Гвоздь звука мантры: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:Dilgo_Kentse4.jpg|мини|справа|400px|На фото Дильго Кьенце Ринпоче и Чогьям Трунгпа в Бутане]] | |||
'''Гвоздь звука мантры''' (dra drak ngak kyi zer) или '''Гвоздь сущности мантры''' (nyingpo ngak kyi zer). | '''Гвоздь звука мантры''' (dra drak ngak kyi zer) или '''Гвоздь сущности мантры''' (nyingpo ngak kyi zer). | ||
Версия от 00:07, 30 апреля 2024
Гвоздь звука мантры (dra drak ngak kyi zer) или Гвоздь сущности мантры (nyingpo ngak kyi zer).
Дилго Кьенце Ринпоче
Вторая связывающая сила (гвоздь) – это повторение мантры, благословляющая речь будды. Хотя Вселенная состоит из всех пяти элементов, наиболее важным в этом процессе является ветер. Также когда Вселенная разрушается, это происходит под действием ветра. Когда формируются тела чувствующих существ, составляющие содержимое, именно ветер собирает и затем снова рассеивает пять элементов. В момент смерти сознание выталкивается ветром и уходит в бардо, а тело остается позади.
Ветер обладает очень мощной энергией; именно благодаря этому существует связь между умом и объектом. Когда глаза видят форму, а уши слышат звук, человек думает, что видит и слышит — существует связь между умом и объектом. Это вызвано силой ветра. В самом начале, когда живые существа впадали в заблуждение из состояния дхарматы Татхагатагарбхи, это было вызвано движением ветра. Из-за этого движения они впали в иллюзию цепляния за эго. Так что ветер очень важен.
Каковы характеристики этого ветра? Он легкий и подвижный. У этого ветра есть два аспекта: нечистый ветер, называемый кармическим ветром, и чистый ветер мудрости. В случае нечистого кармического ветра ум движим ветром. Действие и противодействие основаны на этом ветре. Речь основана на этом ветре. Хотя звук речи не имеет формы и цвета, когда человек передает кому-то свои мысли посредством речи, он знает, о чем он думает. Это общение посредством речи осуществляется посредством ветра. Нет ничего сильнее ветра. Если человек практикует йогу ветра, корень сансарического заблуждения будет подрезан, и он сможет достичь высших и обычных сиддх.
Где этот кармический ветер? В нашем теле есть нади, которые порождают привязанность и отвращение. Правая, называемая расана, красного цвета, а левая, называемая лалана, белого цвета. Расана и лалана — это нади двойственности объекта и ума. Когда ветер движется в расану и лалану, он заставляет ум двигаться. Где чистый ветер мудрости? Между расаной и лаланой находится центральный канал, авадхути, по которому циркулирует прана мудрости. Все звуки учений Будды исходят из этого энергетического канала мудрости. Каналы тела Будды содержат гласные и согласные, которые составляют основу 84 000 дхарм, которым учил Будда, основанных на этом ветре.
Что касается нашего тела, все действия, которые мы совершаем, основаны на этом ветре, энергии. Без этой всепроникающей энергии мы не смогли бы ничего сделать. Кармический ветер содержит пять элементов: землю, воду, огонь, ветер и пространство. Во время медитации энергия пяти элементов имеет цвет и форму. Энергия земли желтая и имеет форму квадрата, энергия огня красная и имеет форму треугольника, энергия воды белая и имеет форму круга, энергия ветра зеленая и имеет форму треугольника, а энергия пространства синяя и по форме напоминал восьмиугольник. В центре тела, между сердцем и легкими, находится вена жизни. Когда энергия [Санскр: прана] находится в этой жизненной вене, если эта жизненная вена наполнена и не повреждена, человека ждет долгая жизнь. Если энергия в этой жизненной вене выйдет наружу, этот человек неизбежно умрет. Это называется «прана, поддерживающая жизнь». Энергия, которая пронизывает все наше тело, позволяет нам двигать конечностями, позволяет нашим глазам видеть формы, даже если они находятся очень далеко, и позволяет нам слышать звуки, называется «проникающей прана». Энергия, которая проходит через наш рот и нос, называется «восходящей праной». Энергия, циркулирующая через наши нижние отверстия, называется «нисходящей праной». Затем идет «уравновешивающая огонь прана», которая придает телу тепло. Когда сила уравновешивающей огонь праны ослабевает, человек не может переваривать пищу и заболевает.
Эти пять энергий являются основой функционирования вещей. Внутреннее разделение [содержимого, или чувствующих существ] имеет десять категорий: пять элементов плюс восходящая прана, нисходящая прана, сохраняющая жизнь прана, уравновешивающая огонь прана и всепроникающая прана. Когда речь Будды используется для продвижения по пути, эти пять энергий трансформируются в энергию мудрости.
Как можно использовать речь будд для продвижения по пути? В тайной мантре ваджраяны, когда мы читаем мантры, речь будд, эти мантры останавливают силу нечистой энергии и увеличивают силу чистой энергии мудрости. Что представляет собой такая мантра? Существует три типа мантр: коренная мантра безошибочной причины, мантра развития условия и мантра рецитации активности.
Какова коренная мантра непогрешимой причины? Визуализируя божество на стадии развития, посредством самадхи семенного слога, которое, как я объяснял ранее, выполняется при поддержке семенного слога божества (ХУМ для Ваджрасаттвы и Ваджрапани, ДХИ для Манджушри, ОМ для Вайрочаны, ХРИ для Авалокитешвары и Амитабхи и так далее) форма будды будет завершена. Это коренная мантра непогрешимой причины. Когда Гуру Ринпоче прибыл обучать разумные существа в Джамбудвипу, будда Амитабха эманировал природу своего великого ума мудрости в форме слога ХРИ в озеро Дханакоша, и из него проявился мальчик с главными и второстепенными знаками. Это коренная мантра непогрешимой причины.
Мантра развития условия, произносится во время визуализации дворца будды. Это такие мантры, как САПАРАНА ПХАТ, САМХАРАНА ХУМ и так далее. Затем божество развивается. Например, из семенного слога исходят лучи света, когда человек говорит САПАРАНА ПХАТ. Затем, когда кто-то говорит САМХАРАНА ХУМ, лучи света собираются обратно и растворяются в ХУМ. Он трансформируется в пятиконечную белую ваджру. Когда человек повторяет ОМ ВАДЖРАСАТТВА Ах, он становится формой Ваджрасаттвы. Все эти повторения называются мантрами, развивающими условия. Это мантры, используемые для создания условия [развития] божества. Эти санскритские мантры встречаются во всех садханах.
При чтении мантры активности, человек повторяет мантру, и благодаря ее силе карма и загрязнения истощаются, как будто их сжигает огонь. Согласно тайной мантре ваджраяны, мудрость будды проявляется в форме мантры. Важно быть уверенным, что мантра обладает такой динамической силой. Например, шесть слогов мантр ОМ ВАДЖРАСАТТВА ХУМ или ОМ МАНИ ПАД МЕ ХУМ совершенствуют шесть парамит. Они обладают непостижимыми качествами шести парамит, которые благословлены как шесть слогов. Тот, кто произнесет эти шесть слогов, закроет дверь к перерождению в шести сферах сансары. Он очистит омрачения шести эмоций и ядов и достигнет состояния шести будд. Таким образом, от повторения этой мантры возникают немыслимые блага, что является знаком того, что в ней присутствует мудрость будд.
Мы, новички, читаем с ощущением, что божество — это мантра. Например, в садхане Чакрасамвары нужно практиковать с ощущением, что божество и мантра неразделимы. Практикуя таким образом, в настоящее время мы не можем по-настоящему увидеть Чакрасамвару или услышать его речь. Мы не можем попасть в поле будды Чакрасамвары. Но жизненная сущность Чакрасамвары проявляется в форме мантры ОМ ХРИ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ, и если мы получили абхишеку (посвящение), мы можем повторять ее. Когда мы выполняем визуализацию с поддержкой повторения, когда благодаря динамической силе мантры наши кармические омрачения и загрязнения исчерпываются, мантра трансформируется в божество. Оно превратится в славного Чакрасамвару, который будет заботиться о нас. Именно так можно достичь сиддхи. Мантра обладает непостижимой силой. Из тела, речи и ума будды его речь является самой мощной и активной. Причину этого я объяснил ранее.
Среди способов рецитации есть так называемая мысленная рецитация. Мы визуализируем себя как Чакрасамвару с жизненным слогом ХУМ в его сердечном центре и мантрой ОМ ХРИ ХА ХА ХУМ ХУМ ПХАТ, окружающей его. Когда мы концентрируемся на мантре, проходящей вокруг семенного слога, и визуализируем каждый слог по мере его движения, даже если мы не повторяем мантру языком, это и есть чтение. Это то, что мы называем мысленной декламацией.
Повторение также можно сочетать с дыханием. Когда мы вдыхаем, мы визуализируем дыхание в форме слога ОМ. Пока дыхание остается внутри, мы визуализируем слог Ах. Когда мы выдыхаем, мы визуализируем слог ХУМ. Сущность тела, речи и ума будды, природа трёх ваджр, присутствует изначально. Если мы признаем, что природа тела, речи и ума будды изначально присутствует, то при входе воздуха возникает звук ОМ; когда он остается внутри, звучит звук Ах; и когда он гаснет, звучит ХУМ. Такая однонаправленная концентрация на визуализации, когда мы дышим естественным образом, не изменяя ее, называется дордже депа, или ваджрной рецитацией. Что означает это ваджрное чтение? Визуализация трех ваджр будды — тела, речи и ума — в форме белого слога ОМ, красного слога Ах и темно-синего слога ХУМ; думать, что они являются мантрой, и концентрироваться на визуализации (эта мысленная визуализация в сочетании с дыханием) называется ваджрным повторением. Природа нераздельной мудрости проявляется в виде трех слогов, и благословения тела, речи и ума будды входят в поток человеческого существа. Когда мы осознали природу вещей, вдох при визуализации ОМ, задержка дыхания внутри живота при визуализации Ах и выдох при визуализации ХУМ становятся естественными. Подобно тому, как когда золото полируется, его естественное качество проявляется еще больше, благодаря этой практике естественным образом проявятся качества внутренней мудрости.
Можно также объединить ваджрную рецитацию с дыханием вазы. Для дыхания вазы следует понять эти четыре инструкции: вдох, наполнение, распространение и выстрел подобный стреле. Великий сиддха Наропа сказал, что если человек не применяет эти четыре наставления правильно, практика может быть опасной. Сначала, вдыхая воздух через ноздри, следует визуализировать слог ОМ. Во-вторых, после вдоха следует подавить верхнее дыхание и сократить нижнее дыхание, таким образом соединить верхнее и нижнее дыхание. Это называется гневным дыханием вазы. Следует однонаправленно концентрироваться ниже пупка. Поскольку дыхание и действие — одно и то же, где сосредоточена визуализация ума, там концентрируется и дыхание. Если совместное [верхнее и нижнее] дыхание устремляется вверх, это вызовет проблемы. Его следует прижать к животу. Следует однонаправленно сконцентрироваться на пупочном центре и, пока дыхание остается в животе, визуализировать слог Aх. Визуализацию выполняют однонаправленно, пока живот наполняется воздухом. Когда эти два смешиваются неразрывно, это называется слиянием ума с праной, которая является аспектом «наполнения» в устных наставлениях.
В этом состоянии, если не удается надолго задержать совместное дыхание, следует через обе ноздри сделать еще один короткий вдох и вдавить его в пупочный центр. Таким образом, можно удерживать его немного дольше. Чтобы смешать дыхание, которое было там, и вновь вдохнутое, следует повернуть живот три раза вправо, три раза влево и три раза по центру. Таким образом, можно будет задерживать дыхание еще дольше. Это называется «распространение». Когда человек не может больше удерживать дыхание, ему следует выдохнуть воздух через две ноздри, не оставляя ни одной капли. Это называется «выстрел подобный стреле». Этот выстрел стрелы следует визуализировать как природу ХУМ. Вдох следует визуализировать как слог ОМ, а наполнение и распространение — как слог Aх.
Таким образом, ваджрная рецитация сочетается с дыханием вазы. Если медитировать на ваджрную рецитацию долгое время, например, задерживать дыхание в животе на час, два или три часа, а затем выдыхать, то в конце концов можно будет провести целую сессию с одним вдохом. Таким образом, человек будет развивать качества энергии.
При речитации с помощью речи человек опирается на язык и губы, произнося звук мантры с правильным произношением. Это называется вербальной рецитацией. Нет никакой разницы в пользе трех видов рецитации [мысленной, вербальной и "блокирующей"]. Ваджрная рецитация с правильной визуализацией особенно эффективна для усмирения праны и ума. Она также может продлить жизнь человека и заставить прану войти в авадхути. Поэтому следует прилагать усилия к этой декламации. Во время рецитации очень важно знать, что мантра и божество неразделимы. Как сказано: «Мантра - это форма йогини, йогини - это форма мантры». Даже если человек на самом деле не осознает свого божество-йидама, когда у него есть твердая уверенность в том, что мантра тождественна божеству, он получит благословения мудрости природы божества.
В тайной мантре сиддхи приходит через уверенность и преданность. Если у человека нет уверенности и преданности, а есть только интеллектуальная идея, он не достигнет сиддхи. Если через преданность человек думает, что он на самом деле йогин(я), и если через преданность он думает, что его кармические омрачения и пороки очищаются, это произойдет.
В рецитации есть три стадии: приближение, достижение и применение активностей. Что приближается? Прежде всего следует знать источник и историю учения о божестве, садхану которого вы собираетесь практиковать. Затем следует получить посвящение. Если человек собирается выполнять практику после получения посвящения, он должен быть уверен, что сможет выполнять практику. Визуализация своего тела как божества, повторение мантры речью и концентрация ума в самадхи называется приближением.
Когда визуализация становится очень близкой (вы подружились с божеством), из сердечного центра человека исходят лучи света, совершающие подношения буддам и бодхисаттвам. Они очищают омрачения существ и растворяются в сердечном центре. Затем человек читает мантру, визуализируя, как она исходит из уст наставника и его супруги через их тайные центры. Это достижение. Почему это называется достижением? Например, если кто-то хочет иметь дело с министром правительства, сначала следует установить с ним контакт. Это называется ньенпа, или «приближение». Тогда, когда человек знает министра и знаком с ним, если у него есть что-то спросить, он может это сделать. Это друппа, или «достижение». Когда человек очень хорошо знает министра, поскольку он занимает высокое положение, он может дать ему должность, и с помощью этой власти можно выполнять свою работу. Это лейджор, или «применение активностей».
Из этапов приближения, достижения и применения активности на первых порах наиболее важным является приближение. Когда человек усовершенствовал стадию приближения, достижение является самым важным. Когда человек довел до совершенства как стадии приближения, так и стадии достижения, применять активности будет легко. Если человек не усовершенствовал стадии приближения и достижения, то практиковать применение активности нецелесообразно.
После совершенствования этапов приближения и достижения можно даровать посвящение ваджрачарьи, совершать огненные подношения, совершать посвящения и так далее. Все это называется применением активности. Вся такая деятельность должна осуществляться посредством мантры.
Если человек произносит мантру сосредоточенно, будучи уверенным, что мантра и божество неразделимы, он не может не достичь сиддхи. Если же у человека нет твердой уверенности и он сомневается, есть ли польза от произнесения мантры, или считает, что польза может быть позже, но не сейчас, то в результате таких сомнений благословения мантры не смогут войти в его существо.
В каждой мантре есть разное количество слогов, символизирующих разные вещи. Например, мантра ваджра-гуру состоит из двенадцати слогов, которые символизируют двенадцать ветвей учения. Шесть слогов ОМ ВАДЖРАСАТВА ХУМ символизируют шесть мудростей, а шесть слогов ОМ МА НИ ПАД МЕ ХУМ символизируют шесть парамит и шесть мудростей. Таким образом, во время произнесения мантры следует сосредоточиться на визуализации, а прана и мантра должны быть нераздельны. Когда дыхание входит и выходит изо рта и ноздрей, есть звук произнесения мантры и есть однонаправленное самадхи на визуализации с уверенностью, что мантра - это божество, тогда причина и условие объединяются. Это подобно тому, как если горячие лучи солнца светят на сухую траву, а между ними помещают увеличительное стекло, то трава сразу же воспламеняется. Точно так же очень важно, чтобы три только что упомянутых фактора были неразделимы.
Если ум не сосредоточен на визуализации, даже если произнести множество мантр, он не достигнет знаков божества. Если у человека нет уверенности и веры в то, что мантра и божество неразделимы, он не сможет достичь достижений в тайной мантре. Поэтому следует правильно произносить мантру с уверенностью и преданностью, что божество и мантра неразделимы. Таким образом, следует произносить столько мантр, сколько требуется, например 400 000 или 1 200 000. Мы должны произнести мантру 100 000 раз для каждого слога в мантре и 100 000 дополнительных раз, чтобы исправить ошибки, что составляет 1 300 000 мантр для ваджра-гуру мантры из 12 слогов. Поскольку ОМ ВАДЖРАСАТВА ХУМ состоит из шести слогов, мы произносим эту мантру 700 000 раз.
Рецитация может выполняться по времени, числу или знакам. Рецитация по времени - это когда человек берет на себя обязательство выполнять рецитацию в течение месяца, шести месяцев или какого-то другого срока. Рецитация по количеству - это когда человек произносит то количество мантр, которое указано в тексте. Рецитация по знакам - это когда человек выполняет рецитацию до тех пор, пока не достигнет знаков. Когда нисходит благословение нераздельности божества с собой, это и есть рецитация по знакам свершения. Когда человек занимается декламацией таким образом, его омрачения заблуждений обычной речи очищаются, и благословения речи Будды входят в его поток бытия. Человек сможет контролировать ум с помощью праны, в отличие от искалеченного всадника, которого вообще везут куда угодно.
Когда умственная и словесная рецитация доведены до совершенства, следует выполнить блокирующую рецитацию [рецитацию прекращения]. Блокирующая рецитация называется дыханием вазы и концентрацией на визуализации мантры, проходящей вокруг семенного слога в сердечном центре. При выполнении дыхания вазы, в результате контроля праны, ум не впадает в заблуждение. Если слепая дикая лошадь связана, она не сможет никуда пойти. Точно так же, если прана связана, мысли о двойственности насильно блокируются. Когда человек устает от визуализации божества, он может выполнять эту декламацию, если делает это одномоментно. Когда человек устает от декламации, он может сосредоточиться на визуализации божества. Таким образом можно чередовать эти два занятия. Например, поскольку наши тело и речь смешаны, мы можем объяснять свои мысли и понимать, что говорят другие. Если бы было только тело, без речи и ума, мы бы не смогли этого сделать. Очень важно знать, что божество и мантра неразделимы. В этом и заключается связующая сила декламации мантры: наша нечистая речь и чистая речь Будды смешиваются вместе, чтобы чистые благословения речи Будды очистили нечистую заблуждающуюся речь.
Pure Appearance Development & Completion Stages in Vajrayana Practice / His Holiness Dilgo Khyentse Rinpoche
Джамгон Конгтрул Лодро Тае
В коренном тексте Ламрим Еше Ньингпо говорится:
- Что касается «столба мантры», то неизменный слог ума
- И четко выстроенная цепочка букв - это «приближение».
- Ее вращение, будто раскаленной головней, от уст к устам и через тайные места:
- Божества и его юм - это «полное приближение».
- Вы обретаете сиддхи Речи Достославного Херуки.
Второй пункт — это упрочение в своей речи «столба сердечной мантры». Направить внимание на конкретный слог-семя, духовную жизненную силу божества, то есть неизменную природу его семейства, окруженный четким строем букв коренной, или сердечной, мантры, — это аспект «приближения», образно описываемый как луна в окружении звезд. Вращать мантру, словно горящую головню, перемещая ее от уст мужского божества к устам женского божества, потом к ее сердечной чакре и тайному месту, а затем к тайному месту мужского божества, в заключение растворив в его сердечной чакре, после чего всё непрерывно повторяется точно так же, — это аспект «полного приближения», образно описываемый как вращение горящей головней. Благодаря этим действиям мантра и прана очищаются, становясь нераздельными, и, обретя жизненную силу просветленной Речи, в итоге вы обретаете сиддхи нераздельности с нескончаемым колесом-украшением Речи великого Достославного Херуки.
Джигме Лингпа
Что касается ”гвоздя сущностной мантры (snying ро sngags kyi gzer)”, то следует однонаправленно сосредотачиваться, когда коренная мантра либо вращается вокруг жизненной силы в Сердце (thugs srog), либо вращается туда и обратно. Затем, когда подсчитывается мантра, выдох, вдох и задержка дыхания очищаются как сущность просветленной речи. В той же тантре (Советах Велико славного (dpal chen zhal lung)) сказано:
- В качестве гвоздя сущностной мантры повторяй мантру
- Главного божества всего собрания,
- Как корневую мантру окружающую жизненную силу в Сердце ХУМ.
- Визуализации излучение и поглощение, а также повторяй мантру.
- В это время появляются слава, процветание и пророчества.
- Потенциальная сила станет совершенной, а божества соберутся.
- Без совершенства Приближения посредством гвоздя сущности жизненной силы
- Божества и связанные обетом Дамчены не появятся.