28 мая 2024
Рангджунг Ригпе Дордже (Тибетский: རང་འབྱུང་རིག་པའི་རྡོ་རྗེ་, Вайли: Rang 'byung rig pa'i rdo rje; 14 августа 1924 – 5 ноября 1981) родился на пятнадцатый день шестого месяца года деревянной крысы (1924) в Денкхоке на берегу реки Дричу, около дворца "Атхуп" в Дерге, восточном Тибете. Сиддха Гьел Дже и Дзокчен Тхубтен Чёкьи Дордже предсказывали скорый приход великого Бодхисаттвы и посоветовали семье установить лагерное расположение вне дворца, чтобы рождение не произошло в мирской обстановке. Отца его звали Цеуанг, а мать - Келсанг Чёдён.
Когда он был ещё в чреве матери, можно было слышать, как будущий ребёнок произносит мантру "мани". Незадолго до произведения его на свет мать заметила, что живот её потерял округлость. Она отправилась в лагерное расположение, развёрнутое на холме за дворцом; на рассвете следующего дня она ощутила большую тяжесть, и живот её быстро разбух; спустя некоторое время ребёнок родился. Шёл лёгкий дождь, и много радуг появилось в округе, некоторые из которых касались лагеря и другие - дворца. Новорождённый сделал семь шагов со словами: "Мама, мама, я ухожу!" Та завернула его в одеяло. Было замечено, что вода чаш для подношений превратилась в молоко.
Сознавая важность этого рождения и желая уберечь ребёнка от недоброжелательства некоторых, семья известила, что рождена дочь. В это время Тулку Ситу и Джамгён Кхонгтрул Ринпоче вскрыли письмо, оставленное пятнадцатым Кармапой, и вот что они прочитали: "К востоку от Цурпху, около реки, в месте, принадлежавшем когда-то Паво Денма Юльгьелу Токгё и министру Линг Кесару, на холме Пел находится дом глинобитной постройки, украшенный буквами "А" и "Тхуп", принадлежащий религиозной семье королевской линии родства. В этом месте произойдёт рождение на пятнадцатый день шестого месяца года крысы". Тулку Ситу и Тулку Джамгён Кхонгтрулу обоим явилось ясное видение дворца Атхуп, и они направили своих представителей определить, находится ли там новое воплощение. По прибытии они узнали, что этот исключительный ребёнок был рождён при обстоятельствах, тождественных указанным в письме с предсказанием. Шестнадцатый Кармапа был найден и, следовательно, поиски были окончены. Ребёнок был доверен попечению родителей и остался на несколько лет во дворце. Это был ребёнок замечательной проницательности; если случалось, что терялись лошади или скот, он всегда давал точное описание места, где их найти. Его комната во дворце была расположена на третьем этаже. Однажды посетители принесли ему чай в глиняном котелке; Кармапа бросил его во двор, затем послал слугу собрать его. Чудесным образом не только котелок не разбился, но и не рассыпалось ни чаинки. Смеясь, Кармапа схватил чайник и запечатал его, сжав носик между пальцами. Котелок долгое время хранился во дворце Атхуп.
Линия Кармап |
---|
I Кармапа Дюсум Кхьенпа (1110—1193) |
II Кармапа Карма Пакши (1204—1283) |
III Кармапа Рангджунг Дордже (1284—1339) |
IV Кармапа Ролпе Дордже (1340—1383) |
V Кармапа Дешин Шекпа (1384—1415) |
VI Кармапа Тонгва Дёнден (1416—1453) |
VII Кармапа Чёдраг Гьятсо (1454—1506) |
VIII Кармапа Микьё Дордже (1507—1554) |
IX Кармапа Вангчук Дордже (1556—1603) |
X Кармапа Чойинг Дордже (1604—1674) |
XI Кармапа Йеше Дордже (1676—1702) |
XII Кармапа Чангчуб Дордже (1703—1732) |
XIII Кармапа Дудул Дордже (1733—1797) |
XIV Кармапа Текчок Дордже (1798—1868) |
XV Кармапа Кхакьяб Дордже (1871—1922) |
XVI Кармапа Рангджунг Ригпе Дордже (1924—1981) |
XVII Кармапа Ургьен Тринле Дордже (род. 1985) |
XVII Кармапа Тринле Тхайе Дордже (род. 1983) |
Когда Кармапа достиг возраста семи лет, Тулку Ситу и Тулку Джамгён Кхонгтрул навестили его и дали начальное рукоположение. Он был посвящён в богиню Ваджраварахи и на двадцать седьмой день первого месяца года железного барана (1931) был посвящён в сан послушника. Затем Кхьенце Ринпоче, Зимпён Легше Гьелцен и Тонйер Гьелцен Зангкьонг преподнесли ему его одежды и Корону. В первый день второго месяца того же года по приглашению Тулку Ситу он отправился в монастырь Пальпунг. Кортеж встретил по дороге местного правителя Цеуанга Пелчё, который привёл их во дворец Лхендруп Тенг, где были организованы многочисленные церемонии в честь нового воплощения. Тысячи человек собрались получить его благословение. На восьмой день второго месяца группа прибыла в монастырь Пальпунг. Церемония возведения на трон состоялась через четыре дня в просторном зале, где собрались тысячи паломников свидетельствовать почтение Гьелве Кармапе по этому благоприятному случаю. На двадцать второй день четвёртого месяца Тулку Ситу препроводил его в Цурпху; по пути они посетили многие монастыри и места паломничества. На полпути между Кхамом и Цурпху новому воплощению оказали почести секретарь и сто монахов монастыря Гина Гён. Через день, на тринадцатый день шестого месяца, он впервые в жизни провёл церемонию Чёрной Короны. Небо было заполнено многочисленными радугами и испустило дождь цветов. Тысячи людей присутствовали при этом восхитительном событии. Путешествие продолжилось. Они пересекли долину близ дворца Ньенчен Танглха, расположенном на гребне горы, дворца величайших Защитников Тибета. Кармапа послал в качестве подношения освящённые зёрна и белого яка, и видели, как последний поднялся прямо до вершины без проводника. Тулку Гьелцап, Тулку Паво, Тулку Джамгён Кхонгтрул и многие другие Ламы присоединились к каравану и сопровожддали его до Цурпху, традиционной резиденции Кармап.
Гьялва Кармапа встретился в Лхасе с тринадцатым Далай-ламой, и тот исполнил церемонию "отрезания волос". Во время их первого свидания Кармапа был в шапке "Нешу", но Далай-лама имел видение другой шапки и обратил на это внимание своего первого министра. Хотя Кармапа снял её, чтобы распростереться согласно традиции, Далай-лама спросил его, почему он не снял также другую свою шапку, ибо по обычаю надо быть с обнажённой головой в данной ситуации. Все завозражали и стали указывать ему, что Кармапа и обнажил голову; стало ясно, что Далай-лама воспринял тонкую шапку Бодхисаттвы, видимую только для тех, кто обладает самыми высокими совершенствами, и что он подумал, что это было так и для всех. Кармапа возвратился в Цурпху, где была совершена вторая церемония возведения на трон под руководством Друкчен Мипхама Чёкьи Уангпо и одиннадцатого Тулку Ситу. Кармапа четыре года учился с Кангкаром Ринпоче, и он часто разговаривал с учителем о своих прошлых воплощениях.
На третий день двенадцатого месяца года деревянной свиньи (1935), в возрасте двенадцати лет, он удалился в Кхам. По пути, в Лоронге, он сказал Дечанг Йеше Пелуару открыть занавес своего паланкина, ибо видел большое количество богато одетых людей, приближающихся к нему на великолепных конях. Никто кроме него не видел их, и тогда сделали вывод, что речь идёт, вероятно, о местных Защитниках, пришедших почтить его.
Кортеж достиг горячих источников Тардзи Чуцен и сделал остановку, чтобы отдохнуть и искупаться в этих благотворных водах. Был разгар зимы, однако внезапно появились змеи из-за камней. Кармапа устремился в гущу их, и в несколько мгновений они полностью покрыли его тело. Он начал танцевать, крича: "Я - король змей!" Все были в ужасе и просили его прекратить игру, но он лишь смеялся и не был, казалось, обеспокоен ни чуточки. Спустя некоторое время змеи развернулись и снова исчезли. На десятый день двенадцатого месяца Кармапа обнаружил в Чите поток, который назвал "Пять Нектаров". На двадцать девятый день того же месяца, когда кортеж ещё раз проходил поблизости от резиденции Защитников Ньенчен Танглха, к Кармапе приблизился белый як, распростёрся перед ним и исчез. Все были очень удивлены, но Кармапа сказал попросту: "Это естественно!" Они прибыли в Чакчу Кар, где Кармапа был принят Друкчен Пелджором Ринпоче. Они шутили по поводу своих чудесных способностей, и вдруг Кармапа вытащил из ножен своего управляющего меч и сделал узел из его лезвия голыми руками. Поражённый, Пелджор Ринпоче не стал напрашиваться на соревнование. Они вместе отправились в Цокпур, где пришлось пересекать замёрзшую реку. Кармапа оставил отпечаток своей ноги на льду; когда он растаял, отпечаток был видим на воде, и на следующий год вновь сформировался на льду. Пелджор Ринпоче довёл караван до монастыря Рива Барма, где был исполнен ритуал Падмасамбхавы. В конце ритуала бросили сладкие пироги подношений в различных направлениях, чтобы удалить неблагоприятные силы; когда они были брошены на восток, могли видеть, как языки пламени вырвались из них. То время было отмечено необъяснимой паузой в китайской агрессии с восточных границ.
Кармапа направился в монастырь Тунгнак Лхачен Гён, где его попросили провести ритуал освящения. Брошенные освящённые зёрна преобразовались в святые реликвии блестящего белого цвета. Известный в регионе охотник пришёл засвидетельствовать почтение Кармапе и раскаяться в своих бесполезных убиениях невинных животных; затем он подарил ему свою охотничью собаку. В тот же момент другой посетитель отдал Кармапе в подарок трёх оленят. Собака и три молодых оленя, очень удобно чувствуя себя вместе, быстро стали отличными товарищами. Другие люди принесли кошек, морских свинок, мышей и крыс, и вскоре все эти животные спали бок о бок. Когда Кармапа проповедовал в монастыре Танам, один из оленей оставил отпечаток копыта на скале. Кармапа прибыл в монастырь Диль Як, где все расставили свои палатки. Некоторые были связаны между собой шнурами, и Кармапу видели верхом на олене переходящим по шнурам от одной палатки к другой. Кортеж дошёл до Радза Дзонга. Ощущалась нехватка питьевой воды, и Лама Самтен Гьямцо объяснил Кармапе, что ближайший источник находится на расстоянии примерно пяти километров, и попросил его благословения, чтобы способствовать спасению ситуации. Объявив, что хочет принять ванну, он сказал принести широкий плоский таз, который положили рядом с монастырём и наполнили. После купания он попросил опорожнить посудину, вылив воду на землю. Тут же начался дождь, забил источник из места, где лежал таз, и проблема с водой в монастыре была таким образом разрешена окончательно. Они прошли через Чёгон в Кхаме, где находился дворец местного Защитника на вершине высокой горы. Кармапа поднёс ему великолепную рыжую лошадь, которая поскакала прямо к вершине. Затем группа достигла Карма Гёна, и, когда Кармапа вошёл в большой зал собраний, все верхние части ступ приподнялись, как бы приветствуя его. Спустя несколько дней он посетил пещеру Дамгён Пхук, где видели, как к нему приблизился нага, чтобы выказать почтение.
Тулку Ситу прибыл в Карма Гён и затем сопроводил Кармапу в монастырь Пальпунг; здесь он получил "Сокровище Наставлений Кагьюпы", а также устную передачу. Он посетил Латог и, прежде чем вернуться в Пальпунг, дал наставления местному правителю; затем, в сопровождении Тулку Ситу, он продолжил свой путь до Литханга. Они посетили монастырь Дзонгсар, настоятель которого, Кхьенце Чёкьи Лодрё, попросил, чтобы был проведён ритуал Чёрной Короны. Во время этого благоприятного события Кхьенце Ринпоче явилось видение Кармапы в облике Дюсум Кхьенпы, первого воплощения, а Чёрную Корону видели парящей на расстоянии более шестидесяти сантиметров над его головой. В монастыре Пангпхуг Гён находилась статуя Дюсум Кхьенпы, известная тем, что говорила в нескольких случаях. В главном зале Тулку Ситу оставил отпечаток своей ноги на левой части каменной опорной колонны, а Кармапа - своей на правой части. Собака его оставила отметину на плите у входа в монастырь, а лошадь отметила копытом камень в конюшне. Кармапа оставил ещё около двадцати отпечатков своей ноги на вершине большой скалы вдоль озера, расположенного недалеко от монастыря с наветренной стороны долины. Кармапа совершил путешествие в монастырь Тукши и исполнил там танец Махакалы. Он посетил две соседние страны, находившиеся в состоянии войны, и восстановил мир. Его пригласил Чан Кай Ши, правитель Китая, но он отклонил приглашение и направился в монастырь Пальпунг, где получил передачи посвящений Друптоп Кюнтю и изучил Винайясутру, Праджнапарамиту, Абхидхармакошу, Чакрасамваратантру, Калачакру и другие поучения, все в их полной форме, под руководством Тулку Ситу и Кхьенце Ринпоче. На пятнадцатый день девятого месяца года железного дракона (1940) он совершил путешествие в Цурпху, посетив по дороге монастырь Пенчен. В этом месте была статуя Защитника Шинкьонга верхом на коне. Когда Кармапа приблизился, лошадь ко всеобщему удивлению начала ржать.
Кармапа продолжил свой путь до Дам Чунга, где главный защитник поднёс ему большой цельный камень "зи" (сорт агата) с девятью проушинами. Кортеж прибыл в Цурпху на одиннадцатый день восьмого месяца года железной змеи. В течение нескольких последующих лет Кармапа всецело предавался изучению и медитации, в то время как монастырь реконструировался. В год деревянной обезьяны (1944) он совершил паломничество в монастыри Траг и Самье и посетил на юге Тибета монастырь Дроуолунг, где в своё время пребывал Марпа; ему явились чудесные видения Марпы, Джецюна Миларепы и Гампопы. Он был приглашён Его Королевским Высочеством Джигме Уангчуком, королём Бутана; во втором месяце года деревянной обезьяны (1944) Кармапа отправился в Бутан, где был тепло принят королём. По просьбе последнего был совершён ритуал Чёрной Короны, и в ходе его король видел Кармапу во многих экстраординарных формах. Кармапа посетил в Бумтханге, северном Бутане, святилища Чампа и Кудже. В Кудже находится скала, отмеченная оттиском тела Гуру Падмасамбхавы. Кармапа поднёс шёлковый шарф образу Падмасамбхавы в храме Кудже; он поднялся в воздух и застыл в воздухе перед статуей. Все присутствующие, восхищённые, посчитали это событие чрезвычайно благоприятным. Тулку Ситу отправился в Цурпху из Кхама, где встретился с Кармапой на одиннадцатый день девятого месяца года деревянного петуха (1945). В двадцать три года Кармапа получил последнее рукоположение, а также объяснения относительно самых высоких поучений Кагьюпы. На двадцать второй день четвёртого месяца года огненной свиньи (1947) он отправился в Тео в западном Тибете, тогда как Тулку Ситу возвратился в свой монастырь в Кхаме.
Кармапа посетил большие монастыри Кагьюпы в Мендонге и Букаре и из Тео отправился в паломничество в Непал. Ему там было оказано большое уважение королём Трибхуван Бир Бикрам Шах Девом и его семейством, и он совершил по их пожеланию ритуал Чёрной Короны. Он посетил главные места паломничества Непала и предоставлял своё благословение населению. Король Бутана выделил для этого путешествия четырёх чиновников высокого ранга, которые действовали как гиды и переводчики. Махараджа Сиккима, Сир Таши Намгьел, направил Кази Шераб Гьелцена лично сопровождать Кармапу. Вся эта помощь, особо оценённая, способствовала отличному исходу этого паломничества. Из Непала Кармапа отправился в Индию, проходя через Лумбини, место рождения Будды, и затем направился в Сарнатх и Бодх Гайя, где поднёс простирания и молитвы и где развернулись многочисленные церемонии. Продолжили его паломничество посещения Аджанты, Эллоры и Кушинагара, где умер Будда. Таши Намгьел пригласил его благословить Сикким своим присутствием. Тогда Кармапа отправился в Гангток, столицу, и остановился в монастыре, относящемся к резиденции монарха. Он провёл ритуал Чёрной Короны и дал всем поучения.
На тринадцатый день первого месяца года земляной крысы (1948) Кармапа вернулся в Индию и остановился в Реуалсаре на северо-западе, где он пробыл несколько дней и исполнил особый ритуал Падмасамбхавы. Люди тысячами приходили получить его благословение, и местные жители заметили, что множество белых рептилий появились внезапно на каменной стене и что поверхность озера была взволнована необычными движениями. Кортеж направился прямо на север, через Куну и Пуранг, до горы Кайлаш. Кармапа совершил три обхождения вокруг священной горы, на каждое из которых потребовалось по три дня, и совершил равным образом обхождение вокруг озера Манасаровар, посетив все святые места региона. Затем он пересёк Тибет через монастырь Кагьюпы в Мендонге и достиг Цурпху на семнадцатый день одиннадцатого месяца года земляной крысы. Кармапа пригласил второго Тулку Джамгён Кхонгтрула прибыть в Цурпху, чтобы дать ему дополнительные наставления. Тот передал ему много поучений, включая Шесть Доктрин Наропы и устную передачу, которые Кармапа ещё не получил к тому времени. В год железного тигра (1950) Цурпху поразила эпидемия оспы; Кармапа исполнил ритуалы Ваджракилы, эпидемия быстро исчезла и все больные выздоровели.
На двадцать девятый день четвёртого месяца года водяного дракона (1952) он посетил Чанг, на севере Тибета, и провёл там ритуал Чёрной Короны. Он направился в монастырь Карчунг, и видели, как он плюнул на землю прежде, чем войти. Одна старая женщина собрала мокроту и сохранила её. Впоследствии было обнаружено, что она превращалась в блестящие реликвии, которые не переставали умножаться. Их раздали в большом количестве, и добродетели их способствовали излечению больных; некоторые были сохранены учениками Кармапы. На семнадцатый день десятого месяца того же года Кармапа вернулся в Цурпху.
На восемнадцатый день четвёртого месяца года водяной змеи (1953) Кармапа отправился в Лхасу, где имел беседу с Четырнадцатым Далай-ламой, Тендзином Гьямцо, и получил от него посвящение в Калачакру. На двадцать пятый день восьмого месяца того же года он вернулся в Цурпху и даровал полное посвящение и поучения Чёлингтер Чонгу Ринпоче из монастыря Ньингмапы Мингдролинг. Он совершил также ритуал, называемый Мендруп, касающийся лечебных растений, которые он раздал потом в большом количестве. На семнадцатый день шестого месяца года деревянной лошади (1954) Гьялва Кармапа вместе с Далай-ламой, Чонгом Ринпоче и другими великими Ламами посетил Китай. В ходе визита он сделал предсказание относительно места, где находилось новое, двенадцатое воплощение Тулку Ситу, и письмо, содержащее все детали, было послано в Тибет. После пребывания в Пекине и других частях Китая Кармапа возвратился в Тибет, совершая по пути остановки во многих монастырях Кхама и До, где он учил и давал благословения. По этому случаю (1955) Далай-лама, не имея возможности предпринять путешествие, попросил представлять его. Кармапа отправился в монастырь Пальпунг, где признал и возвёл на трон нового Тулку Ситу, Тёнйё Ньиндже Вангпо. Он побыл недолго в Лхасе и имел важные беседы с Далай-ламой, после чего вернулся в Цурпху, куда прибыл на семнадцатый день пятого месяца года деревянного барана (1955).
По приглашению Кармапы в Цурпху прибыл Далай-лама; во время его пребывания был проведён ритуал Чёрной Короны, и Далай-лама в ответ даровал посвящение Авалокитешвары. В восточном Тибете развернулись боевые действия между китайцами и кхампами, и китайцы попросили Кармапу направиться в область Чамдо. Он прибыл туда и посоветовал двум лагерям прекратить сражения. Они обязались соблюдать перемирие пять лет, но китайцы с тех пор старались ориентировать население на коммунизм, из-за чего ощущалось тревожное состояние. Во время своего пребывания в Чамдо Кармапа принял многочисленных посетителей и дал посвящения и благословения для стабилизации отношений в этой области. Затем он прибыл в Лхасу, где, прежде чем удалиться в Цурпху, обрисовал ситуацию Далай-ламе. На двадцать девятый день девятого месяца года огненной обезьяны (1956) Кармапа отправился ещё раз в паломничество в Индию. Он побыл в монастыре Дечен Чёкор Линг, затем в монастыре Кагьюпы Ятронг близ Сиккима. В Гангтоке его тепло принял Махараджа Сир Таши Намгьел, который приставил к нему Кази Сёнама Гьямцо в качестве гида и переводчика. Из Сиккима кортеж проследовал в Индию, останавливаясь последовательно в Бодгайя, Сарнатхе и Лумбини, месте, где он встретил Далай-ламу, который совершал паломничество равным образом.
Путешествие продолжилось до Непала, где Кармапа посетил три святых места: Бодхнатх, Свайямбхунатх и Намо Буддхайя, где дал поучения и благословение тысячам людей. Ещё раз он вступил в Индию и посетил священные места юга, Аджанту, Элору и большую ступу Санчи. Он вернулся в Калимпонг, близ Дорджилинга, где встретил Её Королевское Высочество Бутана Ази Вангмо. Отправившись в Сикким, он остановился в монастыре Потронг, на севере. Старые Ламы монастыря Румтек, в то время бывшего в очень плохом состоянии, попросили его нанести им визит, но Кармапа объявил, что больше нет времени и что он придёт потом. Он возвратился в Цурпху в момент возобновления столкновений в области Кхам. Девятый Сангье Ньенпа Ринпоче и восьмой Тралег Ринпоче прибыли остаться в Цурпху из-за волнений, расширяющихся в Кхаме. Кармапа узнал двенадцатое воплощение Тулку Гьелцапа, Дракпа Тенпе Япхела, и провёл его возведение на трон в монастыре Цурпху. Кармапа получил от Сечен Кхонгтрула Ринпоче посвящение "Лонгчен Дзёдюн", поучения сиддхи Лонгченпы, а также весь объём наставлений относительно их. Тулку Ситу прибыл посетить Цурпху.
Бои охватили весь Тибет, и ученики просили Кармапу покинуть страну, пока ещё возможно. Он попросил их не беспокоиться, сказав: "Пока ещё нет необходимости мне удалиться. Но если этот момент настанет, будьте уверены, что я не встречу никаких трудностей". Спустя некоторое время Кармапа послал Тулку Ситу и девятого Тулку Сангье Ньенпу в Бутан. Он дал указания для реставрации монастыря Ньиде Гён в Лходраге на юге и попросил монахов продолжать вести нормальную жизнь. Под покровительством Её Королевского Высочества Ази Вангмо, которая встречалась с Кармапой в Калимпонге, в то время сооружался новый монастырь для Кармапы в Куртё, на севере Бутана. Вскоре он был завершён и готов для обитания. Китайские атаки стали невыносимыми, и возможности для мирного существования уменьшались. Зная, что лучшим способом работать для Дхармы было избежать всё более тесных китайских объятий, Гьялва Кармапа решил удалиться в более спокойные области. Таким образом, на четвёртый день второго месяца года земляной свиньи (1959), сопровождаемый свитой из ста шестидесяти Лам, монахов и мирян, Кармапа покинул Цурпху, резиденцию Кармап с двенадцатого века, и двинулся в направлении Бутана. С ним были Тулку Шамар, Тулку Гьелцап, четвёртый Пёнлоп Ринпоче и многочисленные Ламы-воплощенцы. Тулку Джамгён Кхонгтрул был уже в Калимпонге, в Индии, а Тулку Ситу - в Бутане. Следуя указаниям Гьелвы Кармапы, вынесли самые ценные статуи, ритуальные предметы, реликвии, изображения, книги и костюмы, хранившиеся в монастыре Цурпху на протяжении веков. Путешествие, опасное и трудное, длилось двадцать один день; прошли через Лходраг на юге Тибета, место рождения Марпы. По дороге исполнялись в священных местах ритуалы для блага существ и сохранения Дхармы в грядущие трудные времена.
На двадцать пятый день второго месяца года земляной свиньи (1959) кортеж прибыл в Шабдже Тханг, в округе Бумтханг на севере Бутана. Он был радушно принят Её Королевским Высочеством Цюльтим Палмо, тётей короля, и многочисленными министрами и высокопоставленными чиновниками. Кармапа посетил святилища Кудже, Чампа и Таши Чёлинг, где состоялись особые церемонии для сохранения и распространения Дхармы. Его Величество король Джигме Дордже Уангчук и его министры поздравили Гьелву Кармапу с прибытием, и был организован приём в Кхаса Драбчу, около Тхимпу, бутанской столицы. Были начаты переговоры с индийским правительством о предоставлении места для Кармапы и его учеников, и было решено, что они проедут транзитом через Бутан и затем остановятся на время в Дхарамсале, на северо-западе Индии. В течение этого времени в Сиккиме королевская семья под руководством Сир Таши Намгьела старалась определить лучший способ прийти на помощь Кармапе в этот период трудностей и неопределённости. Махараджа не забыл о тесных связях, существовавших между королевской семьёй, народом Сиккима и линией воплощений Кармапы. Таким образом, было решено предложить ему постоянную резиденцию в Сиккиме. Одна мысль преобладала в уме Кармапы: не оставаться пассивным в эмиграции, но принять на себя всю ответственность за оживление пламени Дхармы в материальной и духовной кооперации с буддистами мира. Он думал, что Дхарма подобна лампе, которой требуется хорошая порция масла для того, чтобы произвести сильный свет. Из его размышлений вытекало, что Сикким представлял собой, бесспорно, идеальное место для выполнения этой миссии. Он считал эту страну особенно подходящей благодаря её естественной склонности к буддизму и, главным образом, из-за освящающего визита, который нанёс сюда Гуру Падмасамбхава в далёком прошлом. Таким образом, он принял приглашение короля обосноваться там. Сопровождаемый Её Королевским Высочеством Цюльтим Палмо, Кармапа во главе кортежа прибыл в Гангток на двадцать пятый день четвёртого месяца года земляной свиньи (1959). Во дворце он был принят Махараджей и членами королевской семьи, официальными лицами и населением. Ему были оказаны торжественные почести, и он даровал всем своё благословение.
Таши Намгьел предложил Кармапе выбор из нескольких мест для организации нового монастыря. Кармапа выбрал Румтек, где был построен монастырь Карма Кагьюпы во время его девятого воплощения Вангчука Дордже. Это место располагало всеми благоприятными характериститками для резиденции Кармапы: в направлении его течёт семь рек, напротив находится семь холмов, сзади - гора, спереди - заснеженные склоны, а внизу - река, течение которой вниз по холму образует спираль, напоминая раковину. Кармапа с окружением направились прямо в Румтек и прибыли туда на пятый день пятого месяца года земляной свиньи (1959). Там не было ничего кроме почти лежавшего в руинах монастыря и нескольких хижин посреди джунглей. Отсутствие нормального жилья и оборудования для приготовления пищи делало условия жизни трудными. Главный вопрос заключался в том, чтобы сделать место пригодным для обитания. Была расчищена земля, расставлены палатки, и все принялись за работу, чтобы материализовать мечту основания нового центра для Гьялва Кармапы. Кармапа направился в Дели и встретился с Пандитом Джавахарлалом Неру, индийским премьер-министром. Он был очень сердечно принят, и состоялись многочисленные беседы. Пандит Неру, прекрасно понимая трудности, с которыми столкнулись последователи Кармапы, пообещал, что индийское правительство примет финансовое участие в сооружении нового монашеского центра и что будут бесплатно розданы питание и одежда.
На пятнадцатый день второго месяца года железного быка (1961) религиозная община Румтека приготовилась к летнему отшельничеству сезона дождей (варша), традиционному отшельничеству, которое соблюдал сам Будда и о котором упоминается в Письменах. Махараджа Сиккима милостиво и на вечное пользование пожертвовал около тридцати гектаров земли Румтека, а правительство Сиккима предоставило средства для подготовительных работ и бесплатно снабдило деревом для строительства. Правительство Индии предоставило крупную субсидию для сооружения зала собраний и жилых помещений для монахов. Была выделена дополнительная сумма на диспансер и квартиру для врача; несмотря на то, что не делалось никаких обращений, поступили частные пожертвования. Однако, невзирая на эту щедрость, собранных средств оказалось недостаточно, и Кармапа добавил лично внушительную сумму.
Дата начала работ по оборудованию площадки была благоприятной - двадцать второй день одиннадцатого месяца года водяного тигра (1962). Монахи и миряне приняли твёрдое решение завершить эту часть работы в как можно более короткие сроки. Сто восемь человек, не считая случайную помощь, работали пятьсот сорок дней по десять часов в день над тем, чтобы привести в порядок и выровнять местность. Первый камень нового монастырского центра был положен новым монархом Сиккима, Палден Тёндруп Намгьелом, 16 июня 1964 года, в благоприятный день по тибетскому календарю. Сооружение нового центра в полном соответствии с тибетским традиционным стилем продолжалось четыре года. Сто тридцать последователей, среди которых - добровольцы разных национальностей, сообща работали над его завершением. Центр был назван "Пел Кармапа Денса Шедруп Чёкор Линг", что значит "Резиденция Гьелвы Кармапы: Центр по изучению и практике Дхармы". В новом монастыре были размещены редкие религиозные ценности, реликвии, картины и книги, доставленные из Тибета, и в первый день первого месяца года огненной лошади (1966) Гьялва Кармапа с большой процессией вошёл в новый центр; это было событие грандиозное и отличного предзнаменования.
В 1967 году по просьбе Его Величества покойного короля Бутана Кармапа в сопровождении свиты из девяноста пяти человек отправился в Тхимпу. Он достиг столицы на десятый день восьмого месяца, был принят со множеством почестей и затем торжественно доставлен во дворец Таши Чёдзонг. Во время своего пребывания в Бутане он посетил Такцанг, монастырь-пещеру "Логовище Тигра", известный визитом, который нанёс сюда Гуру Падмасамбхава. Он совершил поездку также в храм Кичу в Паро, где провёл особые ритуалы ради мира и спокойствия в мире и сохранения и распространения Дхармы. Начиная с 1967 года Кармапа по приглашению Его Величества короля и королевской семьи регулярно бывал в Бутане. Его Королевское Высочество покойный король Бутана и Её Королевское Высочество королева-мать любезно предоставили Кармапе дворец и поместье Таши Чёлинг в Бумтханге. Кармапа предложил учредить там крупный центр Дхармы; сооружение около дворца главного храма и жилых помещений примерно для трёхсот пятидесяти монахов началось в 1969 году. Кармапа принял меры для строительства новых монастырей в Ладакхе, Непале и Бутане, и новый центр строится в Калькутте. В 1971 году он руководил в новом монастыре Румтек чтениями буддийских текстов перед большим собранием буддистов из разных стран. В том же году была отлита и освящена тысяча позолоченных статуэток Будды высотой около двадцати пяти сантиметров, в которые вложили травы и святые предметы, а также восемьдесят четыре статуи индийских сиддхов, шесть - тибетских сиддхов и многие другие учителей различных буддийских традиций. Все были помещены в контейнеры для реликвий на алтарях зала собраний.
В 1972 году в сопровождении тринадцатого Тулку Шамара, пятого Тулку Пёнлопа и других Лам и монахов нового монастыря Румтек Кармапа предпринял ещё раз длинное паломничество по Индии. Он посетил Бодгая, Сарнатх, Санчи, Аджанту, Эллору и Нагарджуна-Сагар, после чего возвратился в Сикким. Люди приходили без перерыва, чтобы встретиться с Гьелвой Кармапой, и многие получили его благословения.
В 1974 году, в сопровождении Лам Кагьюпы, Кармапа отправился в Европу, Соединённые Штаты и Канаду, неоднократно проводя церемонию Чёрной Короны. Он установил таким образом прямые контакты с центрами, существующими в этих странах, и ещё больше распространил своё учение. В 1975 году, в ходе новой поездки в Европу и Соединённые Штаты Кармапа создал монастырь близ Нью-Йорка и центр в Дордоньи.
В 1980-81 годах Кармапа начал свое последнее мировое турне, давая учения, интервью и посвящения в Юго-Восточной Азии, Греции, Великобритании, Канаде и США. Рангджунг Ригпей Дордже умер 5 ноября 1981 года в США, в больнице в Зайоне, штат Иллинойс, к северу от Чикаго. Врачи и медсестры в больнице отметили его доброту и то, что он, похоже, больше заботился об их благополучии, чем о своем собственном.
Согласно источникам, связанным с буддизмом, один врач был также поражен отказом Кармапы от обезболивающих и отсутствием каких-либо признаков ощущения сильной боли, о которой сообщает большинство пациентов в его состоянии. После его смерти, в нарушение больничных процедур, но в соответствии с тибетской традицией и со специального разрешения штата Иллинойс, его тело оставили в больнице на три дня.
Его тело было кремировано в Румтеке, также согласно тибетской традиции.