Абхидхаммика: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
м (Sherab переименовал страницу Абхидхаммик в Абхидхаммика)
Нет описания правки
 
Строка 1: Строка 1:
'''Абхидхаммика'''
'''АБХИДХАММИКА'''


На пали «специалист по [[Абхидхарма|АБХИДХАММЕ]]»; учёные монахи, специализирующиеся на изучении раздела абхидхаммы (С. [[Абхидхарма|АБХИДХАРМА]]) буддийского канона. В палийской традиции изучению абхидхармы издавна придавалось особое значение. В Аттхасалине говорится, что первым абхидхаммика был сам Будда, а абхидхаммики считались наиболее компетентными представителями учения. Среди непосредственных учеников Будды главным абхидхаммикой был [[Шарипутра|Сарипутта]] (санскр. Шарипутра), известный своим систематическим толкованием Дхармы. Монашеские общины специалистов по абхидхамме были известны как абхидхаммикагана, и они передавали из поколения в поколение свои собственные схоластические интерпретации буддийского учения, интерпретации, которые иногда отличались от тех, которые предлагались специалистами по писаниям (Сутра) или дисциплинарным правила ([[Виная|ВИНАЯ]]). В средневековой Шри-Ланке высшие награды буддийского ордена присуждались монахам, специализировавшимся в этой области обучения, а не знатокам священных писаний или дисциплинарных правил.  
На пали «специалист по [[Абхидхарма|АБХИДХАММЕ]]»; учёные монахи, специализирующиеся на изучении раздела абхидхаммы (С. [[Абхидхарма|АБХИДХАРМА]]) буддийского канона. В палийской традиции изучению абхидхармы издавна придавалось особое значение. В Аттхасалине говорится, что первым абхидхаммика был сам Будда, а абхидхаммики считались наиболее компетентными представителями учения. Среди непосредственных учеников Будды главным абхидхаммикой был [[Шарипутра|Сарипутта]] (санскр. Шарипутра), известный своим систематическим толкованием Дхармы. Монашеские общины специалистов по абхидхамме были известны как абхидхаммикагана, и они передавали из поколения в поколение свои собственные схоластические интерпретации буддийского учения, интерпретации, которые иногда отличались от тех, которые предлагались специалистами по писаниям (Сутра) или дисциплинарным правила ([[Виная|ВИНАЯ]]). В средневековой Шри-Ланке высшие награды буддийского ордена присуждались монахам, специализировавшимся в этой области обучения, а не знатокам священных писаний или дисциплинарных правил.  

Текущая версия от 09:43, 5 января 2024

АБХИДХАММИКА

На пали «специалист по АБХИДХАММЕ»; учёные монахи, специализирующиеся на изучении раздела абхидхаммы (С. АБХИДХАРМА) буддийского канона. В палийской традиции изучению абхидхармы издавна придавалось особое значение. В Аттхасалине говорится, что первым абхидхаммика был сам Будда, а абхидхаммики считались наиболее компетентными представителями учения. Среди непосредственных учеников Будды главным абхидхаммикой был Сарипутта (санскр. Шарипутра), известный своим систематическим толкованием Дхармы. Монашеские общины специалистов по абхидхамме были известны как абхидхаммикагана, и они передавали из поколения в поколение свои собственные схоластические интерпретации буддийского учения, интерпретации, которые иногда отличались от тех, которые предлагались специалистами по писаниям (Сутра) или дисциплинарным правила (ВИНАЯ). В средневековой Шри-Ланке высшие награды буддийского ордена присуждались монахам, специализировавшимся в этой области обучения, а не знатокам священных писаний или дисциплинарных правил.

В честь Абхидхаммы проводились специальные фестивали, во время которых читались важные тексты и вручались награды участникам. В современной Мьянме (Бирма), где изучение абхидхаммы по-прежнему высоко ценится, седьмая книга палийского канона АБХИДХАРМАПИТАКИ, ПАТТХАНА («Условия»), регулярно читается на праздниках, которые бирманцы называют патан пве. Патан пве — это фестиваль чтения, которые длятся несколько дней и проводятся приглашенными абхидхаммиками, которые особенно хорошо разбираются в Паттхане, тексте, который находится в центре внимания фестиваля. Патхан пве выполняет функцию, аналогичную функции декламации Паритты: считается, что он защищает от пагубных влияний, но его главная назначенная цель — предотвратить упадок и исчезновение завета Будды (санскр. САСАНА). Традиция Тхеравады считает Паттхану наиболее глубоким изложением абсолютной истины Будды (санскр. ПАРАМАРТАСАТЬЯ), и, согласно палийским комментариям, Паттхана является первой составляющей замысла Будды, которая исчезнет из мира, когда религия сталкивается с неизбежным упадком. Таким образом, чтение на фестивале Паттханы абхидхаммиками помогает предотвратить возможный упадок буддийской религии. Эта практика говорит о ориентации ТЕРАВАДЫ в сторону науки, которая насчитывает более тысячи лет. По крайней мере, со времен БУДХАГОШИ (ок. пятого века н. э.) жизнь ученого (пали. ПАРИЯТТИ), а не жизнь медитации или созерцания (пали. ПАНИПАТТИ), была предпочтительным профессиональным путем в палийском буддийском монашестве. Монахов, посвятивших себя исключительно медитации, часто изображали как людей, неспособных овладеть тонкостями палийской науки. Несмотря на это, медитация всегда рекомендовалась как основное средство, с помощью которого можно довести канонические знания до зрелости, либо через пробуждение, либо через осознание (санскр. ПРАТИВЕДХА) буддийских истин.

Принстонский словарь буддизма