Абхидхармапитака: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''АБХИДХАРМАПИТАКА''' ''(пали. abhidhammapiṭaka; тиб. chos mngon pa’i sde snod; кит. lunzang; яп. ronzō; кор. nonjang 論藏).'' Третья из трёх «корзин» (ПИТАКА) буддийского канона (ТРИПИТАКА). Абхидхармапитака возникла в результате попыток раннего буддийского сообщества объяснить оконч...»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
'''АБХИДХАРМАПИТАКА''' ''(пали. abhidhammapiṭaka; тиб. chos mngon pa’i sde snod; кит. lunzang; яп. ronzō; кор. nonjang 論藏).''  
'''АБХИДХАРМАПИТАКА''' ''(пали. abhidhammapiṭaka; тиб. chos mngon pa’i sde snod; кит. lunzang; яп. ronzō; кор. nonjang 論藏).''  


Третья из трёх «корзин» (ПИТАКА) буддийского канона (ТРИПИТАКА). Абхидхармапитака возникла в результате попыток раннего буддийского сообщества объяснить окончательное значение учения Будды, собранного в СУТРАХ. Поскольку было хорошо известно, что Будда адаптировал свое послание к пристрастиям и потребностям своей аудитории (ср. УПАЯКАУШАЛЬЯ), в его учениях неизбежно появлялись противоречия, которые необходимо было разрешить. Попытки выяснить окончательное значение БУДДАДХАРМЫ посредством схоластической интерпретации и экзегезы в конечном итоге привели к созданию нового корпуса текстов, которым в конечном итоге был предоставлен самостоятельный канонический статус. Это тексты Абхидхармапитаки. Самые ранние из этих текстов, такие как палийские ВИБХАНГА и ПУГГАЛАПАНДАТТИ, а также САРВАСТИВАДА САНГИТИПАРЬЯ и ДХАРМАСКАНДХА, построены как комментарии к конкретным сутрам или частям сутр. Эти материалы обычно организовывали учение вокруг тщательно продуманной доктринальной таксономии, которая использовалась в качестве мнемонических приемов или катехизисов. Более поздние тексты выходят за рамки отдельных сутр и систематизируют широкий спектр доктринального материала, предлагая все более сложные аналитические классификации и дискурсивные разработки ДХАРМЫ. В конечном счете, тексты абхидхармы возникают как новый жанр буддийской литературы, в котором используются сложные философские рассуждения, а иногда даже включаются полемические нападки на позиции соперничающих группировок внутри САНГХА.
Третья из трёх «корзин» ([[Питака|ПИТАКА]]) буддийского канона ([[Трипитака|ТРИПИТАКА]]). Абхидхармапитака возникла в результате попыток раннего буддийского сообщества объяснить окончательное значение учения Будды, собранного в СУТРАХ. Поскольку было хорошо известно, что Будда адаптировал свое послание к пристрастиям и потребностям своей аудитории (ср. [[Упаякаушалья|УПАЯКАУШАЛЬЯ]]), в его учениях неизбежно появлялись противоречия, которые необходимо было разрешить. Попытки выяснить окончательное значение [[Буддадхарма|БУДДАДХАРМЫ]] посредством схоластической интерпретации и экзегезы в конечном итоге привели к созданию нового корпуса текстов, которым в конечном итоге был предоставлен самостоятельный канонический статус. Это тексты Абхидхармапитаки. Самые ранние из этих текстов, такие как палийские [[Вибханга|ВИБХАНГА]] и [[Пуггалапандатти|ПУГГАЛАПАНДАТТИ]], а также [[Сарвастивада|САРВАСТИВАДА САНГИТИПАРЬЯ]] и [[Дхармаскандха (Падашастра)|ДХАРМАСКАНДХА]], построены как комментарии к конкретным сутрам или частям сутр. Эти материалы обычно организовывали учение вокруг тщательно продуманной доктринальной системы, которая использовалась в качестве мнемонических приемов или кратких изложений. Более поздние тексты выходят за рамки отдельных сутр и систематизируют широкий спектр доктринального материала, предлагая все более сложные аналитические классификации и дискурсивные разработки [[Дхарма|ДХАРМЫ]]. В конечном счете, тексты абхидхармы возникают как новый жанр буддийской литературы, в котором используются сложные философские рассуждения, а иногда даже включаются полемические нападки на позиции соперничающих группировок внутри [[Сангха|САНГХА]].


По крайней мере семь школ индийского буддизма передали свои собственные редакции текстов абхидхармы, но только два из этих канонов сохранились полностью. Палийская абхидхаммапитака школы ТХЕРАВАДА, единственная сохранившаяся редакция на индийском языке, включает семь текстов (порядок которых часто различается):  
По крайней мере семь школ индийского буддизма передали свои собственные редакции текстов абхидхармы, но только два из этих канонов сохранились полностью. Палийская абхидхаммапитака школы [[Тхеравада|ТХЕРАВАДА]], единственная сохранившаяся редакция на индийском языке, включает семь текстов (порядок которых часто различается):  
*(1) ДХАММАСАНГАНИ («Перечисление Дхарм») исследует факторы ментальности и материальности (НАМАРУПА). , упорядоченные по этическим качествам;  
*(1) [[Дхаммасангани|ДХАММАСАНГАНИ]] («Перечисление Дхарм») исследует факторы ментальности и материальности ([[Намарупа|НАМАРУПА]]), упорядоченные по этическим качествам;  
*(2) VIBHANGA («Анализ») анализирует совокупности (SKANDHA), обусловленное возникновение (PRATĪTYASAMUTPĀDA) и медитативное развитие, причем каждое лечение завершается катехизической серией исследований;  
*(2) [[Вибханга|ВИБХАНГА]] («Анализ») анализирует совокупности ([[Пять скандх|СКАНДХА]]), обусловленное возникновение ([[Пратитьясамутпада|ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА]]) и медитативное развитие, причем каждое лечение завершается краткой серией исследований;  
*(3) ДХАТУКАТХА («Беседы об элементах») классифицирует все дхармы с точки зрения скандх и чувственных полей (АЯТАНА);  
*(3) [[Дхатукатха|ДХАТУКАТХА]] («Беседы об элементах») классифицирует все дхармы с точки зрения скандх и чувственных полей ([[Аятаны|АЯТАНА]]);  
*(4) ПУГГАЛАПАНДАТТИ («Описание человеческих типов») анализирует различные типы характера с точки зрения трех страданий: жадности (LOBHA), ненависти (DVEṢA) и заблуждений (MOHA) и различных связанных с ними подкатегорий;  
*(4) [[Пуггалапандатти|ПУГГАЛАПАНДАТТИ]] («Описание человеческих типов») анализирует различные типы характера с точки зрения трех страданий: жадности ([[Лобха|ЛОБХА]]), ненависти ([[Двеша|ДВЕША]]) и заблуждений ([[Моха|МОХА]]) и различных связанных с ними подкатегорий;  
*(5) КАТХАВАТТУ («Пункты противоречия») тщательно исследует взгляды конкурирующих школ основного направления буддизма и то, чем они отличаются от Тхеравады;  
*(5) [[Катхаватту|КАТХАВАТТУ]] («Пункты противоречия») тщательно исследует взгляды конкурирующих школ основного направления буддизма и то, чем они отличаются от Тхеравады;  
*(6) ЯМАКА («Пары») дает конкретные обозначения проблемных терминов посредством парных сравнений;  
*(6) [[Ямака|ЯМАКА]] («Пары») дает конкретные обозначения проблемных терминов посредством парных сравнений;  
*(7) ПАТХАНА («Условия») подробно рассматривает все последствия обусловленного происхождения.  
*(7) [[Патхана|ПАТХАНА]] («Условия») подробно рассматривает все последствия обусловленного происхождения.  


Абхидхармапитака школы Сарвастивада сохранилась только в китайском переводе, окончательные версии которого были подготовлены переводческой группой Сюаньцзана в седьмом веке. Он также включает семь текстов:  
Абхидхармапитака школы Сарвастивада сохранилась только в китайском переводе, окончательные версии которого были подготовлены переводческой группой Сюаньцзана в седьмом веке. Он также включает семь текстов:  
(1) САНГИТИПАРЬЯ[ПАДАШАСТРА] («Беседы о высказываниях»), приписываемые либо МАХАКАУШХИЛЕ, либо ШАРИПУТРЕ, комментарий к «Сангитисутре» (см. «САНГИТИСУТТА»), где Шарипутра излагает серию списков дхармы (МА). ТРКА), приказал от единиц до одиннадцати, чтобы систематически систематизировать учение Будды;  
*(1) [[Сангитипарья (Падашастра)|САНГИТИПАРЬЯ [ПАДАШАСТРА]]] («Беседы о высказываниях»), приписываемые либо [[Каушила|МАХАКАУШХИЛЕ]], либо [[Шарипутра|ШАРИПУТРЕ]], комментарий к «Сангитисутре» (см. «[[Сангитисутта|САНГИТИСУТТА]]»), где Шарипутра излагает серию списков дхармы ([[Матрика|МАТРИКА]]), приказал от единиц до одиннадцати, чтобы систематически систематизировать учение Будды;  
(2) ДХАРМАСКАНДХА [ПАДАШАСТРА] («Совокупность Дхарм»), приписываемая Шарипутре или МАХАМАУДГАЛЬЯЯНЕ, обсуждает буддийские сотериологические практики, а также недуги, которые препятствуют духовному прогрессу, почерпнутые в первую очередь из АГАМ;  
*(2) [[Дхармаскандха (Падашастра)|ДХАРМАСКАНДХА [ПАДАШАСТРА]]] («Совокупность Дхарм»), приписываемая Шарипутре или [[Маутгальяяна|МАХАМАУДГАЛЬЯЯНЕ]], обсуждает буддийские сотериологические практики, а также недуги, которые препятствуют духовному прогрессу, почерпнутые в первую очередь из [[Агама|АГАМ]];  
(3) PRAJÑAPTIBHĀṢYA[PĀDAŚASTRA] («Трактат об обозначениях»), приписываемый Маудгальяяне, рассматривает буддийскую космологию (lokaprajñapti), причины (karana) и действие (KARMAN);  
*(3) [[Праджнаптибхашья (Падашастра)|ПРАДЖНАПТИБХАШЬЯ [ПАДАШАСТРА]]] («Трактат об обозначениях»), приписываемый Маудгальяяне, рассматривает буддийскую космологию (lokaprajñapti), причины (karana) и действие ([[Карман|КАРМАН]]);  
(4) ДХАТУКАЯ [ПАДАШТРА] («Сборник элементов»), приписываемый либо ПУРНЕ, либо ВАСУМИТРА, обсуждает сопутствующие умственные факторы (значение ДХАТУ в этом трактате) и устанавливает конкретные наборы умственных факторов, которые присутствуют во все моменты. сознания (а именно, десять МАХАБХУМИКА) или всех оскверненных состояний ума (а именно, десять КЛЕШАМАБХУМИКА);  
*(4) [[Дхатукая (Падашастра)|ДХАТУКАЯ [ПАДАШАСТРА]]] («Сборник элементов»), приписываемый либо [[Пурна|ПУРНЕ]], либо [[Васумитра|ВАСУМИТРА]], обсуждает сопутствующие умственные факторы (значение [[Дхату (элементы)|ДХАТУ]] в этом трактате) и устанавливает конкретные наборы умственных факторов, которые присутствуют во все моменты сознания (а именно, десять [[Махабхумика|МАХАБХУМИКА]]) или всех оскверненных состояний ума (а именно, десять [[Клешамабхумика|КЛЕШАМАБХУМИКА]]);  
(5) ВИДЖНАКАЯ [ПАДАШАСТРА] («Сборник о сознании»), приписываемый Девашарману, стремится доказать правдивость одноименной позиции Сарвастивады о том, что дхармы существуют во всех трех временных периодах (ТРИКАЛА) прошлого, настоящего и будущего, а также ложность представлений о человеке (ПУДГАЛА); он также предоставляет первый список четырех типов состояний (ПРАТЬЯЯ);  
*(5) [[Виджнакая (Падашастра)|ВИДЖНАКАЯ [ПАДАШАСТРА]]] («Сборник о сознании»), приписываемый Девашарману, стремится доказать правдивость одноименной позиции Сарвастивады о том, что дхармы существуют во всех трех временных периодах ([[Трикала|ТРИКАЛА]]) прошлого, настоящего и будущего, а также ложность представлений о человеке ([[Пудгала|ПУДГАЛА]]); он также предоставляет первый список четырех типов состояний ([[Пратьяя|ПРАТЬЯЯ]]);  
(6) ПРАКАРАНА[ПАДАШАСТРА] («Изложение»), приписываемая ВАСУМИТРА, впервые вводит категоризацию дхарм в соответствии с более развитой рубрикой Сарвастивады: РУПА, ЧИТТА, ЧАЙТТА, ЧИТТАВИПРАЮКТАСКАРА и АСАНСКРИТА дхармы; он также добавляет новый список КУШАЛАМАХАБХУМИКА, или факторов, всегда связанных с здоровым состоянием ума;
*(6) [[Пракарана (Падашастра)|ПРАКАРАНА[ПАДАШАСТРА]]] («Изложение»), приписываемая [[Васумитра|ВАСУМИТРЕ]], впервые вводит категоризацию дхарм в соответствии с более развитой системой Сарвастивады: [[Рупа|РУПА]], [[Читта|ЧИТТА]], [[Чайтта|ЧАЙТТА]], [[Читтавипраюктасамскара|ЧИТТАВИПРАЮКТАСАМСКАРА]] и [[Асанскрита|АСАНСКРИТА]] дхармы; он также добавляет новый список [[Кушаламахабхумика|КУШАЛАМАХАБХУМИКА]], или факторов, всегда связанных с здоровым состоянием ума;
(7) ДЖАНАПРАСТХАНА («Основы знания»), приписываемый КАТЬЯНЕПУТРЕ, исчерпывающий обзор теории Сарвастивада-дхармы и школьного изложения психологических состояний, который составляет основу обширной энциклопедии Сарвастивада-Вайбхашика абхидхармы, АБХИДХАРМАМАХАВИБХАТА.  
*(7) [[Джанапрастхана|ДЖАНАПРАСТХАНА]] («Основы знания»), приписываемый [[Катьяянипутра|КАТЬЯЯНИПУТРЕ]], исчерпывающий обзор теории Сарвастивада-дхармы и школьного изложения психологических состояний, который составляет основу обширной энциклопедии Сарвастивада-Вайбхашика абхидхармы, [[Абхидхармамахавибхата|АБХИДХАРМАМАХАВИБХАТА]].  


В традиционной организации семи канонических книг Сарвастивады Абхидхармапитаки Джнанапрастхана рассматривается как «тело» (Шарира), или центральный трактат канона, с его шестью «стопами» (пада), или вспомогательными трактатами (падашастра). , перечисленные в следующем порядке: (1) Пракаранапада, (2) Виджнянакая, (3) Дхармаскандха, (4) Праджняптибхашья, (5) Дхатукая и (6) Самгитипарьяя. Экзегеты Абхидхармы позже обратили свое внимание на эти канонические материалы по Абхидхарме и подвергли их строгому научному анализу, ранее направленному на сутры. Это привело к написанию новаторских синтезов и конспектов доктрины абхидхармы в таких текстах, как «ВИСУДДХИМАГГА» БУДХАГХОСЫ и «АБХИДХАММАТХАСАНГАХА» АНУРУДДЫ, «АБХИДХАРМАКОШАБХАШЯ» ВАСУБАНДУ и «НЬЯЯНУСАРА» САНГАБХАДРЫ. В Восточной Азии эта третья «корзина» в конечном итоге была расширена за счет растущей схоластической литературы МАХАЯНЫ, превратив ее из строго абхидхармапитаки в более широкую «корзину трактатов» или *ШАСТРАПИТАКА (C. lunzang).
В традиционной организации семи канонических книг Сарвастивады Абхидхармапитаки [[Джанапрастхана]] рассматривается как «тело» (Шарира), или центральный трактат канона, с его шестью «стопами» (пада), или вспомогательными трактатами (падашастра), перечисленные в следующем порядке:  
(1) Пракаранапада,  
(2) Виджнянакая,  
(3) Дхармаскандха,  
(4) Праджняптибхашья,  
(5) Дхатукая и  
(6) Самгитипарьяя.  
 
Экзегеты Абхидхармы позже обратили свое внимание на эти канонические материалы по Абхидхарме и подвергли их строгому научному анализу, ранее направленному на сутры. Это привело к написанию новаторских синтезов и записей доктрины абхидхармы в таких текстах, как «[[Вишуддхимагга|ВИШУДДХИМАГГА]]» [[Будхагхоша|БУДХАГХОШЫ]] и «АБХИДХАММАТХАСАНГАХА» АНУРУДДЫ, «АБХИДХАРМАКОШАБХАШЯ» ВАСУБАНДУ и «НЬЯЯНУСАРА» САНГАБХАДРЫ. В Восточной Азии эта третья «корзина» в конечном итоге была расширена за счет растущей схоластической литературы МАХАЯНЫ, превратив ее из строго абхидхармапитаки в более широкую «корзину трактатов» или *ШАСТРАПИТАКИ.
 
{{Принстон}}
 
[[Категория:Принстонский словарь А]]

Версия от 07:15, 10 января 2024

АБХИДХАРМАПИТАКА (пали. abhidhammapiṭaka; тиб. chos mngon pa’i sde snod; кит. lunzang; яп. ronzō; кор. nonjang 論藏).

Третья из трёх «корзин» (ПИТАКА) буддийского канона (ТРИПИТАКА). Абхидхармапитака возникла в результате попыток раннего буддийского сообщества объяснить окончательное значение учения Будды, собранного в СУТРАХ. Поскольку было хорошо известно, что Будда адаптировал свое послание к пристрастиям и потребностям своей аудитории (ср. УПАЯКАУШАЛЬЯ), в его учениях неизбежно появлялись противоречия, которые необходимо было разрешить. Попытки выяснить окончательное значение БУДДАДХАРМЫ посредством схоластической интерпретации и экзегезы в конечном итоге привели к созданию нового корпуса текстов, которым в конечном итоге был предоставлен самостоятельный канонический статус. Это тексты Абхидхармапитаки. Самые ранние из этих текстов, такие как палийские ВИБХАНГА и ПУГГАЛАПАНДАТТИ, а также САРВАСТИВАДА САНГИТИПАРЬЯ и ДХАРМАСКАНДХА, построены как комментарии к конкретным сутрам или частям сутр. Эти материалы обычно организовывали учение вокруг тщательно продуманной доктринальной системы, которая использовалась в качестве мнемонических приемов или кратких изложений. Более поздние тексты выходят за рамки отдельных сутр и систематизируют широкий спектр доктринального материала, предлагая все более сложные аналитические классификации и дискурсивные разработки ДХАРМЫ. В конечном счете, тексты абхидхармы возникают как новый жанр буддийской литературы, в котором используются сложные философские рассуждения, а иногда даже включаются полемические нападки на позиции соперничающих группировок внутри САНГХА.

По крайней мере семь школ индийского буддизма передали свои собственные редакции текстов абхидхармы, но только два из этих канонов сохранились полностью. Палийская абхидхаммапитака школы ТХЕРАВАДА, единственная сохранившаяся редакция на индийском языке, включает семь текстов (порядок которых часто различается):

  • (1) ДХАММАСАНГАНИ («Перечисление Дхарм») исследует факторы ментальности и материальности (НАМАРУПА), упорядоченные по этическим качествам;
  • (2) ВИБХАНГА («Анализ») анализирует совокупности (СКАНДХА), обусловленное возникновение (ПРАТИТЬЯСАМУТПАДА) и медитативное развитие, причем каждое лечение завершается краткой серией исследований;
  • (3) ДХАТУКАТХА («Беседы об элементах») классифицирует все дхармы с точки зрения скандх и чувственных полей (АЯТАНА);
  • (4) ПУГГАЛАПАНДАТТИ («Описание человеческих типов») анализирует различные типы характера с точки зрения трех страданий: жадности (ЛОБХА), ненависти (ДВЕША) и заблуждений (МОХА) и различных связанных с ними подкатегорий;
  • (5) КАТХАВАТТУ («Пункты противоречия») тщательно исследует взгляды конкурирующих школ основного направления буддизма и то, чем они отличаются от Тхеравады;
  • (6) ЯМАКА («Пары») дает конкретные обозначения проблемных терминов посредством парных сравнений;
  • (7) ПАТХАНА («Условия») подробно рассматривает все последствия обусловленного происхождения.

Абхидхармапитака школы Сарвастивада сохранилась только в китайском переводе, окончательные версии которого были подготовлены переводческой группой Сюаньцзана в седьмом веке. Он также включает семь текстов:

В традиционной организации семи канонических книг Сарвастивады Абхидхармапитаки Джанапрастхана рассматривается как «тело» (Шарира), или центральный трактат канона, с его шестью «стопами» (пада), или вспомогательными трактатами (падашастра), перечисленные в следующем порядке: (1) Пракаранапада, (2) Виджнянакая, (3) Дхармаскандха, (4) Праджняптибхашья, (5) Дхатукая и (6) Самгитипарьяя.

Экзегеты Абхидхармы позже обратили свое внимание на эти канонические материалы по Абхидхарме и подвергли их строгому научному анализу, ранее направленному на сутры. Это привело к написанию новаторских синтезов и записей доктрины абхидхармы в таких текстах, как «ВИШУДДХИМАГГА» БУДХАГХОШЫ и «АБХИДХАММАТХАСАНГАХА» АНУРУДДЫ, «АБХИДХАРМАКОШАБХАШЯ» ВАСУБАНДУ и «НЬЯЯНУСАРА» САНГАБХАДРЫ. В Восточной Азии эта третья «корзина» в конечном итоге была расширена за счет растущей схоластической литературы МАХАЯНЫ, превратив ее из строго абхидхармапитаки в более широкую «корзину трактатов» или *ШАСТРАПИТАКИ.

Принстонский словарь буддизма