Пятикнижие Майтреи: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Наряду с работами Нагарджуны и других мастеров Школы Срединного Пути, учения Майтреи занимают уникальное место в тибетском буддизме. Во всех четырех основных буддийских линиях Тибета сочинения, приписываемые Майтрее, известные в народе как «Пять тру...») |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 8: | Строка 8: | ||
2. [[Махаяна-сутра-аламкара]] - '''Украшение махаянских сутр'''<br/> | 2. [[Махаяна-сутра-аламкара]] - '''Украшение махаянских сутр'''<br/> | ||
3. [[Мадхьянтавибханга]] - '''Различения середины и крайностей'''<br/> | 3. [[Мадхьянтавибханга]] - '''Различения середины и крайностей'''<br/> | ||
4. [[ | 4. [[Дхармадхарматавибхага]] - '''Различения явлений и подлинной сущности'''<br/> | ||
5. [[Уттаратантра шастра]] - '''Гьюлама'''<br/> | 5. [[Уттаратантра шастра]] - '''Гьюлама'''<br/> | ||
В комментарии к Дхармадхарматавибхаге [[III Кармапа Рангджунг Дордже|Третий Кармапа]] пишет: | |||
:''Эти пять трактатов представляют собой единое непрерывное усилие [Майтрейи]. Очевидно, что для того, чтобы эти пять смогли уяснить смысл всего учения, в Абхисамаяаланкаре в первом из [пяти текстов] воздается почтение, тогда как завершающая часть Уттаратантры учит посвящению заслуг. [Благодаря этому] можно также осознать следующий порядок этих [пяти текстов].[Абхисамаяаланкара] была составлена первой, потому что Праджняпарамита подобна матери всех трактатов, которые учат путям и плодам всех чудесных ян, которые порождают Четыре Благородные. [Говоря], что разнообразные сутры трех ян согласуются с только что упомянутым моментом, Махаянасутраланкара подтверждает, что они принадлежат к сфере того, что следует понять и ясно осознать. В качестве краткого изложения в Мадхьянтавибхаге объясняется лишь то, как определять характеристики факторов, от которых следует отказаться, и средств их устранения, омрачений, связанных с ними, истинной реальности, пребыванием в способе культивирования средств устранения и их результатов, а также непревзойденной яны. Если все, чему учат таким образом, суммировать дальше, то все содержится в этом постижении явлений и природы явлений [которому учат здесь, в Дхармадхарматавибхаге]. Уттаратантра учит реальности природы явлений – основной природе состояния будды, окончательному смыслу – который находится за пределами сферы каких-либо обычных существ, шраваков или пратьекабудд. [Эта природа преподается как] ее связь со [случайными] пятнами, безупречным просветлением, ее качествами, [ее] просветленной деятельностью и способом участия [в ней]. Таким образом, следует знать, что все слова учения Будды и все трактаты [по нему] суммированы [в этих пяти текстах].'' |
Версия от 04:44, 8 февраля 2024
Наряду с работами Нагарджуны и других мастеров Школы Срединного Пути, учения Майтреи занимают уникальное место в тибетском буддизме. Во всех четырех основных буддийских линиях Тибета сочинения, приписываемые Майтрее, известные в народе как «Пять трудов Майтреи», считаются обязательными для чтения и считаются шедеврами буддийской литературы. Действительно, в Тибете трудно найти монашеский колледж, в котором не изучались бы учения, приписываемые Майтрее.
Одним из свидетельств влияния этих текстов является тот факт, что многие мастера из различных школ буддийской мысли и практики утверждали, что эти тексты отражают их собственные взгляды. На протяжении столетий к этим пяти текстам было написано бесчисленное количество комментариев, каждый из которых представляет уникальную точку зрения и позиционирует учения-откровения Майтреи в более широком контексте буддийской философии.
Пять трудов Майтреи:
1. Абхисамаяланкара - Украшение из постижений
2. Махаяна-сутра-аламкара - Украшение махаянских сутр
3. Мадхьянтавибханга - Различения середины и крайностей
4. Дхармадхарматавибхага - Различения явлений и подлинной сущности
5. Уттаратантра шастра - Гьюлама
В комментарии к Дхармадхарматавибхаге Третий Кармапа пишет:
- Эти пять трактатов представляют собой единое непрерывное усилие [Майтрейи]. Очевидно, что для того, чтобы эти пять смогли уяснить смысл всего учения, в Абхисамаяаланкаре в первом из [пяти текстов] воздается почтение, тогда как завершающая часть Уттаратантры учит посвящению заслуг. [Благодаря этому] можно также осознать следующий порядок этих [пяти текстов].[Абхисамаяаланкара] была составлена первой, потому что Праджняпарамита подобна матери всех трактатов, которые учат путям и плодам всех чудесных ян, которые порождают Четыре Благородные. [Говоря], что разнообразные сутры трех ян согласуются с только что упомянутым моментом, Махаянасутраланкара подтверждает, что они принадлежат к сфере того, что следует понять и ясно осознать. В качестве краткого изложения в Мадхьянтавибхаге объясняется лишь то, как определять характеристики факторов, от которых следует отказаться, и средств их устранения, омрачений, связанных с ними, истинной реальности, пребыванием в способе культивирования средств устранения и их результатов, а также непревзойденной яны. Если все, чему учат таким образом, суммировать дальше, то все содержится в этом постижении явлений и природы явлений [которому учат здесь, в Дхармадхарматавибхаге]. Уттаратантра учит реальности природы явлений – основной природе состояния будды, окончательному смыслу – который находится за пределами сферы каких-либо обычных существ, шраваков или пратьекабудд. [Эта природа преподается как] ее связь со [случайными] пятнами, безупречным просветлением, ее качествами, [ее] просветленной деятельностью и способом участия [в ней]. Таким образом, следует знать, что все слова учения Будды и все трактаты [по нему] суммированы [в этих пяти текстах].