Такшам Нуден Дордже: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:TakshamNudenDorje.jpg|мини|справа|400px|Такшам Нуден Дордже (1655-1708)]]
[[Изображение:TakshamNudenDorje.jpg|мини|справа|400px|Такшам Нуден Дордже (1655-1708)]]
== Краткая биография ==
== Краткая биография ==
Главных тертонов было сто. Среди них Такшам Нуден Дордже обнаружил наиболее важные терма, связанные с гневным божеством Хаягривой. Его тертон звали Самтен Лингпа.
Такшам Нуден Дордже - один из ста главных тертонов. Он обнаружил наиболее важные терма, связанные с гневным божеством Хаягривой. Его тертон звали Самтен Лингпа.


Падмасамбхава предсказал, что тертон, который раскроет основную практику Хаягривы, будет иметь родимое пятно из шкуры тигра — такшам означает юбка из шкуры тигра — и что этот тертон будет эманацией Падмасамбхавы и Хаягривы.
Падмасамбхава предсказал, что тертон, который раскроет основную практику Хаягривы, будет иметь родимое пятно из шкуры тигра — такшам означает юбка из шкуры тигра — и что этот тертон будет эманацией Падмасамбхавы и Хаягривы.

Версия от 15:00, 27 января 2024

Такшам Нуден Дордже (1655-1708)

Краткая биография

Такшам Нуден Дордже - один из ста главных тертонов. Он обнаружил наиболее важные терма, связанные с гневным божеством Хаягривой. Его тертон звали Самтен Лингпа.

Падмасамбхава предсказал, что тертон, который раскроет основную практику Хаягривы, будет иметь родимое пятно из шкуры тигра — такшам означает юбка из шкуры тигра — и что этот тертон будет эманацией Падмасамбхавы и Хаягривы.

Воплощения Такшама Нудена Дордже считаются эманациями Ачарьи Сале, который был одной из духовных супруг Еше Цогьял. Такшам Нуден Дордже раскрыл духовную биографию Еше Цогьял как терма.

Такшам Нюден Дордже родился в 1655 году в районе Пато Ямалунг в Кхаме в Тибете. Говорят, что он мгновенно осознал пустоту своего ума, услышав декламацию Сутры Праджняпарамиты, состоящей из 100 000 стихов, в возрасте семи лет.

Когда ему было девять лет, у него было видение Зеленой Тары, которая дала ему благословения и пророчества о его будущей деятельности на благо Дхармы. Когда ему было одиннадцать лет, у него произошла глубокая встреча с Падмасамбхавой, который благословил его мудростью ума и дал ему прямые учения. После этих учений Падмасамбхавы его медитативная практика сияния заставила его больше не различать день и ночь. Ему также было много видений дакини, и он оставил следы на камнях, когда танцевал с ними. Эти следы все еще можно увидеть сегодня в Гавалунге в Тибете. В это время он также нашел сокровища земных терма, но они не были обнародованы.

Когда ему было восемнадцать лет, Такшам Нуден Дордже открыл множество терма, которые были обнародованы. Из них одним из наиболее важных является Ваджрасаттва Ньингтик, который он открыл в пещере тайных практик дакини. Когда ему было девятнадцать лет, он открыл терма Ваджракилаи из пещеры практики Вайрочаны. Он открыл семнадцать основных терма, самым известным из которых является цикл терма Хаягривы под названием Йидам Гонгду — Квинтэссенция Божества . Он открыл это в Гавалунг-Ла, скалистом склоне в форме свиньи, скорпиона и гаруды. Его семнадцать основных текстов-сокровищниц составляют тридцать два тома тибетских текстов.

Помимо открытия важных терма, он также построил монастыри и ретритные центры в Гавалунге, Пато Самтенлинге и Додонг Гоне в Тибете. Во время Китайской культурной революции большинство этих центров практики было разрушено.

Такшам Нуден Дордже передал свои учения традициям тибетского буддизма Ньингма, Кагью и Гелуг. Среди его учеников были Еше Дордже, 11-й Кармапа (1676-1702), Шамар Ринпоче, Чодже Лингпа и великий 5-й Далай-лама. Терма Такшама практикуются в этих линиях передачи и сегодня.

В возрасте пятидесяти трёх лет он скончался в 1708 году. По сей день существует последовательная линия реинкарнаций Такшама Нудена Дордже — нынешнее воплощение — 8-й Такшам Тулку.

Сто тертонов

Видьядхара Такшам Нуден Дордже (Тиб. སྟག་ཤམ་ནུས་ལྡན་རྡོ་རྗེ་, Вайли: stag sham nus ldan rdo rje, 1655-1708), которого также звали Самтен Лингпа, был царем всех поздних тертонов восточного Тибета. Он родился в клане мантриков Зур в кочевой общине в Парсё на юге. Его отцом был практикующий Чод по имени Таши; его мать звали Лёкхи. Самтен Лингпа родился в год Деревянной Овцы. Его окружали чудесные знамения. К третьему году жизни в его сердце родилась самовозникшая мудрость, и он постоянно оставался в медитации.

С раннего возраста Самтен Лингпа обладал великим отречением, чистым восприятием и состраданием. Поэтому он воздерживался от любой деятельности, кроме дхармы. На одиннадцатом году жизни он получил пророчество от дакини. Это было первое из его многочисленных видений, из-за которых он не мог отличить день от ночи. Поскольку он постоянно занимался ваджрными песнями и танцами, ему дали прозвище Вира (Божественный танцор). Он также коснулся стоп нескольких святых гуру и много учился.

На семнадцатом году жизни Самтена Лингпы, направляясь в обитель, он встретил Гуру Ринпоче в форме йогина с узлом на голове, в хлопковой накидке и йогическим поясом. Йогин дал Самтену Лингпе и наставления, и советы. В восторге он вспомнил свою предыдущую жизнь как Лхапа Чёджунг и рассказал об этом другим. Все стали называть его Ургьен Лхапа. В этом месте, на горе под названием Скала Трамо, Самтен Лингпа открыл путеводитель по нескольким глубоким терма. Годом позже он раскрыл Сущность Сердца Ваджрасаттвы и циклы Гневной Килаи из пещеры Вайрочаны на скале Трикая в Ланглунге.

На двадцатом году жизни Самтен Лингпа принял полные обеты и с тех пор жил как бхикшу. Его настоящее монашеское имя было Самтен Дордже.

Второе терма Самтена Лингпы включало в себя как Сущность Всеосвобождающего Сердца Падмы, так и цикл ее защитников, Защитников Царства. Впервые он показал их руководство и введение в терма, сидя на валуне в нижней части долины у скалы Трамо. Основываясь на этом, он обнаружил настоящие терма из пещеры где практиковал Вайрочана называемая Кристальная Лотосовая Пещеры.

Его третье терма, открытое в пещере Сохар Кёк, было обширным и включало Гневный Огненный Черный ХУМ, Объединение Гуру и Ваджракилаи, а также Дакини Сингхамукха. Однако, поскольку он не смог соблюдать необходимую секретность и другие условия, предписанные в руководствах терма, после того, как он записал несколько разделов мирной и гневной частей Всеосвобождающей Сердечная Сущности Падмы, произошли большие потрясения. Поэтому, основываясь на особом наставлении внутри терма, он заново сокрыл эти терма, за исключением Объединенного Гуру и Ваджракилаи.

Четвертое терма Самтена Лингпы было открыто из-под пьедестала Ваджрапани в роще Гаруды. Это были Три Садханы Сердца Гуру, Подобно Очищенному Золоту: Мирная, Гневная и Полугневная.

Его пятым терма была Мирная Тайная Сущность Падмы, которую он раскрыл в Крепости Жизненной Силы Пылающего Сердца.

Шестым терма Самтена Лингпы был цикл Дордже Дракпо Цал, который он открыл в пещере для практики в Крепости Божественной Водной Жизненности Белой Скалы.

Его седьмое терма: Вдохновленный защитником терма Экаджати, Самтен Лингпа отправился в Лхото, чтобы встретиться с ламой Кунгой Гьямцо. По дороге его приняла семья по имени Латок. Пока он жил в их доме, семья предложила ему том «Основной практики Хаягривы», который был терма Чокдена Дордже. Затем Самтену Лингпе было видение, в котором махасиддха Чокден Дордже дал ему посвящения и наставления этого терма. После этого Самтен Лингпа восстановил и широко распространил эту ранее прерванную линию передачи.

Восьмым терма Самтена Лингпы была Основная практика Трех Корней, которую он открыл в Тайной Пещере Божественной Воды Белой Скалы.

Его девятым терма было «Намерение Махакаруники освободить всех существ». Он обнаружил его на валуне в форме сердца на горе Блэк-Мара.

Десятым терма Самтена Лингпы была «Биография Еше Цогьял», состоящая из восьми глав, которую он открыл на скале Пакшонг Кхамдо.

Его одиннадцатым терма был «Великий Завет: Биография Гуру», который он раскрыл в Тайной пещере Янглешо.

Двенадцатым терма Самтена Лингпы был Повелитель Тайн, побеждающий буйных, который был непосредственно предложен ему хранителем терма из озера в Домбу Гангра.

Его тринадцатое терма: На большом кладбище Радостная роща в Счастливой долине в Пуво был холм, на котором росло множество деревьев. Он срубил их, убрал под ними землю и камни и обнаружил изображение Хаягривы и Ваджраварахи высотой в один этаж. Из места их соединения он достал путеводитель для терма. На основе этого он затем раскрыл с трона Гуру Ринпоче и других мест внутри этого захоронения тантры, садханы и предметы Собрания Мудрости Йидама, состоявшей из девяти томов.

Четырнадцатым терма Самтена Лингпы была линия передачи шёпотом от Еше Цогьял, которую он открыл на скале Кхродикали.

Его пятнадцатым терма был цикл «Гневная Богиня-Победительница Мары», который он открыл в Логове Тигра Дордже Дроло.

Шестнадцатым терма Самтена Лингпы был цикл «Связанные Самаей братья и сёстры», который он открыл в Бирюзовой скале Цаганг.

Его семнадцатым терма была Махакаруника: Сердечная сущность йогина Митры, которую он открыл из Рукава Майтрейи в Дорчу.

За немногими исключениями, Самтен Лингпа расшифровал все это и передал их своим главным наследникам дхармы, в том числе великому тертону Чодже Лингпе, племяннику Самтена Лингпы Намкхе Дордже и Пелце Самтену Тендзину. Видьядхара Чодже Лингпа даровал их Гьялвангу Кармапе и Шамару Ринпоче, и деятельность этих терма процветала.

Наряду с этими терма Самтен Лингпа также явил бесчисленные опоры тела и ума, пурбы и опоры благословения. Например, если мы рассмотрим только те килы, которые он открыл, то можно сказать, что они составляют полный набор кил, необходимых для Великого Собрания Ваджракилаи.

Главной резиденцией Самтена Лингпы был Самтен Линг в Парто. Бесчисленные люди, величественные и смиренные, съезжались туда со всего Тибета, и он беспрестанно поворачивал колесо дхармы созревания и освобождения. Он много раз созвал Собрания Великих Свершений, такие как «Свершение Амриты», создание субстанций самаи, которые освобождают через вкус. Он также совершил бесчисленные поступки общепринятой добродетели.

Совершив так много, он, наконец, перенёс свою рупакайю в сердце Хаягривы и Ваджраварахи среди многочисленных знамений и чудес.

Его монастырь в Пуво поддерживается как его эманациями, так и линией передачи, которая распространена как там, так и в Нгомгью и Шакньинге. Я тщательно получил все его созревающие посвящения и освобождающие наставления, которые доступны в настоящее время, и в результате я осмелюсь назвать себя чрезвычайно удачливым.