Кхенпо Пема Ваджра
Кхенпо Пема Ваджра (mkhan po pad+ma badz+ra) родился в районе Рудам провинции Кхам. Дата его рождения неизвестна, но, похоже, это было первое десятилетие девятнадцатого века; согласно Вангчену Дарье (dbang chen dar rgyas), он родился ближе к концу тринадцатого шестидесятилетнего цикла (т. е. до 1807 года), тогда как Тендзин Лунгток Ньима (bstan 'dzin лунг rtogs ny ma) утверждает, что его рождение произошло в начале четырнадцатый цикл. Его семья, известная как Кангца (rkang tsha), ведет свое происхождение от клана Мукпо Линг (gling smug po ldong), одного из коренных племен Тибета.
Поступив в монастырь Дзогчен в молодом возрасте, юный Пема Ваджра начал с освоения различных ритуальных практик, а затем продолжил изучение текстов сутр и мантр у ряда плодовитых учителей, в том числе у Мингьюра Намкая Дордже Четвертого Дзогчена (rdzogs chen 04 mi 'gyur nam mkha'i rdo rje, 1793-1870), Джигме Гьелве Ньюгу ('jigs med rgyal ba'i myu gu, 1765–1842), Гьялсе Шенпен Тайе (rgyal sras gzhan phan mtha' yas, 1800–1855/1869) , Патрул Оргьен Джигме Чокьи Вангпо (dpal sprul o rgyan 'jigs med chos kyi dbang po, 1808-1887) и Сенгтрук Пема Таши (seng phrugpad+ma bkra shis, du). Биографии также сообщают нам, что в это время у него было видение Джигме Лингпы ('jigs med gling pa, 1730-1798), в котором он получил передачу тайных учений Ньингтик, или «сущности сердца». Со временем его стали считать воплощением ученого школы ньингма Зурчена Чойинга Рангдрола (zur chen chos dbyings rang grol, 1604–1669).
В начале своей педагогической карьеры Пема Ваджра служил настоятелем колледжа Шри Симха (shrI sing+ha bshad grwa) в монастыре Дзогчен, где он установил традицию толкования Гухьягарбха-тантры, которую он передал многим выдающимся ученикам, в том числе Пуртса Кхенпо Акон (пур ртса мхан по а дкон, ок. 1837–1897), Оргьен Тендзин Норбу (о rgyan bstan 'dzin nor bu, du), Джамгон Мипам Намгьел ('jam mgon mi pham rnam rgyal, 1846-1912) и Кончок Дракпа (dkon mchog grags pa, 1830-???), пятнадцатый настоятель Шри Симхи.
Позже он жил в основном в Пемей Танге (padma'i thang), недалеко от монастыря Дзогчен, где продолжал обучать и даровать посвящения. Именно здесь он дал посвящение Сутры, собирающей намерения (dgongs pa'i 'dus pa mdo), основной традиции посвящения Ануйоги, Джамьянгу Кьенце Вангпо ('jam dbyangs mkhyen brtse'i dbang po, 1820-1892). в 1857 году. Среди других его важных учеников был Адзом Друкпа Дродул Паво Дордже (a 'dzoms'brug pa'gro 'dul dpa' bo rdo rje, 1842-1924), которому он передал передачи Ламы Янгтик (bla ma yang tig), Тертон Согьял Лераб Лингпа (gter ston bsod rgyal las rab gling pa, 1856-1926), Третий Додрубчен Джигме Тенпей Ньима (rdo grub chen 03 'jigs med bstan pa'i ny ma, 1865-1926) и Четвертый Шечен Гьялцаб, Гьюрме Пема Намгьял (zhe chen rgyal tshab 04 'gyur med pad+ma rnam rgyal, 1871-1926). Он также был учителем Пятого Дзогчена, Тубтена Чокьи Дордже (rdzogs chen 05 thub bstan chos kyi rdo rje, 1872-1935) и Пятого Шечена Рабджама, Пема Текчок Тенпей Гьялцена (rab 'byams 05 padma theg mchog bstan pa'i rgyal mtshan, 1864-1909). Он получил передачи от Джамгона Конгтрула в монастыре Дзонгсар в 1872 году.
Из шести томов его собрания сочинений сохранились только два. Они включают краткий обзор Абхисамаяламкары; два руководства по декламации практики Лонгчен Ньингтик Авалокитешвары, «Естественное освобождение от страдания» (sdug bsngal rang grol); заметки по Гухьягарбха-тантре; и знаменитый ответ на критику школы Ньингма.
Он умер в 1884 году, в третий день второго месяца года лесной обезьяны пятнадцатого шестидесятилетнего цикла. Его воплощением был признан Кхенпо Демчок Дордже (bde mchog rdo rje, b. 1898), который стал старшим настоятелем монастыря Дзогчен.