Абхидхармакоша: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:Abhidharmakosa.jpg|мини|справа|400px|Абхидхармакоша переведена на русский язык]]
'''Абхидхармакоша или Абхидхармакошабхашья''' ''(тиб. Chos mngon pa’i mdzod kyi bshad pa; кит. Apidamo jushe lun; яп. Abidatsuma kusharon; кор. Abidalma kusa non 阿毘達磨倶舎論).''  
'''Абхидхармакоша или Абхидхармакошабхашья''' ''(тиб. Chos mngon pa’i mdzod kyi bshad pa; кит. Apidamo jushe lun; яп. Abidatsuma kusharon; кор. Abidalma kusa non 阿毘達磨倶舎論).''  



Версия от 08:55, 8 января 2024

Абхидхармакоша переведена на русский язык

Абхидхармакоша или Абхидхармакошабхашья (тиб. Chos mngon pa’i mdzod kyi bshad pa; кит. Apidamo jushe lun; яп. Abidatsuma kusharon; кор. Abidalma kusa non 阿毘達磨倶舎論).

На санскрите «Сокровищница АБХИДХАРМЫ с комментариями»; влиятельный схоластический трактат, приписываемый ВАСУБАНДХУ (ок. четвертого или пятого века нашей эры). Абхидхармакошабхашья состоит из двух текстов: коренного текста Абхидхармакоши, составленного в стихах (карика), и его прозаического автокомментария (бхашья); эта двойная структура стихов и прозы становится символом более поздней литературы Сарвастивады-абхидхармы.

Как следует из названия, работа в основном посвящена теории абхидхармы, как она была объяснена в АБХИДХАРМАХАВИБХАША, главном схоластическом трактате ВАИБХАШИКАБХИДХАРМИКИ школы Сарвастивада. Однако по сравнению с «Махавибхашей» «Абхидхармакошабхашья» представляет собой более систематический обзор позиций сарвастивады. В различных местах своих изложений Васубандху критикует доктрину сарвастивады с точки зрения более прогрессивного ответвления школы сарвастивады САУТРАНТИКА, что вызвало бурную реакцию со стороны более поздних ученых сарвастивады-вайбхашика, таких как САНГАБХАДРА в его *NYĀYĀNUSARA. Таким образом, «Абхидхармакошабхашья» послужила бесценным инструментом в изучении истории более поздних ОСНОВНЫХ БУДДИЙСКИХ ШКОЛ.

Санскритские тексты карики и бхашьи были утеряны на протяжении веков, прежде чем были вновь открыты в Тибете в 1934 и 1936 годах соответственно. Сохранились два китайских перевода, выполненных СЮАНЬЦЗАНОМ и ПАРАМАРТХОЙ, и один тибетский перевод произведения. Коша в первую очередь занимается подробным разъяснением многозначного термина ДХАРМА, причин (ХЕТУ) и условий (ПРАТЬЯЯ), которые ведут к продолжительному перерождению в САНСАРЕ, а также сотериологических стадий пути (МАРГА), ведущего к просветлению.

Трактат разделен на восемь основных глав, называемых кошастханами.

  • (1) Дхатунирдеша, «Изложение элементов», делит дхармы на различные категории, такие как испорченные (САШРАВА) и незапятнанные (АНАЯШРАВА), или составные (САМСКРИТА) и несоставные (АСАМСКРИТА), и обсуждает стандартную буддийскую классификацию пяти совокупности (СКАНДХА), двенадцать чувственных полей (АЯТАНА) и восемнадцать элементов (ДХАТУ). Эта глава также включает подробное обсуждение теории четырех великих элементов (МАХАБХУТА), составляющих материальность (РУПА), и буддийской теории атомов или частиц (ПАРАМАНУ).
  • (2) Индриянирдеша, «Изложение способностей», обсуждает пятеричную классификацию дхарм на материальность (РУПА), мысль (ЧИТТА), сопутствующие умственные силы (ЧАИТТА), силы, отделенные от мысли (ЧИТТАВИПРАЮКТАСАМСКАРА) и несоставные (АСАНСКРИТА). В этой главе также подробно обсуждаются шесть причин (ХЕТУ), четыре состояния (ПРАТЬЯЯ) и пять следствий или результатов (ПХАЛА).
  • (3) Локанирдеша, «Изложение Мира», описывает формирование и структуру мировой системы (ЛОКА), различные типы чувствующих существ, различные уровни существования и принцип зависимого происхождения (ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА), который управляет процесс возрождения, который обсуждается здесь в связи с тремя временными периодами (ТРИКАЛА) прошлого, настоящего и будущего.
  • (4) Карманирдеша, «Изложение действия», обсуждает различные типы действий (КАРМАН), включая особый тип действия, связанный с непроявленной материальностью (АВИДЖНАПТИРУПА). Десять благотворных и нездоровых «путей действия» (КУШАЛА-КАРМАПАТХА и АКУШАЛА-КАРМАПАТХА) также получают подробное описание.
  • (5) Анушаянирдеша, «Изложение склонностей», рассматривает девяносто восемь типов АНУШАИ в отношении их источников и качеств, а также взаимосвязь между анушая и другими категориями нездоровых качеств, таких как омрачения (КЛЕША), загрязнения (АСРАВА), наводнения (ОГХА) и ига (йога).
  • (6) Маргапудгаланирдеша, «Изложение пути [благородных] личностей», описывает, как понимание четырёх благородных истин и тщательное следование серии сотериологических шагов могут устранить загрязнения и превратить обычного человека в одного из благородных людей (АРЬЯПУДГАЛА).
  • (7) Джнянанирдеша, «Изложение знаний», предлагает подробное описание десяти типов знания и отличительных качеств благородных людей и будд.
  • (8) Самапаттинирдеша, «Изложение достижений», обсуждает различные категории концентрации (САМАДХИ) и достижения (САМАПАТТИ), которые являются результатом их совершенства.
  • (9) К этой основной части прилагается девятый раздел, независимый трактат под названием «Пудгаланирдеша», «Изложение понятия личности». Здесь Васубандху предлагает детальную критику теории самости, тщательно исследуя как буддийскую «ересь» ПУДГАЛАВАДА/ВАЦИПУТРИЯ о том, что невыразимая (авачья) «личность» (ПУДГАЛА) является условно реальной, так и брахманские теории вечной души (АТМАН).

Многочисленные комментарии к Коше, например, составленные ВАСУМИТРОЙ, ЯШОМИТРОЙ, СТИРАМАТИ и Пурнавардханы, свидетельствуют о его продолжающемся влиянии на индийскую буддийскую мысль. Коша также была объектом энергичного изучения схоластических традиций Восточной Азии и Тибета, в результате чего появилось множество местных комментариев к тексту и его доктринальным позициям.

Принстонский словарь буддизма