Работы Лонгченпы: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
[[Нёшул Кен Ринпоче|Нёшул Кхенпо]] разделил работы [[Лонгчен Рабжампа Дриме Озер|Лонгченпы]] по [[Дзогчен]]у на три группы:
[[Нёшул Кен Ринпоче|Нёшул Кхенпо]] разделил работы [[Лонгчен Рабжампа|Лонгченпы]] по [[Дзогчен]]у на три группы:


'''Во-первых''', это те, которые представляют собой обширный, научный подход или подход пандита, в основном [[Семь Сокровищниц Лонгченпы|«Семь сокровищниц»]] (Tib. མཛོད་བདུན་, Dzö Dün; Wyl. mdzod bdun) и «Трилогия естественной свободы» (Tib. རང་གྲོལ་སྐོར་གསུམ་, Wyl. rang grol skor gsum). Эта группа также содержит комментарии, такие как обзор тантры [[Кунджед Гьялпо|«Царь Всетворящий»]] (Tib. ཀུན་བྱེད་རྒྱལ་པོ་, künjé gyalpo, Wyl. kun byed rgyal po) Лонгченпой, которые составляют часть его сочинений, касающихся раздела ума. Часть его сочинений, относящаяся к категории пространства в этом обширном научном стиле, включает краткий текст, известный как «Необъятное пространство» (Tib. ནམ་མཁའ་རབ་འབྱམས་, Wyl. nam mkha' rab 'byams), вместе с его комментариями.
'''Во-первых''', это те, которые представляют собой обширный, научный подход или подход пандита, в основном [[Семь Сокровищниц Лонгченпы|«Семь сокровищниц»]] (Tib. མཛོད་བདུན་, Dzö Dün; Wyl. mdzod bdun) и «Трилогия естественной свободы» (Tib. རང་གྲོལ་སྐོར་གསུམ་, Wyl. rang grol skor gsum). Эта группа также содержит комментарии, такие как обзор тантры [[Кунджед Гьялпо|«Царь Всетворящий»]] (Tib. ཀུན་བྱེད་རྒྱལ་པོ་, künjé gyalpo, Wyl. kun byed rgyal po) Лонгченпой, которые составляют часть его сочинений, касающихся раздела ума. Часть его сочинений, относящаяся к категории пространства в этом обширном научном стиле, включает краткий текст, известный как «Необъятное пространство» (Tib. ནམ་མཁའ་རབ་འབྱམས་, Wyl. nam mkha' rab 'byams), вместе с его комментариями.

Версия от 10:57, 28 декабря 2023

Нёшул Кхенпо разделил работы Лонгченпы по Дзогчену на три группы:

Во-первых, это те, которые представляют собой обширный, научный подход или подход пандита, в основном «Семь сокровищниц» (Tib. མཛོད་བདུན་, Dzö Dün; Wyl. mdzod bdun) и «Трилогия естественной свободы» (Tib. རང་གྲོལ་སྐོར་གསུམ་, Wyl. rang grol skor gsum). Эта группа также содержит комментарии, такие как обзор тантры «Царь Всетворящий» (Tib. ཀུན་བྱེད་རྒྱལ་པོ་, künjé gyalpo, Wyl. kun byed rgyal po) Лонгченпой, которые составляют часть его сочинений, касающихся раздела ума. Часть его сочинений, относящаяся к категории пространства в этом обширном научном стиле, включает краткий текст, известный как «Необъятное пространство» (Tib. ནམ་མཁའ་རབ་འབྱམས་, Wyl. nam mkha' rab 'byams), вместе с его комментариями.

Вторая группа - это глубокий подход кусули, то есть оптимизированный подход йогина Дзогчен. Эта группа состоит из трех циклов янгтик, которые открыл Лонгченпа: сокровенная сердечная сущность гуру (Лама Янгтик (Tib. བླ་མ་ཡང་ཐིག, Wyl. bla ma yang thig)), сокровенная сердечная сущность дакини (Кхандро Янгтик (Tib. མཁའ་འགྲོ་ཡང་ཐིག, Wyl. mkha' 'gro yang thig)) и сокровенная сердечная сущность глубины (Забмо Янгтик (Tib. ཟབ་མོ་ཡང་ཏིག, Wyl. zab mo yang tig)). Эти учения предназначены для очень беззаботного образа жизни странствующего йогина или кого-то в ретрите.

Третья группа состоит из учений, которые лежат в основе как обширного ученого, так и глубокого йогического подхода. Это учения Лонгченпы о постепенном пути - ламрим. Наиболее известна «Трилогия обретения покоя и отдохновения» (Tib. ངལ་གསོ་སྐོར་གསུམ་, Ngalso Kor Sum; Wyl. ngal gso skor gsum), которая включает «Обретение отдохновения в природе ума» (Семни Нгалсо (Tib. སེམས་ཉིད་ངལ་གསོ་, Semnyi Ngalso, Wyl. sems nyid ngal gso)), «Обретение отдохновения в медитации» (Самтен Нгалсо (Tib. བསམ་གཏན་ངལ་གསོ་, Samten Ngalso, Wyl. bsam gtan ngal gso)) и «Обретение отдохновения в иллюзорности вещей» (Гьюма Нгалсо (Tib. སྒྱ་མ་ངལ་གསོ་, Wyl. sgyu ma ngal gso)).


Вот частичный перечень основных учёных трактатов и сокровен­ных текстов Лонгчена Рабджама (разбит на пять групп текстов А-Е, согласно Тулку Тондупа):

А. Дзочен Дун (mDzod-Chen bDun) — Семь Великих Тракта­тов:

  • 1. Йиджин Ринпочей Дзод - Всеисполняющая Сокровищница (вайли: jid bzhin rin po che’i mdzod, тиб.: ཡིད་བཞིན་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в двадцати двух главах и автокомментарий на него, Пема Карпо (padma dkar po) с сопутству­ющими трактатами. Содержит обзор всех учений буд­дизма Махаяны с разъяснениями методов изучения, анализа и практики в Махаяне и Ваджраяне.
  • 2. Менгаг Ринпочей Дзод - Драгоценная Сокровищница Устных Наставлений (man ngag rin po che’i mdzod, тиб.: མན་ངག་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།). Трактат, использующий различные шести­членные серии понятий для краткого изложения уче­ний буддийских сутр и тантр, особенно сущности пути и плода Дзогпа Ченпо в их полноте. Составлен в форме этических, философских и медитативных наставлений.
  • 3. Чойинг Ринпочей Дзод - Драгоценная Сокровищница Дхармадхату (chos dbying rin po che’i mdzod, тиб.: ཆོས་དབྱིངས་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།), тринадцать глав с автокомментарием — Лунгки Тердзод (lung gi gter mdzod). Описание глубочайших и обширных учений основы, пути и пло­да трех главных разделов Дзогпа Ченпо, то есть Сем­дэ, Лонгдэ и Меннгагдэ, в особенности Лонгдэ.
  • 4. Трубтха Дзод - Драгоценная Сокровищница Философских Систем (вайли: grub mtha' mdzod, тиб.: གྲུབ་པའི་མཐའ་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в восьми главах. Описание различных философских позиций всех ко­лесниц буддизма Сутры и Тантры.
  • 5. Тхегчог Дзод - Сокровищница Высшей Колесницы (thegs mchog mdzod, тиб.:ཐེག་པའི་མཆོག་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в двадцати пяти главах. Смысловой комментарий на Семнадцать тантр (rgyud bchu bdun) и «Сто девятнадцать трак­татов с наставлениями» (man ngag gi yi ge brgya), относящиеся к Меннгагдэ. В тексте по­дробно разбирается широкий спектр буддийских уче­ний от проявления абсолютного учителя, трикаи, до достижения спонтанно совершенного конечного ре­зультата практики пути Дзогпа Ченпо, включая Тход­ гел (thod rgal, непосредственный подход). Об этом тексте говорится, что он был написан во исполнение предсказаний, сделанных Ригдзином Кумарадзой в момент умирания.
  • 6. Цигтон Дзод - Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла (tshig don mdzod тиб.: ཚིག་དོན་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в одиннадцати гла­вах. Краткое изложение Тхегчог Дзод, разъясняющее основополагающие моменты практики. Текст начи­нается описанием основы и завершается описанием плода, т.е. состояния окончательного освобождения.
  • 7. Нелуг Дзод - Драгоценная Сокровищница Естественного Состояния (gnas lugs mdzod тиб.: གནས་ལུགས་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в пяти главах с авто­ комментарием. Разъясняет основной смысл всех трех разделов Дзогпа Ченпо.


В. Нгалсо Корсум (Thal-gSo sKor-gSum), «Три цикла о рас­слаблении»

Нгалсо Корсум состоит из трех коренных тек­стов IrTsa-Ba), трех конспектов, называемых «гирлян­ дами» (Ph.ren.g-Ba), трех автокомментариев, названных «повозками» (Shing-rTa), и трех «смысловых комментариев» (Don-Khrid) или наставлений по практике — всего пятна­дцать трактатов:

  • 8. Семньид Нгалсо (Sems-Nyid Ngal-gSo), коренной текст в тринадцати главах; его краткое изложение — Кундей Тхренгва (Kunda'i Phreng-Ba) (утерян); авто­комментарий к коренному тексту — Нгетон Шингта Ченмо (Nges-Don Shing-rTa Chen-Mo), краткое из­ложение автокомментария — Пема Карпой Тренева (Padma dKar-Po'i Phreng-rBa), и наставление по прак­тике — Чангчуб Ламзанг (Byang-Ch'ub Lam-bZang). Семньид Нгалсо разъясняет все стадии пути, начало, середину и конец учений Сутры и Тантры.
  • 9. Гьюма Нгалсо (sGyu-Ma Ngal-gSo), коренной текст в восьми главах; его краткое изложение Мандарэй Тхренгва (Mandara'i Phreng-Ba)', автокомментарий Шингта Зангпо (Shing-rTa bZang-Po) и наставление по практике — Йиджин Норбу (Yid-bZhin Nor-Bu). Этот текст является наставлением по отсечению пут привязанности к феноменальному бытию с помощью учений о восьми иллюзорных примерах.
  • 10. Самтен Нгалсо (bSam-gTan Ngal-gSo), коренной текст в трех главах; его краткое изложение Пундарики Тренева (Pundarika'i Phreng-Ba), его автокоммен­тарий Шингта Намдаг (Shing-rNa rNam-Dag) и на­ ставление по практике — Ньингпо Чуду (sNying-Po bCud-'Dus). Текст является наставлением по глубо­чайшему пути медитативного погружения или самосущей естественной мудрости.
  • Есть два дополнительных текста: краткое изложение Нгалсо Корсум, озаглав­ленное как Легшед Гьяцо (Legs-bShad rGya-mTsho), и оглавление (dKar-Chags) под названием Пема Тонгден (Padma sTong-lDan). Три автокомментария на Нгалсо Тонгден известны также как Шингта Намсун (Shing-rTa rNam-gSum), то есть «Три повозки».


C. Рангдрол Корсум (Rang-GrolsKor-gSum) «Три цикла естест­венного освобождения»

«Три цикла естест­венного освобождения» — «сущностные комментарии» на наставления раздела Дзогчен Семдэ.

  • 11. Семньид Рангдрол (Sems-Nyid Rang-Grol), «Естест­венно освобожденный ум», в трех главах, и сущно­стный комментарий к наставлению по практике, оза­главленный Ламрим Ньингпо.
  • 12. Чоньид Рангдрол (Chos-Nyid Rang-Grol) в трех гла­вах и наставление по практике, озаглавленное Ринчен Ньингпо.
  • 13. Ньямньид Рангдрол (mNyam-Nyid Rang-Grol) в трех главах и наставление по практике, озаглавленное Йиджин Ньингпо (Yid-bZhin Nying-Po).


D. Янгтиг Намсум (Yang-Tig rNam-gSum), «Три внутренние су­щности»

Содержит основополагающие моменты эзотериче­ских учений Меннгагдэ, высочайшего из трех разделов Дзогпа Ченпо. В этих текстах особый акцент делается на практике Тходгел.

  • 14. Лама Янгтиг, или Янгзаб Йиджин Норбу (В1а-Ма Yang-Tig, или Yang-Zab Yid-bZhin Nor-Bu) состоит из тридцати пяти трактатов. Сжатое изложение и истолкование обширнейшего материала «Четырех томов тайных учений» (Zab-Pa Pod-bZhi) Bимa Ньинг­тиг и «Ста девятнадцати трактатов наставлений» (Man-Ngag Gi Yi-Ge brGya bCu-dGu) раздела Дзогчен Меннгагдэ. Четырьмя томами тайных учений явля­ются: Серьиг Чен (gSer-Yig Chan Юйиг Чен (gYu-Yig Chan), Дунгьиг Чен (Dung-Yig Chan) и Зангйиг Чен (Zang-yig Chan) с Прайиг Чен (Phra-Yig Chan).
  • 15. Кхадро Янгтиг (mKha'-'Gro Yang-Tig), состоящий из пятидесяти пяти трактатов. В предыдущем перерож­дении Лонгчена Рабджама в качестве Пемы Ледрел Цэла он был составителем текстов Кхадро Ньинтиг.

В нынешней жизни он получил передачи и обрел реализацию учений Кхадро Ньинтиг и написал тексты под названием Кхадро Янгтиг, посвященные учениям Кхандро Ньингтиг.

  • 16. Забмо Янгтиг (Zab-Mo Yang-Tib) — наиболее по­дробный и глубокий комментарий на Вима Ньингтиг и Кхадро Ньингтиг.


Е. Мунсел Корсум (Mun-Sel sKor-gSum), «Три цикла о рассе­янии тьмы»

Эти три текста являются комментариями на Гухьямаяджала-тантру в соответствии с воззрениями цикла Ньингтиг:

  • 17. Чидон Йидкьи Мунсел (sPyi-Don Yid-Kyi Mun-Sel).
  • 18. Дудон Мариг Мунсел (bsDus-Don Ма-Rig Mun-Sel).
  • 19. Дрелва Чогчу Мунсел (‘Grel-Ba Phyogs-bChu Mun-Sel).

Внешние ссылки

Проект перевода на русский язык полного собрания работ Лонгчена Рабджама