Бодхичарьяаватара глава 9 строфа 9
Строфа 9.9 тиб.
- སྒྱུ་འདྲའི་རྒྱལ་ལས་བསོད་ནམས་ནི། །
- ཇི་ལྟར་དངོས་ཡོད་ལ་ཇི་བཞིན། །
- གལ་ཏེ་སེམས་ཅན་སྒྱུ་འདྲ་ན། །
- ཤི་ནས་ཇི་ལྟར་སྐྱེ་ཞེ་ན། །
Перевод Урбанаевой И.С.
- [Возражение:] [Как могут возникать) заслуги от [почитания] Победителя, который подобен иллюзии?
- [Ответ:] Как [могут возникать] [заслуги от почитания] реально существующего [Будды]?
- [Возражение:] Если живые существа подобны иллюзии, Умерев, каким образом они перерождаются?
Перевод Жиронкиной Ю.С.
- “Разве может Победитель, подобный иллюзии, быть источником
- Таких же заслуг, как и подлинно существующий Будда?
- И если существо подобно иллюзии,
Как умерший снова рождается?”
Машинный перевод
- «Как через Будду, который есть лишь иллюзия, возникает заслуга?»
- Как будто Будда существует по-настоящему.
- «Но», — спрашиваете вы, — «если существа подобны иллюзиям,
- Как, умирая, они могут переродиться?»
Комментарий Кхенпо Кунпела
Ответ на это заключается в том, что иллюзорные подношения, сделанные иллюзорному Будде, порождают иллюзорные заслуги, точно так же, как шраваки считают, что реальные заслуги накапливаются путем совершения реальных подношений настоящему Будде. Единственное различие заключается в соответствующей реальности или нереальности заслуги (и Будды); оно не заключается в возникновении или невозникновении таких заслуг. Опять же, как, если существа подобны иллюзиям, они могут переродиться после смерти? Они должны быть подобны лошадям и быкам магического представления, которые, как только они исчезают, не перерождаются в другом месте. ...
Комментарий Мипама Ринпоче
Комментарий 9-10 шлоки вместе >>>
Комментарий Перри Шмидт-Лейкеля
В стихах 9-15 Шантидева рассматривает пять возражений против учения о всеобщей пустоте. Четыре из этих возражений касаются смысла буддийской религиозной практики: Идея о том, что все подобно иллюзии, подрывает, во-первых, учение о том, что почитание Будды создает заслуги (стих 9а), во-вторых, веру в реинкарнацию как предпосылку создания заслуг (стихи 9б-10), и, в-третьих, возможность совершения неблаговидных поступков (стих 11).