Абхичара

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

АБХИЧАРА (тиб. མངོན་སྤྱོད་, Вайли: mngon spyod).

На санскрите «волшебство» или «гневное действие»; в АНУТТАРАЙОГАТАНТРА, четвёртая из четырёх видов активности (ЧАТУРКАРМАН) божества. Абхичара подразделяется на марана «убийство», мохана «очарование», стамбхана «парализующее действие», видвешана «причинение вреда через враждебность», уччатана «уничтожение или изгнание» и васикарана «подчинение». После посвящения (АБХИШЕКА) ученики, которые должным образом соблюдают свои тантрические обязательства (САМАЯ) и достигают необходимого йогического уровня, получают право использовать четыре вида просветленной активности, в зависимости от ситуации: эти четыре типа деятельности являются

  • (1) теми, которые умиротворяют (ШАНТИКАРА);
  • (2) те, которые увеличивают процветание, продолжительность жизни и т. д. (ПАУШТИКА), когда это необходимо для распространения учения;
  • (3) те, которые подчиняют или укрощают (ВАШИКАРАНА) непослушных; и, наконец,
  • (4) освобождающие или радикальные меры (АБХИЧАРА), такие как война, когда этого требует ситуация.

В «МАНДЖУШРИНАМАСАМГИТИ» Чанакья, министр Чандрагупты, говорит, что использовал абхичару против своих врагов и из-за этого злоупотребления тантрической силой был приговорен к страданиям в аду. На протяжении всей истории буддийской тантры оправдание насилия ссылкой на категорию абхичара было спорным вопросом. Говорят, что ПАДМАСАМБХАВА приручил неуправляемых духов Тибета, иногда жестокими методами, с помощью своих магических сил, и гневных действий. РА ЛОЦАВА в одиннадцатом веке одобрял такие активности против тех, кто критиковал его практики, если их можно было отнести к категории абхичара.

Принстонский словарь буддизма