Сона: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Сона — многодетная мать''' У домохозяйки Соны было десять детей. Она постоянно рожала, кормила, воспитывала, обучала, женила и выдавала замуж. Она посвятила детям всю свою жизнь, и поэтому ее прозвали Многодетная Сона. Читателя может удивить такое боль...») |
Sherab (обсуждение | вклад) Нет описания правки |
||
Строка 1: | Строка 1: | ||
[[Изображение:Sona.jpg|мини|справа|400px|Сона - ученица Будды]] | |||
'''Сона — многодетная мать''' | '''Сона — многодетная мать''' | ||
Текущая версия от 10:12, 3 октября 2024
Сона — многодетная мать
У домохозяйки Соны было десять детей. Она постоянно рожала, кормила, воспитывала, обучала, женила и выдавала замуж. Она посвятила детям всю свою жизнь, и поэтому ее прозвали Многодетная Сона. Читателя может удивить такое большое количество детей, но на самом деле это норма не только для Индии той поры, но и для многих современных азиатских семьей.
Муж Соны был мирским последователем Будды. В течение нескольких лет он тщательно соблюдал установленные правила для мирян, а потом решил целиком посвятить себя святой жизни и принял монашество. Соне было непросто примириться с его выбором, но она не стала тратить время на жалобы и причитания — вместо этого она решила жить еще более благочестиво. Она созвала своих десятерых детей, передала им свое внушительное состояние и попросила предоставлять ей только самое необходимое для жизни.
Какое-то время все шло гладко: дети поддерживали Сону, а она посвящала себя религиозной практике. Однако вскоре старуха стала в тягость своим детям и их супругам. Они так и не смирились с решением отца вступить в общину, и еще меньше им импонировало религиозное рвение матери. В действительности они считали своих родителей дураками, потому что те отказались от удовольствий, даруемых богатством. В глазах детей и Сона, и ее муж были психически неуравновешенными религиозными фанатиками, и былое уважение к матери быстро сменилось презрением.
Молодые люди совсем забыли о том, что они в неоплатном долгу перед матерью, которой обязаны всем своим богатством и которая долгие годы щедро одаривала их заботой и вниманием. Думая лишь о собственном удобстве, они смотрели на несчастную старуху как на обузу и помеху. И снова подтвердились слова Будды о том, что благодарный человек в этом мире встречается не чаще, чем святой.
Пренебрежение со стороны детей ранило Сону сильнее, чем разлука с мужем. Она осознала, как волны горечи поднимаются в ее сознании, как ум наполняется упреками и обвинениями в адрес детей. Она поняла, что ее бескорыстная, чистая материнская любовь оказалась на поверку не чем иным, как себялюбием, помноженным на ожидание награды. Сона целиком и полностью полагалась на своих детей и была убеждена, что они станут поддерживать ее в старости и вернут тем самым долг благодарности за долгие годы материнской заботы. Она думала, что ее наградой станет признательность, уважение и возможность принимать участие в жизни детей. Разве она не считала своих детей своего рода вложением, страховкой на случай старости и одиночества? Размышляя подобным образом, Сона проанализировала собственные мотивы и поняла, что слова Пробужденного имеют отношение и к ней: женщины полагаются не на имущество, силу или способности, а на своих детей, тогда как путь аскета — опираться исключительно на добродетель.
Тогда Сона решила вступить в общину монахинь, чтобы развить добродетели и обрести способность к бескорыстной любви. Зачем оставаться дома, где тебя едва терпят? Семейная жизнь представлялась ей серой и тягостной, а жизнь монахини — красивой и яркой. Так она последовала по стопам мужа, отринула мирское и стала монахиней в общине бхиккхуни, основанной Благословенным.
Но через какое-то время Сона поняла, что просто-напросто перенесла свое себялюбие в новые обстоятельства жизни. Она вступила в Сангху уже в почтенном возрасте и имела множество привычек и особенностей, которые только мешали в монашеской жизни. Она многое делала по-своему, вступала в противоречие с другими и становилась объектом для критики со стороны женщин намного моложе себя.
Очень скоро Соне стало ясно, что достичь плодов благородного пути непросто, а община монахинь — не такое райское место, как она себе представляла. Сначала она пыталась найти опору в детях, затем искала успокоения в монашестве — и все тщетно. Еще она поняла, что ее сковывает присущая женщине слабость характера. Но мало лишь ненавидеть свои недостатки и стремиться развить у себя качества, свойственные мужчинам: Соне предстояло узнать, каким образом можно полностью трансформировать себя. Она смирилась с мыслью о том, что ей придется приложить нечеловеческие усилия, — и не только потому, что она стара, но и потому, что до сих пор она культивировала в себе лишь женские добродетели. Ей не хватало мужских качеств — энергичности и готовности к действию. Но, несмотря ни на что, Сона не опускала руки и не считала препятствия непреодолимыми.
Сона знала, что ей предстоит упорная борьба, если она хочет одержать верх над собственным своеволием и доверчивостью. Она решила, что ей нужно практиковать осознанность и самоанализ, а также укоренить в памяти те учения, которые понадобятся для борьбы со всплывающими эмоциями. Что толку во всех ее знаниях и обетах, если ее сносит волнами эмоций, а память подводит в тот самый момент, когда больше всего нужна? Такие мысли завладели ею и многократно усилили ее решимость посвятить всю себя духовной тренировке.
Поскольку Сона вступила в Сангху на склоне лет, она спешила в практике. Бывало так, что она медитировала целыми ночами напролет, сидя или во время ходьбы, оставляя на сон минимальное время. Чтобы не привлекать излишнее внимание, она практиковала медитацию ходьбы по ночам, в темном зале. Сона шла от колонны к колонне, стараясь не споткнуться и не удариться о невидимые в темноте предметы. Благодаря этому ее энергия быстро усилилась. Сона достигла архатства в самых обычных, ничего не предвещавших обстоятельствах. Однажды она осталась одна в монастыре, когда все другие монахини отправились в город.
Вот как она сама описывает это событие:
- Другие бхиккхуни
- Оставили меня одну в монастыре
- И велели мне
- Вскипятить котел воды,
- Я сходила за водой,
- Налила ее в котел,
- Поставила котел на огонь и села рядом —
- Мой ум стал собранным.
- Я увидела, что пять совокупностей непостоянны,
- Что они несут страдания и лишены «я».
- Устранив все изъяны в своем сердце,
- На том самом месте я стала архатом.
Когда другие монахини вернулись, они попросили горячей воды, которую Сона так и не вскипятила. Воспользовавшись сверхъестественной способностью элемента огня, Сона быстро нагрела воду и дала ее монахиням. Они рассказали об этом происшествии Будде, который обрадовался за Сону и вознес хвалу ее достижению:
- Один день,
- Прожитый с прилежанием и бодростью,
- Лучше ста лет,
- Прожитых в праздности и безделье.
В «Тхеригатхе» Сона описывает свою жизнь пятью стихами:
- В этом самом чреве
- Я выносила десятерых детей.
- И вот однажды, уже старая и слабая,
- Я попросила наставления у бхиккхуни.
- Она рассказала мне
- О совокупностях, опорах сознания и элементах.
- Услышав эту Дхамму,
- Я обрила голову и отреклась от мирского.
- Еще послушницей
- Я обрела божественное зрение;
- Теперь я знаю свои прошлые рождения,
- Знаю, где жила прежде.
- С умом однонаправленным, полностью сконцентрированным
- Я достигла состояния без знаков555.
- В тот же миг я обрела освобождение,
- Потушила жажду, отбросила привязанность.
- Пять совокупностей совершенно ясны мне,
- Их корень отсечен.
- Ты не страшна мне, проклятая старость!
- Нет для меня больше новых рождений.