Кхенпо Мунсел: различия между версиями
Sherab (обсуждение | вклад) |
Sherab (обсуждение | вклад) |
||
Строка 51: | Строка 51: | ||
*[[Лонгчен Ньинтиг]] | *[[Лонгчен Ньинтиг]] | ||
== | == Дальнейшее чтение == | ||
[[Категория:Мастера Ньингма]] | [[Категория:Мастера Ньингма]] | ||
[[Категория:Мастера Дзогчен]] | [[Категория:Мастера Дзогчен]] |
Версия от 13:54, 3 декабря 2023
Кхенпо Мунсел (mkan po mun sel) родился в 1916 году, в день новолуния зимнего месяца года огненного дракона пятнадцатого шестидесятилетнего цикла, в семье Кхангсартсанга (khang gsar tshang) Чакмо Голока (lcags mo 'go log) в Амдо (mdo). Отец назвал его Нампо (гнам по), от Намганга ( гнам ганг ), что означает «новая луна». Его отца звали Кхангсар Нголо (khang gsar sngo lo, du), а мать звали Джечунг За Ташикьи (bye chung bza' bkra shis skyid, du); она была также известна как Трохен Нгаванг (хро мхан нгаг дбанг).
Когда мальчик был еще младенцем, Юнгшул лама Сунгчок Дордже (g.yung shul bla ma gsung mchog rdo rje, du) посетил их дом и определил в ребенке воплощение великого мастера школы Ньингма Лонгчена Рабджама (klong chen rab 'byams , 1308-1364). Говорят, что Сунгчок Дордже предсказал, что ребенок устранит тьму невежества своих последователей, и поэтому назвал его Мунселем, что означает «Устранитель тьмы». Говорят, что молодой Мунсел был невероятно умен: в раннем возрасте он научился чтению и письму у Сенгшула Ламы Чоку (seng shul bla ma chos sku). Судя по всему, в молодости он был очень привлекательным человеком, поэтому его стали называть Кхангсар Беньякма (khang gsar Ban yag ma), что означает «красавец из Кхангсара».
Мунсел получил посвящение в монахи-послушники ( шраманера ) от Джампела Гьяцо ('jam dpal rgya mtsho, du) из монастыря Каток (kaH thog dgon) в возрасте пятнадцати лет. Его имя при посвящении было Тубтен Цултрим Гьяцо (thub bstan tshul khrims rgya mtsho). По рекомендации Джампела Гьяцо Мунсел присоединился к монастырю Каток и вскоре получил обеты полного посвящения ( бхикшу ). Впоследствии он поступил в монашеский колледж Катока, Шедруб Норбуи Лхунпо (bshad sgrub norbu'i lhun po), и начал обучение у своего главного наставника, Гоца Кхенпо Оргьена Тенпела ('go tsha mkan po orgyan bstan 'phel, du), как как и ряд других выдающихся педагогов. Он изучал общие предметы, такие как грамматика и поэзия, общие учения сутр и тантр, а также темы, специфичные для учебной программы Каток. Примерно в возрасте двадцати пяти лет Мунсел отправился в монастырь Ньошул (snyo shul dgon), где подробно изучил полный цикл сокровищ Лонгчен Ньингтик ( клонг чен снынг тиг ) с одним из самых важных носителей традиции, Каток Кхенпо Нгаванг. Пелзанг (kaH thog mkan po ngag dbang dpal bzang, 1879-1941), сердечный ученик Ньошула Лунгтока Тенпая Гьелцена (myo shulung rtogs bstan pa'i rgyal mtshan, р. 1930) . В конце концов Нгаванг Пелзанг принял Мюнселя в качестве одного из своих главных учеников.
По оценкам биографии Мюнселя, он изучил сто объемистых текстов, из которых освоил двадцать пять. Его выступление на публичных испытаниях, проводимых монастырем, запомнилось как демонстрация этой эрудиции. Известно также, что он специализировался на традиции Дзогчен Ньингтик ( rdzogs chen snying thig ). В конце концов Мюнсел основал центр дхармы в Понкор Нгакгон (dpon skor ngag dgon), где он служил настоятелем около двадцати лет.
В какой-то момент в 1959 году Мюнсель подвергся нападению со стороны членов Народно-освободительной армии Китая. Его избили до смерти, но, как сообщается, во время нападения он оставался психически стабильным и мирным. После этого его заключили в районную тюрьму примерно на год, а затем перевели в так называемую «тюрьму ламы» в Синине, столице провинции Цинхай. В учреждении не хватало еды, одежды и жилья, что создавало большие трудности для его жителей, но сообщается, что условия не оказали негативного воздействия на Мюнселя и что он смог продолжать практиковать тайно. Известно, что он отдавал часть своей еды своим товарищам в тюрьме и однажды жил без еды в течение нескольких недель в период, когда еды было мало. Несмотря на столь длительный пост, его здоровье оказалось даже лучше, чем до заключения; в результате многие из его сокамерников и даже многие сотрудники тюрьмы, как сообщается, стали его учениками.
По мере того как условия постепенно улучшались, Мюнсель начал давать наставления по Дзогчен тем, кто был заключен вместе с ним, в том числе ряду высоких лам. Находясь в тюрьме, он стал коренным гуру Восьмого Гарчена, Кончок Гьелцен (mgar chen 08 dkon mchog rgyal mtshan, р.1936), важный держатель линии передачи Дригунг, который в настоящее время много путешествует; и дал наставления по Дзогчену Восьмому Адеу Ринпоче (а lde'u 08, 1931-2007), держателю линии Друкпа Кагью. Говорят, что один из его пожилых китайских преданных даже обрел радужное тело (джалус) во время своей смерти.
В общей сложности Мюнсель провел восемнадцать лет на каторжных работах на фабрике Дзагё (rdza gyo bzo grwa) в Синине. В его биографии рассказывается, что на протяжении всего этого периода он практиковал Дзогчен, мысленно представляя фабрику как кабину для медитации и инструменты, которые он использовал в качестве ритуальных орудий. Считается, что благодаря этим методам он достиг больших духовных достижений. Находясь в тюрьме, он составил заметку об основных учениях Дзогчена, но сжег ее, когда приобрел аналогичную записку, написанную его учителем Кхенпо Нгавангом Пелзангом.
Проведя в общей сложности двадцать два года в тюрьме, Мюнсель был освобожден. Он вернулся в свой родной город Голок и возобновил свою деятельность, преподавая как общие темы, так и продвинутую тантру. В 1984 году, в год лесной мыши шестнадцатого шестидесятилетнего цикла, он основал монастырь под названием Таши Чокхор Линг (bkra shis chos 'khor gling) на равнине под названием Юмчен Танг (yum chen thang), который он переименовал в Чохор Пемаи Танг (chos 'хор пад+ма'и тханг). Тенпа Даргье (bstan pa dar rgyas, du), один из главных учеников Мюнселя, был возведен на трон в качестве настоятеля монастыря, и около пятидесяти мальчиков были приняты, даны монашеские обеты и назначены постоянными монахами. Курс обучения в Таши Чокхор Линге был основан на традиционной учебной программе в Катоке и включал занятия по Мадхьямаке и Праманавартике . Приоритет также отдавался обучению монахов ритуалам цикла сокровищ Лонгчен Ньингтик .
Мюнсел собрал несколько сотен лам и монахов из разных мест региона, чтобы возобновить традиционные молитвы и религиозные праздники, такие как регулярный праздник Гуру Ринпоче десятого числа тибетского месяца (tshes bcu). Подчеркивая важность Винайи, Мюнсель также вновь ввел ретрит в сезон дождей в качестве ежегодного мероприятия в своем монастыре. Постепенно число желающих постричься под его руководством увеличивалось и число постоянных монахов росло.
Мюнсел основал еще один центр дхармы ( чос сгар ) в Гоме Восельтанге (сгом мед 'од гсал тханг) в районе Ньикхок (рний кхог) в Кхаме. Гоме Оселтанг стал его главной резиденцией, откуда он продолжал практиковать и обучать ясному свету ( 'од гсал ) согласно практике Дзогчен Ньингтик. Он оставался там до конца своей жизни. Говорят, что тысячи учеников собрались, чтобы получить его учение.
В более поздней жизни ему часто преподносили в качестве подношений большое количество золота, серебра, агата и других драгоценных камней. Он отправил их в первый монастырь Тибета Самье (бсам яс), чтобы поддержать его содержание и восстановление. Он пожертвовал сто тысяч китайских юаней на создание фонда, который поддерживал около семидесяти монахов, проживающих в Самье, и пожертвовал сорок тысяч юаней на спонсорство производства деревянных гравюр с сочинениями Нгаванга Пелзанг и других религиозных текстов. Они сохранились в монастыре Ньошул Джонпалунг, где он первоначально изучал Лонгчен Ньингтик у Нгаванга Пелзанга. Он также пожертвовал несколько килограммов дорогих кораллов монастырю Каток для финансирования создания объектов веры. Придерживаясь мнения, что роскошь является препятствием для подлинной практики Дхармы, он в конце концов пожертвовал оставшееся у него имущество, включая статуи, книги и другие ценные вещи, монастырю Понкор, который он основал перед тем, как попасть в тюрьму, оставив лишь некоторые основные предметы для своих нужд. ежедневное использование. Оставшуюся жизнь он провел как простой монах.
Помимо строгой регулярной практики Мюнселя, он продолжал обучать большое количество учеников всех тибетских традиций до своей смерти. Среди его выдающихся учеников - Восьмой Гарчен Кончок Гьелцен; Трага Ринпоче; Восьмой Адеу Ринпоче; Тенпа Даргье; Каток Кхенпо Пема Лодро (каХ тхог мхан по пад+ма бло гро, ду), Катокпа Джамьянг Гьелцен (каХ тхог па 'джам дбьянгс rgyal mtshan, р.1929) и Пелюл Дартанг (дпал юл дар тханг, ду).
Некоторые из сочинений Мюнсела Ринпоче включают « Медитацию и чтение Акшобхьи» ( mi 'khrugs pa'i sgom zlas ); Молитва Манджушри ( 'jam dbyangs gsol 'debs ); Молитва о руководстве в будущих жизнях ( tshe rabs rjes 'dzin gyi gsol 'debs ); Краткое изложение переноса ( ' pho ba bsdus pa ); и Сборник основных инструкций ( zhal gdams phyogs sgrig ).
В феврале или марте 1994 года, в день полнолуния двенадцатого месяца года водоплавающей птицы семнадцатого шестидесятилетнего цикла, Мунсел скончался в своей резиденции в Гоме Оселтанге в возрасте около семидесяти семи лет. Тенпа Даргье и его помощники держали его смерть в секрете семь дней. Однако местные жители, как говорят, наблюдали множество чудесных знамений, которые, согласно традиции, сопровождают кончину великого мастера , и новости быстро распространились . Кхенпо Пема Лодро был приглашен вывести Манселя из его посмертного медитативного состояния (плотина головорезов). Они совершили обряды и ритуалы для очищения его тела, одели его в тантрический костюм, поставили держать ваджру и колокольчик и посадили на трон, чтобы давать аудиенции преданным в течение двадцати одного дня. Монастырь Понкор спонсировал молитвы и делал обширные подношения, включая множество торма и масляных ламп. Подробные обряды и ритуалы перед кремацией , исполняемые рядом лам , проводились под руководством настоятеля монастыря Нёшул (смйо шул дгон па), Сангье Церинг (сангс ргьяс тше ринг, ду), Геце Тулку Гьюрме Гьелцен (dge rtse sprul sku 'gyur med rgyal mtshan, du) и Катокпа Джамьянг Гьелцен . Кремация проводилась в соответствии с «Огненной пуджой четырех действий» ( las bzhi'i sbyin sreg ). Через семь дней после кремации в его останках были обнаружены реликвии ( кольцо бсрел ), в том числе изображения гневных божеств, выбитых на его черепе, и мирных божеств на его позвоночнике. Его ученики и преданные построили двухэтажную ступу, украшенную золотом и серебром, и храм для хранения его реликвий.
Литература
- в процессе...
Главные учителя
- Кхенпо Нгакчунг
- Кхенпо Кунпел
- Каток Ситу Чокьи Гьяцо
- Бонтрул Рема Гьялцен (Bontrul Pema Gyaltsen)
- Дриме Шинкьёнг Гонпо (Drime Zhingkyong Gonpo)
Основные студенты
- Трульшик Адеу Ринпоче
- Гарчен Ринпоче
- Тулку Нима Гьялцен Ринпоче
- Трага Ринпоче
- Соган Ринпоче Sogan Rinpoche Tulku Pema Lodro
- Лама Гапэ Konchok Thubten Nyima