Абхидхамматха-сангаха: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''Абхидхамматтхасангаха''' На пали «Краткое описание смысла Абхидхармы»; синоптическое руководство по палийской АБХИДХАРМЕ, написанное шри-ланкийским монахом АНУРУДДХОЙ, настоятелем Муласома-вихары в Полоннаруве, где-то ме...»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''Абхидхамматтхасангаха'''
'''Абхидхамматтхасангаха'''


На пали «Краткое описание смысла Абхидхармы»; синоптическое руководство по палийской [[Абхидхарма|АБХИДХАРМЕ]], написанное шри-ланкийским монахом [[Ануруддха|АНУРУДДХОЙ]], настоятелем Муласома-вихары в Полоннаруве, где-то между восьмым и двенадцатым веками нашей эры, но, скорее всего, примерно на рубеже одиннадцатого века. (Вместо этого бирманская традиция датирует текст первым веком до нашей эры.) Краткая «Абхидхамматтхасангаха» веками использовалось в качестве вводного пособия для изучения абхидхармы в монастырях Шри-Ланки и странах [[Тхеравада|ТХЕРАВАДЫ]] Юго-Восточной Азии; действительно, ни один другой текст абхидхармы не получил большего внимания ученых в рамках традиции, особенно в Бирме, где это руководство стал объектом многочисленных комментариев и локальных переводов. Абхидхамматтхасангаха включает девять основных разделов, которые дают систематический обзор палийского буддийского учения. Ануруддха обобщает толкования, представленные в «[[Вишуддхимагга|ВИШУДДХИМАГГЕ]]» [[Будхагхоша|БУДХАГХОШЫ]], хотя эти две работы едва ли могут быть более разными: если «Вишуддхимагга» предлагает исчерпывающее толкование абхидхармы [[Тхеравада|ТХЕРАВАДЫ]], сопровождаемое множеством исторических и мифических подробностей, то «Абхидхамматтхасангаха» представляет собой не более чем список тем, подобно сухому оглавление. Особенно примечателен в «Абхидхамматтхасангахе» анализ пятидесяти двух сопутствующих психических состояний ([[Четасика|ЧЕТАСИКА]]) в отличие от сорока шести, перечисленных в «[[Сарвастивада Абхидхарма|САРВАСТИВАДА АБХИДХАРМА]]» и «[[Абхидхармакошабхашья|АБХИДХАРМАКОШАБХАШЬЯ]]». До сих пор существует один крупный палийский комментарий к «Абхидхамматтхасангахе» — «Поранатика», который приписывается Вималабуддхи. Абхидхамматтхасангаха появляется в серии английских переводов Общества палийских текстов под названием «Компендиум философии».
На пали «Краткое описание смысла Абхидхармы»; синоптическое руководство по палийской [[Абхидхарма|АБХИДХАРМЕ]], написанное шри-ланкийским монахом [[Ануруддха|АНУРУДДХОЙ]], настоятелем Муласома-вихары в Полоннаруве, где-то между восьмым и двенадцатым веками нашей эры, но, скорее всего, примерно на рубеже одиннадцатого века. (Вместо этого бирманская традиция датирует текст первым веком до нашей эры.) Краткая «Абхидхамматтхасангаха» веками использовалось в качестве вводного пособия для изучения абхидхармы в монастырях Шри-Ланки и странах [[Тхеравада|ТХЕРАВАДЫ]] Юго-Восточной Азии; действительно, ни один другой текст абхидхармы не получил большего внимания ученых в рамках традиции, особенно в Бирме, где это руководство стал объектом многочисленных комментариев и локальных переводов. Абхидхамматтхасангаха включает девять основных разделов, которые дают систематический обзор палийского буддийского учения. Ануруддха обобщает толкования, представленные в «[[Вишуддхимагга|ВИШУДДХИМАГГЕ]]» [[Будхагхоша|БУДХАГХОШЫ]], хотя эти две работы едва ли могут быть более разными: если «Вишуддхимагга» предлагает исчерпывающее толкование абхидхармы [[Тхеравада|ТХЕРАВАДЫ]], сопровождаемое множеством исторических и мифических подробностей, то «Абхидхамматтхасангаха» представляет собой не более чем список тем, подобно сухому оглавление. Особенно примечателен в «Абхидхамматтхасангахе» анализ пятидесяти двух сопутствующих психических состояний ([[Четасика|ЧЕТАСИКА]]) в отличие от сорока шести, перечисленных в «[[Сарвастивада Абхидхарма|САРВАСТИВАДА АБХИДХАРМА]]» и «[[Абхидхармакошабхашья|АБХИДХАРМАКОШАБХАШЬЯ]]». До сих пор существует один крупный палийский комментарий к «Абхидхамматтхасангахе» — «Поранатика», который приписывается Вималабуддхи. Абхидхамматтхасангаха появляется в серии английских переводов Общества палийских текстов под названием «Компендиум философии» (Compendium of Philosophy).


{{Принстон}}
{{Принстон}}


[[Категория:Принстонский словарь А]]
[[Категория:Принстонский словарь А]]

Версия от 08:04, 5 января 2024

Абхидхамматтхасангаха

На пали «Краткое описание смысла Абхидхармы»; синоптическое руководство по палийской АБХИДХАРМЕ, написанное шри-ланкийским монахом АНУРУДДХОЙ, настоятелем Муласома-вихары в Полоннаруве, где-то между восьмым и двенадцатым веками нашей эры, но, скорее всего, примерно на рубеже одиннадцатого века. (Вместо этого бирманская традиция датирует текст первым веком до нашей эры.) Краткая «Абхидхамматтхасангаха» веками использовалось в качестве вводного пособия для изучения абхидхармы в монастырях Шри-Ланки и странах ТХЕРАВАДЫ Юго-Восточной Азии; действительно, ни один другой текст абхидхармы не получил большего внимания ученых в рамках традиции, особенно в Бирме, где это руководство стал объектом многочисленных комментариев и локальных переводов. Абхидхамматтхасангаха включает девять основных разделов, которые дают систематический обзор палийского буддийского учения. Ануруддха обобщает толкования, представленные в «ВИШУДДХИМАГГЕ» БУДХАГХОШЫ, хотя эти две работы едва ли могут быть более разными: если «Вишуддхимагга» предлагает исчерпывающее толкование абхидхармы ТХЕРАВАДЫ, сопровождаемое множеством исторических и мифических подробностей, то «Абхидхамматтхасангаха» представляет собой не более чем список тем, подобно сухому оглавление. Особенно примечателен в «Абхидхамматтхасангахе» анализ пятидесяти двух сопутствующих психических состояний (ЧЕТАСИКА) в отличие от сорока шести, перечисленных в «САРВАСТИВАДА АБХИДХАРМА» и «АБХИДХАРМАКОШАБХАШЬЯ». До сих пор существует один крупный палийский комментарий к «Абхидхамматтхасангахе» — «Поранатика», который приписывается Вималабуддхи. Абхидхамматтхасангаха появляется в серии английских переводов Общества палийских текстов под названием «Компендиум философии» (Compendium of Philosophy).

Принстонский словарь буддизма