I Шечен Рабджам Тенпей Гьялцен: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
Sherab (обсуждение | вклад) |
||
Строка 33: | Строка 33: | ||
== Линия воплощение Шечен Рабджамов == | == Линия воплощение Шечен Рабджамов == | ||
*Первый Шечен Рабджам, Тенпей Гьелцен (bstan pa'i rgyal mtshan, 1650-1704) | |||
*Второй Шечен Рабджам, Гьюрме Кунзанг Намгьел ('gyur med kun bzang rnam rgyal, 1713-1769) | |||
*Третий Шечен Рабджам, Пелджор Гьяцо (dpal 'byor rgya mtsho, 1771-1807/1770-1809) | |||
*Четвертый Шечен Рабджам, Гарванг Чокьи Гьялцен (gar dbang chos kyi rgyal mtshan, 1811?-1862?) | |||
*Пятый Шечен Рабджам, Гьюрме Кунзанг Тенпей Гьелцен ('gyur med kun bzang bstan pa'i rgyal mtshan, 1864-1909) | |||
*Шестой Шечен Рабджам, Нангзе Друбпей Дордже (snang mdzad grub pa'i rdo rje, 1911–1959) | |||
*Седьмой Шечен Рабджам, Гюрме Чокьи Сенгге ('gyur med chos kyi seng ge, р.1966) | |||
[[Категория:Мастера Дзогчен]] | [[Категория:Мастера Дзогчен]] | ||
[[Категория:Мастера Ньингма]] | [[Категория:Мастера Ньингма]] |
Текущая версия от 12:29, 12 июля 2024
Первый Шечен Рабджам, Тенпей Гьелцен (zhe chen rab 'byams 01 bstan pa'i rgyal mtshan) родился в 1650 году, в год железного тигра одиннадцатого шестидесятилетнего цикла. Его родители принадлежали к могущественному благородному клану в Уру в Пенпо (dbu ru 'phan po) по имени Депа Тонпо (sde pa mthon po), который правил большим количеством семей в своем регионе.
Согласно его агиографии, в его прошлые перерождения входят индийские и тибетские мастера, такие как Манджушримитра (ок. 55 г. н.э.); царь Дхармы Ашока (ок. 304–232 до н. э.); Камалашила (713–763); Лхасе Мутик Цепо (lha sras mu tig btsad po); один из первых рукоположенных монахов в Тибете Ма Ринчен Чок (rma rin chen mchog, ок. 700 г.); патриарх Кагью Миларепа (mi la ras pa, 1040–1123); Ронгтон Шеджа Кунриг (rong ston shes bya kun rig, 1367-1449); и Дригунг Ринчен Пунцок ('bri gung rin chen phun tshogs, 1509-1557).
В тринадцать лет он сбежал из дома и поступил в большой колледж при монастыре Дреюл Кецел ('bras yul skyed tshal), известном центре диалектических исследований в традиции Сакья. Тамошний настоятель дал ему основные монашеские обеты (rab byung sdom pa). Он выучил наизусть многие важные тексты основной учебной программы монастыря, включая молитвы, ритуалы и коренные стихи, а затем изучил собрание семи текстов Праманы (tshad ma sde bdun) по буддийской логике и эпистемологии. Он продолжал учиться у многих учителей в различных монастырях Сакья, включая Пелхор Чоде (dpal 'khor chos sde) в Гьянце, Танак Тубтен Линг (rta nag thub bstan gling), Сердокчен (gser mdog can) и Нгор (ngor). Сакья Гонгма, вероятно, Дучо Лабрангпа Джамгон Сонам Вангчук (dus mchod bla brang pa byams mgon bsod nams dbang phyug, 1638–1685), как сообщается, высоко хвалил его за его знание традиции.
В Сангпу (gsang phu) он продолжал изучать философию Прамана в течение длительного периода времени. Он сосредоточился на эпистемологии и в конечном итоге стал авторитетным исследователем в этом вопросе. Он участвовал в традиционных тестах на навыки ведения дебатов и продемонстрировал свои знания Праманы в монастырях Сангпу, Рато (ra ba stod) и Дреюл Кецел, которые хорошо известны своими исследованиями в области эпистемологии. Следовательно, он получил титул Рабджампа (rab 'byams pa), что означает «всеобъемлющий».
Он также учился у многих выдающихся учителей традиции Гелуг в трех великих монастырях Сера, Дрепунг и Ганден, а также изучал тантру в соответствии с традицией Гелуг в колледжах Гьюме и Гьюто в Лхасе, в том числе в Гухьясамадже, Чакрасамваре, Ямантаке, получив высокую степень среди ученых Гелуг.
Позже он выступал помощником Пабонкхапы Джамьянга Дракпы (pha bong kha pa 'jam dbyangs grags pa, du), близкого помощника Пятого Далай-ламы Нгаванга Лобзанга Гьяцо (tA la'i bla ma 05 ngag dbang blo bzang rgya mtsho, 1617-1682). Он получил множество учений как от Джамьянга Дракпы, так и от самого Далай-ламы.
Сообщается, что в какой-то момент Джамьянг Дракпа предсказал, что, хотя Тенпей Гьелцен уже был экспертом в новых переводах (sar ma) тантр (тантрических текстов, которые были переведены на тибетский язык с одиннадцатого века или позже), его будущий успех зависело от изучения и практики старых тантр школы Ньингма (тантрических текстов, которые были переведены на тибетский язык в седьмом-десятом веках), особенно системы Дзогчен.
В то время Первый Дзогчен Друбванг, Пема Ригдзин (rdzogs chen grub dbang 01pad+ma rig 'dzin, 1625-1697) давал продвинутые учения Дзогчена в Йерпа Лхари (yer pa lha ri), на севере, недалеко от Лхасы. На этих учениях присутствовало большинство высокопоставленных правительственных чиновников администрации Пятого Далай-ламы, в том числе Джамьянг Дракпа. Тенпей Гьелцен присоединился к ним, и вскоре он стал лучшим учеником в плане понимания и достижений в воззрении и практике Дзогчена. Тем самым он заслужил титул «Дзогчен Рабджампа» и стал одним из ближайших учеников Дзогчен Друбванг Пема Ригдзина (1625-1697).
По указанию Пятого Далай-ламы Рабджам Тенпай Гьелцен сопровождал Дзогчен Друбванга в путешествии в Кхам в качестве своего помощника. В 1685 году при поддержке тридцать седьмого короля Дерге, Сангье Тенпы (sangs rgyas bstan pa, р. около 1638 – ум. 1710), Тенпей Гьелцен помог Пема Ригдзину основать обитель под названием Оргьен Самтен Чолинг (orgyan bsam gtan chos gling) в долине Рудам Кьитрам (ru dam skyid khram), к северо-востоку от столицы Дерге. Монастырь развивался постепенно и позже стал одним из шести главных монашеских центров традиции Ньингма, известным как Монастырь Дзогчен.
Согласно одной монашеской истории (khams phyogs dkar mdzes khul gyi dgon sde so so'i lo rgyus), в 1690 году в возрасте сорока одного года Рабджам Тенпей Гьелцен основал монастырь под названием Шечен Оргьен Чодзонг (zhe chen dgon o rgyan chos dzong), состоящий из помещения монахов и главного зала собраний, недалеко от Дзогчена. Первого настоятеля звали Пема Вангчук (pad+ma dbang phyug, du), по прозвищу «Смеющийся лама» (gad yag bla ma). Говорят, что в учебной программе упор делался как на учебу, так и на практику. Рабджам Тенпей Гьелцен преподавал как на зимних, так и на летних сессиях. Летом его ученики слушали и размышляли над учениями по основополагающим текстам Трипитаки. Зимой они практиковали и медитировали на тантрических учениях. Говорят, что таким образом они подражали предыдущей традиции интеграции учебы и практики.
Сообщается, что после основания своего монастыря Тенпей Гьелцен предсказал, что в этом месте будет процветать «сокровищница дхармы»; однако именно на склоне горы напротив учение достигнет своей высшей точки. Второй Рабджам, Гьюрме Кунзанг Намгьял (rab 'byams 02 'gyur med kun bzang rnam rgyal, 1713-1769) основал пристройку Шечена напротив первоначального места в 1734 или 1735 году. Именно это место в конечном итоге превратилось в монастырь Шечен известный сегодня, как один из крупнейших монашеских центров Ньингма в Тибете. Поскольку ему приписывают основание монастыря Шечен, он стал известен в истории как Первый Шечен Рабджам.
Позже король Дерге предложил Тенпаю Гьелцену монастырь Трашо Помдрак (khra shod spom brag), который был резиденцией патриарха линии Кагью Помдракпы Сонама Дордже (spom brag pa bsod nams rdo rje, 1170-1249). Там он провел несколько лет в недавно построенном доме для медитации. Однако, похоже, некоторые из тамошних монахов невзлюбили его, подозревая в намерении перевести монастырь из традиции Кагью в Ньингма. Говорят, что из-за этого Дзогчен Рабджампа покинул монастырь и переехал в другое место, предпочитая обучать больше несектантских учеников.
В какой-то момент Тенпей Гьелцен решил, что проведет остаток своей жизни в ретрите, и поселился в монастыре Цангронг Шардзонг (gtsang rong shar rdzong ri khrod) в Дригунге ('bri gung). Однако во время своей практики он услышал, что его учитель Дзогчен Друбванг скончался, и вскоре уехал в Рудам, чтобы присоединиться к другому близкому ученику Дзогчен Друбванга, Дзогчен Понлоб Намкха Осел (rdzogs chen dpon slob nam mkha' 'od gsal, ум. 1726), чтобы завершить обширные погребальные ритуалы своего покойного учителя. После этого он остался в монастыре Дзогчен, посвятив себя исключительно даче учений и посвящений.
Позже он помог Дзогчен Понлоб выбрать и идентифицировать Второго Дзогчен Друбванга, Гьюрме Текчока Тендзина (rdzogs chen 02 'gyur med theg mchog bstan 'dzin, 1699-1758), который родился в семье монгольских царей Ород. Вместе они привезли мальчика в монастырь Дзогчен, возвели его на трон, провели церемонию пострижения и дали ему имена Пема Вангчен (pad+ma dbang chen) и Пема Вангдрак (pad+ma dbang drag).
Среди наиболее известных учеников Тенпей Гьелцена были Второй Дзогчен Друбванг, Гьюрме Текчок Тендзин ('gyur med theg mchog bstan 'dzin, 1699-1758) и Хор Ронгпа Цава Пема Вангчук (hor rong pa tsha bapad+ma dbang phyug). Кроме того, говорят, что у него было двадцать пять держателей линии передачи, которые в основном сосредоточились на Дзогчен, в том числе Оргьен Самтен (orgyan bsam gtan); Пема Гьялцен (pad+ma rgyal mtshan); Лама Даргье из Лузе (klu bse bla ma dar rgyas); токден из Хардо по имени Оргьен Цултрим (mkhar mdo rtogs ldan or gyan tshul khrims); и Оргьен Кельсанг из Линг Ратак (gling ra rtags bla ma o rgyan skal bzang).
Рабджам Тенпай Гьелцен скончался в 1704 году, в год деревянной обезьяны двенадцатого шестидесятилетнего цикла, в возрасте пятидесяти пяти лет. В его память в монастыре Дзогчен его учениками был построен храм-реликварий. Его линия перевоплощений стала известна как Шечен Рабджам.
Линия воплощение Шечен Рабджамов
- Первый Шечен Рабджам, Тенпей Гьелцен (bstan pa'i rgyal mtshan, 1650-1704)
- Второй Шечен Рабджам, Гьюрме Кунзанг Намгьел ('gyur med kun bzang rnam rgyal, 1713-1769)
- Третий Шечен Рабджам, Пелджор Гьяцо (dpal 'byor rgya mtsho, 1771-1807/1770-1809)
- Четвертый Шечен Рабджам, Гарванг Чокьи Гьялцен (gar dbang chos kyi rgyal mtshan, 1811?-1862?)
- Пятый Шечен Рабджам, Гьюрме Кунзанг Тенпей Гьелцен ('gyur med kun bzang bstan pa'i rgyal mtshan, 1864-1909)
- Шестой Шечен Рабджам, Нангзе Друбпей Дордже (snang mdzad grub pa'i rdo rje, 1911–1959)
- Седьмой Шечен Рабджам, Гюрме Чокьи Сенгге ('gyur med chos kyi seng ge, р.1966)