Абхидхамматха-сангаха: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) м (Sherab переименовал страницу Абхидхамматтхасангаха в Абхидхамматха-сангаха) |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 4: | Строка 4: | ||
{{Принстон}} | {{Принстон}} | ||
== Обзор == | |||
С позиции тхеравады, Абхидхамма представляет собой самое совершенное раскрытие истинной природы существования, каким оно предстало перед умом Будды. Сердцевиной учения является [[Абхидхамма-питака]], третья часть [[Палийский канон|Палийского канона]]. Семь книг, входящие в эту коллекцию, дают абстрактную и высокотехничную систематизацию доктрины. Изложенная в Абхидхамма-питаке система, являющаяся одновременно и [[Буддийская философия|философией]] и [[Психология|психологией]], выстроена в рамках программы пути к освобождению. [[Абхидхамма-питака]] и многочисленные [[Экзегетика|экзегетические]] комментарии, например, комментарий [[Буддхагхоша|Буддхагхоши]] представляют собой большой объём сложной и трудной для освоения информации. Чтобы удовлетворить возникшую потребность в кратких учебных изложениях<ref name=":2" /> были созданы различные тексты, из которых самым популярным благодаря «замечательному балансу между полнотой и краткостью» стало пятидесятистраничное руководство Ачарьи Анурудхи<ref name=":1" />. | |||
Работа Ачарьи Анурудхи базируется на [[Абхидхамма-питака|Абхидхамма-питаке]] и «[[Висуддхимагга|Висуддхимагге»]] Буддхагхоши. Содержание книги имеет уникальную и новаторскую структуру и систематизацию. Согласно Джеффри Уэйну Бассу, Ануруддха сделал акцент на области опыта (''авачара''), в которой встречается тот или иной тип сознания. Он представил содержание Абхидхармы в виде стратифицированной схемы, отражающей буддийское медитативное развитие (от обычных состояний ума к более высоким [[Дхьяна|дхьяническим]] состояниям). Таким образом, этот текст можно рассматривать как руководство по медитативной практике<ref name=":1" />. | |||
Ануруддха также сократил учения Абхидхаммы, введя новые категории, такие как «универсальные» умственные факторы (''саббачиттасадхарана''), что позволило ему представить материал в сжатой форме (в отличие, например, от «[[Дхаммасангани|Дхаммасангани»)''.'']] Эта лаконичность облегчила запоминание и передачу, что, вероятно, способствовало его популярности<ref name=":1" />. | |||
[[Категория:Принстонский словарь А]] | [[Категория:Принстонский словарь А]] |
Версия от 08:06, 5 января 2024
Абхидхамматтхасангаха
На пали «Краткое описание смысла Абхидхармы»; синоптическое руководство по палийской АБХИДХАРМЕ, написанное шри-ланкийским монахом АНУРУДДХОЙ, настоятелем Муласома-вихары в Полоннаруве, где-то между восьмым и двенадцатым веками нашей эры, но, скорее всего, примерно на рубеже одиннадцатого века. (Вместо этого бирманская традиция датирует текст первым веком до нашей эры.) Краткая «Абхидхамматтхасангаха» веками использовалось в качестве вводного пособия для изучения абхидхармы в монастырях Шри-Ланки и странах ТХЕРАВАДЫ Юго-Восточной Азии; действительно, ни один другой текст абхидхармы не получил большего внимания ученых в рамках традиции, особенно в Бирме, где это руководство стал объектом многочисленных комментариев и локальных переводов. Абхидхамматтхасангаха включает девять основных разделов, которые дают систематический обзор палийского буддийского учения. Ануруддха обобщает толкования, представленные в «ВИШУДДХИМАГГЕ» БУДХАГХОШЫ, хотя эти две работы едва ли могут быть более разными: если «Вишуддхимагга» предлагает исчерпывающее толкование абхидхармы ТХЕРАВАДЫ, сопровождаемое множеством исторических и мифических подробностей, то «Абхидхамматтхасангаха» представляет собой не более чем список тем, подобно сухому оглавление. Особенно примечателен в «Абхидхамматтхасангахе» анализ пятидесяти двух сопутствующих психических состояний (ЧЕТАСИКА) в отличие от сорока шести, перечисленных в «САРВАСТИВАДА АБХИДХАРМА» и «АБХИДХАРМАКОШАБХАШЬЯ». До сих пор существует один крупный палийский комментарий к «Абхидхамматтхасангахе» — «Поранатика», который приписывается Вималабуддхи. Абхидхамматтхасангаха появляется в серии английских переводов Общества палийских текстов под названием «Компендиум философии» (Compendium of Philosophy).
Принстонский словарь буддизма
Обзор
С позиции тхеравады, Абхидхамма представляет собой самое совершенное раскрытие истинной природы существования, каким оно предстало перед умом Будды. Сердцевиной учения является Абхидхамма-питака, третья часть Палийского канона. Семь книг, входящие в эту коллекцию, дают абстрактную и высокотехничную систематизацию доктрины. Изложенная в Абхидхамма-питаке система, являющаяся одновременно и философией и психологией, выстроена в рамках программы пути к освобождению. Абхидхамма-питака и многочисленные экзегетические комментарии, например, комментарий Буддхагхоши представляют собой большой объём сложной и трудной для освоения информации. Чтобы удовлетворить возникшую потребность в кратких учебных изложениях<ref name=":2" /> были созданы различные тексты, из которых самым популярным благодаря «замечательному балансу между полнотой и краткостью» стало пятидесятистраничное руководство Ачарьи Анурудхи<ref name=":1" />.
Работа Ачарьи Анурудхи базируется на Абхидхамма-питаке и «Висуддхимагге» Буддхагхоши. Содержание книги имеет уникальную и новаторскую структуру и систематизацию. Согласно Джеффри Уэйну Бассу, Ануруддха сделал акцент на области опыта (авачара), в которой встречается тот или иной тип сознания. Он представил содержание Абхидхармы в виде стратифицированной схемы, отражающей буддийское медитативное развитие (от обычных состояний ума к более высоким дхьяническим состояниям). Таким образом, этот текст можно рассматривать как руководство по медитативной практике<ref name=":1" />.
Ануруддха также сократил учения Абхидхаммы, введя новые категории, такие как «универсальные» умственные факторы (саббачиттасадхарана), что позволило ему представить материал в сжатой форме (в отличие, например, от «Дхаммасангани»). Эта лаконичность облегчила запоминание и передачу, что, вероятно, способствовало его популярности<ref name=":1" />.