Шантаракшита

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Шантаракшита (725–788)

Шантаракшита (санскрит. Śāntarakṣita; тиб. ཞི་བ་འཚོ་, Shyiwa Tsho, Вайли. zhi ba 'tsho, 725–788) был одной из самых влиятельных фигур в первом распространении буддизма в Тибете. Тибетские источники часто называют его Бодхисаттвой Кхенпо.

Шантаракшита (Шантаракшита) был одной из самых влиятельных фигур в первом распространении буддизма в Тибете. Тибетские источники часто называют его Бодхисаттвой Кхенпо. По приглашению императора Три Сонгдецена он дважды побывал в Тибете, проведя там последние пятнадцать лет своей жизни. По просьбе императора он помог основать и был назначен настоятелем тибетского монастыря в Самье (бсам яс). Он рукоположил первых семи тибетских монахов (тиб. сад ми ми бдун) и руководил их обучением. Согласно источникам, его предварительное обучение было сосредоточено на усвоении десяти добродетелей и понимании зависимого происхождения, или «цепи случайных связей». Он представил метод изучения текстов, который следовал модели индийских буддийских монашеских университетов, таких как Наланда, Одантапури и Викрамашила.

Вскоре после прибытия Шантаракшиты в Тибет разразилась эпидемия оспы. Ксенофобские фракции в суде обвинили иностранного монаха и изгнали его из Тибета, как они сделали с ханьскими китайцами и хотанскими монахами в Тибете, когда аналогичная эпидемия разразилась в 739 году н.э. Шантаракшита провел шесть лет изгнания в Непале, а затем убедил короля Три Сонгдецен пригласить тантрического мастера Падмасамбхаву в Тибет, чтобы подчинить себе препятствующие силы. После этого он смог выполнять свою роль настоятеля и обучать новую тибетскую сангху. Он познакомил тибетцев с широким спектром индийских буддийских и небуддийских философских взглядов. Собственные философские труды Шантаракшиты, особенно его Украшение Срединного пути (санскр. Мадхьямакаламкара) и его Сборник по Реальность (санскр. Таттвасамграха); с самого начала изучались в тибетских монастырских учреждениях. Шантаракшита был уникален в своем синтезе буддийской философии Индианы. Он успешно объединил антиэссенциалистский взгляд Нагарджуны с эпистемологией Дигнаги (ок. 6 в.) и Дхармакирти (ок. 7 в.). Он также объединил аспекты мысли Йогачары/Читтаматры в одну последовательную систему Мадхьямаки.