Бодхичарьяаватара глава 9 строфа 9: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Нет описания правки
 
Строка 34: Строка 34:
== Комментарий Мипама Ринпоче ==
== Комментарий Мипама Ринпоче ==


Комментарий 9-10 шлоки вместе >>>
[[Бодхичарьяаватара глава 9 строфа 10|Комментарий 9-10 шлоки вместе >>>]]


== Комментарий Перри Шмидт-Лейкеля ==
== Комментарий Перри Шмидт-Лейкеля ==

Текущая версия от 10:19, 8 сентября 2024

Строфа 9.9 тиб.

སྒྱུ་འདྲའི་རྒྱལ་ལས་བསོད་ནམས་ནི། །
ཇི་ལྟར་དངོས་ཡོད་ལ་ཇི་བཞིན། །
གལ་ཏེ་སེམས་ཅན་སྒྱུ་འདྲ་ན། །
ཤི་ནས་ཇི་ལྟར་སྐྱེ་ཞེ་ན། །

Перевод Урбанаевой И.С.

[Возражение:] [Как могут возникать) заслуги от [почитания] Победителя, который подобен иллюзии?
[Ответ:] Как [могут возникать] [заслуги от почитания] реально существующего [Будды]?
[Возражение:] Если живые существа подобны иллюзии, Умерев, каким образом они перерождаются?

Перевод Жиронкиной Ю.С.

“Разве может Победитель, подобный иллюзии, быть источником
Таких же заслуг, как и подлинно существующий Будда?
И если существо подобно иллюзии,

Как умерший снова рождается?”

Машинный перевод

«Как через Будду, который есть лишь иллюзия, возникает заслуга?»
Как будто Будда существует по-настоящему.
«Но», — спрашиваете вы, — «если существа подобны иллюзиям,
Как, умирая, они могут переродиться?»

Комментарий Кхенпо Кунпела

Ответ на это заключается в том, что иллюзорные подношения, сделанные иллюзорному Будде, порождают иллюзорные заслуги, точно так же, как шраваки считают, что реальные заслуги накапливаются путем совершения реальных подношений настоящему Будде. Единственное различие заключается в соответствующей реальности или нереальности заслуги (и Будды); оно не заключается в возникновении или невозникновении таких заслуг. Опять же, как, если существа подобны иллюзиям, они могут переродиться после смерти? Они должны быть подобны лошадям и быкам магического представления, которые, как только они исчезают, не перерождаются в другом месте. ...

Комментарий Мипама Ринпоче

Комментарий 9-10 шлоки вместе >>>

Комментарий Перри Шмидт-Лейкеля

В стихах 9-15 Шантидева рассматривает пять возражений против учения о всеобщей пустоте. Четыре из этих возражений касаются смысла буддийской религиозной практики: Идея о том, что все подобно иллюзии, подрывает, во-первых, учение о том, что почитание Будды создает заслуги (стих 9а), во-вторых, веру в реинкарнацию как предпосылку создания заслуг (стихи 9б-10), и, в-третьих, возможность совершения неблаговидных поступков (стих 11).