Краткое изложение девяти колесниц: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 41: | Строка 41: | ||
Почему эти три названы «колесницы, ведущие от Источника»? Потому, что они ведут нас вдоль пути к результату освобождения из самсары с помощью оставления всех действий и клеш, которые являются причиной или «источником» (страдания). | Почему эти три названы «колесницы, ведущие от Источника»? Потому, что они ведут нас вдоль пути к результату освобождения из самсары с помощью оставления всех действий и клеш, которые являются причиной или «источником» (страдания). | ||
== 1. Шравакаяна (колесница шраваков, | === 1. Шравакаяна (колесница шраваков, nyan thos) === | ||
В общем, Санскритское слово «шравака» имеет оба значения слушать и слышать, следовательно (тибетский перевод nyentho литературно обозначает) «слушатель - слышащий». Альтернативно термин может обозначать «слушание и оглашение», в смысле, что шраваки полагаются на учителей и затем провозглашают другим все слова, которые говорил их учитель. | В общем, Санскритское слово «шравака» имеет оба значения слушать и слышать, следовательно (тибетский перевод nyentho литературно обозначает) «слушатель - слышащий». Альтернативно термин может обозначать «слушание и оглашение», в смысле, что шраваки полагаются на учителей и затем провозглашают другим все слова, которые говорил их учитель. | ||
Строка 47: | Строка 47: | ||
Теперь будет объяснено вхождение, взгляд, медитация, поведение и результат шравакаяны. | Теперь будет объяснено вхождение, взгляд, медитация, поведение и результат шравакаяны. | ||
a. Вхождение | '''a. Вхождение''' | ||
Шраваки мотивированы чувством отречения, желанием самим спастись из сфер самсары. С этой мотивацией, они получают семь групп обетов пратимокши, для мужчин или женщин практиков мирян, монахов или монахинь новичков, монахинь, находящихся на испытательном сроке или полнопосвященных монахов или монахинь. Получив эти обеты, они практикуют моральную сдержанность, поддерживая свои обеты незатронутыми, восстанавливая все происходящие повреждения и т.д. | Шраваки мотивированы чувством отречения, желанием самим спастись из сфер самсары. С этой мотивацией, они получают семь групп обетов пратимокши, для мужчин или женщин практиков мирян, монахов или монахинь новичков, монахинь, находящихся на испытательном сроке или полнопосвященных монахов или монахинь. Получив эти обеты, они практикуют моральную сдержанность, поддерживая свои обеты незатронутыми, восстанавливая все происходящие повреждения и т.д. | ||
b. | '''b. Воззрение''' | ||
Как основу своего пути, они устанавливают свой взгляд, фокусируясь на всех явлениях, входящих в состав пяти совокупностей и постигая, что они лишены какой-либо персональной сущности. Они не постигают того, что все материальные явления и явления сознания лишены истинной реальности, и заявляют об истинном существовании мельчайших частиц в воспринимаемых объектах и бесконечно малых неделимых моментов сознания. Им не достает постижения отсутствия истинности существования явлений. | Как основу своего пути, они устанавливают свой взгляд, фокусируясь на всех явлениях, входящих в состав пяти совокупностей и постигая, что они лишены какой-либо персональной сущности. Они не постигают того, что все материальные явления и явления сознания лишены истинной реальности, и заявляют об истинном существовании мельчайших частиц в воспринимаемых объектах и бесконечно малых неделимых моментов сознания. Им не достает постижения отсутствия истинности существования явлений. | ||
c. Медитация | '''c. Медитация''' | ||
На пути, они практикуют как шаматху, так и випашьяну. Они реализуют состояние шаматхи с помощью избегания препятствий, и, культивируя факторы благоприятные для самадхи, согласно девяти стадиям покоящегося ума и тому подобное, и порождают випашьяну, медитируя на шестнадцати аспектах четырех истин. | На пути, они практикуют как шаматху, так и випашьяну. Они реализуют состояние шаматхи с помощью избегания препятствий, и, культивируя факторы благоприятные для самадхи, согласно девяти стадиям покоящегося ума и тому подобное, и порождают випашьяну, медитируя на шестнадцати аспектах четырех истин. | ||
d. Поведение | '''d. Поведение''' | ||
Они поддерживают двенадцать аскетических практик (4), избегая двух крайних образов жизни, потакания чувственным наслаждениям (5) и непомерных самонаказаний. | Они поддерживают двенадцать аскетических практик (4), избегая двух крайних образов жизни, потакания чувственным наслаждениям (5) и непомерных самонаказаний. | ||
e. | '''e. Плод''' | ||
Они обретают один из восьми уровней реализации, соответствующих уровню, покинутых клеш трех сфер. Существуем восемь уровней: вошедшие в поток, один раз возвращающийся, не возвращающийся и архат, каждый из которых разделяется на стадии, известные как развивающийся и упрочившийся. | Они обретают один из восьми уровней реализации, соответствующих уровню, покинутых клеш трех сфер. Существуем восемь уровней: вошедшие в поток, один раз возвращающийся, не возвращающийся и архат, каждый из которых разделяется на стадии, известные как развивающийся и упрочившийся. | ||
== 2. Пратьекабуддаяна (колесница пратьекабудд, | === 2. Пратьекабуддаяна (колесница пратьекабудд, rang sang rgyas) === | ||
Пратьекабудды, или «само-пробужденные» так называются потому, что имеют мудрость, проникающую более глубоко, чем шраваки. Они проявляют свое пробуждение силой своей собственной мудрости, без необходимости опоры на других учителей. | Пратьекабудды, или «само-пробужденные» так называются потому, что имеют мудрость, проникающую более глубоко, чем шраваки. Они проявляют свое пробуждение силой своей собственной мудрости, без необходимости опоры на других учителей. | ||
Строка 73: | Строка 73: | ||
Давайте более детально разберем вхождение, взгляд, медитацию, поведение и результаты пратьекабуддаяны. | Давайте более детально разберем вхождение, взгляд, медитацию, поведение и результаты пратьекабуддаяны. | ||
а. Вхождение | '''а. Вхождение''' | ||
Так же как при вступлении в шравакаяну, практьекабудды принимают любые из семи групп обетов пратимокши и затем поддерживают их ненарушенными. | Так же как при вступлении в шравакаяну, практьекабудды принимают любые из семи групп обетов пратимокши и затем поддерживают их ненарушенными. | ||
b. | '''b. Воззрение''' | ||
Что касается основы их пути, того, как они определяют воззрение, то они совершенно реализуют отсутствие индивидуальной сущности, но при этом, они только наполовину реализуют отсутствие сущности у явлений, т.к. хотя они и осознают то, что мельчайшие частицы воспринимаемых объектов не реальны, они по-прежнему верят истинность существования бесконечно малых моментов сознания. | Что касается основы их пути, того, как они определяют воззрение, то они совершенно реализуют отсутствие индивидуальной сущности, но при этом, они только наполовину реализуют отсутствие сущности у явлений, т.к. хотя они и осознают то, что мельчайшие частицы воспринимаемых объектов не реальны, они по-прежнему верят истинность существования бесконечно малых моментов сознания. | ||
с. Медитация | '''с. Медитация''' | ||
Касательно их пути, и их практики медитации, исключительный подход пратьекабудд заключается в медитации на том, как возникает, в ее постепенной последовательности, двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения и том, как они обращают (прекращают) ее в обратном порядке. | Касательно их пути, и их практики медитации, исключительный подход пратьекабудд заключается в медитации на том, как возникает, в ее постепенной последовательности, двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения и том, как они обращают (прекращают) ее в обратном порядке. | ||
d. Поведение | '''d. Поведение''' | ||
Подобно шравакам, они поддерживают двенадцать правил аскетической практики. | Подобно шравакам, они поддерживают двенадцать правил аскетической практики. | ||
e. | '''e. Плод''' | ||
Как плод, те, кто обладает более острыми способностями, обретают уровень архата пратьекабудды, подобного носорогу, и те, кто обладает меньшими способностями, становятся архатами пратьекабуддами, подобными попугаям (6). | Как плод, те, кто обладает более острыми способностями, обретают уровень архата пратьекабудды, подобного носорогу, и те, кто обладает меньшими способностями, становятся архатами пратьекабуддами, подобными попугаям (6). | ||
Строка 95: | Строка 95: | ||
Более того, они достигают своей последней жизни, как результата трех особых молитв устремления. Они молятся, чтобы в своей последней жизни, они были бы в мире без будд и шраваков, чтобы они могли обрести пробуждение собственными усилиями, без опоры на учителя, и, чтобы они могли учить Дхарме, молча, с помощью физических жестов. | Более того, они достигают своей последней жизни, как результата трех особых молитв устремления. Они молятся, чтобы в своей последней жизни, они были бы в мире без будд и шраваков, чтобы они могли обрести пробуждение собственными усилиями, без опоры на учителя, и, чтобы они могли учить Дхарме, молча, с помощью физических жестов. | ||
== 3. Бодхисаттваяна (колесница бодхисаттв, | === 3. Бодхисаттваяна (колесница бодхисаттв, byang chub sems dpa’) = | ||
Бодхисаттваяна является частью махаяны, которая принадлежит к колеснице признаков (атрибутов). Она называется колесницей бодхисаттв, т.к. она обладает способностью привести кого-либо к великому просветлению, однажды вошедшего в ее врата. В силу того, что область ее опыта безбрежна, она обладает бесчисленным количеством искусных методов и безграничной мудростью. Она приводит к благу и счастью, в высшие сферы за короткий срок, и, в конечном счете, к окончательному благу. | Бодхисаттваяна является частью махаяны, которая принадлежит к колеснице признаков (атрибутов). Она называется колесницей бодхисаттв, т.к. она обладает способностью привести кого-либо к великому просветлению, однажды вошедшего в ее врата. В силу того, что область ее опыта безбрежна, она обладает бесчисленным количеством искусных методов и безграничной мудростью. Она приводит к благу и счастью, в высшие сферы за короткий срок, и, в конечном счете, к окончательному благу. | ||
Строка 102: | Строка 102: | ||
Теперь, я вкратце обрисую вхождение, взгляд, медитацию, поведение и результаты. | Теперь, я вкратце обрисую вхождение, взгляд, медитацию, поведение и результаты. | ||
а. Вхождение | '''а. Вхождение''' | ||
Практика бодхисаттв основывается на их желании принести благо другим. Они побуждаемы бодхичиттой, которая нацелена на всех существ, и характеризуется устремлением установить их всех на уровень совершенного состояния будды, свободного от причин и следствий страдания и наделенного всеми причинами и следствиями счастья. С этой мотивацией, они принимают обеты устремления и применения бодхисаттвы соответствующим образом, согласно ритуалу традиции Глубинного Взгляда или Обширного Поведения. Затем они соблюдают нравственность относительного того, что необходимо принять и отвергнуть, и очищают любые загрязнения. | Практика бодхисаттв основывается на их желании принести благо другим. Они побуждаемы бодхичиттой, которая нацелена на всех существ, и характеризуется устремлением установить их всех на уровень совершенного состояния будды, свободного от причин и следствий страдания и наделенного всеми причинами и следствиями счастья. С этой мотивацией, они принимают обеты устремления и применения бодхисаттвы соответствующим образом, согласно ритуалу традиции Глубинного Взгляда или Обширного Поведения. Затем они соблюдают нравственность относительного того, что необходимо принять и отвергнуть, и очищают любые загрязнения. | ||
b. | '''b. Воззрение''' | ||
Что касается основы их пути, того, как они устанавливают свое воззрение, если мы будем говорить в терминах философских принципов, то подход Только Ума утверждает, что внешние объекты не реальны и все явления ничто иное, как внутренний ум, а также заявляет, что самоосознавание, самосознающее сознание, лишенное двойственного восприятия действительно реально существует. Подход Серединного Пути, это осознание того, факта, что явления проявляются вследствие взаимозависимого происхождения, но в действительности они пустотны, и находятся за пределами восьми крайностей концептуальных усложнений (7). При помощи этих подходов, на основе объяснения двух уровней реальности, они совершенно реализуют отсутствие какой-либо индивидуальной сущности или подлинности явлений. | Что касается основы их пути, того, как они устанавливают свое воззрение, если мы будем говорить в терминах философских принципов, то подход Только Ума утверждает, что внешние объекты не реальны и все явления ничто иное, как внутренний ум, а также заявляет, что самоосознавание, самосознающее сознание, лишенное двойственного восприятия действительно реально существует. Подход Серединного Пути, это осознание того, факта, что явления проявляются вследствие взаимозависимого происхождения, но в действительности они пустотны, и находятся за пределами восьми крайностей концептуальных усложнений (7). При помощи этих подходов, на основе объяснения двух уровней реальности, они совершенно реализуют отсутствие какой-либо индивидуальной сущности или подлинности явлений. | ||
с. Медитация | '''с. Медитация''' | ||
Описывая их путь, и то, как они практикуют медитацию, то бодхисаттвы тренируются в развитии своего постижения единства двух уровней реальности, и на основании йогической медитации, которая объединяет шаматху и випашьяну, постепенно медитируют на тридцати семи факторах просветления, во время нахождения на пути тренировки. | Описывая их путь, и то, как они практикуют медитацию, то бодхисаттвы тренируются в развитии своего постижения единства двух уровней реальности, и на основании йогической медитации, которая объединяет шаматху и випашьяну, постепенно медитируют на тридцати семи факторах просветления, во время нахождения на пути тренировки. | ||
d. Поведение | '''d. Поведение''' | ||
Бодхисаттвы практикуют шесть запредельных совершенств для своего собственного блага, и четыре метода привлечения для блага других. | Бодхисаттвы практикуют шесть запредельных совершенств для своего собственного блага, и четыре метода привлечения для блага других. | ||
e. | '''e. Плод''' | ||
Они обретают уровень состояния будды, который является окончательным достижением в терминах, как оставления, так и реализации, т.к. это обозначает оставление всего, что должно быть исключено, двух омрачений, включая привычные тенденции, и реализацию всего, что должно быть реализовано, включая знание всего, что есть и знание его природы. Они достигают два вида дхармакаи для своего собственного блага и два вида рупакаи для блага других. | Они обретают уровень состояния будды, который является окончательным достижением в терминах, как оставления, так и реализации, т.к. это обозначает оставление всего, что должно быть исключено, двух омрачений, включая привычные тенденции, и реализацию всего, что должно быть реализовано, включая знание всего, что есть и знание его природы. Они достигают два вида дхармакаи для своего собственного блага и два вида рупакаи для блага других. | ||
== II. Три Внутренние Яны Ведического Аскетизма (Phui | == II. Три Внутренние Яны Ведического Аскетизма (Phui rgyug sde gsum) == | ||
Это три внешние класса тантр: яна крия тантры, яна чарья тантры и яна йога тантры. | Это три внешние класса тантр: яна крия тантры, яна чарья тантры и яна йога тантры. | ||
Строка 128: | Строка 128: | ||
Вас можете удивить, почему они названы «колесницами Ведического аскетизма». Это потому, что три внешних класса тантр ставят ударение на аскетическое поведение, такое как ритуальное очищение и чистоплотность, и в этом отношении они сходны с Ведической традицией брахманов. | Вас можете удивить, почему они названы «колесницами Ведического аскетизма». Это потому, что три внешних класса тантр ставят ударение на аскетическое поведение, такое как ритуальное очищение и чистоплотность, и в этом отношении они сходны с Ведической традицией брахманов. | ||
== 4. Яна Крия Тантры ( | === 4. Яна Крия Тантры (bya rgyud) === | ||
Крия тантры или тантры действия называются так, потому что они связаны, в основном, с внешним поведением, практиками ритуального очищения, чистоплотности и т.д. | Крия тантры или тантры действия называются так, потому что они связаны, в основном, с внешним поведением, практиками ритуального очищения, чистоплотности и т.д. | ||
Строка 134: | Строка 134: | ||
Вхождение, взгляд, медитация, поведение и результаты этой колесницы следующие: | Вхождение, взгляд, медитация, поведение и результаты этой колесницы следующие: | ||
а. Вхождение | '''а. Вхождение''' | ||
Исходной точной вступления на путь секретной мантры Ваджраяны является созревание посвящения, поэтому, здесь, получают посвящение водой, которое зарождает потенциал для созревания в дхармакаю, и посвящение короны, которое зарождает потенциал для созревания в рупакаю. Затем необходимо поддерживать основные самаи Крия йоги, которые объяснены в специальных текстах. | Исходной точной вступления на путь секретной мантры Ваджраяны является созревание посвящения, поэтому, здесь, получают посвящение водой, которое зарождает потенциал для созревания в дхармакаю, и посвящение короны, которое зарождает потенциал для созревания в рупакаю. Затем необходимо поддерживать основные самаи Крия йоги, которые объяснены в специальных текстах. | ||
b. | '''b. Воззрение''' | ||
Устанавливая воззрение, основу пути, осознается, что основа очищения, природа самого ума, является мудростью пустой ясности, которая находится за пределами крайностей усложнений, таких как, существование, не существование, проявленность или отсутствие. Затем наблюдаются аспекты относительных проявлений, которые должны быть очищены, как качества (характеристики) совершенно чистого божества. | Устанавливая воззрение, основу пути, осознается, что основа очищения, природа самого ума, является мудростью пустой ясности, которая находится за пределами крайностей усложнений, таких как, существование, не существование, проявленность или отсутствие. Затем наблюдаются аспекты относительных проявлений, которые должны быть очищены, как качества (характеристики) совершенно чистого божества. | ||
с. Медитация | '''с. Медитация''' | ||
Касательно пути и способа практики медитации, то они сосредоточены вокруг четырех реальностей: реальность себя и реальность божества практикуются посредством шести аспектов божества (8), при помощи визуализации себя в самая форме и призывания существ мудрости в пространство напротив себя, рассматривают себя как слугу, а божество как своего хозяина. Затем фокусируются на реальности рецитации мантры, которая является звуком, и на уме, и основе, и медитируют на реальности концентрации, которая состоит из пребывания в «пламени», длительности звука и кульминации звука. | Касательно пути и способа практики медитации, то они сосредоточены вокруг четырех реальностей: реальность себя и реальность божества практикуются посредством шести аспектов божества (8), при помощи визуализации себя в самая форме и призывания существ мудрости в пространство напротив себя, рассматривают себя как слугу, а божество как своего хозяина. Затем фокусируются на реальности рецитации мантры, которая является звуком, и на уме, и основе, и медитируют на реальности концентрации, которая состоит из пребывания в «пламени», длительности звука и кульминации звука. | ||
d. Поведение | '''d. Поведение''' | ||
Совершаются три вида ритуального очищения (9), сменяются три вида одежды (10), применяется специальная диета трех белых (11) и практикуется ритуальный пост и рецитация мантр. | Совершаются три вида ритуального очищения (9), сменяются три вида одежды (10), применяется специальная диета трех белых (11) и практикуется ритуальный пост и рецитация мантр. | ||
e. | '''e. Плод''' | ||
В короткий срок становятся видьядхарой сферы желаний, и в конечном счете достигают пробуждения как Ваджрадхара одного из трех семейств будд: семейства просветленного тела, Вайрочаны, семейства просветленной речи, Амитабхи, или семейства просветленного ума, Акшобхьи. | В короткий срок становятся видьядхарой сферы желаний, и в конечном счете достигают пробуждения как Ваджрадхара одного из трех семейств будд: семейства просветленного тела, Вайрочаны, семейства просветленной речи, Амитабхи, или семейства просветленного ума, Акшобхьи. | ||
== 5. Яна Чарья Тантры ( | === 5. Яна Чарья Тантры (spyod rgyud) === | ||
Колесница чарья тантры или тантры «поведения» называется так, поскольку помещает одинаковый акцент на внешних действиях тела и речи и внутренней культивации самадхи. Она также называется «тантра обоих» (убхая тантра), т.к. ее воззрение согласовывается с воззрением йога тантры, в то время как поведение подобно поведению крия тантры. | Колесница чарья тантры или тантры «поведения» называется так, поскольку помещает одинаковый акцент на внешних действиях тела и речи и внутренней культивации самадхи. Она также называется «тантра обоих» (убхая тантра), т.к. ее воззрение согласовывается с воззрением йога тантры, в то время как поведение подобно поведению крия тантры. | ||
Строка 160: | Строка 160: | ||
Теперь я немного изложу вхождение, взгляд, медитацию и результаты. | Теперь я немного изложу вхождение, взгляд, медитацию и результаты. | ||
а. Вхождение | '''а. Вхождение''' | ||
Созревание происходит посредством пяти посвящений, которые включают посвящения ваджры, колокольчика и имени, вдобавок к посвящениям воды и короны, и затем поддерживаются самаи чарья тантры, как описано в соответствующих текстах. | Созревание происходит посредством пяти посвящений, которые включают посвящения ваджры, колокольчика и имени, вдобавок к посвящениям воды и короны, и затем поддерживаются самаи чарья тантры, как описано в соответствующих текстах. | ||
b. | '''b. Воззрение''' | ||
Взгляд устанавливается таким же образом как в йога Тантре, поэтому он будет объяснен ниже. | Взгляд устанавливается таким же образом как в йога Тантре, поэтому он будет объяснен ниже. | ||
с. Медитация | '''с. Медитация''' | ||
Визуализируют себя как самая существо, а также напротив себя визуализируют божество мудрости, которое рассматривается как друг (friend). Затем практикуется концептуальная медитация на слоге, мудре и форме божества, и неконцептуальная медитация на абсолютной бодхичитте, посредством вступления, пребывания и возникновения (12). | Визуализируют себя как самая существо, а также напротив себя визуализируют божество мудрости, которое рассматривается как друг (friend). Затем практикуется концептуальная медитация на слоге, мудре и форме божества, и неконцептуальная медитация на абсолютной бодхичитте, посредством вступления, пребывания и возникновения (12). | ||
d. Поведение | '''d. Поведение''' | ||
Поведение здесь такое же, как в крия тантре. | Поведение здесь такое же, как в крия тантре. | ||
e. | '''e. Плод''' | ||
В короткий срок обретаются общие и окончательные достижения, достигают уровня ваджрадхары четырех семейств будд, т.е. трех, упомянутых ранее, плюс семейства ратна. | В короткий срок обретаются общие и окончательные достижения, достигают уровня ваджрадхары четырех семейств будд, т.е. трех, упомянутых ранее, плюс семейства ратна. | ||
== 6. Яна Йога Тантры ( | === 6. Яна Йога Тантры (rnal ‘byor rgyud) === | ||
Колесница йога тантры называется так потому, что делает акцент на йогической медитации на реальности, объединяя искусные методы и мудрость. | Колесница йога тантры называется так потому, что делает акцент на йогической медитации на реальности, объединяя искусные методы и мудрость. |
Версия от 17:52, 8 марта 2024
Девять колесниц |
Кратко о девяти янах |
Санкр. nava yāna |
Тиб. ཐེག་པ་དགུ |
tegpa gu |
Вайли. theg pa dgu |
Обзорная статья о девяти колесницах |
Три внешние колесницы |
1. Шравакаяна |
2. Пратьекабуддаяна |
3. Бодхисаттваяна |
Три внешние тантры |
4. Колесница Крия тантры |
5. Колесница Чарья тантры |
6. Колесница Йога тантры |
Три внутренние тантры |
7. Махайога |
8. Ануйога |
9. Атийога |
Наш учитель, четвертый будда этого счастливого эона, несравненный повелитель мудрецов, Шакьямуни, дал бесчисленные учения, которые являются способами войти в Дхарму колесниц причины и результата, соответственно индивидуальным характерам, духовным способностям и отношению учеников. Тем не менее, их все можно объединить в три колесницы, которые, в свою очередь, могут быть подразделены на девять последовательных ступеней.
- Как сказано, в общей сутре (1):
- Колесница, окончательно определяющая смысл
- Естественно проявляется как три, в числе:
- Колесницы идущие из источника, Ведический аскетизм,
- И мощные методы преобразования.
Тантра Чистого Раскаяния говорит:
- Самаи девяти последовательных Ян-
- Три Яны относятся к трем питакам признаков (атрибутов),
- Внешние три крия йога и т.д., относятся к тантрам аскетизма,
- И три внутренние йоги относятся к тантрам искусных методов.
Такова классификация «девяти последовательных ян», которая находится в Традиции Ранних Переводов, составляющей:
- три яны, относящиеся к внешней колеснице, ведущей от источника (страдания) и три питаки признаков,
- три яны, относящиеся к внутренней колеснице аскетизма (2) и три внешних класса тантр, и
- три яны, относящиеся к секретной колеснице мощных методов преобразования и три внутренних класса тантр.
Давайте уточним немного смысл этого, прежде всего, рассмотрев, что подразумевается под термином «колесница» или Яна. Как сказано в Сжатой (Краткой) Сутре (3):
- Эта колесница высшая колесница для достижения
- Обширного как небеса дворца счастья и благословения.
- Все существа, едущие в ней, достигнут нирваны.
Это относится к литературному значению санскритского термина Яна, средство передвижения, т.к. это то, что перевозит нас вдоль путей и бхуми, доставляя нас к постоянным великим просветленным качествам.
I. Три Внешние Яны, Ведущие от Источника
Три причинные колесницы признаков (атрибутов): колесница шраваков, колесница пратьекабудд и колесница бодхисаттв.
Почему эти три названы «колесницы, ведущие от Источника»? Потому, что они ведут нас вдоль пути к результату освобождения из самсары с помощью оставления всех действий и клеш, которые являются причиной или «источником» (страдания).
1. Шравакаяна (колесница шраваков, nyan thos)
В общем, Санскритское слово «шравака» имеет оба значения слушать и слышать, следовательно (тибетский перевод nyentho литературно обозначает) «слушатель - слышащий». Альтернативно термин может обозначать «слушание и оглашение», в смысле, что шраваки полагаются на учителей и затем провозглашают другим все слова, которые говорил их учитель.
Теперь будет объяснено вхождение, взгляд, медитация, поведение и результат шравакаяны.
a. Вхождение
Шраваки мотивированы чувством отречения, желанием самим спастись из сфер самсары. С этой мотивацией, они получают семь групп обетов пратимокши, для мужчин или женщин практиков мирян, монахов или монахинь новичков, монахинь, находящихся на испытательном сроке или полнопосвященных монахов или монахинь. Получив эти обеты, они практикуют моральную сдержанность, поддерживая свои обеты незатронутыми, восстанавливая все происходящие повреждения и т.д.
b. Воззрение
Как основу своего пути, они устанавливают свой взгляд, фокусируясь на всех явлениях, входящих в состав пяти совокупностей и постигая, что они лишены какой-либо персональной сущности. Они не постигают того, что все материальные явления и явления сознания лишены истинной реальности, и заявляют об истинном существовании мельчайших частиц в воспринимаемых объектах и бесконечно малых неделимых моментов сознания. Им не достает постижения отсутствия истинности существования явлений.
c. Медитация
На пути, они практикуют как шаматху, так и випашьяну. Они реализуют состояние шаматхи с помощью избегания препятствий, и, культивируя факторы благоприятные для самадхи, согласно девяти стадиям покоящегося ума и тому подобное, и порождают випашьяну, медитируя на шестнадцати аспектах четырех истин.
d. Поведение
Они поддерживают двенадцать аскетических практик (4), избегая двух крайних образов жизни, потакания чувственным наслаждениям (5) и непомерных самонаказаний.
e. Плод
Они обретают один из восьми уровней реализации, соответствующих уровню, покинутых клеш трех сфер. Существуем восемь уровней: вошедшие в поток, один раз возвращающийся, не возвращающийся и архат, каждый из которых разделяется на стадии, известные как развивающийся и упрочившийся.
2. Пратьекабуддаяна (колесница пратьекабудд, rang sang rgyas)
Пратьекабудды, или «само-пробужденные» так называются потому, что имеют мудрость, проникающую более глубоко, чем шраваки. Они проявляют свое пробуждение силой своей собственной мудрости, без необходимости опоры на других учителей.
Давайте более детально разберем вхождение, взгляд, медитацию, поведение и результаты пратьекабуддаяны.
а. Вхождение
Так же как при вступлении в шравакаяну, практьекабудды принимают любые из семи групп обетов пратимокши и затем поддерживают их ненарушенными.
b. Воззрение
Что касается основы их пути, того, как они определяют воззрение, то они совершенно реализуют отсутствие индивидуальной сущности, но при этом, они только наполовину реализуют отсутствие сущности у явлений, т.к. хотя они и осознают то, что мельчайшие частицы воспринимаемых объектов не реальны, они по-прежнему верят истинность существования бесконечно малых моментов сознания.
с. Медитация
Касательно их пути, и их практики медитации, исключительный подход пратьекабудд заключается в медитации на том, как возникает, в ее постепенной последовательности, двенадцатичленная цепь взаимозависимого происхождения и том, как они обращают (прекращают) ее в обратном порядке.
d. Поведение
Подобно шравакам, они поддерживают двенадцать правил аскетической практики.
e. Плод
Как плод, те, кто обладает более острыми способностями, обретают уровень архата пратьекабудды, подобного носорогу, и те, кто обладает меньшими способностями, становятся архатами пратьекабуддами, подобными попугаям (6).
Более того, они достигают своей последней жизни, как результата трех особых молитв устремления. Они молятся, чтобы в своей последней жизни, они были бы в мире без будд и шраваков, чтобы они могли обрести пробуждение собственными усилиями, без опоры на учителя, и, чтобы они могли учить Дхарме, молча, с помощью физических жестов.
== 3. Бодхисаттваяна (колесница бодхисаттв, byang chub sems dpa’)
Бодхисаттваяна является частью махаяны, которая принадлежит к колеснице признаков (атрибутов). Она называется колесницей бодхисаттв, т.к. она обладает способностью привести кого-либо к великому просветлению, однажды вошедшего в ее врата. В силу того, что область ее опыта безбрежна, она обладает бесчисленным количеством искусных методов и безграничной мудростью. Она приводит к благу и счастью, в высшие сферы за короткий срок, и, в конечном счете, к окончательному благу. Она доставляет ко все более и более великим качествам, следуя по путям и стадиям. Она называется колесницей признаков, т.к. обладает всеми признаками пути, который является прямой причиной для обретения окончательного плода, состояния будды.
Теперь, я вкратце обрисую вхождение, взгляд, медитацию, поведение и результаты.
а. Вхождение
Практика бодхисаттв основывается на их желании принести благо другим. Они побуждаемы бодхичиттой, которая нацелена на всех существ, и характеризуется устремлением установить их всех на уровень совершенного состояния будды, свободного от причин и следствий страдания и наделенного всеми причинами и следствиями счастья. С этой мотивацией, они принимают обеты устремления и применения бодхисаттвы соответствующим образом, согласно ритуалу традиции Глубинного Взгляда или Обширного Поведения. Затем они соблюдают нравственность относительного того, что необходимо принять и отвергнуть, и очищают любые загрязнения.
b. Воззрение
Что касается основы их пути, того, как они устанавливают свое воззрение, если мы будем говорить в терминах философских принципов, то подход Только Ума утверждает, что внешние объекты не реальны и все явления ничто иное, как внутренний ум, а также заявляет, что самоосознавание, самосознающее сознание, лишенное двойственного восприятия действительно реально существует. Подход Серединного Пути, это осознание того, факта, что явления проявляются вследствие взаимозависимого происхождения, но в действительности они пустотны, и находятся за пределами восьми крайностей концептуальных усложнений (7). При помощи этих подходов, на основе объяснения двух уровней реальности, они совершенно реализуют отсутствие какой-либо индивидуальной сущности или подлинности явлений.
с. Медитация
Описывая их путь, и то, как они практикуют медитацию, то бодхисаттвы тренируются в развитии своего постижения единства двух уровней реальности, и на основании йогической медитации, которая объединяет шаматху и випашьяну, постепенно медитируют на тридцати семи факторах просветления, во время нахождения на пути тренировки.
d. Поведение
Бодхисаттвы практикуют шесть запредельных совершенств для своего собственного блага, и четыре метода привлечения для блага других.
e. Плод
Они обретают уровень состояния будды, который является окончательным достижением в терминах, как оставления, так и реализации, т.к. это обозначает оставление всего, что должно быть исключено, двух омрачений, включая привычные тенденции, и реализацию всего, что должно быть реализовано, включая знание всего, что есть и знание его природы. Они достигают два вида дхармакаи для своего собственного блага и два вида рупакаи для блага других.
II. Три Внутренние Яны Ведического Аскетизма (Phui rgyug sde gsum)
Это три внешние класса тантр: яна крия тантры, яна чарья тантры и яна йога тантры.
Вас можете удивить, почему они названы «колесницами Ведического аскетизма». Это потому, что три внешних класса тантр ставят ударение на аскетическое поведение, такое как ритуальное очищение и чистоплотность, и в этом отношении они сходны с Ведической традицией брахманов.
4. Яна Крия Тантры (bya rgyud)
Крия тантры или тантры действия называются так, потому что они связаны, в основном, с внешним поведением, практиками ритуального очищения, чистоплотности и т.д.
Вхождение, взгляд, медитация, поведение и результаты этой колесницы следующие:
а. Вхождение
Исходной точной вступления на путь секретной мантры Ваджраяны является созревание посвящения, поэтому, здесь, получают посвящение водой, которое зарождает потенциал для созревания в дхармакаю, и посвящение короны, которое зарождает потенциал для созревания в рупакаю. Затем необходимо поддерживать основные самаи Крия йоги, которые объяснены в специальных текстах.
b. Воззрение
Устанавливая воззрение, основу пути, осознается, что основа очищения, природа самого ума, является мудростью пустой ясности, которая находится за пределами крайностей усложнений, таких как, существование, не существование, проявленность или отсутствие. Затем наблюдаются аспекты относительных проявлений, которые должны быть очищены, как качества (характеристики) совершенно чистого божества.
с. Медитация
Касательно пути и способа практики медитации, то они сосредоточены вокруг четырех реальностей: реальность себя и реальность божества практикуются посредством шести аспектов божества (8), при помощи визуализации себя в самая форме и призывания существ мудрости в пространство напротив себя, рассматривают себя как слугу, а божество как своего хозяина. Затем фокусируются на реальности рецитации мантры, которая является звуком, и на уме, и основе, и медитируют на реальности концентрации, которая состоит из пребывания в «пламени», длительности звука и кульминации звука.
d. Поведение
Совершаются три вида ритуального очищения (9), сменяются три вида одежды (10), применяется специальная диета трех белых (11) и практикуется ритуальный пост и рецитация мантр.
e. Плод
В короткий срок становятся видьядхарой сферы желаний, и в конечном счете достигают пробуждения как Ваджрадхара одного из трех семейств будд: семейства просветленного тела, Вайрочаны, семейства просветленной речи, Амитабхи, или семейства просветленного ума, Акшобхьи.
5. Яна Чарья Тантры (spyod rgyud)
Колесница чарья тантры или тантры «поведения» называется так, поскольку помещает одинаковый акцент на внешних действиях тела и речи и внутренней культивации самадхи. Она также называется «тантра обоих» (убхая тантра), т.к. ее воззрение согласовывается с воззрением йога тантры, в то время как поведение подобно поведению крия тантры.
Теперь я немного изложу вхождение, взгляд, медитацию и результаты.
а. Вхождение
Созревание происходит посредством пяти посвящений, которые включают посвящения ваджры, колокольчика и имени, вдобавок к посвящениям воды и короны, и затем поддерживаются самаи чарья тантры, как описано в соответствующих текстах.
b. Воззрение
Взгляд устанавливается таким же образом как в йога Тантре, поэтому он будет объяснен ниже.
с. Медитация
Визуализируют себя как самая существо, а также напротив себя визуализируют божество мудрости, которое рассматривается как друг (friend). Затем практикуется концептуальная медитация на слоге, мудре и форме божества, и неконцептуальная медитация на абсолютной бодхичитте, посредством вступления, пребывания и возникновения (12).
d. Поведение
Поведение здесь такое же, как в крия тантре.
e. Плод
В короткий срок обретаются общие и окончательные достижения, достигают уровня ваджрадхары четырех семейств будд, т.е. трех, упомянутых ранее, плюс семейства ратна.
6. Яна Йога Тантры (rnal ‘byor rgyud)
Колесница йога тантры называется так потому, что делает акцент на йогической медитации на реальности, объединяя искусные методы и мудрость.
Вхождение, взгляд, медитация и результаты следующие:
а. Вхождение
Созрев через одиннадцать посвящений – пять посвящений ученика (воды, короны, ваджры, колокольчика и имени), а так же шесть посвящений мастера (посвящение необратимости, посвящение видения секретной реальности, уполномочивания, предсказания, подтверждения и восхваления поощрения(encouragement)), поддерживают самаи, как описано в соответствующих текстах.
b. Взгляд
Взглядом является постижение всех явлений как божества ваджрадхару, с помощью благословления пустотности и ясного света, в котором все явления на окончательном уровне осознаются за пределами концептуальных построений.
с. Медитация
Медитируют при помощи йоги искусных средств, визуализируя себя как божество, посредством пяти аспектов пробужденности и четырех чудесных вещей (13), призывая божеств мудрости, которых растворяют в себе, и опечатывают посредством четырех мудр и т.д. Также существует йога мудрости, в которой пребывают в состоянии, в котором окончательная неконцептуальная мудрость нераздельна с относительной проявленностью божества дхармадхату.
d. Поведение
Практикуют ритуал очищения и чистоплотность просто как поддержку.
e. Результаты
Как мирское достижение, становятся божественным видьядхарой, и как надмирское достижение обретают просветление в Гханавьюхе, в одном из пяти семейств будд (в добавление к четырем вышеупомянутым, существует семейство будды Амогхасиддхи, просветленной активности).
III. Три Секретных Яны Мощных Методов Преобразования (Nang –rGyud)
Существует три внутренних класса тантры: яна махайоги, яна ануйоги и яна атийоги.
Вас может заинтересовать, почему они называются «колесницами мощных методов преобразования». Они так названы в силу того, что они заключают в себе мощные методы преобразования всех явлений в великую чистоту и равностность.
7. Яна Тантры Махайоги (rNal-‘Byor Chen-Po)
Колесница махайоги, или «великой йоги», называется так, потому что является высшей по отношению к обычной йога тантре, т.к. все явления осознаются как магическое представление, в котором проявленность и пустотность нераздельны.
Опять же, я кратко опишу вхождение, взгляд, медитацию, действие и результаты.
а. Вхождение
Ум созревает посредством получения десяти внешних благих посвящений, пяти внутренних уполномочивающих посвящений и трех секретных совершенных посвящений, после чего, поддерживаются самаи, так как они описаны в текстах.
b. Взгляд
Посредством исключительных умозаключений, устанавливают и затем реализуют единство (двух) высших уровней реальности, согласно которым причина проявленности сущности природы, семь абсолютных богатств (14), спонтанно присутствует в чистом осознавании, которое находится за пределами концептуальных усложнений, и все относительные явления естественно проявляются как мандала божеств трех мест (15).
с. Медитация
Когда приходят к пути и практике медитации, главный акцент делается на стадии порождения. В практике йоги стадии порождения, практикуют три самадхи, удостоверившись, что три очищения, совершенствования, и созревания завершены в пределах визуализации, и когда визуализация закончена, опечатывают ее наставлением о четырех гвоздях, охраняющих жизненную силу. В практике йоги стадии завершения, активизируют ключевые точки ваджрного тела, его тонкие энергии, сущности, светимость и т.д.
d. Поведение
Поддерживают искусное, безыскусное и предельно простое поведение.
e. Результаты
В короткий срок достигают четырех уровней видьядхары, которые являются плодами, принадлежащими пути, и в конце концов обретают уровень Ваджрадхары единства(16).
8. Яна Ануйоги (rJes-Su rNal-‘Byor)
Колесница ануйоги, или «йоги последователей», так называется потому, что она, в основном, учит пути мудрости страстного следования, постижение того, что все явления являются созидательным выражением неделимого союза абсолютного пространства и изначальной мудрости.
Еще раз, давайте немного поговорим вхождении, взгляде, медитации, поведении и результатах:
а. Вхождение
Здесь ум созревает с помощью тридцати двух посвящений, в которых четыре потока - внешний, внутренний, совершенный и секретный завершены, после чего поддерживаются самаи, как описано в текстах.
b. Взгляд
С помощью логических умозаключений устанавливают, тот факт, что все явления, в их коренной природе, определяются как три мандалы, и затем постигают это.
с. Медитация
Практика медитации, здесь, состоит из двух частей. На пути освобождения практикуют неконцептуальное самадхи свободного пребывания в состоянии, которое соответствует самой сущности реальности и концептуальное самадхи практики божества, в которой визуализируется мандала, несущая дворец и божеств, просто с помощью начитывания мантры порождения. На пути искусных методов порождается мудрость блаженства и пустоты с помощью практики верхних и нижних ворот.
d. Поведение
Практикуется поведение за пределами принятия и отверждения, постигая, что все восприятие, ничто иное, как игра мудрости и великого блаженства.
e. Результаты
В кульминации собственных пяти исключительных йог Ануйоги, которые по существу являются ее пятью путями(17) и десятью стадиями (18), которые включены в эти пять йог, обретают уровень Самантабхадры.
9. Яна Сущностных Наставлений Атийога (Shin-Tu rNal-‘Byor)
Колесница Атийоги, или «совершенной йоги», так называется потому, что является величайшей из всех колесниц. Она включает в себя постижение того, что все явления ничто иное, как проявления естественно возникающей изначальной мудрости, которая всегда находится за пределами возникновения и прекращения.
Ниже расположено короткое объяснение вхождения, взгляда, медитации, поведения и результаты этой колесницы.
а. Вхождение
Ум созревает посредством четырех посвящений «выражающих сил осознавания» (rigpe tsal wang), после чего поддерживаются самаи, как это объяснено в тестах.
b. Взгляд
Воззрение устанавливается при помощи прямого взирания на естественно возникающую мудрость, в которой три каи нераздельны: пустая сущность обнаженной осознанности за пределами обычного ума является дхармакаей, ее познающая природа является самхогакаей, и ее все-охватывающая сострадательная энергия является нирманакаей.
c. Медитация
Медитация состоит из подхода, называемого проруб через сопротивление к изначальной чистоте (kadak trekcho), с помощью которого ленивый обретает освобождение без усилий, и подхода прямой реализации спонтанного присутствия (lhundrup togal), с помощью которого усердный может обрести освобождение с усилием.
d. Поведение
Поведение свободно от надежды и страха, принятия и отвержения, в силу того, что все, что возникает, проявляется как игра самой реальности.
e. Результаты
Совершенствуя четыре видения пути, обретают высшую каю, радужное тело великого переноса, и достигают уровня славного Самантабхадры, тринадцатого бхуми, известного как «Непревзойденная Мудрость» (yeshe lama).
Примечания
- (1) Общая Сутра Собрания Всех Устремлений (‘dus pa mdo), главный текст Ануйоги.
- (2) Альтернативный перевод иногда приводится как «внутренняя колесница обретения осознанности при помощи аскетизма», но это не соответствует объяснению Зенкара Ринпоче, данному позже в этом тексте.
- (3) Т.е. Краткая Праджняпарамита сутра.
- (4) Согласно Школа Ньингма Тибетского Буддизма, том 2, стр. 169 1) Ношение одежды, найденной в грязной куче, 2) владение только лишь тремя одеждами, 3) ношение войлочной или шерстяной одежды, 4) Вымаливание еды, 5) Съедание еды за один присест, 6) Ограничение количества еды, 7) Пребывание в уединении, 8) Сидение под деревьями, 9) Сидение в незащищенном месте, 10) Сидение на кладбищенских землях, 11) Сидение во время сна, и 12) Пребывание, где бы ни случилось быть.
- (5) Это скорее свободный перевод «dod pa bsod nyams kyi mtha»
- (6) Они называются «подобные попугаю» потому, что остаются вместе в группах, в отличие от «подобных носорогу» архатов пратьекабудд, которые пребывают в одиночестве.
- (7) Восемь крайностей концептуального усложнения: прекращение, возникновение, быть несуществующим, быть постоянным, приход, уход, быть множественным, быть единичным.
- (8) Аспекты пустотности, слога, звука, формы, мудры и признаков.
- (9) Очищение тела омыванием, очищение падений, очищение мыслей.
- (10) Смена внешней одежды означает надевание чистой одежды, смена внутренней одежды означает охранение обетов, и смена секретной одежды означает визуализацию божества.
- (11) Творог, молоко и масло.
- (12) «Вступление» соотносится с постижением того, что все явления находятся за пределами возникновения, «пребывание» означает пребывать, когда неконцептуальная природа проявилась и «возникновение» означает развитие глубокого сострадания ко всем существам, которые не осознают это.
- (13) Т.е. самадхи, благословение, посвящение и подношение.
- (14) Просветленные тело, речь, ум, качества и активность, плюс абсолютное пространство и изначальная мудрость
- (15) Совокупности (скандха) и элементы (дхату) являются местопребыванием мужских и женских будд, чувственные способности и их объекты являются местопребыванием мужских и женских бодхисаттв, и конечности являются местопребыванием мужских и женских гневных божеств.
- (16) Единство здесь обозначает союз дхармакаи и рупокаи.
- (17) 1) йога устремленного духовного воина на пути накопления, 2) йога, открывающая великую просветленную семью на пути применения, 3) йога уверенности на пути видения, 4) йога получения великого предсказания на пути медитации, и 5) йога совершенствования великой созидательной силы на конечном пути.
- (18) 1) Стадия неопределенного преобразования, 2) стадия устойчивого основания, 3) стадия значительного очищения, 4) стадия непрерывной тренировки, 5) стадия поддерживающая заслугу, 6) стадия особого продвижения через устойчивость, 7) стадия, сосредотачивающаяся на результате, когда проявился путь видения с помощью ясного света, 8) стадия устойчивого пребывания, 9) стадия расширяющейся реальности, и 10) стадия передвижения с помощью совершенства.