Дукха

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 14:50, 28 декабря 2023; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «Духкха — один из трёх признаков существования, а именно анитья («непостоянный»), духкха («неудовлетворительный»), анатман (не имеющий устойчивой сущности). В буддийских сутрах духкха имеет широкое значение и делится на три категории: '''Дуккха-дуккха''',...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Духкха — один из трёх признаков существования, а именно анитья («непостоянный»), духкха («неудовлетворительный»), анатман (не имеющий устойчивой сущности).

В буддийских сутрах духкха имеет широкое значение и делится на три категории:

Дуккха-дуккха, отвращение к физическим страданиям – сюда входят физические и душевные страдания рождения, старения, болезней, умирания; страдания из-за того, что нежелательно.
Випаринама-дуккха, разочарование от исчезновения счастья – это духкха приятных или счастливых переживаний, которые сменяются неприятными, когда причины и условия, вызывавшие приятные переживания, прекращаются.
Шанкхара-дуккха, неудовлетворённость меняющихся и непостоянных «вещей» – неспособность обусловленных вещей дать нам длительное счастье. Сюда входит «основная неудовлетворённость, пронизывающая всё существование, все формы жизни, потому что все формы жизни изменчивы, непостоянны и лишены какого-либо внутреннего ядра или субстанции». На этом уровне этот термин указывает на отсутствие длительного удовлетворения или ощущение того, что вещи никогда не соответствуют нашим ожиданиям или стандартам.

Различные сутры резюмируют, что жизнь в этом «мирском мире» считается духкхой, начиная с рождения в самсаре, продолжающегося процесса смерти и нового рождения:

Рождение – это духкха, старение – это духкха, болезнь – это духкха, смерть – это духкха.
Печаль, плач, боль, горе и отчаяние — это духкха.
Общение с нелюбимым – это духкха; разлука с любимым — духкха.
Не получить желаемое – это духкха.
В заключение отметим, что цепляния за пять совокупностей — это духкха.

Рано подчеркивает важность развития понимания природы духкхи, условий, которые ее вызывают, и того, как ее можно преодолеть. Этот процесс сформулирован в учении о Четырех Благородных Истинах.