Путь Медитации: различия между версиями

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
(Новая страница: «'''Путь Медитации [Вайли: sgom lam]''' == '''Согласно Базовой колеснице''' == '''Путь Медитации''' — это медитация на продвинутых практиках после достижения пути Видения.<br/> '''Он имеет два аспекта:'''<br/> '''1. обычный''' (путь Медитации) мирских (уровней), и <...»)
 
Нет описания правки
Строка 116: Строка 116:
На этом примере следет понимать, что посредством практики высших путей происходит достижение мастерства над усвоением корней добродетели, соответствующих низлежащим уровням.<br/>
На этом примере следет понимать, что посредством практики высших путей происходит достижение мастерства над усвоением корней добродетели, соответствующих низлежащим уровням.<br/>


== '''Согласно Бодхисаттваяне''' ==
== '''Согласно [[Бодхисаттваяна|Бодхисаттваяне]]''' ==


Путь медитации состоит из медитации, приобретения привычки  к медитации, мудрости, которая была реализована на пути видения. Тренировкой здесь является благородный восьмеричный путь.
Путь медитации состоит из медитации, приобретения привычки  к медитации, мудрости, которая была реализована на пути видения. Тренировкой здесь является благородный восьмеричный путь.

Версия от 09:11, 14 декабря 2023

Путь Медитации [Вайли: sgom lam]

Согласно Базовой колеснице

Путь Медитации — это медитация на продвинутых практиках после достижения пути Видения.
Он имеет два аспекта:
1. обычный (путь Медитации) мирских (уровней), и
2. особенный (путь Медитации), запредельный мирскому.

Мирской путь (Медитации) относится к четырём дхьянам и концентрациям четырёх бесформенных (обителей высших миров), — в общей сложности к восьми самадхи. Их соответствующие состояния успокоения достигаются посредством «семи сосредоточений», приведённым ниже:
1. «Сосредоточение полного осознавания характеристик», если показать его на примере первой дхьяны, заключается в полной тренировке концентрации ума вовнутрь посредством различающей мудрости, (происходящей из) обучения и анализа и считающей первую дхьяну покоем, в отличие от которой мир Желаний рассматривается как грубый (уровень существования), обладающий страданием и множеством деффектов типа отсутствия спокойствия и т.д. В результате этого индивидуум усердствует в развитии самадхи первой дхьяны.
2. «Сосредоточение, возникающее из устремления» относится к развитию тренировки в самадхи первой дхьяны, превосходящей обучение и анализ силой различающей мудрости, происходящей из вышеописанной медитации (первого сосредоточения).
3. «Сосредоточение, возникающее из абсолютного уединения» относится к возникновению противоядия, устраняющего большие устраняемые привычки мира Желаний посредством вышеописанной медитации, в результате чего прекращается манифестация эмоций (мира) Желаний.
4. «Сосредоточение, приносящее радость» относится к сосредоточению с большой верой, возникающей из радости и видения преимуществ устранения грубых эмоций, в связи с меньшим блаженством и удовольствием, происходящим из абсолютного уединения. Посредством этого устраняются средние беспокоящие эмоции мира желаний.
5. «Аналитическое сосредоточение» подразумевает интеллектуальное рассмотрение с мыслями типа: «Так как большинство беспокоящих эмоций было устранено подобными противоядиями, устранены ли они все на данный момент?» Таким образом происходит сосредоточение на (интеллектуальной) активности, сопутствующей возникновению беспокоящих эмоций, чтобы выяснить появляются они или нет.
6. «Сосредоточение, завершающее применение», означает медитацию на предыдущих тонких и грубых аспектах в том случае, если вышеупомянутый анализ показал возникновение беспокоящих эмоций. Посредством этого в потоке бытия появляются противоядия наименьших эмоций (мира) Желаний.
7. «Сосредоточение на результате завершённого применения» означает сосредоточение на переживаемом результате всего, что было наработано следованием этому пути.
Таким образом, посредством семи сосредоточений, созерцающих тонкие и грубые аспекты, достигаются (уровни) от второй дхьяны до «вершины существования».
Первые два сосредоточения являются путём соединения с их собственными путями. Три (сосредоточения) «абсолютного уединения», «приносящего радость», «завершающего применения» являются «беспрепятственным путём». «Аналитическое (сосредоточение)» — это особенный путь, тогда как «сосредоточение на результате завершённого применения» — это «путь освобождения».
Три (сосредоточения) «абсолютного уединения», «приносящего радость» и «завершающего применения» являются меньшим, средним и большим путём, соответственно противодействуя большим, меньшим и средним беспокоящим эмоциям.
После устранения эмоций предшествующего уровня происходит достижение состояния ума основной части, соответствующей ему.
Первая дхьяна имеет пять аспектов:
1. концептуальность,
2. анализ,
3. радость,
4. блаженство и
5. однонаправленность ума.
Концептуальность и анализ являются «ветвями противодействия», устраняющими желание, страсть, злонамеренность, враждебность и т.д. из ума индивидуума в мире Желаний.
«Ветви преимущества» — это ментальная радость, возникающая из уединения, и телесное блаженство, производимое силой податливости, — результат устранения неблагоприятных факторов.
Самадхи, осуществляющее эти два качества силой однонаправленного ума, называется «ветвью опоры или базиса».
Вторая дхьяна имеет четыре аспекта:
1. абсолютная прозрачность, являющаяся противоядием, устраняющим концептуальность и анализ, а также полной верой в то, что уровень собственной (дхьяны) свободен от дефектов предыдущих (уровней).
2. Радость и
3. блаженство являются «ветвями преимущества», тогда как
4. самадхи представляет «ветвь опоры».
Третья дхьяна имеет пять аспектов:
1. обусловленная равностность,
2. памятование, не забывающее медитацию,
3. бдительность пребывания в осознанности. Эти три являются противоядием, устраняющим радость (от пребывания) на предыдущем уровне.
4.«Ветвью преимущества» (третей дхьяны) является блаженство, тогда как
5. полная стабильность ума является «(ветвью) опоры или природы».
Четвёртая дхьяна имеет четыре аспекта:
1. полностью чистое памятование, свободное от восьми деффектов низших уровней,
2. полностью чистая обусловленная равностность. Эти два аспекта являются противоядием, устраняющим блаженств третей дхьяны.
3. «Ветвь преимущества» — это безразличное ощущение, а
4. «ветвь опоры» — это полностью чистое самадхи.
«Восемь деффектов» — это
1-2. концептуальность и анализ, присутствующие на первой дхьяне,
3-4. вдохи и выдохи, присутствующие вплоть до третьей дхьяны,
5-6. боль и ментальное несчастье в мире Желания,
7. ментальное удовольствие, присутствующее вплоть до второй дхьяным, а также
8. блаженство третьей дхьяны.
Будучи свободной от этих восьми (деффектов, четвёртая дхьяна) непоколебима как огонь свечи в отсутствии ветра.
По этим причинам разрушение огнём, водой и ветром отсутствует в этих мирах.. Однако, так как в первой дхьяне имеется плямя-подобная концептуальность и анализ, во второй дхьяне водо-подобное блаженство и радость, а в третьей дхьяне ветро-подобные вдохи и выдохи, то их миры также постепенно разрушаются огнём, водой и ветром в период разрушения кальпы.
Когда достигнуто самадхи первой дхьяны, то исчезает привязанность к мирам Желания, но привязанность к миру Форм сохраняется. Вследствие этого индивидуум освобождается от (нужды) в средствах материального пропитания мира Желания, а также от пристрастия к сексу и ко сну. В силу этого тело индивидуума в мире Форм развивается посредством внутреннего самадхи, а не средств материального пропитания. Кроме сознаний глаза, уха и тела, другие сознания носа и языка не возникают (в этом мире).
Существа мира Отсутствия Форм не имеют отличительных индивидуальных признаков, потому что они единого «вкуса» в (медитации) шаматхи. Так как они свободны от привязанности к (мирам) форм, то их восприятие форм также погасло. В частности (бесформенный уровень) «безграничного пространства» означает пребывание в покое, равном разве что «безграничному пространству» и лишённом восприятия форм.
(Уровень) «безграничного сознания» подразумевает восприятие одного лишь сознания, тогда как понятие «пространства» подавлено.
На (уровне) «восприятия полного отсутствия» подавлено и это (понятие «сознания»). Подавление этого (уровня в свою очередь) является (уровнем) «пика существования», означающим пребывание ни в присутствии, ни в отсутствии.
В соответствии со степенью привыкания к меньшим, средним и большим аспектам «четырёх причинных дхьян успокоения» происходит перерождение в «исходных дхьянах рождения», т.е. в обителях мира Форм.
Посредством практики меньшего (медитативного) успокоения первой дхьяны происходит рождение в обители Брахмы;
посредством среднего (успокоения рождение происходит) в обители Священников Брахмы;
посредством большего (успокоения рождение происходит) в обители Маха Брахмы. Это следует понимать вплоть до наибольшего результата.
Перерождение в Пяти Чистых Обителях происходит в результате меньшего, среднего, большего, очень большого и чрезвычайно большого прогресса в четвёртой дхьяне и непорочном.
Несмотря на то, что бесформенные существа не имеют отдельных обителей и различий в рождении, сказано, что в соответствии с меньшей, средней и большей степенью успокоения существуют высшие и низшие, а также оптимальные и неоптимальные типы рождения.
В бесформенных (мирах) и дхьянах имеется два типа самадхи, — подверженное эмоциям и чистое.
Первый тип загрязнён четырьмя (эмоциями) стремления, (извращённых) взглядов, гордости и неведения. В состоянии успокоения может преобладать стремление к переживаниям своего собственного уровня, может преобладать (извращённое) воззрение, гордость или сомнение на основе неведения; в связи с этим могут возникать все основные и второстепенные беспокоящие эмоции, испытываемые на соответствующем уровне.
Чистые самадхи дхьян и бесформенных миров, свободные от этих (четырёх) изъянов, являются добродетельными и совершенными.
Существует множество самадхи первой дхьяны, в которых покоются Будды и Бодхисатвы, однако шравакам и пратьекабуддам не известны даже их названия. Следует понимать, что самадхи, составляющие первую дхьяну, аналогичны остальным дхьянам и бесформенным мирам.
Таким образом, имеются бесчисленные самадхи при опоре на парамиту концентрации.
Если дхьяны и бесформные (миры), возникающие из высшего аспекта, лишены реализации четырёх истин, то они всего лишь порочные мирские пути. Медитация на четыре истины при опоре на четыре дхьяны и три бесформных (мира) является непорочным трансцендентным путём.
В силу неясности ментальных процессов на (уровне) «вершины существования» (т.е. наивысшего среди бесфомных миров) он неспособен быть опорой непорочного пути, и поэтому исключительно порочный.
Основная часть первой дхьяны имеет как обычный, так и особенный аспект. В обычном пристутствует коцептуальность и анализ, тогда как в особенном имеется только анализ. Таким образом она разделяется на обычную и особенную.
Основные факторы, на которых базируется непорочный путь — это «шесть уровней дхьяны»:
1. способная подготовительная стадия для первой дхьяны,
2-3. обычный и особенный аспекты осоновной части,
4-6. три высшие дхьяны.
Эти шесть были проповеданы как базис для пути Видения и т.д.
Четвёртая дхьяна является самой превосходной, так как в ней отсутствует неясность, вызываемая чрезвычайным пробладанием шаматхи, равно как и деффекты тонких порывов (ума), имеющихся в третьей и других низших дхьянах.
«Девять уровней дхьяны» считаются посредством прибавления первых трёх бесформных (уровней) к шести вышеупомянутым. Все они являются базисом непорочного пути. Каким образом (непорочный путь) базируется на них? Любой из шести уровней может служить опорой пути Видения.
Что касается пути Медитации, то (даже) когда непорочный путь базируется на «способной (подготовительной) стадии», индивидуум способен освободиться от привязанности девяти (уровней, — мира) Желания и восьми дхьян и бесформных (миров).
Остальные восемь (уровней дхьяны) способны освободить индивидуума от привязанностей к своим уровням, равно как и к высшим уровням.
Первые пять сверхзнаний присутствуют как основные части четырёх дхьян. Сфера их действия рапространяется на их собственные уровни, а также на низлежащие. Все типы сверхзнания становятся оптимальными, когда реализуются при опоре на четвёртую дхьяну.
Основываясь на состоянии ума в дхьянах, их соответствующие ментальные стабильности реализуются посредством сосредоточений.
Сверхзнания, связанные с непорочным путём, недосягаемы мирским индивидуумам.
«Заблокированное успокоение» запредельно мирским (состояниям). Его реализация начинается в состоянии человека, но может полностью проявиться как в человеческом состоянии, так и в мире Форм. Оно не реализуется в бесформных мирах. В этом состоянии не используются усилия, потому что оно является созреванием полного освобождения покоя.
Более того, вхождение в успокоение происходит последовательно от первой дхьяны вплоть до «пика существования». Так как «пик существования» является самым тонким состоянием ума среди трёх миров, то вхождение в него блокирует все восприятия и ощущения. Это состояние недоступно незрелым существам, — только благородным индивидуумам.
Если индивидуум входит в это (состояние успокоения) ради блаженного пребывания в обозримом будущем, то в связи с угасанием активности ума и ментальных органов, вхождение и выход из (этого состояния) определяется мысленным намерением, типа «Я выйду (из этого состояния по прошествии такого-то времени».
После постепенного вхождения в «девять успокоений последовательного пребывания» и выхода из них в обратном порядке, индивидуум останавливается в неуспокоенном состоянии ума мира Желания и затем повторно входит в девять успокоений одно за другим, постепенно отбрасывая первые восемь успокоений. Это называется «самадхи прямого перехода», усваиваемое с целью тренировки в мастерстве самадхи.
Говоря в общем, этот путь носит название «меньшего», «среднего» или «большего» в зависимости от процесса устранения уровней и их беспокоящих эмоций. Посредством так называемого «пути соединения» начинается устранение беспокоящих эмоций, что предшествует «беспрепятственному пути».
«Беспрепятственный путь» следует за («путём) соединения» и беспрепятственно устраняет беспокоящие эмоции.
«Путь освобождения» — это реализация полного освобождения от устраняемых беспокоящих эмоций.
«Особый путь» определяется тремя путями, — путём освобождения, беспрепятственным путём и путём соединения, устраняющими другие эмоции на уровне, превосходящем предыдущие.
В другом контексте, когда эмоции не устранены, «особый путь» означает размышление над Дхармой, вхождение в состояния успокоения, реализацию их особых качеств или путь пребывания в них. Зачем необходимо медитировать над этим путём? Его цель — увеличить добродетель и устранить недобродетель.
На пути Медитации истина Дхарматы уже реализована, таким образом поток бытия охвачен правильным взглядом и другими составляющими «восьмикратного благородного пути». Эти непорочные пути преодолеваются посредством 37 факторов просветления. Первые из них — это «четыре использования памятования», являющиеся «путём полностью исследуемых вещей». Также следует понимать, что «четыре правильные усилия» и т.д. относятся соответственно к «пути, происходящему из усердия» и далее, — «пути полностью оптимизирующему самадхи», «пути соединения с полным пониманием», «пути связанным с полным пониманием» и «пути полного понимания» вплоть до «пути чистого удаления», соответствующему восьмикратному благородному пути.
Среди категорий пути также были проповеданы эти четыре:
1. «Трудный путь медленного (достижения) ясновидений», относящийся к людям со слабыми способностями, не достигшим дхьяны основной части.
2. «Трудный (путь) быстрого (достижения) ясновидений», относящийся к людям с большими способностями, не достигшим дхьяны основной части.
3. «Лёгкий (путь) медленного (достижения) ясновидений», относящийся к людям со слабыми способностями, достигшим дхьяны основной части.
4. «Лёгкий путь быстрого (достижения) ясновидений», относящийся к людям с большими способностями, достигшим дхьяны основной части.
Эти четыре называются «путями, различающимися в способностях и базисе».
«Четыре положения Дхармы» — это отсутствие злонамеренности, отсутствие алчности, истинное памятование и истинная концентрация. Первые два оптимизируют тренировку в высшей дисциплине. (Истинное) памятование оптимизирует высшую ментальную стабильность. Последнее оптимизирует тренировку в высшей мудрости праджни. Вследствие этого, они именуются «путём полной оптимизации трёх тренировок». Шаматха и випашьяна носят название «пути, осуществляющего все качества». «Неотвлекаемая шаматха» означает достижение ментального состояния пребывыания в покое, наделённого полной податливостью посредством «девяти методов ментального пребывания».
«Безошибочная випашьяна», нацеленная на устранение негативных тенденций и ошибочных свойств, означает видение правильного смысла, как он есть, силой мудрости праджни, различающей качества двух истин посредством общих характеристик, различающей их посредством индивидуальных характеристик, анализирующей их особенности и полностью постигающей их суть.
Существуют четыре варианта, типа достижения шаматхи без достижения випашьяны и т.д.
1. Цель может достигаться посредством стремления к недостигнутому аспекту на основе достигнутого;
2-3. посредством усердия в обоих аспектах (шаматхи и випашьяны), если ни один из них не достигнут;
4. и посредством объединения обоих аспектов, если они оба достигнуты.
«Характерная випашьяна» означает особенную различающую мудрость, опирающуюся на шаматху. Однако в контексте четырёх вариантов она обьясняется как изолят различающей мудрости.
«Путь объединяющий другие пути» относится к трём органам:
1. «(Управляющий) орган способствования полному пониманию всего непознанного» — это орган, управляющий путём Соединения и первыми пятнадцатью моментами пути Видения.
2. «(Управляющий) орган полного понимания» — это орган, управляющий всеми путями обучения посредством шестнадцатого момента пути Видения.
3. «(Управляющий) орган обладания полным пониманием» — это орган управляющий путём необучения.
Реализовав эти (три) пути, достигается мастерство над объединением других путей.
Помимо этого, когда практикуется путь, включающий уровень первой дхьяны, присходит автоматическое усвоение всех корней добродетели, имеющихся в мирах Желаний, потому что над ними достигнуто мастерство.
На этом примере следет понимать, что посредством практики высших путей происходит достижение мастерства над усвоением корней добродетели, соответствующих низлежащим уровням.

Согласно Бодхисаттваяне

Путь медитации состоит из медитации, приобретения привычки к медитации, мудрости, которая была реализована на пути видения. Тренировкой здесь является благородный восьмеричный путь.

Коренной текст говорит:
«Воззрение, намеренье, речь…Пускай мы пройдем…»!

Смысл этого следующий:

Так как неконцептуальная мудрость была реализована на пути видения, уже присутствует подлинная реализация воззрения, относительно того, каким образом в действительности явления существуют, что является правильным взглядом.

С помощью силы этого (Правильного Взгляда), в уме больше не возникают разрушительные эмоции, и все мысли являются спонтанной добродетелью, таким образом, присутствует и правильное намерение.

Когда ум добродетелен, небодродетели тела и речи не возникают, и все что произносится, приносит благо существам. Это является правильной речью.

Какие бы действия ни производились, они приносят благо другим, поэтому присутствует правильное действие.

Всегда удовлетворенный, никогда не загрязненный пятью безнравственными способами приобретения средств к существованию, проявляет правильное поведение. Пять видов безнравственного образа жизни: 1) лживость; 2) лесть; 3) попрошайничество; 4) лишение собственности; 5) щедрости по расчету. Все эти пять видов покинуты.

Трудясь на благо других, проявляя упорство, пренебрегая утомленностью и усталостью, обретают правильное усердие.

Всегда поддерживая поток внимательного осознавания, обретают правильную бдительность.

Пребывая в медитативном равновесии четырех дхьян и подобных состояний, и войдя в различные формы самадхи, обретают правильное сосредоточение.

На пути Медитации бодхисаттва проходит девять бхуми (2-10).

Путь Медитации [согласно тантре]

Благодаря созреванию ума и ветра в «чакре великого блаженства» на макушке головы (spyi bo bde ch'en 'khor lo) обретают девять стадий (на девяти уровнях) пути медитации. На этом пути практикуют и в совершенстве осваивают «благород­ный восьмеричный путь просветления».
Кроме того на стадиях с первой по десятую практикующий главным образом осваивает каждую из десяти парамит (совершенствований) одну за другой, а во вторую очередь — остальные совершенствования.
Десять совершенствований — это парамиты щедрости, нравственной дисциплины, терпения, упорства, созерцания, мудрости, искус­ных методов, силы, устремления и изначальной мудрости...
На этих (десяти) различных стадиях ветер изначальной мудрости проникает в каналы как только освобождаются тонкие узлы от­ветвлений каналов, и это сводит на нет или устраняет мирские загрязнения ума и ветра с их основой, т. е. каналами...
Между отправлением в другие чистые земли и одновременным пребыванием в созерцании нет противоречия, ибо на трех чистых стадиях (бхуми с восьмой по десятую) у практикующего есть способность контроля над созерцанием немышления...
На восьмой ста­дии он обретает также контроль над немышлением, поскольку преображено сознание ума;
на девятой стадии он обретает кон­ троль над чистыми землями, поскольку преображено созна­ ние пяти врат, а
на десятой стадии — контроль над успешными просветленными деяниями, поскольку преображено сознание сокровищницы-основы...
Освобождая первые два (из двадцати одного) узла трех кана­лов (центрального, рома и кьянгма), практикующий обретает первую стадию (и точно так же, освобождая остальные узлы, он обретает остальные стадии) вплоть до десятой. В результате же освобождения последнего (двадцать первого) узла обретает­ ся стадия Ваджрадхары«высшая стадия макушки головы» (gtsug tor rtse mo'i sa)...

Так же как лучи солнца возникают на рассвете одновременно, так и когда практик постигает пути и стадии, он естественным образом обретает ясновидение, дар предвидения, блага отречения и т.д.

Согласно практике с кармамудрой

Одолев грубые клеши и омрачения, достигают [второго] бхуми — незапятнанного.

Когда тигле [достигает] чакры наслаждения [в горле]
Изначальная мудрость высшей радости пронизывает и увеличивается,
Достигают третьего бхуми — светоносного.

Одолев тонкие клеши и омрачения, достигают
четвёртого бхуми — излучающего.

Когда тигле в дхарма-чакре [в сердечном центре],
Очищаются омрачения всеохватывающей неуверенности и смущения,
Спонтанно проявляется вместерождённая изначальная мудрость,
Пять мирских ветров созревают в формы их мудростей,
И достигают пятого бхуми — труднодостижимого.

Когда сияние нектара тигле
Пронизывает чакру проявления [в пупке],
Проявляется изначальная мудрость особой радости,
И, одолевая тонкие омрачения сознания,
Достигают шестого бхуми — прямого, или явного постижения.

[В постижении] бескрайней сферы ясного света
недвойственности блаженства и пустотности
Достигают седьмого бхуми, в котором нет фиксации на себе и других.

Когда ветры и тигле соединяются, то одолеваются
кармические отпечатки трёх видимостей,
Достигают восьмого бхуми — недвижимого.

Когда поток нектара тигле охватывает чакру блаженства,
Проявляется изначальная мудрость, что превыше радости,
[И достигают] девятого бхуми — совершенных качеств.

Очистившись от двойственных мыслей о субъекте и объекте,
Объединив все вводящие в заблуждения проявления
в дхармакае, в изначальной основе, что за пределами рассудка,
[Достигают] десятого бхуми — очищения, совершенства
и созревания элементов ца, лунг и тигле.

"Песнь кармамудры" Сера Кхандро

Согласно Дзогпа Ченпо

Медитация, превосходящая саму медитацию (трекчо)
И присутствие несуществование медитации (тогал)
Дабы показать неделимость этих двух,
Я преподал это, как Путь Взращивания.

Тантра Великой Всеозаряющей Сферы (thig le kun gsal chen po'i rgyud)