Двенадцать деяний Будды: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Согласно буддийской истории, в этой счастливой кальпе появится 1000 будд. Из этой тысячи четвёртым является Будда Шакьямуни, основатель буддизма. Когда-то Будда Шакьямуни был самым обычным человеком, подобно многим из нас, но он развил великую бодхичитт...»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
Согласно буддийской истории, в этой счастливой кальпе появится 1000 будд. Из этой тысячи четвёртым является Будда Шакьямуни, основатель буддизма.
Согласно буддийской истории, в этой счастливой кальпе появится 1000 будд. Из этой тысячи четвёртым является Будда Шакьямуни, основатель буддизма.
Когда-то Будда Шакьямуни был самым обычным человеком, подобно многим из нас, но он развил великую бодхичитту, превосходное наме-ренье любви, сострадания и мудрости, помышляя обо всех живых суще-ствах. На протяжении трёх безмерных кальп он шел через многие испыта-ния и трудности, но с отвагой и преданностью непрерывно поддерживал и сохранял свое превосходное намерение – бодхичитту. Благодаря реши-мости, мужеству и устремлённости он накопил такие запасы заслуг и му-дрости, что достославно обрел состояние будды.
Когда-то Будда Шакьямуни был самым обычным человеком, подобно многим из нас, но он развил великую бодхичитту, превосходное намеренье любви, сострадания и мудрости, помышляя обо всех живых существах. На протяжении трёх безмерных кальп он шел через многие испытания и трудности, но с отвагой и преданностью непрерывно поддерживал и сохранял свое превосходное намерение – бодхичитту. Благодаря решимости, мужеству и устремлённости он накопил такие запасы заслуг и мудрости, что достославно обрел состояние будды.
Достигнув пробуждения, высочайшего состояния реализации, он на-чал проявляться в этой вселенной в форме нирманакаи. Окинув оком любви и сострадания всех живых существ из Небес Тушита, что в мире Богов, он приготовился проявиться как Будда Шакьямуни и принести благо в мир людей. Он назначил Будду Майтрею своим преемником – тем, кто станет пятым буддой нашей эпохи.
 
Родившись как Будда Шакьямуни, или Сиддхартха, он совершил две-надцать главных деяний, которые продемонстрировали его стремление, поиск и достижение пробуждения ради всех существ.
Достигнув пробуждения, высочайшего состояния реализации, он начал проявляться в этой вселенной в форме нирманакаи. Окинув оком любви и сострадания всех живых существ из Небес Тушита, что в мире Богов, он приготовился проявиться как Будда Шакьямуни и принести благо в мир людей. Он назначил Будду Майтрею своим преемником – тем, кто станет пятым буддой нашей эпохи.
Сошествие с Небес Тушита в образе белого слона с шестью бивнями стало его первым деянием. Вторым было вхождение в чрево его матери, Царицы Маядеви в Капилавасту, в Северной Индии, теперь это место на-ходится недалеко от границы Непала с Индией. Спустя десять месяцев пребывания во чреве матери он родился чудесно, не причиняя ей никако-го вреда. Напротив, его рождение сопровождалось удовольствием и сча-стьем, и это было его третьим деянием.
Родившись как Будда Шакьямуни, или Сиддхартха, '''он совершил двенадцать главных деяний''', которые продемонстрировали его стремление, поиск и достижение пробуждения ради всех существ.
Взрослея, он изучил все большие и малые науки, существовавшие в то время. Он стал экспертом во всех аспектах знания, мастерства: лёгкой атлетики, боевых искусств, гимнастики, искусства и культуры, геометрии, внешних и внутренних наук. Превратившись в самого искусного и обра-зованного человека, он совершил свое четвёртое деяние.
 
Затем, согласно пожеланиям своего отца-царя, а также всей его свиты и подданых, он женился на очень красивой, развитой, сильной, умной и искусной царевне Яшодхаре. Женитьба была его пятым деянием.
Сошествие с Небес Тушита в образе белого слона с шестью бивнями стало его '''первым деянием'''. '''Вторым''' было вхождение в чрево его матери, Царицы Маядеви в Капилавасту, в Северной Индии, теперь это место находится недалеко от границы Непала с Индией. Спустя десять месяцев пребывания во чреве матери он родился чудесно, не причиняя ей никакого вреда. Напротив, его рождение сопровождалось удовольствием и счастьем, и это было его '''третьим деянием'''.
Но даже обладая всей роскошью и комфортом, день и ночь окружённый всеми мыслимыми объектами пяти чувственных удовольствий, в пер-вую очередь он желал помогать своим подданым и принести мир и счастье всем живым существам. Пребывание в царстве наслаждений не могло уто-лить его глубокой тоски о принесении пользы всем живым существам. Из любви и сострадания к ним он решил искать цель и смысл жизни.
 
Во время своих поисков он вопрошал друзей, слуг, мудрецов: «поче-му мы страдаем? почему у каждого так много тревог и беспокойств?» И ни один из них не мог дать удовлетворительный ответ. Осознав, что во дворце он не отыщет решения, как принести постоянное счастье и мир живущим на Земле, в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул царство, и это было его шестым деянием.
Взрослея, он изучил все большие и малые науки, существовавшие в то время. Он стал экспертом во всех аспектах знания, мастерства: лёгкой атлетики, боевых искусств, гимнастики, искусства и культуры, геометрии, внешних и внутренних наук. Превратившись в самого искусного и образованного человека, он совершил свое '''четвёртое деяние'''.
Он стал скитаться по миру как простой человек. Встречаясь со мно-гими великими мастерами, задавая им вопросы, он по-прежнему не мог получить истинных ответов. Наконец он понял, что ответы эти никогда не будут найдены снаружи – их можно обнаружить лишь в собственном уме. И тогда его седьмым деянием стала медитация в уединённой аскезе в течение шести лет на берегу реки Ниранджана.  
 
Спустя эти годы Будда продолжил следовать к своей конечной цели – пробуждению и отправился к Дереву Бодхи. В учении говорится – пробуж-дение, которое каждое живое существо способно в себе открыть, столь уни-кально и глубоко, что и окружающая обстановка должна быть особенной, прекрасной, соответствующей нашему постижению и поддерживающей его. Чтобы достичь конечной цели, Будда искал такое совершенное место повсюду, и наконец однажды узрел Бодхгаю и Дерево Бодхи. Путь к Дереву Бодхи и окончательное достижение – это восьмое деяние Будды.
Затем, согласно пожеланиям своего отца-царя, а также всей его свиты и подданых, он женился на очень красивой, развитой, сильной, умной и искусной царевне Яшодхаре. Женитьба была его '''пятым деянием'''.
Достигнув Дерева Бодхи, он разложил подстилку из травы куша, вос-сел на нее в ваджрной позиции и произнёс: «Что бы не происходило, даже пусть кости мои развалятся и треснет земля, я не сдвинусь ни на пядь с моего места, пока не достигну конечной цели – пробуждения». И как толь-ко он это произнёс, земля содрогнулась. Это было его девятым деянием.
 
В тот же самый момент 80 миллионов мар – демонических сил – раз-ными способами постарались воспрепятствовать реализации его плана, но силой свей медитации, основанной на любви и сострадании, он усми-рил все их попытки. Он продолжал созерцать весь вечер, всю ночь, и на рассвете достиг просветления как Будда, полностью пробуждённый, что стало его десятым деянием.
Но даже обладая всей роскошью и комфортом, день и ночь окружённый всеми мыслимыми объектами пяти чувственных удовольствий, в первую очередь он желал помогать своим подданым и принести мир и счастье всем живым существам. Пребывание в царстве наслаждений не могло утолить его глубокой тоски о принесении пользы всем живым существам. Из любви и сострадания к ним он решил искать цель и смысл жизни.
В течение сорока девяти дней после пробуждения Будда никому не го-ворил о своем опыте – он пребывал в глубоком, умиротворённом состоя-нии покоя. Он решил: «Даже если я поделюсь постижением с другими, никто не поймет. Поэтому я буду хранить молчание». В этот момент и Брахма, и Индра – Царь Богов, обратились к Будде Шакьямуни с просьбой повернуть Колесо Дхармы. Будда услышал их и стал даровать учение в разных краях вплоть до своей Махапаринирваны – это известно как его одиннадцатое деяние.
 
Учения Будды можно разделить на три группы:
Во время своих поисков он вопрошал друзей, слуг, мудрецов: «почему мы страдаем? почему у каждого так много тревог и беспокойств?» И ни один из них не мог дать удовлетворительный ответ. Осознав, что во дворце он не отыщет решения, как принести постоянное счастье и мир живущим на Земле, в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул царство, и это было его '''шестым деянием'''.
1. Первым поворотом Колеса Дхармы является учение о четырёх бла-городных истинах. К нему относятся все учения Винаи, которые впервые были дарованы в Оленьем Парке в Варанаси.
 
2. Вторым поворотом Колеса Дхармы были учения Сутры, включая Праджняпарамиту, Великую Мать Запредельной Мудрости. Будда даро-вал эти учения на горе Стервятника в Раджагрихе, находящейся в совре-менном штате Бихар, в Северной Индии.
Он стал скитаться по миру как простой человек. Встречаясь со многими великими мастерами, задавая им вопросы, он по-прежнему не мог получить истинных ответов. Наконец он понял, что ответы эти никогда не будут найдены снаружи – их можно обнаружить лишь в собственном уме. И тогда его '''седьмым деянием''' стала медитация в уединённой аскезе в течение шести лет на берегу реки Ниранджана.
3. Третий поворот Колеса Дхармы состоялся в Вайшали, в Северной Индии, а также в Шравасти в роще Джетавана. В основном это были уче-ния Абхидхармы.  
Спустя эти годы Будда продолжил следовать к своей конечной цели – пробуждению и отправился к Дереву Бодхи. В учении говорится – пробуждение, которое каждое живое существо способно в себе открыть, столь уникально и глубоко, что и окружающая обстановка должна быть особенной, прекрасной, соответствующей нашему постижению и поддерживающей его. Чтобы достичь конечной цели, Будда искал такое совершенное место повсюду, и наконец однажды узрел Бодхгаю и Дерево Бодхи. Путь к Дереву Бодхи и окончательное достижение – это '''восьмое деяние Будды'''.
 
Достигнув Дерева Бодхи, он разложил подстилку из травы куша, воссел на нее в ваджрной позиции и произнёс: «Что бы не происходило, даже пусть кости мои развалятся и треснет земля, я не сдвинусь ни на пядь с моего места, пока не достигну конечной цели – пробуждения». И как только он это произнёс, земля содрогнулась. Это было его '''девятым деянием'''.
 
В тот же самый момент 80 миллионов мар – демонических сил – разными способами постарались воспрепятствовать реализации его плана, но силой свей медитации, основанной на любви и сострадании, он усмирил все их попытки. Он продолжал созерцать весь вечер, всю ночь, и на рассвете достиг просветления как Будда, полностью пробуждённый, что стало его '''десятым деянием'''.
 
В течение сорока девяти дней после пробуждения Будда никому не говорил о своем опыте – он пребывал в глубоком, умиротворённом состоянии покоя. Он решил: «Даже если я поделюсь постижением с другими, никто не поймет. Поэтому я буду хранить молчание». В этот момент и Брахма, и Индра – Царь Богов, обратились к Будде Шакьямуни с просьбой повернуть Колесо Дхармы. Будда услышал их и стал даровать учение в разных краях вплоть до своей Махапаринирваны – это известно как его '''одиннадцатое деяние'''.
 
<br>Учения Будды можно разделить на три группы:
<br>1. Первым поворотом Колеса Дхармы является учение о четырёх благородных истинах. К нему относятся все учения Винаи, которые впервые были дарованы в Оленьем Парке в Варанаси.
<br>2. Вторым поворотом Колеса Дхармы были учения Сутры, включая Праджняпарамиту, Великую Мать Запредельной Мудрости. Будда даровал эти учения на горе Стервятника в Раджагрихе, находящейся в современном штате Бихар, в Северной Индии.
<br>3. Третий поворот Колеса Дхармы состоялся в Вайшали, в Северной Индии, а также в Шравасти в роще Джетавана. В основном это были учения Абхидхармы.  
Таким образом, с тридцати пяти лет и до Махапаринирваны в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти одного года Будда непрестанно даровал учения в соответствии со способностями и готовностью своих учеников.
Таким образом, с тридцати пяти лет и до Махапаринирваны в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти одного года Будда непрестанно даровал учения в соответствии со способностями и готовностью своих учеников.
Согласно тантрам, в течение этого же времени Будда даровал и учения Ваджраяны, но эти сокровенные знания не передавались открыто. Тем не менее с момента пробуждения и вплоть до своей Махапаринирваны Будда тайно даровал учения Ваджраяны тем, кто был готов их воспринять.
Согласно тантрам, в течение этого же времени Будда даровал и учения Ваджраяны, но эти сокровенные знания не передавались открыто. Тем не менее с момента пробуждения и вплоть до своей Махапаринирваны Будда тайно даровал учения Ваджраяны тем, кто был готов их воспринять.
Когда Будде исполнилось восемьдесят лет, он объявил ученикам о том, что собирается уйти в Махапаринирвану и избавиться от всякой остав-шейся привязанности, хотя он уже и достиг нерушимого, трансцендентно-го тела мудрости. Все это время он продолжал учить монахов, монахинь, практикующих мирян, а также невидимых существ. Поскольку учение Будды всецело посвящено любви, доброте, состраданию, уважению и приятию, в них нигде, ни на каком уровне нет никаких предпочтений или дискриминации. Поэтому учения Будды открыты для всех.
 
Учения, данные непосредственно перед Махапаринирваной, известны как Сутры Махапаринирваны, относящиеся к разделу Махаяны. Это об-ширное собрание охватывает 100 000 различных тем и считается послед-ним заветом Будды, наследством для его последователей. По завершении передачи этих учений Будда отправился в Кушинагар, в Северной Индии.
Когда Будде исполнилось восемьдесят лет, он объявил ученикам о том, что собирается уйти в Махапаринирвану и избавиться от всякой оставшейся привязанности, хотя он уже и достиг нерушимого, трансцендентного тела мудрости. Все это время он продолжал учить монахов, монахинь, практикующих мирян, а также невидимых существ. Поскольку учение Будды всецело посвящено любви, доброте, состраданию, уважению и приятию, в них нигде, ни на каком уровне нет никаких предпочтений или дискриминации. Поэтому учения Будды открыты для всех.
В учении говорится, что Будда продлил свою жизнь по просьбе мальчика-кузнеца по имени Чунда, после чего пришёл в Кушинагар, и сказал, что ме-сто меж двух саловых деревьев совершенно для того, чтобы оставить своё тело. Он попросил помощника Ананду сложить его одеяние вчетверо и по-местить на землю между двух деревьев. Ананда все сделал в точности, и тог-да Будда лёг и продолжил давать наставления ученикам, которые последова-ли за ним, узнав о том, что скоро он уйдёт в Махапаринирвану.
 
В окружении преданных последователей, за несколько минут до того, как войти в Махапаринирвану, Будда сказал: «Смотрите на моё тело, слу-шайте мои слова, это последние слова, что вы слышите от меня. Всё со-ставное непостоянно. Если мы родились, мы оставим своё тело. Это есте-ственный ритм. Слушайте и размышляйте. Смотрите и читайте. Те, кто не застал меня, но хотел видеть, смогут увидеть, прочесть и практиковать мои учения, что будет тем же самым, как если бы меня видели и слыша-ли». Так он сказал и вошёл в Махапаринирвану, которая была его двенад-цатым деянием.
Учения, данные непосредственно перед Махапаринирваной, известны как Сутры Махапаринирваны, относящиеся к разделу Махаяны. Это обширное собрание охватывает 100 000 различных тем и считается последним заветом Будды, наследством для его последователей. По завершении передачи этих учений Будда отправился в Кушинагар, в Северной Индии.
После этого многие люди, в том числе цари и царицы, захотели воз-дать честь его телу так, как почитают тело вселенского монарха. И хотя все надлежащие приготовления были выполнены, пламя костра для кре-мации не загорелось. Несмотря на усилия, огонь не появлялся до тех пор, пока не прибыл Кашьяпа.
 
Кашьяпа был известен как преемник Будды Шакьямуни. В момент Махапаринирваны Будды он находился в Раджагрихе, в нескольких сот-нях миль от Кушинагара. Но как только Кашьяпа узнал, что Будда ушел в Махапаринирвану, он немедля решил вернуться. Прибыв на место, он со-вершил простирания, обошёл вокруг, сделал подношения, и возжёг огонь, который сразу разгорелся. А когда он погас, на его месте осталось восемь разных реликвий. В их числе – четыре зуба Будды. Они были увезены в четыре разных царства, и один из них попал в Шри-Ланку, где до сих пор сохраняется как национальное достояние.
В учении говорится, что Будда продлил свою жизнь по просьбе мальчика-кузнеца по имени Чунда, после чего пришёл в Кушинагар, и сказал, что место меж двух саловых деревьев совершенно для того, чтобы оставить своё тело. Он попросил помощника Ананду сложить его одеяние вчетверо и поместить на землю между двух деревьев. Ананда все сделал в точности, и тогда Будда лёг и продолжил давать наставления ученикам, которые последовали за ним, узнав о том, что скоро он уйдёт в Махапаринирвану.
Историческое рождение буддизма в этом мире начинается вместе с Буд-дой Шакьямуни. Согласно принятой в Шри-Ланке хронологической систе-ме, которой следует большинство современных учёных, Будда родился около 2630 лет назад и ушёл в Махапаринирвану 2550 лет назад. В Индии, как и по всему миру, 2006 году придают особое значение, поскольку это годовщина ухода Будды в Махапаринирвану, или состояние Дхармакаи, 2550 лет назад. По этой хронологической системе буддизму 2 630 лет. Но надо заметить, что в буддизме существует много других хронологических систем – возможно, более десяти, – и в данной представлено наименьшее количество лет.
 
Будда даровал учения на протяжении 45 лет. В самом обобщённом виде все они могут быть объединены в Три Корзины: Виная, Сутра и Аб-хидхарма. Также они известны как Трипитака.
В окружении преданных последователей, за несколько минут до того, как войти в Махапаринирвану, Будда сказал: «Смотрите на моё тело, слушайте мои слова, это последние слова, что вы слышите от меня. Всё составное непостоянно. Если мы родились, мы оставим своё тело. Это естественный ритм. Слушайте и размышляйте. Смотрите и читайте. Те, кто не застал меня, но хотел видеть, смогут увидеть, прочесть и практиковать мои учения, что будет тем же самым, как если бы меня видели и слышали». Так он сказал и вошёл в Махапаринирвану, которая была его '''двенадцатым деянием'''.
 
После этого многие люди, в том числе цари и царицы, захотели воздать честь его телу так, как почитают тело вселенского монарха. И хотя все надлежащие приготовления были выполнены, пламя костра для кремации не загорелось. Несмотря на усилия, огонь не появлялся до тех пор, пока не прибыл Кашьяпа.
Кашьяпа был известен как преемник Будды Шакьямуни. В момент Махапаринирваны Будды он находился в Раджагрихе, в нескольких сотнях миль от Кушинагара. Но как только Кашьяпа узнал, что Будда ушел в Махапаринирвану, он немедля решил вернуться. Прибыв на место, он совершил простирания, обошёл вокруг, сделал подношения, и возжёг огонь, который сразу разгорелся. А когда он погас, на его месте осталось восемь разных реликвий. В их числе – четыре зуба Будды. Они были увезены в четыре разных царства, и один из них попал в Шри-Ланку, где до сих пор сохраняется как национальное достояние.
 
Историческое рождение буддизма в этом мире начинается вместе с Буддой Шакьямуни. Согласно принятой в Шри-Ланке хронологической системе, которой следует большинство современных учёных, Будда родился около 2630 лет назад и ушёл в Махапаринирвану 2550 лет назад. В Индии, как и по всему миру, 2006 году придают особое значение, поскольку это годовщина ухода Будды в Махапаринирвану, или состояние Дхармакаи, 2550 лет назад. По этой хронологической системе буддизму 2 630 лет. Но надо заметить, что в буддизме существует много других хронологических систем – возможно, более десяти, – и в данной представлено наименьшее количество лет.
 
Будда даровал учения на протяжении 45 лет. В самом обобщённом виде все они могут быть объединены в Три Корзины: Виная, Сутра и Абхидхарма. Также они известны как Трипитака.
 
[[Категория:Толкования]]

Версия от 11:58, 21 сентября 2024

Согласно буддийской истории, в этой счастливой кальпе появится 1000 будд. Из этой тысячи четвёртым является Будда Шакьямуни, основатель буддизма. Когда-то Будда Шакьямуни был самым обычным человеком, подобно многим из нас, но он развил великую бодхичитту, превосходное намеренье любви, сострадания и мудрости, помышляя обо всех живых существах. На протяжении трёх безмерных кальп он шел через многие испытания и трудности, но с отвагой и преданностью непрерывно поддерживал и сохранял свое превосходное намерение – бодхичитту. Благодаря решимости, мужеству и устремлённости он накопил такие запасы заслуг и мудрости, что достославно обрел состояние будды.

Достигнув пробуждения, высочайшего состояния реализации, он начал проявляться в этой вселенной в форме нирманакаи. Окинув оком любви и сострадания всех живых существ из Небес Тушита, что в мире Богов, он приготовился проявиться как Будда Шакьямуни и принести благо в мир людей. Он назначил Будду Майтрею своим преемником – тем, кто станет пятым буддой нашей эпохи. Родившись как Будда Шакьямуни, или Сиддхартха, он совершил двенадцать главных деяний, которые продемонстрировали его стремление, поиск и достижение пробуждения ради всех существ.

Сошествие с Небес Тушита в образе белого слона с шестью бивнями стало его первым деянием. Вторым было вхождение в чрево его матери, Царицы Маядеви в Капилавасту, в Северной Индии, теперь это место находится недалеко от границы Непала с Индией. Спустя десять месяцев пребывания во чреве матери он родился чудесно, не причиняя ей никакого вреда. Напротив, его рождение сопровождалось удовольствием и счастьем, и это было его третьим деянием.

Взрослея, он изучил все большие и малые науки, существовавшие в то время. Он стал экспертом во всех аспектах знания, мастерства: лёгкой атлетики, боевых искусств, гимнастики, искусства и культуры, геометрии, внешних и внутренних наук. Превратившись в самого искусного и образованного человека, он совершил свое четвёртое деяние.

Затем, согласно пожеланиям своего отца-царя, а также всей его свиты и подданых, он женился на очень красивой, развитой, сильной, умной и искусной царевне Яшодхаре. Женитьба была его пятым деянием.

Но даже обладая всей роскошью и комфортом, день и ночь окружённый всеми мыслимыми объектами пяти чувственных удовольствий, в первую очередь он желал помогать своим подданым и принести мир и счастье всем живым существам. Пребывание в царстве наслаждений не могло утолить его глубокой тоски о принесении пользы всем живым существам. Из любви и сострадания к ним он решил искать цель и смысл жизни.

Во время своих поисков он вопрошал друзей, слуг, мудрецов: «почему мы страдаем? почему у каждого так много тревог и беспокойств?» И ни один из них не мог дать удовлетворительный ответ. Осознав, что во дворце он не отыщет решения, как принести постоянное счастье и мир живущим на Земле, в возрасте 29 лет Сиддхартха покинул царство, и это было его шестым деянием.

Он стал скитаться по миру как простой человек. Встречаясь со многими великими мастерами, задавая им вопросы, он по-прежнему не мог получить истинных ответов. Наконец он понял, что ответы эти никогда не будут найдены снаружи – их можно обнаружить лишь в собственном уме. И тогда его седьмым деянием стала медитация в уединённой аскезе в течение шести лет на берегу реки Ниранджана.

Спустя эти годы Будда продолжил следовать к своей конечной цели – пробуждению и отправился к Дереву Бодхи. В учении говорится – пробуждение, которое каждое живое существо способно в себе открыть, столь уникально и глубоко, что и окружающая обстановка должна быть особенной, прекрасной, соответствующей нашему постижению и поддерживающей его. Чтобы достичь конечной цели, Будда искал такое совершенное место повсюду, и наконец однажды узрел Бодхгаю и Дерево Бодхи. Путь к Дереву Бодхи и окончательное достижение – это восьмое деяние Будды.

Достигнув Дерева Бодхи, он разложил подстилку из травы куша, воссел на нее в ваджрной позиции и произнёс: «Что бы не происходило, даже пусть кости мои развалятся и треснет земля, я не сдвинусь ни на пядь с моего места, пока не достигну конечной цели – пробуждения». И как только он это произнёс, земля содрогнулась. Это было его девятым деянием.

В тот же самый момент 80 миллионов мар – демонических сил – разными способами постарались воспрепятствовать реализации его плана, но силой свей медитации, основанной на любви и сострадании, он усмирил все их попытки. Он продолжал созерцать весь вечер, всю ночь, и на рассвете достиг просветления как Будда, полностью пробуждённый, что стало его десятым деянием.

В течение сорока девяти дней после пробуждения Будда никому не говорил о своем опыте – он пребывал в глубоком, умиротворённом состоянии покоя. Он решил: «Даже если я поделюсь постижением с другими, никто не поймет. Поэтому я буду хранить молчание». В этот момент и Брахма, и Индра – Царь Богов, обратились к Будде Шакьямуни с просьбой повернуть Колесо Дхармы. Будда услышал их и стал даровать учение в разных краях вплоть до своей Махапаринирваны – это известно как его одиннадцатое деяние.


Учения Будды можно разделить на три группы:
1. Первым поворотом Колеса Дхармы является учение о четырёх благородных истинах. К нему относятся все учения Винаи, которые впервые были дарованы в Оленьем Парке в Варанаси.
2. Вторым поворотом Колеса Дхармы были учения Сутры, включая Праджняпарамиту, Великую Мать Запредельной Мудрости. Будда даровал эти учения на горе Стервятника в Раджагрихе, находящейся в современном штате Бихар, в Северной Индии.
3. Третий поворот Колеса Дхармы состоялся в Вайшали, в Северной Индии, а также в Шравасти в роще Джетавана. В основном это были учения Абхидхармы. Таким образом, с тридцати пяти лет и до Махапаринирваны в возрасте восьмидесяти или восьмидесяти одного года Будда непрестанно даровал учения в соответствии со способностями и готовностью своих учеников.

Согласно тантрам, в течение этого же времени Будда даровал и учения Ваджраяны, но эти сокровенные знания не передавались открыто. Тем не менее с момента пробуждения и вплоть до своей Махапаринирваны Будда тайно даровал учения Ваджраяны тем, кто был готов их воспринять.

Когда Будде исполнилось восемьдесят лет, он объявил ученикам о том, что собирается уйти в Махапаринирвану и избавиться от всякой оставшейся привязанности, хотя он уже и достиг нерушимого, трансцендентного тела мудрости. Все это время он продолжал учить монахов, монахинь, практикующих мирян, а также невидимых существ. Поскольку учение Будды всецело посвящено любви, доброте, состраданию, уважению и приятию, в них нигде, ни на каком уровне нет никаких предпочтений или дискриминации. Поэтому учения Будды открыты для всех.

Учения, данные непосредственно перед Махапаринирваной, известны как Сутры Махапаринирваны, относящиеся к разделу Махаяны. Это обширное собрание охватывает 100 000 различных тем и считается последним заветом Будды, наследством для его последователей. По завершении передачи этих учений Будда отправился в Кушинагар, в Северной Индии.

В учении говорится, что Будда продлил свою жизнь по просьбе мальчика-кузнеца по имени Чунда, после чего пришёл в Кушинагар, и сказал, что место меж двух саловых деревьев совершенно для того, чтобы оставить своё тело. Он попросил помощника Ананду сложить его одеяние вчетверо и поместить на землю между двух деревьев. Ананда все сделал в точности, и тогда Будда лёг и продолжил давать наставления ученикам, которые последовали за ним, узнав о том, что скоро он уйдёт в Махапаринирвану.

В окружении преданных последователей, за несколько минут до того, как войти в Махапаринирвану, Будда сказал: «Смотрите на моё тело, слушайте мои слова, это последние слова, что вы слышите от меня. Всё составное непостоянно. Если мы родились, мы оставим своё тело. Это естественный ритм. Слушайте и размышляйте. Смотрите и читайте. Те, кто не застал меня, но хотел видеть, смогут увидеть, прочесть и практиковать мои учения, что будет тем же самым, как если бы меня видели и слышали». Так он сказал и вошёл в Махапаринирвану, которая была его двенадцатым деянием.

После этого многие люди, в том числе цари и царицы, захотели воздать честь его телу так, как почитают тело вселенского монарха. И хотя все надлежащие приготовления были выполнены, пламя костра для кремации не загорелось. Несмотря на усилия, огонь не появлялся до тех пор, пока не прибыл Кашьяпа. Кашьяпа был известен как преемник Будды Шакьямуни. В момент Махапаринирваны Будды он находился в Раджагрихе, в нескольких сотнях миль от Кушинагара. Но как только Кашьяпа узнал, что Будда ушел в Махапаринирвану, он немедля решил вернуться. Прибыв на место, он совершил простирания, обошёл вокруг, сделал подношения, и возжёг огонь, который сразу разгорелся. А когда он погас, на его месте осталось восемь разных реликвий. В их числе – четыре зуба Будды. Они были увезены в четыре разных царства, и один из них попал в Шри-Ланку, где до сих пор сохраняется как национальное достояние.

Историческое рождение буддизма в этом мире начинается вместе с Буддой Шакьямуни. Согласно принятой в Шри-Ланке хронологической системе, которой следует большинство современных учёных, Будда родился около 2630 лет назад и ушёл в Махапаринирвану 2550 лет назад. В Индии, как и по всему миру, 2006 году придают особое значение, поскольку это годовщина ухода Будды в Махапаринирвану, или состояние Дхармакаи, 2550 лет назад. По этой хронологической системе буддизму 2 630 лет. Но надо заметить, что в буддизме существует много других хронологических систем – возможно, более десяти, – и в данной представлено наименьшее количество лет.

Будда даровал учения на протяжении 45 лет. В самом обобщённом виде все они могут быть объединены в Три Корзины: Виная, Сутра и Абхидхарма. Также они известны как Трипитака.