Работы Лонгченпы

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Лонгчен Рабжам

Нёшул Кхенпо разделил работы Лонгченпы по Дзогчену на три группы:

Во-первых, это те, которые представляют собой обширный, научный подход или подход пандита, в основном «Семь сокровищниц» (Tib. མཛོད་བདུན་, Dzö Dün; Wyl. mdzod bdun) и «Трилогия естественной свободы» (Tib. རང་གྲོལ་སྐོར་གསུམ་, Wyl. rang grol skor gsum). Эта группа также содержит комментарии, такие как обзор тантры «Царь Всетворящий» (Tib. ཀུན་བྱེད་རྒྱལ་པོ་, künjé gyalpo, Wyl. kun byed rgyal po) Лонгченпой, которые составляют часть его сочинений, касающихся раздела ума. Часть его сочинений, относящаяся к категории пространства в этом обширном научном стиле, включает краткий текст, известный как «Необъятное пространство» (Tib. ནམ་མཁའ་རབ་འབྱམས་, Wyl. nam mkha' rab 'byams), вместе с его комментариями.

Вторая группа - это глубокий подход кусули, то есть оптимизированный подход йогина Дзогчен. Эта группа состоит из трех циклов янгтик, которые открыл Лонгченпа: сокровенная сердечная сущность гуру (Лама Янгтик (Tib. བླ་མ་ཡང་ཐིག, Wyl. bla ma yang thig)), сокровенная сердечная сущность дакини (Кхандро Янгтик (Tib. མཁའ་འགྲོ་ཡང་ཐིག, Wyl. mkha' 'gro yang thig)) и сокровенная сердечная сущность глубины (Забмо Янгтик (Tib. ཟབ་མོ་ཡང་ཏིག, Wyl. zab mo yang tig)). Эти учения предназначены для очень беззаботного образа жизни странствующего йогина или кого-то в ретрите.

Третья группа состоит из учений, которые лежат в основе как обширного ученого, так и глубокого йогического подхода. Это учения Лонгченпы о постепенном пути - ламрим. Наиболее известна «Трилогия обретения покоя и отдохновения» (Tib. ངལ་གསོ་སྐོར་གསུམ་, Ngalso Kor Sum; Wyl. ngal gso skor gsum), которая включает «Обретение отдохновения в природе ума» (Семни Нгалсо (Tib. སེམས་ཉིད་ངལ་གསོ་, Semnyi Ngalso, Wyl. sems nyid ngal gso)), «Обретение отдохновения в медитации» (Самтен Нгалсо (Tib. བསམ་གཏན་ངལ་གསོ་, Samten Ngalso, Wyl. bsam gtan ngal gso)) и «Обретение отдохновения в иллюзорности вещей» (Гьюма Нгалсо (Tib. སྒྱ་མ་ངལ་གསོ་, Wyl. sgyu ma ngal gso)).


Вот частичный перечень основных учёных трактатов и сокровен­ных текстов Лонгчена Рабджама (разбит на пять групп текстов А-Е, согласно Тулку Тондупа):

А. Дзочен Дун (mdzod chen bdun) — Семь Великих Тракта­тов:

  • 1. Йиджин Ринпочей Дзод - Всеисполняющая Сокровищница (вайли: jid bzhin rin po che’i mdzod, тиб.: ཡིད་བཞིན་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в двадцати двух главах и автокомментарий на него, Пема Карпо (padma dkar po) с сопутству­ющими трактатами. Содержит обзор всех учений буд­дизма Махаяны с разъяснениями методов изучения, анализа и практики в Махаяне и Ваджраяне.
  • 2. Менгаг Ринпочей Дзод - Драгоценная Сокровищница Устных Наставлений (man ngag rin po che’i mdzod, тиб.: མན་ངག་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།). Трактат, использующий различные шести­членные серии понятий для краткого изложения уче­ний буддийских сутр и тантр, особенно сущности пути и плода Дзогпа Ченпо в их полноте. Составлен в форме этических, философских и медитативных наставлений.
  • 3. Чойинг Ринпочей Дзод - Драгоценная Сокровищница Дхармадхату (chos dbying rin po che’i mdzod, тиб.: ཆོས་དབྱིངས་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།), тринадцать глав с автокомментарием — Лунгки Тердзод (lung gi gter mdzod). Описание глубочайших и обширных учений основы, пути и пло­да трех главных разделов Дзогпа Ченпо, то есть Сем­дэ, Лонгдэ и Меннгагдэ, в особенности Лонгдэ.
  • 4. Трубтха Дзод - Драгоценная Сокровищница Философских Систем (вайли: grub mtha' mdzod, тиб.: གྲུབ་པའི་མཐའ་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в восьми главах. Описание различных философских позиций всех ко­лесниц буддизма Сутры и Тантры.
  • 5. Тхегчог Дзод - Сокровищница Высшей Колесницы (thegs mchog mdzod, тиб.:ཐེག་པའི་མཆོག་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в двадцати пяти главах. Смысловой комментарий на Семнадцать тантр (rgyud bchu bdun) и «Сто девятнадцать трак­татов с наставлениями» (man ngag gi yi ge brgya), относящиеся к Меннгагдэ. В тексте по­дробно разбирается широкий спектр буддийских уче­ний от проявления абсолютного учителя, трикаи, до достижения спонтанно совершенного конечного ре­зультата практики пути Дзогпа Ченпо, включая Тход­ гел (thod rgal, непосредственный подход). Об этом тексте говорится, что он был написан во исполнение предсказаний, сделанных Ригдзином Кумарадзой в момент умирания.
  • 6. Цигтон Дзод - Сокровищница Драгоценных Слов и Смысла (tshig don mdzod тиб.: ཚིག་དོན་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в одиннадцати гла­вах. Краткое изложение Тхегчог Дзод, разъясняющее основополагающие моменты практики. Текст начи­нается описанием основы и завершается описанием плода, т.е. состояния окончательного освобождения.
  • 7. Нелуг Дзод - Драгоценная Сокровищница Естественного Состояния (gnas lugs mdzod тиб.: གནས་ལུགས་རིན་པོ་ཆེའི་མཛོད།) в пяти главах с авто­ комментарием. Разъясняет основной смысл всех трех разделов Дзогпа Ченпо.

В. Нгалсо Корсум ( ngal gso skor gsum), «Три цикла о рас­слаблении»

Нгалсо Корсум состоит из трех коренных тек­стов (rtsa ba), трех конспектов, называемых «гирлян­дами» (phreng ba), трех автокомментариев, названных «повозками» (shing rta), и трех «смысловых комментариев» (don khrid) или наставлений по практике — всего пятна­дцать трактатов:

  • 8. Семньид Нгалсо (semsn nyid ngal gso), коренной текст в тринадцати главах; его краткое изложение — Кундей Тхренгва (kun da'i phreng ba) (утерян); авто­комментарий к коренному тексту — Нгетон Шингта Ченмо (nges don shing rta chen mo), краткое из­ложение автокомментария — Пема Карпой Тренева (padma dkar po'i phreng rba), и наставление по прак­тике — Чангчуб Ламзанг (byang chub lam bzang). Семньид Нгалсо разъясняет все стадии пути, начало, середину и конец учений Сутры и Тантры.
  • 9. Гьюма Нгалсо (sgyu ma ngal gso), коренной текст в восьми главах; его краткое изложение Мандарэй Тхренгва (mandara'i phreng ba)', автокомментарий Шингта Зангпо (shing rta bzang po) и наставление по практике — Йиджин Норбу (yid bzhin nor bu). Этот текст является наставлением по отсечению пут привязанности к феноменальному бытию с помощью учений о восьми иллюзорных примерах.
  • 10. Самтен Нгалсо (bsam gtan ngal gso), коренной текст в трех главах; его краткое изложение Пундарики Тренева (pundarika'i phreng ba), его автокомментарий Шингта Намдаг (shing rna rnam dag) и на­ставление по практике — Ньингпо Чуду (snying po bcud 'dus). Текст является наставлением по глубо­чайшему пути медитативного погружения или самосущей естественной мудрости.
  • Есть два дополнительных текста: краткое изложение Нгалсо Корсум, озаглав­ленное как Легшед Гьяцо (legs bshad rgya mtsho), и оглавление (dkar chags) под названием Пема Тонгден (padma stong ldan). Три автокомментария на Нгалсо Тонгден известны также как Шингта Намсун (shing rta rnam gsum), то есть «Три повозки».

C. Рангдрол Корсум (rang grols kor gsum) «Три цикла естест­венного освобождения»

«Три цикла естест­венного освобождения» — «сущностные комментарии» на наставления раздела Дзогчен Семдэ.

  • 11. Семньид Рангдрол (sems nyid rang grol), «Естест­венно освобожденный ум», в трех главах, и сущно­стный комментарий к наставлению по практике, озаглавленный Ламрим Ньингпо.
  • 12. Чоньид Рангдрол (chos nyid rang grol) в трех гла­вах и наставление по практике, озаглавленное Ринчен Ньингпо.
  • 13. Ньямньид Рангдрол (mnyam nyid rang grol) в трех главах и наставление по практике, озаглавленное Йиджин Ньингпо (yid bzhin nying po).

D. Янгтиг Намсум (yang tig rnam gsum), «Три внутренние су­щности»

Содержит основополагающие моменты эзотериче­ских учений Меннгагдэ, высочайшего из трех разделов Дзогпа Ченпо. В этих текстах особый акцент делается на практике Тходгел.

  • 14. Лама Янгтиг, или Янгзаб Йиджин Норбу (blа mа yang tig, или yang zab yid bzhin nor bu) состоит из тридцати пяти трактатов. Сжатое изложение и истолкование обширнейшего материала «Четырех томов тайных учений» (zab pa pod bzhi) Вима Ньингтиг и «Ста девятнадцати трактатов наставлений» (man ngag gi yi ge brgya bcu dgu) раздела Дзогчен Меннгагдэ. Четырьмя томами тайных учений явля­ются: Серьиг Чен (gser yig chan) Юйиг Чен (gyu yig chan), Дунгьиг Чен (dung yig chan) и Зангйиг Чен (zang yig chan) с Прайиг Чен (phra yig chan).
  • 15. Кхандро Янгтиг (mkha' 'gro yang tig), состоящий из пятидесяти пяти трактатов. В предыдущем перерож­дении Лонгчена Рабджама в качестве Пемы Ледрел Цэла он был составителем текстов Кхандро Ньинтиг.

В нынешней жизни он получил передачи и обрел реализацию учений Кхадро Ньинтиг и написал тексты под названием Кхандро Янгтиг, посвященные учениям Кхандро Ньингтиг.

Е. Мунсел Корсум (Mun-Sel sKor-gSum), «Три цикла о рассе­янии тьмы»

Эти три текста являются комментариями на Гухьямаяджала-тантру в соответствии с воззрениями цикла Ньингтиг:

  • 17. Чидон Йидкьи Мунсел (sPyi-Don Yid-Kyi Mun-Sel).
  • 18. Дудон Мариг Мунсел (bsDus-Don Ма-Rig Mun-Sel).
  • 19. Дрелва Чогчу Мунсел (‘Grel-Ba Phyogs-bChu Mun-Sel).

Внешние ссылки

Проект перевода на русский язык полного собрания работ Лонгчена Рабджама