Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
Нет описания правки
Строка 164: Строка 164:


=== 4. Невзгоды как помощники, усердие в практике ===
=== 4. Невзгоды как помощники, усердие в практике ===
С восьми до девятнадцати лет Ринпоче полагался на благородную Тару как на своего йидама и занимался практикой Тары. Возникло множество чудесных признаков его достижений в практике, например, сны, в которых красивая и соблазнительная женщина защищала его от страха. С этого времени господин гуру сделал благородную Тару своим главным йидамом в своей постоянной, постоянной практике. Он обнаружил мольбу к Таре как терма ума, а также сочинил еще одну песню-мольбу Таре, а также песню восхваление, в которой описывается, как она защищает от восьми и шестнадцати видов страха. Он разработал ваджрный танец для сопровождения последних молитв, и его ученики по сей день продолжают практиковать эти песни и танцы.
Когда Ринпоче было девятнадцать, его поразила серьезная болезнь. В автобиографии он рассказывает, что впервые почувствовал страх смерти, и вспоминает, как он стал рассматривать негативное обстоятельство, дисбаланс элементов, вызванный болезнью, как духовного друга:
:Этот страх, вызванный непостоянством, заставил меня более
:глубоко задуматься о самом непостоянстве. Это помогло мне понять, что усилия,
:сосредоточенные только на этой жизни, не имеют реального смысла. Снова и снова
:во мне возникала мысль: «Если я не умру от этой болезни, я осуществлю
истинную Дхарму». Я неоднократно давал подобные обещания. Заболевание
:сопровождалось отеком шеи. В конце концов из моей шеи начал течь гной, и
:я быстро оправился от болезни. Я вернулся к своему прежнему состоянию хорошего
:здоровья и своему убеждению практиковать Дхармы.
В качестве наставлений он предложил следующие стихи:
:Кье Ма! Снова и снова я медитировал на страданиях
:трёх миров сансары, на непостоянстве и переменах.
:Этот личный опыт страданий перемен
:был первым гуру, который вдохновил меня на путь дхармы. […]
:Мучимый неблагоприятными условиями болезни,
:Страдая на грани смерти,
:я увидел, что только подлинная дхарма может дать убежище,
:и обрел вдохновение, чтобы пробудиться ради блага других.
Ринпоче знал, что для того, чтобы правильно практиковать истинную Дхарму, ему нужно будет положиться на учителя, духовного друга. Он начал это путешествие с путешествия в Дзонгсар в Деге, где встретил [[Джамьянг Кьенце Чоки Лодро|Джамьянга Кьенце Чоки Лодро]]. От него он получил на всех этапах великое посвящение славного Хеваджры, главного йидама возвышенной традиции Сакья. Из двойной передачи традиции Пути-Плода — Объяснения для собрания и Объяснения для учеников — Ринпоче получил передачу Объяснения для учеников, а также передачу от учителя к ученику его глубоких символов. Он также получил внутренние и внешние практики Вирупы, внутренние и внешние практики Глубокого Пути, практику Наро Кхечари Ваджрайогини, [[Друбтаб кунту|Сборник садхан]] и другие передачи.
В то время [[Дешунг Ринпоче]], образованный и опытный мастер, пять раз получавший учения «Объяснение для учеников» , служил Кьёрпоном (старшим помощником учителя) [[Джамьянг Кьенце Чоки Лодро|Чокьи Лодро Ринпоче]]. От него Ринпоче полностью обучился йогическим упражнениям для каналов и ветров (rtsa rlung); он также получил передачи для чтения полного собрания сочинений [[Пять иерархов Сакья|Пяти иерархов Сакья]]. В автобиографии рассказывается:
:Будучи Кьёрпоном, он научил меня передаче каналов
:и ветров, существующей в линии Кагью. Он также рассказал об историях жизни
:нескольких сиддхов Кагью. Таким образом, получая учения
:линии Сакья, моя вера в Дхарму Кагью также возрастала.
Таким образом, Ринпоче превосходно получил зреющие посвящения и освобождающие наставления, после чего вернулся на родину.
Следующим мастером, на которого опирался Ринпоче, был досточтимый Лама Сопа Тарчин. Когда Ринпоче впервые услышал его имя и о том, что он известен тем, что живет исключительно в пещерах и является йогом без действий, как Миларепа, свободным от всех привязанностей к пище, богатству и имуществу, возникла вера, и Ринпоче отправился в Кхам Дордже Драк. В автобиографии говорится:
:Когда я впервые встретил гуру, он читал историю жизни Мачиг Лабдрон.
:В частности, он дошел до того раздела истории, в котором
:рассказывается о том, как, когда Мачиг родилась, она поднялась на одну ногу над землей
:и оставалась там в танцевальной позе, ее три глаза смотрели в пространство.
:В этот момент глаза гуру встретились с моими. Гуру сказал мне, что это благоприятное совпадение.
Таким образом, подобно тому, как Миларепа впервые встретил Марпу, благоприятные условия для первой встречи гуру и ученика сложились превосходно.
Достопочтенный лама Сопа Тарчин впервые вступил в монашество в славном [[Монастырь Диляк|монастыре Диляк]]. Позже он завершил традиционный трехлетний ретрит с интенсивными практиками. Он также совершил «паломничество с полным простиранием» из Кхама в Лхасу, паломничество, во время которого в его уме укоренились особые переживания и осознания. В автобиографии говорится:
:''Однажды я спросил гуру о его опыте совершения паломничества с полным простиранием. Он рассказал мне, что поначалу это было очень трудно, так как натыкаться на ухабистую землю и камни было довольно неприятно. Однако после привыкания, по его словам, трудностей вообще не возникло. И после полной акклиматизации тело как будто полностью реализовало свой потенциал гибкости: тело было приятным и легким; По его словам, разум в своем вновь сформированном гибком состоянии стал свободным от оцепенения и возбуждения и приобрел большую ясность. Эта повышенная ясность ума временами достигала точки, когда гуру чувствовал, что он, возможно, находится на грани достижения высших познавательных способностей. Тем не менее, он снова и снова вспоминал глубокие наставления своего гуру и благодаря этому продолжал двигаться вперед, свободный от какого-либо цепляния или чувства амбиций к достижению результата.''
После этого Лама Сопа Тарчин (Сотар) в течение трёх лет служил мастером ритуалов (Дордже Лопён). По завершении этих обязанностей Лама Сотар дал обет целенаправленно практиковать в пещере в долине, где нет других людей. Покинув комфорт своего обычного жилища, он отправился в Кхампа Дордже Драк, пещеру для практики, расположенную примерно в полудне пути от монастыря Диляк. В этом месте Лама Сотар претерпел огромные трудности, чтобы практиковать Дхарму, оставив всякую заботу об удовольствиях нынешней жизни.
Именно от этого гуру, в этом месте, Ринпоче получил наставления по Махамудре, Великой Печати. Хорошо завершив внешние, общие предварительные этапы Махамудры, внутренние, необычные предварительные этапы и четыре специальных предварительных этапа, Ринпоче получил объяснения глубокого пути Махамудры, который прошёл через все концептуальные разработки. Это были не просто текстовые лекции; это были глубокие передачи от учителя к ученику, данные в форме совершенно прямых (dmar khrid) устных наставлений.
Примерно раз в неделю, после завершения периода интенсивной практики, Ринпоче предлагал свою реализацию (rtogs 'bul) гуру и получал дальнейшие указания и методы для устранения препятствий и улучшения медитации. Таким образом, он получил в полной форме все традиционные методы и наставления линии Кагью.
Лама Сотар часто упоминал Ринпоче имя Друпона Тензина Ринпоче, который, по его словам, держал передачу [[Шесть Дхарм Наропы|шести дхарм Наропы]], пути метода. Таким образом, у Ринпоче возникло желание встретиться с Друпоном Тензином Ринпоче и получить от него учения по [[Шесть Дхарм Наропы|шести дхармам]].
Но прежде чем завершить этот период обучения у Ламы Сотара, Ринпоче получил от него посвящения для глубокой практики Чод — прорыва, а также инструкции по визуализации практики Чод и т. д. в форме прямых личных наставлений, не опираясь на тексты. Затем Ринпоче в обязательном порядке практиковал Чод каждый вечер.
По указанию своего гуру Ринпоче затем отправился в монастырь Диляк, чтобы встретиться с мастером его ретрита, ламой Сангье Пунцоком. В это время он также встретился с Кхенпо Цегьямом, который жил вместе с ламой Сангье Пунцоком в ретритном центре, и Кармой Тринле Ринпоче, который вместе со своей свитой прибыл с визитом. Лама Сангье Ринпоче сказал Ринпоче и другим, что, хотя у Кагью есть сильная традиция практики, лишь немногие мастера Кагью сведущи в теме достоверного познания (буддийской логике и эпистемологии). В будущем, по его словам, линии Кагью было бы очень полезно, если бы действительные учения познания изучались более глубоко.
Лама Сангье Ринпоче затем поручил Ринпоче изучить действительные учения познания у Кхенпо Цегьяма; он также дал посвящение Манджушри, льва речи, и положил начало традиции изучения достоверного познания в практических ретритных центрах того времени.
Позже Ринпоче говорил о влиянии, которое изучение буддийской логики и эпистемологии оказало на его практику медитации. Он говорил о том, как путь логических аргументов помог медитативным практикам, которые он ранее получил на основе содержательных наставлений, о том, как он увеличил уверенность в своем пути, который раньше основывался в основном только на вере. Более того, благодаря устным наставлениям гуру он ранее медитировал на бессамостность и отсутствие истинного существования; позже, благодаря его достоверным исследованиям познания, его уверенность в бессамостности и пустоте все более возрастала, и в его потоке ума возникли другие замечательные переживания. Таким образом, он не только обрел чувство восторга от достоверного познания; его вдохновение к практике также усилилось.
Следуя инструкциям мастера ретрита Ламы Сангье, Ринпоче изучал правильное познание в условиях практического ретрита. Позже Ринпоче скажет, что это оказалось благоприятной формой служения учениям линии практики.
Ринпоче снова вернулся, чтобы провести несколько месяцев с почтенным ламой Сотаром. За это время гуру проверил его на осознание невыразимой, истинной природы ума и прояснил оставшиеся сомнения. Ринпоче развил твёрдую решимость странствовать из одной пещеры в другую, не цепляясь за личные предпочтения, и неоднократно высказывал надежды, что это осуществится.


[[Категория:Мастера Кагью]]
[[Категория:Мастера Кагью]]

Версия от 06:20, 29 июня 2024

Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче (1935-2024)
Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче с 16-м Кармапой Ригпе Дордже, который попросил его преподавать в монастыре Румтек в Сиккиме, Индия.
Кхенпо Цултрим Гьямцо Ринпоче (1935-2024)

Танец великого блаженства: биография Кхенпо Цултрима Гьямцо Ринпоче Дзогчен Понлоп Ринпоче

Ты воплощаешь деятельность победоносных трех времен
И являешься силой и союзником, разрезающим сеть циклического существования.
О гирлянда Кармап, прошедших сквозь века,
Владыка существ и единственный друг тех, кто жаждет освобождения,
я возлагаю твой образ над своей головой и делаю тебе это подношение.
Танцуя ваджрный танец видимости-пустоты,
Ты скользишь в беззаботном небе истинной природы реальности.
Распевая ваджрные песни звука-пустоты,
Ты очищаешь тьму от умов удачливых.
Твой ум, ваджрное блаженство и пустота,
Призывает энергию великой мудрости —
Бесстрашный йогин, для которого все мысли свободны на месте,
Дечен Рангдрол, пожалуйста, проявись в центре моего сердца.

Кхенчен Цултрим Гьямцо, также известный как Дечен Рангдрол, сведущ в сутре, тантре и во всех основных и второстепенных областях знания. Проявление его достижений в опыте и реализации совершенно завершено. Он широко известен во всем мире, как на Востоке, так и на Западе. Невежественное, обычное существо, такое как я, было бы неспособно написать настоящую биографию, подробно описывающую все деяния этого гуру, Ваджрадхары, на их внешнем, внутреннем и тайном уровнях. Тем не менее, я не посмел отказать приказу повелителя победителей, славного Кармапы Огьена Дродула Тринле Дордже, который поручил мне составить этот текст. Более того, в 1993 году мне посчастливилось переписать большую часть автобиографии гуру Ваджрадхары, которую он мне продиктовал устно. Поэтому нижеследующее будет описанием истории жизни гуру на внешнем уровне обычных явлений.

История будет рассказана в семи разделах, каждый из которых содержится в его великой автобиографии:

1. Рождение в этом мире
2. Непостоянство и переменчивость
3. Паломничество к священным местам
4. Невзгоды как помощники, усердие в практике
5. Блуждание по тайным местам и кладбищам
6. Возвращение к воззрению, прерывание концепции
7. Усердное принесение пользы учению и существам по велению Господина Рангджунг Ригпе Дордже

1. Рождение в этом мире

Ринпоче родился в 1935 году (год тибетской деревянной свиньи шестнадцатого элемента цикла) в районе Тибета, известном как Гомде Нангчен. Регион получил это название потому, что во времена Тишри Репа Карпо и других учения линии практики невероятно процветали, а домохозяева мужского и женского пола также посвящали себя медитации и получали глубокие наставления по медитации. Конкретным местом его рождения была центральная часть Нангчена, называемая Трарипу. Отцом Ринпоче был Намгьял Пунцок, потомок клана Габу Драчунг; его матерью была Мани Вангмо. При рождении ему дали имя Шераб Лодро.

Здесь великая автобиография наставляет:

Когда я родился, я родился один.
Когда я умру, я точно останусь один.
Зная это, я наслаждаюсь между этими двумя этапами,
В местах одиночества, где я брожу один,
Ищу путь освобождения.

2. Непостоянство и переменчивость

Родители Ринпоче родили семерых детей — пятерых мальчиков и двух девочек, — но двое умерли в раннем возрасте. Когда ему было два года, его отец скончался во время командировки. Из-за этой утраты мать семейства очень огорчилась; Со стороны казалось, что она и все остальные дети сильно страдали около месяца. Однако собственный опыт Ринпоче был иным: он смог отреагировать на трагедию, используя ее как возможность привнести все приятные и неприятные переживания в практику пути. В своей автобиографии он вспоминает:

Поскольку в то время я был очень молод, у меня не было каких-либо твердых предубеждений по поводу того, что произошло. Из-за этого, помню, я не испытывал никаких страданий. Во мне возникла твердая уверенность, что страдание возникает только от мыслей.

Примерно год спустя мать Ринпоче отправилась в очень уединенный ретрит в красивое место под названием Пещера Водопада, где она приступила к практике «Тысячного Нюнгне». Ринпоче сопровождал в это время свою мать. Однажды ночью во время ретрита Ринпоче назвал матери имя одного из своих старших братьев, добавив: «Он умер». Позже было установлено, что он действительно скончался в то время после поездки в монастырь Нгор, чтобы принять монашеский постриг полного рукоположения. Это пример того, как Ринпоче беспрепятственно обладал высшими восприятиями с самого раннего возраста.

Еще одним удивительным качеством, которым Ринпоче обладал в юности, была способность вспоминать предыдущие жизни, о чем он говорил в своей автобиографии:

Принято говорить, что некоторые дети помнят прошлые жизни, помимо
обладания другими когнитивными способностями, но постепенно они забываются. В этом я
убедился на собственном опыте. […] Кроме того,
иногда я видел скалы и пещеры и думал про себя:
«В будущем мне придется практиковать здесь». В других случаях, если я замечал приятный на вид участок земли на
вершине утеса, я думал: «Позже мне придется построить здесь ретритный дом». У меня часто возникали подобные
мысли. Мне кажется, что они возникли из-за привычных
отпечатков от медитаций в пещерах в прошлом или потому, что они были знаками того, что я
буду интенсивно практиковать в ретритах в будущем.

Таким образом, очевидно, что Ринпоче с самого детства был высокоразвитым существом, пробудившим большую часть своего просветленного потенциала. Несмотря на это, с точки зрения мирского мира он вел себя по-разному: когда со своими друзьями, которым нравилась дхарма, он играл в такие игры, как имитация чтения литургий. В компании своих непослушных друзей он делал то же, что и они: бросал камни в птиц и так далее. Однажды он ударил камнем маленькую птицу и смертельно ранил ее. Он держал его в руках, пока тепло полностью не покинуло его тело. Видя, что он сделал с этим существом, и охваченный состраданием, он заплакал. В своей автобиографии он рассказывает, как, несмотря на это событие, его заблудшие друзья пробудили в нем привычные образцы великого сострадания и способствовали его преданности добродетели:

Я думаю, что в это время во мне пробудились привычные тенденции, порожденные развитием сострадания в прошлых жизнях.

3. Паломничество к священным местам

В автобиографии говорится:

Вообще жители Кхама любят совершать паломничества к священным местам.
Я с детства любил совершать паломничества.

Таким образом, Ринпоче преодолел множество трудностей, чтобы на двух разных этапах своей жизни совершить два паломничества к великим священным местам Тибета. Во время своего первого паломничества он и его младшая сестра Букьи отправились в паломничество по Тибету под руководством своей матери. По традиции паломников Восточного Тибета семья нагрузила себя огромными мешками с провизией, постельными принадлежностями и т. д. и отправилась в Центральный Тибет из Нангчена. Однажды, когда семья пересекала особенно высокий горный перевал, Ринпоче устал и рассердился, поэтому он ушел один, поднимаясь на гору в другом направлении, пока не оказался на довольно большом расстоянии от своей матери и сестры.

В этот момент он услышал крики матери и сестры: «Приближается бурый медведь! Иди сюда, быстро!» Явная сила страха, возникшего в то время у Ринпоче, заставила его предыдущий гнев полностью исчезнуть. Он быстро вернулся в компанию своей семьи. Фактически, из-за яркого ощущения страха он даже забыл о тяжелом рюкзаке, который нес. В автобиографии говорится:

К тому времени, как я вернулся к матери и сестре, гнев и
страх ушли, и я снова почувствовал себя веселым. Хотя тогда я этого не знал,
теперь, после тщательного размышления, я вижу, что гнев, страх и даже
радость были просто обусловлены моими мыслями.

Из этого мы можем видеть, как Ринпоче умел воспользоваться обстоятельствами, привнося на путь свои эмоции и превращая их в позитивные состояния.

Паломничество началось в Кхаме и направилось на север к монастырю Джанг Тана, резиденции защитника существ Сангье Йелпы. Там он увидел потрясающе красивые статуи Гесара Линга, его жены Друкмо и тридцати рыцарей. Он делал устремления в присутствии этих и других редких священных предметов и источников знаний, таких как копья, стрелы и мечи воинов Линга.

Проходя через районы Южного Тибета, такие как Чудо в Пово, Ринпоче посетил Конгпо Бонри, знаменитую гору, священную для традиции Бон. После этого он отправился в Таклха Гампо, резиденцию владыки дхармы Гампопы. Он также посетил священные места, благословленные Кармапами. Все эти места он посетил, совершая большой обход по часовой стрелке.

Он также посетил все священные места района Ярлунг, включая Юмбу Лакхар, первый дворец господина Ньятри Ценпы, первого короля Тибета; Ярлунг Шелдрак, пещера для практики Гуру Падмасамбхавы; и Храмовый зал Тары в храме Традрук. После этого Ринпоче посетил монастырь Самье, «неизменный и спонтанно возникший храм», который был построен благодаря объединению Падмасамбхавы, мастера из Уддияны; Трисонг Децена, царь Дхармы; и Шантаракшиты, великий настоятель. Ринпоче сделал подношения главному храму и его зданиям, которые представляют четыре континента и субконтиненты.

Из Самье Ринпоче пересек горный перевал Гокар и направился в Лхасу. Во время этого путешествия у Ринпоче и его семьи закончились запасы еды, которые они взяли с собой, поэтому они попросили милостыню. Они получили ровно столько цампы на завтрак, и мать Ринпоче держала эту цампу в сумке. Вдруг откуда ни возьмись появилась маленькая собачка, схватила сумку и рассыпала всю цампу по земле. Ринпоче рассказывает о своем опыте в своей автобиографии:

Я не знал, что чувствовали моя мать или сестра, но что касается меня, то я был голоден,
и это произошло как раз в тот момент, когда мы собирались есть. Я был ужасно расстроен. Когда я
думаю об этом сейчас, чувство, возникшее во мне в то время, ничем не отличалось от
чувства богатого человека, терпящего потерю всего своего имущества.

Он также дал наставления дхармы, связанные с этим событием, в стихотворной форме:

Если вы цепляетесь за удовольствия мирского существования,
Являетесь ли вы королем, потерявшим свое королевство,
Или нищим, потерявшим еду, я уверен в этом:
страдания, которые выносит ваш разум, будут одинаковыми. […]
Когда ты задумаешься о том, как страдание цепляния
Не меняется, а остается надолго, даже если у тебя много наслаждений,
Ты поймешь, что страдания бедных кратковременны,
И твое сострадание к богатым людям, которые цепляются за истинное существование будет увеличиваться.

Ринпоче завершил свой тур по Лхасе, посетив самые священные места города. Покинув Лхасу, он должен был вернуться в Кхам, идя с севера на юг. Таким образом, все священные места были окружены одним большим маршрутом обхода по часовой стрелке. По пути с севера с ним произошел необычный случай, который он описывает в своей автобиографии:

Как будто мне это снилось, но в то же время я действительно слышал звуки медведя
и как будто действительно чувствовал его присутствие. Это было
совершенно ужасно. Когда я изучаю этот опыт сейчас, я вижу, что это
было не что иное, как ясное видение того аспекта моего разума, который был
приучен к страху. Я могу с глубокой уверенностью видеть, что тот же принцип
применим к медитациям на бессамостность, пустоту, а также на божества и
мандалы Ваджраяны: благодаря развитию знакомства с ними, ясные
видимости, связанные с этими реальностями, будут увеличиваться.

Ринпоче предложил следующие стихи наставления:

Приучив себя к страху и гневу,
Их ясные проявления действительно увеличатся.
Увидев это, вы можете изменить ситуацию:
посредством привыкания вы определенно сможете развить ясные проявления
пустоты, божеств, мандал и так далее. […]
Говорят, трудно отплатить родителям за доброту,
но еще труднее отплатить родителям за доброту,
когда именно они познакомили тебя с Дхармой.
Осознавая это, я молюсь, чтобы все существа, мои матери, смогли достичь пробуждения.

Наконец, Ринпоче благополучно вернулся в родные края.

Гуру было семнадцать лет, когда он предпринял свое второе паломничество в Тибет, и на этот раз он путешествовал вместе с одним из своих братьев и одной из сестер. Они выбрали «средний» маршрут на север и в конечном итоге направились в Лхасу. В автобиографии говорится:

Когда мы впервые отправились в путь, нам пришлось взять с собой много вещей, включая еду,
например мясо, масло и цампу, а также постельные принадлежности. Это сделало наши мешки очень
тяжелыми. Итак, мы пережили три стадии страданий: вначале были
страдания от тяжелой провизии, которую было трудно нести. В
середине были страдания от осознания того, что наши запасы на исходе.
И, наконец, страдание от отсутствия провизии. Из
этих троих страдания от полной загрузки провизии были самыми тяжелыми,
потому что они были двоякими: тяжелую провизию было трудно нести, и
постоянно беспокоились о том, что ее украдут воры и бандиты или
иным образом потеряют.

Он предложил такой стих наставления:

Кье Ма! Когда вращаешься в существовании фиксации на самость,
Нет другого выбора, кроме как полагаться на еду и имущество.
Но, видя страдания накоплений и потерь,
рождается Великий энтузиазм по поводу пути йогина, свободного от действий, свободного от фиксации.

Ринпоче продолжил свое паломничество в Лхасу, посещая священные места, такие как Самье, и делая подношения и устремления, как и раньше. Чтобы увидеть места, где жили первые тибетцы, Ринпоче отправился посетить священные земли Ярлунг. Чтобы добраться туда, ему пришлось пересечь небольшой приток реки Брахмапутра в Цетанге. Когда он достиг середины реки, уровень воды резко поднялся. Внезапно Ринпоче оказался на грани того, чтобы его полностью захлестнула вода. В то время его непосредственно защищал йидам Арья Тара. В его автобиографии говорится:

Я очень верил в благородную Тару с самого раннего детства и
долгое время занимался практикой Тары. Там, в воде, все
мысли моего ума о трех временах прекратились, и я горячо молился Таре. Хотя
я и не умел плавать, следующее, что я осознал, это то, что я добрался прямо до берега реки.

Он пропел этот стих наставления:

После тяжело выносимых страданий
я стал счастливее и светлее, чем когда-либо прежде.
Счастье и страдание меняются; они непостоянны.
Не позволяйте цеплянию за постоянство обмануть ваш разум.

На следующий день трое братьев и сестер встретились в монастыре в Цетанге и оттуда посетили все священные места Ярлунга. Еще раз, перейдя горные перевалы Хьяк, Гёкар и так далее, и воспользовавшись северным маршрутом, они без трудностей вернулись домой.

Короче говоря, Ринпоче не перенял сегодняшний стиль великих учителей или важных людей, рассматривая паломничество как своего рода приятный отпуск. Скорее, Ринпоче практиковал по стопам тех, кто обладал большой удачей и верой, преодолевая большие трудности, чтобы практиковать подлинную Дхарму. Он совершил паломничество как смиренный, обычный человек и посредством своего особого опыта на пути собрал накопления заслуг и мудрости и очистил омрачения. Таким образом, он приобрел уникальный опыт и осознания. Позже Ринпоче всегда оказывал поддержку обычным паломникам в Индии и Непале, чтобы они могли практиковать подлинную Дхарму. Он хорошо знал их радости и горести и получал особое удовольствие от их начинаний.

4. Невзгоды как помощники, усердие в практике

С восьми до девятнадцати лет Ринпоче полагался на благородную Тару как на своего йидама и занимался практикой Тары. Возникло множество чудесных признаков его достижений в практике, например, сны, в которых красивая и соблазнительная женщина защищала его от страха. С этого времени господин гуру сделал благородную Тару своим главным йидамом в своей постоянной, постоянной практике. Он обнаружил мольбу к Таре как терма ума, а также сочинил еще одну песню-мольбу Таре, а также песню восхваление, в которой описывается, как она защищает от восьми и шестнадцати видов страха. Он разработал ваджрный танец для сопровождения последних молитв, и его ученики по сей день продолжают практиковать эти песни и танцы.

Когда Ринпоче было девятнадцать, его поразила серьезная болезнь. В автобиографии он рассказывает, что впервые почувствовал страх смерти, и вспоминает, как он стал рассматривать негативное обстоятельство, дисбаланс элементов, вызванный болезнью, как духовного друга:

Этот страх, вызванный непостоянством, заставил меня более
глубоко задуматься о самом непостоянстве. Это помогло мне понять, что усилия,
сосредоточенные только на этой жизни, не имеют реального смысла. Снова и снова
во мне возникала мысль: «Если я не умру от этой болезни, я осуществлю

истинную Дхарму». Я неоднократно давал подобные обещания. Заболевание

сопровождалось отеком шеи. В конце концов из моей шеи начал течь гной, и
я быстро оправился от болезни. Я вернулся к своему прежнему состоянию хорошего
здоровья и своему убеждению практиковать Дхармы.

В качестве наставлений он предложил следующие стихи:

Кье Ма! Снова и снова я медитировал на страданиях
трёх миров сансары, на непостоянстве и переменах.
Этот личный опыт страданий перемен
был первым гуру, который вдохновил меня на путь дхармы. […]
Мучимый неблагоприятными условиями болезни,
Страдая на грани смерти,
я увидел, что только подлинная дхарма может дать убежище,
и обрел вдохновение, чтобы пробудиться ради блага других.

Ринпоче знал, что для того, чтобы правильно практиковать истинную Дхарму, ему нужно будет положиться на учителя, духовного друга. Он начал это путешествие с путешествия в Дзонгсар в Деге, где встретил Джамьянга Кьенце Чоки Лодро. От него он получил на всех этапах великое посвящение славного Хеваджры, главного йидама возвышенной традиции Сакья. Из двойной передачи традиции Пути-Плода — Объяснения для собрания и Объяснения для учеников — Ринпоче получил передачу Объяснения для учеников, а также передачу от учителя к ученику его глубоких символов. Он также получил внутренние и внешние практики Вирупы, внутренние и внешние практики Глубокого Пути, практику Наро Кхечари Ваджрайогини, Сборник садхан и другие передачи.

В то время Дешунг Ринпоче, образованный и опытный мастер, пять раз получавший учения «Объяснение для учеников» , служил Кьёрпоном (старшим помощником учителя) Чокьи Лодро Ринпоче. От него Ринпоче полностью обучился йогическим упражнениям для каналов и ветров (rtsa rlung); он также получил передачи для чтения полного собрания сочинений Пяти иерархов Сакья. В автобиографии рассказывается:

Будучи Кьёрпоном, он научил меня передаче каналов
и ветров, существующей в линии Кагью. Он также рассказал об историях жизни
нескольких сиддхов Кагью. Таким образом, получая учения
линии Сакья, моя вера в Дхарму Кагью также возрастала.

Таким образом, Ринпоче превосходно получил зреющие посвящения и освобождающие наставления, после чего вернулся на родину.

Следующим мастером, на которого опирался Ринпоче, был досточтимый Лама Сопа Тарчин. Когда Ринпоче впервые услышал его имя и о том, что он известен тем, что живет исключительно в пещерах и является йогом без действий, как Миларепа, свободным от всех привязанностей к пище, богатству и имуществу, возникла вера, и Ринпоче отправился в Кхам Дордже Драк. В автобиографии говорится:

Когда я впервые встретил гуру, он читал историю жизни Мачиг Лабдрон.
В частности, он дошел до того раздела истории, в котором
рассказывается о том, как, когда Мачиг родилась, она поднялась на одну ногу над землей
и оставалась там в танцевальной позе, ее три глаза смотрели в пространство.
В этот момент глаза гуру встретились с моими. Гуру сказал мне, что это благоприятное совпадение.

Таким образом, подобно тому, как Миларепа впервые встретил Марпу, благоприятные условия для первой встречи гуру и ученика сложились превосходно.

Достопочтенный лама Сопа Тарчин впервые вступил в монашество в славном монастыре Диляк. Позже он завершил традиционный трехлетний ретрит с интенсивными практиками. Он также совершил «паломничество с полным простиранием» из Кхама в Лхасу, паломничество, во время которого в его уме укоренились особые переживания и осознания. В автобиографии говорится:

Однажды я спросил гуру о его опыте совершения паломничества с полным простиранием. Он рассказал мне, что поначалу это было очень трудно, так как натыкаться на ухабистую землю и камни было довольно неприятно. Однако после привыкания, по его словам, трудностей вообще не возникло. И после полной акклиматизации тело как будто полностью реализовало свой потенциал гибкости: тело было приятным и легким; По его словам, разум в своем вновь сформированном гибком состоянии стал свободным от оцепенения и возбуждения и приобрел большую ясность. Эта повышенная ясность ума временами достигала точки, когда гуру чувствовал, что он, возможно, находится на грани достижения высших познавательных способностей. Тем не менее, он снова и снова вспоминал глубокие наставления своего гуру и благодаря этому продолжал двигаться вперед, свободный от какого-либо цепляния или чувства амбиций к достижению результата.

После этого Лама Сопа Тарчин (Сотар) в течение трёх лет служил мастером ритуалов (Дордже Лопён). По завершении этих обязанностей Лама Сотар дал обет целенаправленно практиковать в пещере в долине, где нет других людей. Покинув комфорт своего обычного жилища, он отправился в Кхампа Дордже Драк, пещеру для практики, расположенную примерно в полудне пути от монастыря Диляк. В этом месте Лама Сотар претерпел огромные трудности, чтобы практиковать Дхарму, оставив всякую заботу об удовольствиях нынешней жизни.

Именно от этого гуру, в этом месте, Ринпоче получил наставления по Махамудре, Великой Печати. Хорошо завершив внешние, общие предварительные этапы Махамудры, внутренние, необычные предварительные этапы и четыре специальных предварительных этапа, Ринпоче получил объяснения глубокого пути Махамудры, который прошёл через все концептуальные разработки. Это были не просто текстовые лекции; это были глубокие передачи от учителя к ученику, данные в форме совершенно прямых (dmar khrid) устных наставлений.

Примерно раз в неделю, после завершения периода интенсивной практики, Ринпоче предлагал свою реализацию (rtogs 'bul) гуру и получал дальнейшие указания и методы для устранения препятствий и улучшения медитации. Таким образом, он получил в полной форме все традиционные методы и наставления линии Кагью.

Лама Сотар часто упоминал Ринпоче имя Друпона Тензина Ринпоче, который, по его словам, держал передачу шести дхарм Наропы, пути метода. Таким образом, у Ринпоче возникло желание встретиться с Друпоном Тензином Ринпоче и получить от него учения по шести дхармам.

Но прежде чем завершить этот период обучения у Ламы Сотара, Ринпоче получил от него посвящения для глубокой практики Чод — прорыва, а также инструкции по визуализации практики Чод и т. д. в форме прямых личных наставлений, не опираясь на тексты. Затем Ринпоче в обязательном порядке практиковал Чод каждый вечер.

По указанию своего гуру Ринпоче затем отправился в монастырь Диляк, чтобы встретиться с мастером его ретрита, ламой Сангье Пунцоком. В это время он также встретился с Кхенпо Цегьямом, который жил вместе с ламой Сангье Пунцоком в ретритном центре, и Кармой Тринле Ринпоче, который вместе со своей свитой прибыл с визитом. Лама Сангье Ринпоче сказал Ринпоче и другим, что, хотя у Кагью есть сильная традиция практики, лишь немногие мастера Кагью сведущи в теме достоверного познания (буддийской логике и эпистемологии). В будущем, по его словам, линии Кагью было бы очень полезно, если бы действительные учения познания изучались более глубоко.

Лама Сангье Ринпоче затем поручил Ринпоче изучить действительные учения познания у Кхенпо Цегьяма; он также дал посвящение Манджушри, льва речи, и положил начало традиции изучения достоверного познания в практических ретритных центрах того времени.

Позже Ринпоче говорил о влиянии, которое изучение буддийской логики и эпистемологии оказало на его практику медитации. Он говорил о том, как путь логических аргументов помог медитативным практикам, которые он ранее получил на основе содержательных наставлений, о том, как он увеличил уверенность в своем пути, который раньше основывался в основном только на вере. Более того, благодаря устным наставлениям гуру он ранее медитировал на бессамостность и отсутствие истинного существования; позже, благодаря его достоверным исследованиям познания, его уверенность в бессамостности и пустоте все более возрастала, и в его потоке ума возникли другие замечательные переживания. Таким образом, он не только обрел чувство восторга от достоверного познания; его вдохновение к практике также усилилось.

Следуя инструкциям мастера ретрита Ламы Сангье, Ринпоче изучал правильное познание в условиях практического ретрита. Позже Ринпоче скажет, что это оказалось благоприятной формой служения учениям линии практики.

Ринпоче снова вернулся, чтобы провести несколько месяцев с почтенным ламой Сотаром. За это время гуру проверил его на осознание невыразимой, истинной природы ума и прояснил оставшиеся сомнения. Ринпоче развил твёрдую решимость странствовать из одной пещеры в другую, не цепляясь за личные предпочтения, и неоднократно высказывал надежды, что это осуществится.