Традиции Винаи Муласарвастивады в Тибете

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 10:11, 17 декабря 2023; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «== Введение == На протяжении долгого времени тибетский буддизм или буддийская традиция, распространившаяся в Тибете, из-за определенного недопонимания уничижительно называлась ламаизмом. Его Святейшество Далай-лама справедливо сказал: "Я думаю, что те...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Введение

На протяжении долгого времени тибетский буддизм или буддийская традиция, распространившаяся в Тибете, из-за определенного недопонимания уничижительно называлась ламаизмом. Его Святейшество Далай-лама справедливо сказал: "Я думаю, что те, кто, замечая незначительные различия с индийским буддизмом, обусловленные местностью, временем или внешними условиями, идентифицируют тибетский буддизм как "ламаизм" специально в том смысле, что он является трансформацией буддизма, совершенно неправы". На самом деле, если провести тщательный анализ тибетской буддийской культуры на протяжении длительного времени, то, несомненно, станет ясно, что практика тибетской буддийской традиции - это не что иное, как наследие древнеиндийской культуры, в особенности утраченных сокровищ древнего университета Наланда, сохранившихся до наших дней.

Одна из главных целей написания этой статьи - доказать, что буддизм, распространившийся в Тибете и индийских Гималаях, не является модифицированной религией, как многие думают и интерпретируют. Более того, представление и утверждение о том, что тибетский буддийский монах может жениться, является абсолютной выдумкой и неверной интерпретацией, сделанной учеными, которые не очень хорошо знакомы с культурой и историей тибетского буддизма. Поэтому здесь предпринята попытка осветить традицию Винаи, которая появилась, развивалась и сохранялась в Тибете и индийских Гималаях на протяжении веков.

В результате длительного индо-тибетского культурного контакта с VII века н. э. по XIII век появилась объемная тибетская буддийская каноническая литература, известная как Кангьюр (перевод слов Будды с санскрита на тибетский язык) и Тангьюр (перевод трактатов индийских пандитов с санскрита на тибетский язык). Эти два собрания обширной литературы составляют свод древнеиндийской мысли и культуры. В этих двух канонических сборниках, известных как Кангьюр и Тангьюр, насчитывается около трехсот томов, состоящих примерно из пяти тысяч текстов, переведенных в основном с санскрита, а некоторые из них были переведены с китайского. Среди них семнадцать мелких и крупных текстов Винайи в Кангьюре и сорок два мелких и крупных текста Винайи, включенных в Тангьюр. Помимо текстов Винайи в Кангьюре и Тангьюре, существует более двухсот семидесяти текстов Винайи, написанных тибетскими учеными-монахами.

Виная-сутра Ачарьи Гунапрабхи в основном преподается в тибетских монастырских колледжах. В учебном плане тибетских монастырей тексты Винайи также являются одним из тринадцати (в школе Ньингма) или восемнадцати (в школе Сакья) или пяти (в школе Гелуг) основных текстов, которые входят в учебную программу для получения высшей академической степени, такой как Лопон, Рабджампа или Геше.

Именно царь Сонгцан Гампо (вайли: Srong btsan sgam po, 617-650 гг. н.э.), 33-й в линии тибетских царей, оказал царскую поддержку буддийской религии и принял буддизм в качестве государственной религии Тибета в VII веке н.э. Однако во время его правления система посвящения в бхикшу еще не была введена. Именно во время правления 38-го короля Трисонга Децена (Wylie: Khri srong lde btsan, 742-797) традиция Винаи Муласарвастивада была введена Ачарьей Шантаракшитой (725-788), после чего был построен монастырь Самье, созданный по образцу Одантапури Махавихары в Древней Индии. Великий йогин Падмасамбхава сыграл важную роль в строительстве монастыря Самье. Поэтому в истории тибетского буддизма король Трисонг Децен, Ачарья Шантаракшита и Падмасамбхава известны под общим названием mkhan slob chos gsum - настоятель, ачарья и царь.

Существование учения Будды зависит от того, существует ли Сангха, которая придерживается практики Виная-питаки, являющейся основой всего учения Будды (Buddha Śasana). Другими словами, если существуют бхикшу или бхикшуни, которые занимаются практикой соблюдения обета Пратимокша, то это доказывает существование учения Будды или Будда Шасаны.

В данной статье предпринята попытка осветить развитие практики Винайи в Тибете, уделив особое внимание истории трех различных традиций посвящения бхикшу, а именно: 1) sMad 'dul (нижняя традиция Винаи), 2) Kha che'i lugs (кашмирская традиция) и 3) sTod 'dul (верхняя традиция Винаи).