Причинное самадхи

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску

Причинное самадхи (тиб. རྒྱུའི་ཏིང་ངེ་འཛིན Вайли: rgyu'i ting nge 'dzin)

Другие названия

  • Самадхи семенного слога
  • Самадхи причины

Объяснение Гьятрула Ринпоче

Третье медитативное погружение – это причинное самадхи. Это также объясняется со ссылкой на объект очищения, средства очищения и результат. Объектом очищения является момент в Бардо Становления, когда ментальное тело, уже установившее определенное направление благодаря предыдущим кармическим силам, вот-вот переродится в сфере циклического существования. Мы стремимся очистить момент, когда разум и жизненный ветер вот-вот войдут в циклическое существование.

В общем, есть пять путей, которым нужно следовать, чтобы достичь просветления: путь накопления заслуг, путь подготовки (соединения), путь видения, путь медитации и путь отсутствия обучения. Время, когда ментальное тело блуждает в бардо, сравнивается с путем накопления заслуг; момент, когда разум и жизненный ветер вот-вот должны войти в будущее тело, уподобляется пути подготовки; время зачатия уподобляется пути видения; плод, полностью сформировавшийся внутри утробы матери и готовый родиться, уподобляется пути медитации; и рождение сравнивается с путем отсутствия обучения.

Практика, очищающая объект, — это практика союза пустоты и великого сострадания. Состояние безобъектного чистого осознания символизирует семенной слог божества. Когда вы увидите семенной слог божества, осознайте его нематериальность и бестелесность; тогда он становится поддержкой бодхичитты, высшего сострадания.

Семенные слоги подобны корню жизни; они — жизненная сила абсолютного сострадания. Они чрезвычайно ясны и светоносны и никогда не меняются. Все, что возникает из них - основа для медитации. ХРИ — слог Авалокитешвары; ХУНГ — слог Ваджракилаи; БАМ – это, в некоторых случаях, слог других божеств и дакини; а ТАМ — слог Тары. У разумных существ в шести мирах также есть семенные слоги: НРИ — это слог для людей. Все мандалы возникают из семенного слога БХРУМ.

Природа истинного, высшего сострадания – пустота. Не нужно брать сострадание и смешивать его с пустотой, используя какую-то формулу. Они неделимы; их никогда не было двое. Истинное сострадание пусто от субъекта и объекта. Результатом практики является достижение Нирманакаи, проявления просветленного осознания. Тем самым человек обретает способность проявляться в любой форме, необходимой для помощи живым существам.

Все различные тантрические божества являются проявлениями просветленного осознания, которые возникают, чтобы принести пользу живым существам. Союз божеств – яб юм – не символизирует желание; они проявляют просветленное осознание, чтобы излечить желание. Точно так же гневные божества не являются выражением гнева или злости, а вместо этого являются интенсивным выражением высшего сострадания, которое проявляется в грубой, иллюзорной форме, чтобы укротить разумные существа, которые невозможно приручить иначе.

Союз божеств представляет собой состояние осознания без опоры на объект, абсолютного сострадания. Природа этого сострадания – пустота. Женский принцип просветленного осознания — это пустота, а мужской принцип — сострадание или метод. Эти двое вместе, выраженные союзом божеств, символизируют это недвойственное состояние.

Медитация на семенном слоге очищает первопричину: момент, когда сознание и жизненный воздух смешиваются, и человек перерождается в следующую сферу осознания. Практика очищает тот момент, когда человек перерождается в мир циклического существования. Эта практика медитации также связана с обетом, который будды дали проявляться в различных формах, чтобы помогать живым существам. Семенной слог является причиной рождения всех божеств в мандале, а также причиной развития мандалы в целом.

Эта практика очищает привычную склонность к перерождению и помогает непосредственно понять недвойственную природу видимости и пустоты. В конце концов, в результате возникает настоящее проявление — Нирманакая. Эта практика сеет семена для достижения Нирманакаи и полного освобождения. Оно вызывает состояние блаженства, возникающее в результате союза сознания и жизненного ветра. Создавая себя как божество, вы сеете семя, которое вырастает в осознание блаженства, блаженства, которое рождается из союза жизненного воздуха и ума. Это тот же самый опыт, который происходит во время практики дзогрим, стадии завершения. Пока ум и жизненный ветер остаются в нечистом состоянии, человек продолжает блуждать в циклическом существовании. Но работа с чистым ветром мудрости и сознанием очищает ум, так что человек возникает как иллюзорная форма божества.

«The Generation Stage in Buddhist Tantra» / Gyatrul Rinpoche

Объяснение Джамгона Конгтрула

Объяснение Шечена Гьялцаба

Объяснение Оргьена Тобгьяла Ринпоче

Объяснение Еше Цогьял в комментарии на коренную тантру Ваджракилаи