Кьедрубдже Гелек Пелзанг: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:KedrubJe.jpg| | [[Изображение:KedrubJe.jpg|мини|справа|400px|Кьедруб Гелег Пельзанг (1385-1438)]] | ||
[[Изображение:KedrubJe2.jpg|мини|справа|400px|Кьедруб Гелег Пельзанг (1385-1438)]] | |||
'''Кьедрубдже Гелег Пельзанг (тиб. མཁས་གྲུབ་རྗེ་དགེ་ལེགས་དཔལ་བཟང།, Вайли: mkhas grub rje dge legs dpal bzang, 1385-1438)''' | '''Кьедрубдже Гелег Пельзанг (тиб. མཁས་གྲུབ་རྗེ་དགེ་ལེགས་དཔལ་བཟང།, Вайли: mkhas grub rje dge legs dpal bzang, 1385-1438)''' | ||
Версия от 16:21, 2 января 2024
Кьедрубдже Гелег Пельзанг (тиб. མཁས་གྲུབ་རྗེ་དགེ་ལེགས་དཔལ་བཟང།, Вайли: mkhas grub rje dge legs dpal bzang, 1385-1438)
Кьедруб Гелег Пельзанг (Кьедруб Дже, Кьедруб Ринпоче) - один из сердечных сыновей Дже Ринпоче. Тех, кто, давно породив устремление к Высшему Просветлению и, подвизаясь в практиках бодхисаттв, явился в этот мир благодаря силе молитв, чтобы сохранить и распространить Учение Дже Цонкапы. Он родился в Лато Джанг (в Догшунг), в 1385 году (год Дерева-Коровы шестого шестидесятилетнего цикла по тибетскому летоисчислению), в знатной семье правителя Джанга - Траши Пельзанга и его супруги Будрен Гьелмо. Он был старшим сыном в этой добродетельной семье, средним был Басо Чойкьи Гьелцен и младшим - Сонам Траши. Поскольку с детских лет он был лишён обычных недостатков малышей, наделён необычайной для своего возраста сообразительностью и благородным образом мысли, многие полагали, что он являлся перерождением Кьедруба Лхавангпы. Так, ребёнка стали называть "Кьедруб", что означает "[тот, кто] учён [и обладает] реализациями".
В семь лет - в возрасте, подходящем для принятия обетов, силой привычки с прошлых рождений и благодаря побуждению будд, бодхисаттв и защитников, заботящихся о сохранении "древа жизни" Учения Дже Цонкапы, в его уме возникло сильнейшее отречение. В 1391 году он принял обеты шраманеры и имя Гелег Пельзанг. При даровании обетов ачарьей был Гьямава Ёнтен Од, упадхьяей - держатель Винаи махаупадхьяя Сенге Гьелцен. Выслушав наставления по Винае, Кьедруб Дже хранил обеты, как зеницу ока. Затем он начал обучение у великого пандиты Тибета - Джецуна Рендавы. Семь Трактатов по Прамане Дхармакирти, два раздела Абхидхармы, Пять Трактатов Майтрейи, Шесть Трактатов по мадхьямаке Нагарджуны, Виная - за короткое время он в совершенстве познал их. У ваджрадержца Еше Пельвы получил посвящение Хеваджры и полный цикл учений Путь-Плод. Выслушал множество сутр и тантр у ламы Сонам Гьелценпы, Назапы и других учителей. В тибетской литературе философские учения различных буддийских школ своей глубиной и обширностью уподобляются океану, а о Кьедруб Ринпоче говорится, что он пересёк этот океан, т.е. безупречно познал все эти философские доктрины и теперь мог проповедовать с бесстрашием и уверенностью.
В 1400 году, посещая дебаты в монастырях Цанга, он приехал в Нгамринг. В то же время в эту обитель прибыл крупный учёный - махапандита Бодонг Чогле Намгьел. Опровергая положения "Сокровищницы Праманы" Сакья Пандиты, он без опаски провозглашал свои тезисы, сопровождая их раскатистым смехом. "Эта "Сокровищницы Праманы" Сапена - скопище несоответствий! Я опровергну её пункт за пунктом. Те, кто может возразить мне, отвечайте!" - так говорил он и, не смотря на то, что этот призыв был слышен в Сакья, Бодонге, Нгамринге и других монастырях, не нашлось учёного, способного доказать обратное. Тогда, большая часть монахов, посовещавшись, решила попросить Кьедруб Дже отстоять в диспуте тезисы "Сокровищницы". Хотя, на тот момент ему было всего шестнадцать, монахи, рассудив, что с самого своего появления на свет он обладал незаурядным умом, обратились к нему за помощью. Кьедруб Дже согласился и, вся сангха собралась в Кхьючог Нгамринг, что бы услышать спор двух знатоков. Для многих неожиданностью явилось то, как умело молодой учёный приводил доводы, последовательно и окончательно опровергающие тезисы махапандиты. Шаг за шагом он привёл Чогле Намгьела к полному поражению: это положение ошибочно, то - неприемлемо, это противоречит авторитетным цитатам, то - логике и причины противоречий таковы. Голосом, подобным львиному рыку, он последовательно оглашал свои безупречные доводы, доказывающие ошибочность понимания оппонента. Исподволь, неправильная аргументация махапандиты, привела к тому, что он сам был вынужден принять абсурдный вывод: саутрантики допускают существование материального феномена, возникшего без причины, и объясняется это собственной противоречивостью Саутрантики! Он сидел, в смущении теребя бороду.
"Вы же изволили сказать, что по причине противоречивости собственно учения Саутрантики, она допускает возникновение материального без причины? Ну, а теперь поусердствуйте в вырывании бороды!"
- в шутку сказал Кьедруб Дже, чем рассмешил всех собравшихся.
Что и говорить - аргументация обоих была необычайно тонкой, такую полемику не каждый день услышишь, поэтому многие учёные записали то, что слышали в ходе спора. Впоследствии и сам Кьедруб Ринпоче огласил некоторые аргументы и контраргументы в "Светильнике ума - [комментарии], проясняющем трудные для понимания места "Семи трактатов по Прамане", а махапандита Бодонг Чогле Намгьел неоднократно восхвалял превосходные качества своего оппонента. Итак, даже в столь малом возрасте, Кьедруб Дже не испытывал затруднений в том, что касалось трех деяний учёного, т.е. устного изложения Учения, полемики и сочинения шастр.
Затем, достаточно повзрослев для принятия полных монашеских обетов, он стал гелонгом в присутствии достаточного количества авторитетных членов сангхи. Дже Рендава - держатель линии Винаи, принесённой из Индии пандитой Дхармапалой и распространённой в Тибете благодаря царю Западного Тибета (Нгари) - Еше Оду, участвовал в этой церемонии в качестве упадхьяи.
Тем временем, до Кьедруб Дже дошла весть о необычайных достоинствах досточтимого Дже Цонкапы. "Ты обретешь уникальные качества, если повстречаешься с Джецуном Цонкапой" - предрёк его учитель лама Рендава. Побуждаемый всё возрастающей верой, Кьедруб Ринпоче прибыл в Ньетанг. В ночь накануне встречи ему приснился такой сон: он шёл куда-то, и всё было объято непроглядной тьмой, как вдруг, на востоке, его взору явилось колесо из множества мечей. Рукояти мечей были направлены к центру, а край щетинился остриями, каждое из которых полыхало тысячью солнц. В центре же колеса, под сетчатым радужным пятицветным пологом восседал досточтимый Манджугоша, оранжевого цвета, в драгоценном убранстве, держа меч и том Праджняпарамиты. Он предстал в расцвете молодости, с волосами, убранными в пучок и украшенными нитями жемчуга, столь прекрасный - невозможно оторвать глаз и, с его появлением, тьма полностью рассеялась, все миры озарились светом. Он растворился в Кьедруб Дже, подарив переживание особого блаженства.
На следующий день, по приезде в Сера Чойдинг, Кьедруб Ринпоче обратился к встречному смиренному монаху с просьбой указать местонахождение покоев Дже Лосанг Драгпы. Вместо ответа тот вошёл в помещение и вернулся с зажжённой ароматической палочкой. Приблизившись к дому, выкрашенному в жёлтый цвет, он сделал три простирания и, держа в руках по благовонию, произнёс: "Вот вихара - место настоящего пребывания моего драгоценного упадхьяи Лосанг Драгпы." Говоря так, он указал благовонием на жёлтое строение. Кьедруб Дже отметил образ поведения гелонга - тот держал себя безупречно, в точности с предписаниями Винаи, весь его облик дышал уважением к духовному наставнику. "Если даже эти находящиеся в услужении Дже Цонкапы гелонги настолько умелы в практике святого учения Винаи, умиротворены, спокойны и так искусны в методе опоры на Благого Друга, объясненном в Гуру-Панчашике, то каков же тогда сам Дже Ринпоче?" - при размышлении об этом волоски на его теле зашевелились, и он исполнился робости и нерешительности. Однако при виде ламы эти чувства сменились необъятной верой. Дже Ринпоче спросил:
- - Какие сны были у тебя в пути?
- Кьедруб Дже рассказал свой сон, виденный в Ньетанге. Учитель заметил:
- - Не иначе как ты ученик [пути Тайной] Мантры высших способностей. Ты многим сможешь принести огромную пользу.
- Затем, осведомился на счёт того, какое божество является его идамом. Кьедруб Ринпоче ответил:
- - Я считаю [своим] идамом красного Ямантаку.
- - Действительно, если сделать идамом красного Ямантаку, это послужит тому, что досточтимый Манджушри станет твоим покровителем. Однако, что касается :[закладывания] данной причины покровительства досточтимого Манджушри, [практика] идама Бхайравы, сравнительно с [практиками] двух других Ямантак (чёрного и красного - прим.), обладает многими превосходными особенностями.
- - Какие же превосходные особенности есть у Ваджрабхайравы?
На этот вопрос Кьедруб Дже, ответом было: "Ну что же, [теперь] поднеси обширную мандалу". После подношения мандалы, Учитель даровал упадешу объединённой практики мирного и гневного [Ваджрабхайравы] и разъяснил отличия этой практики от практик чёрного и красного Ямантак в отношении создания причины покровительства досточтимого Манджушри. Тогда Кьедруб Ринпоче попросил о даровании посвящения Ваджрабхайравы. Дже Ринпоче, собственноручно нарисовав мандалу, дал посвящение Бхайравы Тринадцати Божеств, последовательно прокомментировал Семь и Три Мысли и Четыре Йоги. С ликованием, Учитель произнёс:
- - Теперь ты стал способен принять все Учения Будды практическое руководство!
Так, Кьедруб Дже, обретя полную неколебимую веру в досточтимого Цонкапу, выслушал сердечный смысл всего Слова Будды с комментариями, великий и единый Путь всех будд и их сыновей - Упадешу, передаваемую шёпотом и методы удаления препятствий и обретения устойчивости в практике. Полностью усвоил две линии изложения Дхармы великими колесничими - Нагарджуной и Асангой, а также упадеши, касающиеся четырёх классов Тантры. Поднеся обширную ганачакру и мандалу из чистого золота, Кьедруб Ринпоче обратился к Гуру с молитвой, и тот, на протяжении десяти месяцев, днём давал Учение раздела тантр и основополагающих текстов, а ночью - упадеши по стадиям Зарождения и Завершения и, в частности, разъяснял все сущностные моменты, постигнутые им самим в ходе практики. Кьедруб Дже запомнил все без исключения наставления и сохранил их в своём сердце. Благодаря практике выслушанных Учений, он обрёл несокрушимую уверенность. Помимо того, тайным даром Учителя ученику стали "Необычное тайное жизнеописание [Дже Цонкапы]" и наставления, относящиеся к Тайной Мантре. Дже Ринпоче полностью вверил ему Учение, говоря:
- - Сейчас я полностью передал тебе упадеши. Поэтому, записав основные положения моих сочинений по [Тайной] Мантре, принимай их к практике сам и проповедуй ученикам - подходящим сосудам, если найдётся один-два таких. Создай аутентичные шастры, разъясняющие замысел написанных мной [сочинений] - шастр Сутры и Тантры. В особенности, ты должен способствовать распространению глубинного воззрения Мадхьямаки и моих учений, относящихся к [разделу Тайной] Мантры.
Помимо этого Кьедруб Ринпоче неоднократно получал сущностные наставления от сердечного сына Дже Ринпоче - Гьялцаба Дарма Ринчена, винаядхары Драгпа Гьелцена и других.
После ухода Дже Цонкапы в 1419 году, он большую часть времени проводил на горе Дангчен. Там, в результате практики в четыре медитационных периода полученных от Учителя упадеш, он достиг совершенного переживания всех путей Сутры и Тантры - от вверения себя Благому Другу до Единения Ясного Света и Иллюзорного Тела на Пути не обучения более.