Абхидхармакоша: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 5: Строка 5:
Как следует из названия, работа в основном посвящена теории абхидхармы, как она была объяснена в [[Абхидхармахавибхаша|АБХИДХАРМАХАВИБХАША]], главном схоластическом трактате [[Ваибхашикабхидхармика|ВАИБХАШИКАБХИДХАРМИКИ]] школы Сарвастивада. Однако по сравнению с «Махавибхашей» «Абхидхармакошабхашья» представляет собой более систематический обзор позиций сарвастивады. В различных местах своих изложений Васубандху критикует доктрину сарвастивады с точки зрения более прогрессивного ответвления школы сарвастивады [[Саутрантика|САУТРАНТИКА,]] что вызвало бурную реакцию со стороны более поздних ученых сарвастивады-вайбхашика, таких как САНГАБХАДРА в его *NYĀYĀNUSARA. Таким образом, «Абхидхармакошабхашья» послужила бесценным инструментом в изучении истории более поздних ОСНОВНЫХ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ.  
Как следует из названия, работа в основном посвящена теории абхидхармы, как она была объяснена в [[Абхидхармахавибхаша|АБХИДХАРМАХАВИБХАША]], главном схоластическом трактате [[Ваибхашикабхидхармика|ВАИБХАШИКАБХИДХАРМИКИ]] школы Сарвастивада. Однако по сравнению с «Махавибхашей» «Абхидхармакошабхашья» представляет собой более систематический обзор позиций сарвастивады. В различных местах своих изложений Васубандху критикует доктрину сарвастивады с точки зрения более прогрессивного ответвления школы сарвастивады [[Саутрантика|САУТРАНТИКА,]] что вызвало бурную реакцию со стороны более поздних ученых сарвастивады-вайбхашика, таких как САНГАБХАДРА в его *NYĀYĀNUSARA. Таким образом, «Абхидхармакошабхашья» послужила бесценным инструментом в изучении истории более поздних ОСНОВНЫХ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ.  


Санскритские тексты карики и бхашьи были утеряны на протяжении веков, прежде чем были вновь открыты в Тибете в 1934 и 1936 годах соответственно. Сохранились два китайских перевода, выполненных [[Сюаньцзан|СЮАНЬЦЗАНОМ]] и ПАРАМАРТХОЙ, и один тибетский перевод произведения. Коша в первую очередь занимается подробным разъяснением многозначного термина ДХАРМА, причин (ХЕТУ) и условий (ПРАТЬЯЯ), которые ведут к продолжительному перерождению в САНСАРЕ, а также сотериологических стадий пути (МАРГА), ведущего к просветлению. Трактат разделен на восемь основных глав, называемых кошастханами. (1) Дхатунирдеша, «Изложение элементов», делит дхармы на различные категории, такие как испорченные (САШРАВА) и незапятнанные (АНАСРАВА), или составные (СА﹂СКРИТА) и несоставные (АСАНСКРТА), и обсуждает стандартную буддийскую классификацию пяти совокупности (СКАНДХА), двенадцать чувственных полей (АЯТАНА) и восемнадцать элементов (ДХАТУ). Эта глава также включает подробное обсуждение теории четырех великих элементов (МАХАБХУТА), составляющих материальность (РУПА), и буддийской теории атомов или частиц (ПАРАМАНУ). (2) Индрийанирдеша, «Изложение способностей», обсуждает пятеричную классификацию дхарм на материальность (рупа), мысль (ЧИТТА), сопутствующие умственные силы (ЧАИТТА), силы, отделенные от мысли (ЧИТТАВИПРАЮКТАСАМСКАРА) и несоставные (АСАНСКРИТА). В этой главе также подробно обсуждаются шесть причин (ХЕТУ), четыре состояния (ПРАТЬЯЯ) и пять следствий или результатов (ПХАЛА). (3) Локанирдеша, «Изложение Космоса», описывает формирование и структуру мировой системы (ЛОКА), различные типы чувствующих существ, различные уровни существования и принцип зависимого происхождения (ПРАТИТЯСАМУТПАДА), который управляет процесс возрождения, который обсуждается здесь в связи с тремя временными периодами (ТРИКАЛА) прошлого, настоящего и будущего. (4) Карманирдеша, «Изложение действия», обсуждает различные типы действий (КАРМАН), включая особый тип действия, связанный с непроявленной материальностью (АВИДЖНАПТИРУПА). Десять благотворных и нездоровых «путей действия» (КУШАЛА-КАРМАПАТХА и АКУШАЛА-КАРМАПАТХА) также получают подробное описание. (5) Анушаянирдеша, «Изложение склонностей», рассматривает девяносто восемь типов АНУШАЙИ в отношении их источников и качеств, а также взаимосвязь между анушаями и другими категориями нездоровых качеств, таких как омрачения (КЛЕША), загрязнения (АСРАВА). ), наводнения (ОГХА) и ига (йога). (6) Маргапудгаланирдеша, «Изложение пути и [благородных] личностей», описывает, как понимание четырёх благородных истин и тщательное следование серии сотериологических шагов могут устранить загрязнения и превратить обычного человека в одного из благородных людей ( АРЬЯПУДГАЛА). (7) Джнянанирдеша, «Изложение знаний», предлагает подробное описание десяти типов знания и отличительных качеств благородных людей и будд. (8) Самапаттинирдеша, «Изложение достижений», обсуждает различные категории концентрации (САМАДХИ) и достижения (САМАПАТТИ), которые являются результатом их совершенства. (9) К этой основной части прилагается девятый раздел, независимый трактат под названием «Пудгаланирдеша», «Изложение понятия личности». Здесь Васубандху предлагает детальную критику теории самости, тщательно исследуя как буддийскую «ересь» ПУДГАЛАВАДА/ВАЦИПУТРИЯ о том, что невыразимая (авачья) «личность» (ПУДГАЛА) является условно реальной, так и брахманские теории вечной души (АТМАН). Многочисленные комментарии к Коше, например, составленные ВАСУМИТРОЙ, ЯШОМИТРОЙ, СТИРАМАТИ и Пурнавардхана, свидетельствуют о его продолжающемся влиянии на индийскую буддийскую мысль. Коша также была объектом энергичного изучения схоластических традиций Восточной Азии и Тибета, в результате чего появилось множество местных комментариев к тексту и его доктринальным позициям.
Санскритские тексты карики и бхашьи были утеряны на протяжении веков, прежде чем были вновь открыты в Тибете в 1934 и 1936 годах соответственно. Сохранились два китайских перевода, выполненных [[Сюаньцзан|СЮАНЬЦЗАНОМ]] и [[Парамартха|ПАРАМАРТХОЙ]], и один тибетский перевод произведения. Коша в первую очередь занимается подробным разъяснением многозначного термина [[Дхарма|ДХАРМА]], причин ([[Хету|ХЕТУ]]) и условий ([[Пратьяя|ПРАТЬЯЯ]]), которые ведут к продолжительному перерождению в [[Сансара|САНСАРЕ]], а также сотериологических стадий пути ([[Марга|МАРГА]]), ведущего к просветлению.  
 
Трактат разделен на восемь основных глав, называемых кошастханами.  
*(1) Дхатунирдеша, «Изложение элементов», делит дхармы на различные категории, такие как испорченные (САШРАВА) и незапятнанные (АНАСРАВА), или составные (САНСКРИТА) и несоставные (АСАНСКРТА), и обсуждает стандартную буддийскую классификацию пяти совокупности (СКАНДХА), двенадцать чувственных полей (АЯТАНА) и восемнадцать элементов (ДХАТУ). Эта глава также включает подробное обсуждение теории четырех великих элементов (МАХАБХУТА), составляющих материальность (РУПА), и буддийской теории атомов или частиц (ПАРАМАНУ).  
*(2) Индрийанирдеша, «Изложение способностей», обсуждает пятеричную классификацию дхарм на материальность (рупа), мысль (ЧИТТА), сопутствующие умственные силы (ЧАИТТА), силы, отделенные от мысли (ЧИТТАВИПРАЮКТАСАМСКАРА) и несоставные (АСАНСКРИТА). В этой главе также подробно обсуждаются шесть причин (ХЕТУ), четыре состояния (ПРАТЬЯЯ) и пять следствий или результатов (ПХАЛА).  
*(3) Локанирдеша, «Изложение Космоса», описывает формирование и структуру мировой системы (ЛОКА), различные типы чувствующих существ, различные уровни существования и принцип зависимого происхождения (ПРАТИТЯСАМУТПАДА), который управляет процесс возрождения, который обсуждается здесь в связи с тремя временными периодами (ТРИКАЛА) прошлого, настоящего и будущего.  
*(4) Карманирдеша, «Изложение действия», обсуждает различные типы действий (КАРМАН), включая особый тип действия, связанный с непроявленной материальностью (АВИДЖНАПТИРУПА). Десять благотворных и нездоровых «путей действия» (КУШАЛА-КАРМАПАТХА и АКУШАЛА-КАРМАПАТХА) также получают подробное описание.  
*(5) Анушаянирдеша, «Изложение склонностей», рассматривает девяносто восемь типов АНУШАЙИ в отношении их источников и качеств, а также взаимосвязь между анушаями и другими категориями нездоровых качеств, таких как омрачения (КЛЕША), загрязнения (АСРАВА). ), наводнения (ОГХА) и ига (йога).  
*(6) Маргапудгаланирдеша, «Изложение пути и [благородных] личностей», описывает, как понимание четырёх благородных истин и тщательное следование серии сотериологических шагов могут устранить загрязнения и превратить обычного человека в одного из благородных людей ( АРЬЯПУДГАЛА).  
*(7) Джнянанирдеша, «Изложение знаний», предлагает подробное описание десяти типов знания и отличительных качеств благородных людей и будд.  
*(8) Самапаттинирдеша, «Изложение достижений», обсуждает различные категории концентрации (САМАДХИ) и достижения (САМАПАТТИ), которые являются результатом их совершенства.  
*(9) К этой основной части прилагается девятый раздел, независимый трактат под названием «Пудгаланирдеша», «Изложение понятия личности». Здесь Васубандху предлагает детальную критику теории самости, тщательно исследуя как буддийскую «ересь» ПУДГАЛАВАДА/ВАЦИПУТРИЯ о том, что невыразимая (авачья) «личность» (ПУДГАЛА) является условно реальной, так и брахманские теории вечной души (АТМАН).  
 
Многочисленные комментарии к Коше, например, составленные ВАСУМИТРОЙ, ЯШОМИТРОЙ, СТИРАМАТИ и Пурнавардхана, свидетельствуют о его продолжающемся влиянии на индийскую буддийскую мысль. Коша также была объектом энергичного изучения схоластических традиций Восточной Азии и Тибета, в результате чего появилось множество местных комментариев к тексту и его доктринальным позициям.


{{Принстон}}
{{Принстон}}


[[Категория:Принстонский словарь А]]
[[Категория:Принстонский словарь А]]

Версия от 08:17, 6 января 2024

Абхидхармакоша или Абхидхармакошабхашья (тиб. Chos mngon pa’i mdzod kyi bshad pa; кит. Apidamo jushe lun; яп. Abidatsuma kusharon; кор. Abidalma kusa non 阿毘達磨倶舎論).

На санскрите «Сокровищница АБХИДХАРМЫ с комментариями»; влиятельный схоластический трактат, приписываемый ВАСУБАНДХУ (ок. четвертого или пятого века нашей эры). Абхидхармакошабхашья состоит из двух текстов: коренного текста Абхидхармакоши, составленного в стихах (карика), и его прозаического автокомментария (бхашья); эта двойная структура стихов и прозы становится символом более поздней литературы Сарвастивады-абхидхармы.

Как следует из названия, работа в основном посвящена теории абхидхармы, как она была объяснена в АБХИДХАРМАХАВИБХАША, главном схоластическом трактате ВАИБХАШИКАБХИДХАРМИКИ школы Сарвастивада. Однако по сравнению с «Махавибхашей» «Абхидхармакошабхашья» представляет собой более систематический обзор позиций сарвастивады. В различных местах своих изложений Васубандху критикует доктрину сарвастивады с точки зрения более прогрессивного ответвления школы сарвастивады САУТРАНТИКА, что вызвало бурную реакцию со стороны более поздних ученых сарвастивады-вайбхашика, таких как САНГАБХАДРА в его *NYĀYĀNUSARA. Таким образом, «Абхидхармакошабхашья» послужила бесценным инструментом в изучении истории более поздних ОСНОВНЫХ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ.

Санскритские тексты карики и бхашьи были утеряны на протяжении веков, прежде чем были вновь открыты в Тибете в 1934 и 1936 годах соответственно. Сохранились два китайских перевода, выполненных СЮАНЬЦЗАНОМ и ПАРАМАРТХОЙ, и один тибетский перевод произведения. Коша в первую очередь занимается подробным разъяснением многозначного термина ДХАРМА, причин (ХЕТУ) и условий (ПРАТЬЯЯ), которые ведут к продолжительному перерождению в САНСАРЕ, а также сотериологических стадий пути (МАРГА), ведущего к просветлению.

Трактат разделен на восемь основных глав, называемых кошастханами.

  • (1) Дхатунирдеша, «Изложение элементов», делит дхармы на различные категории, такие как испорченные (САШРАВА) и незапятнанные (АНАСРАВА), или составные (САНСКРИТА) и несоставные (АСАНСКРТА), и обсуждает стандартную буддийскую классификацию пяти совокупности (СКАНДХА), двенадцать чувственных полей (АЯТАНА) и восемнадцать элементов (ДХАТУ). Эта глава также включает подробное обсуждение теории четырех великих элементов (МАХАБХУТА), составляющих материальность (РУПА), и буддийской теории атомов или частиц (ПАРАМАНУ).
  • (2) Индрийанирдеша, «Изложение способностей», обсуждает пятеричную классификацию дхарм на материальность (рупа), мысль (ЧИТТА), сопутствующие умственные силы (ЧАИТТА), силы, отделенные от мысли (ЧИТТАВИПРАЮКТАСАМСКАРА) и несоставные (АСАНСКРИТА). В этой главе также подробно обсуждаются шесть причин (ХЕТУ), четыре состояния (ПРАТЬЯЯ) и пять следствий или результатов (ПХАЛА).
  • (3) Локанирдеша, «Изложение Космоса», описывает формирование и структуру мировой системы (ЛОКА), различные типы чувствующих существ, различные уровни существования и принцип зависимого происхождения (ПРАТИТЯСАМУТПАДА), который управляет процесс возрождения, который обсуждается здесь в связи с тремя временными периодами (ТРИКАЛА) прошлого, настоящего и будущего.
  • (4) Карманирдеша, «Изложение действия», обсуждает различные типы действий (КАРМАН), включая особый тип действия, связанный с непроявленной материальностью (АВИДЖНАПТИРУПА). Десять благотворных и нездоровых «путей действия» (КУШАЛА-КАРМАПАТХА и АКУШАЛА-КАРМАПАТХА) также получают подробное описание.
  • (5) Анушаянирдеша, «Изложение склонностей», рассматривает девяносто восемь типов АНУШАЙИ в отношении их источников и качеств, а также взаимосвязь между анушаями и другими категориями нездоровых качеств, таких как омрачения (КЛЕША), загрязнения (АСРАВА). ), наводнения (ОГХА) и ига (йога).
  • (6) Маргапудгаланирдеша, «Изложение пути и [благородных] личностей», описывает, как понимание четырёх благородных истин и тщательное следование серии сотериологических шагов могут устранить загрязнения и превратить обычного человека в одного из благородных людей ( АРЬЯПУДГАЛА).
  • (7) Джнянанирдеша, «Изложение знаний», предлагает подробное описание десяти типов знания и отличительных качеств благородных людей и будд.
  • (8) Самапаттинирдеша, «Изложение достижений», обсуждает различные категории концентрации (САМАДХИ) и достижения (САМАПАТТИ), которые являются результатом их совершенства.
  • (9) К этой основной части прилагается девятый раздел, независимый трактат под названием «Пудгаланирдеша», «Изложение понятия личности». Здесь Васубандху предлагает детальную критику теории самости, тщательно исследуя как буддийскую «ересь» ПУДГАЛАВАДА/ВАЦИПУТРИЯ о том, что невыразимая (авачья) «личность» (ПУДГАЛА) является условно реальной, так и брахманские теории вечной души (АТМАН).

Многочисленные комментарии к Коше, например, составленные ВАСУМИТРОЙ, ЯШОМИТРОЙ, СТИРАМАТИ и Пурнавардхана, свидетельствуют о его продолжающемся влиянии на индийскую буддийскую мысль. Коша также была объектом энергичного изучения схоластических традиций Восточной Азии и Тибета, в результате чего появилось множество местных комментариев к тексту и его доктринальным позициям.

Принстонский словарь буддизма