Горампа Сонам ​​Сенгге: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «Горампа Сонам ​​Сенге (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) родился в 1429 году в районе Гово (go bo) провинции Кхам, в месте под названием Бомьюнгда ('bom yung mda'). Его отцом был Руца Жанкьяб (ru tsha zhang skyabs), а матерью — Гьелвамен (rgyal ba sman). Он принял монашеский постриг в возрасте...»)
 
Нет описания правки
Строка 1: Строка 1:
[[Изображение:Gorampa.jpg|мини|справа|400px|Горампа Сонам ​​Сенгге (1429-1489)]]
Горампа Сонам ​​Сенге (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) родился в 1429 году в районе Гово (go bo) провинции Кхам, в месте под названием Бомьюнгда ('bom yung mda'). Его отцом был Руца Жанкьяб (ru tsha zhang skyabs), а матерью — Гьелвамен (rgyal ba sman).
Горампа Сонам ​​Сенге (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) родился в 1429 году в районе Гово (go bo) провинции Кхам, в месте под названием Бомьюнгда ('bom yung mda'). Его отцом был Руца Жанкьяб (ru tsha zhang skyabs), а матерью — Гьелвамен (rgyal ba sman).



Версия от 13:27, 1 августа 2024

Горампа Сонам ​​Сенгге (1429-1489)

Горампа Сонам ​​Сенге (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489) родился в 1429 году в районе Гово (go bo) провинции Кхам, в месте под названием Бомьюнгда ('bom yung mda'). Его отцом был Руца Жанкьяб (ru tsha zhang skyabs), а матерью — Гьелвамен (rgyal ba sman).

Он принял монашеский постриг в возрасте восьми или десяти лет под руководством наставника по имени Кунга Бум (kun dga' 'bum) и продолжил свое раннее обучение у Гово Рабджампа Шераб Пельва (go bo rab byams pa shes rab dpal ba) и Качупа Чинзанг (bka' bcu pa sbyin bzang), которые, как известно, были чрезвычайно впечатлены его интеллектом. В биографическом отчете говорится, что в период, когда он умилостивлял Манджугхошу, ему приснился особый сон о том, как он размахивал мечом в воздухе. Примерно в то же время он стал известен как Горампа из-за своей репутации великого ученого. За свою жизнь ему снилось много вещих снов и видений.

В девятнадцать лет Горампа отправился в монастырь Налендра (nalendra dgon), где он встретился и получил учения от великого мастера Сакья Ронгтона Шеджи Кунрика (rong ston shes bya kun rig, 1367-1449), который скончался всего год спустя. В двадцать один год Горампа перешел в монашеский колледж Дрейул Кьецел ('bras yul skyed tshal), где изучал Праджняпарамиту, Винаю и Абхидхарму у Сангье Пела (sangs rgyas 'phel, 1412-1485) и других.

Когда ему было чуть больше двадцати, Горампа заболел, и ему не разрешили совершить поездку по различным монашеским колледжам, как он намеревался. Вместо этого в 1453 году он переехал жить в Нгор Эвам Чоден (ngor E vam chos ldan), где начал интенсивно изучать тантру под руководством Нгорчена Кунга Зангпо (ngor chen kun dga' bzang po, 1382-1456). Он также получил учения от Мучена Кончока Гьелцена (mus chen dkon mchog rgyal mtshan, 1388-1469), Кхенчена Кхачарвы (mkan chen kha phyar ba) и Гунгру Шераба Зангпо (gung ru shes rab bzang po, 1411-1475). Именно Гунгру Шераб Зангпо в конце концов поручил Горампе написать его самую известную философскую работу, известную на английском языке как «Различение воззрения» (lta ba'i shan 'byed).

Горампа получил полное посвящение, когда ему было двадцать шесть лет. Он дважды получил полное учение Ламдре, а также множество других тантрических наставлений от Кунга Зангпо и других учителей Нгора. Среди этих учений была Дакарнава Тантра, которую Горампа передал Кхенчену Кончок Цултриму (mkan chen dkon mchog tshul khrims). После смерти Кунга Зангпо в 1456 году Горампа продолжил обучение в Нгоре, главным образом под руководством Мучена. Помимо уже упомянутых учителей, учителями Горампы были Кончок Гьелцен (дкон мчог rgyal mtshan, 1388-1469), Кунга Вангчук (kun dga' dbang phyug, 1424-1478) и Чопель Шераб (chos dpal shes rab, du).

Когда ему было тридцать два года, Горампа отправился в Кхам, поскольку члены семьи уговаривали его вернуться домой. По пути он остановился, чтобы навестить Драюла Кьецела. Его бывшие учителя были настолько впечатлены его учебой, что убедили его остаться и преподавать. В течение следующих нескольких лет он много преподавал, практиковал и писал. Когда его первый учитель Сангье Пел ушел из монастыря Драйюл Кьецел в ретрит, Горампа вернулся, занял пост главы монастыря и продолжил преподавать.

В 1466 году Горампа основал монастырь Танаг Серлинг (rta nag gser gling), где он оставался и преподавал в течение нескольких лет, хотя время от времени он совершал обучающие поездки в другие монастыри. В этот период он много писал и написал некоторые из своих наиболее важных произведений, получив поддержку дворян, связанных с двором Ринпунг (rin spungs) в Цанге. В 1473 году Горампа основал еще один монастырь под названием Танак Тубтен Намгьял (rta nag thub bstan rnam rgyal), где установил учебную программу, подробно охватывающую как экзотерические, так и эзотерические предметы. Он преподавал там большую часть следующего десятилетия.

В 1483 году Горампа был возведён на трон как шестой настоятель Нгора, Нгор Кхенчен (ngor mkan chen). Он преподавал там различные эзотерические и экзотерические предметы, в частности Ламдре, до 1486 года. Затем он ушел с поста настоятеля и руководил интронизацией седьмого настоятеля, Кончока Пела (dkon mchog 'phel, 1445-1514).

В различных учреждениях, где он проводил время, Горампа славился как великий учитель. Он много путешествовал, давая посвящения и наставления ученикам. Среди его наиболее известных учеников были Бумтрак Сумпа ('bum phrag gsum pa, 1432-1504), Вангчук Друпа (dbang phyug grub pa, du), Сангье Ринчен (sangs rgyas rin chen, 1450-1524), Джамьянг Кунга Чозанг (' jam dbyangs kun dga' chos bzang, 1433-1503) и Кончок Пел и другие.

После передачи трона в Нгоре Горампа вернулся в Танаг, где преподавал и много писал до конца своей жизни. Он был на пути в Танаг из Сакья, когда заболел и скончался в 1489 году. На протяжении своей жизни, благодаря своему великому интеллекту, Горампа был широко признан реинкарнацией Дракпы Гьялцена (grags pargyal mtshan, 1147-1216).

Сочинения Горампы занимают тринадцать томов. Его самой известной и влиятельной работой была «Различение воззрения», весьма влиятельное исследование тибетской мадхьямаки, в котором подробно описываются различные интерпретации философии Срединного пути, обсуждавшиеся в тибетских монастырях. Эта работа критиковала взгляды Долпопы Шераба Гьелцена (dol po pa shes rab rgyal mtshan, 1292-1361), традиции Джонанг, и Цонкапы Лобзанг Дракпы (tsong kha pa blo bzang Grags pa, 1357-1419), основателя традиции Гелуг. В результате тибетское правительство запретило работу Горампы в У и Цанге во времена Пятого Далай-ламы. Его сочинения, похоже, продолжали читать и распространять в Кхаме и Амдо, и сегодня его работы служат основой для учебных программ в различных монастырях, связанных с Сакья.