Сона

Материал из Энциклопедия Дхармы
Версия от 09:57, 3 октября 2024; Sherab (обсуждение | вклад) (Новая страница: «'''Сона — многодетная мать''' У домохозяйки Соны было десять детей. Она постоянно рожала, кормила, воспитывала, обучала, женила и выдавала замуж. Она посвятила детям всю свою жизнь, и поэтому ее прозвали Многодетная Сона. Читателя может удивить такое боль...»)
(разн.) ← Предыдущая версия | Текущая версия (разн.) | Следующая версия → (разн.)
Перейти к навигации Перейти к поиску

Сона — многодетная мать

У домохозяйки Соны было десять детей. Она постоянно рожала, кормила, воспитывала, обучала, женила и выдавала замуж. Она посвятила детям всю свою жизнь, и поэтому ее прозвали Многодетная Сона. Читателя может удивить такое большое количество детей, но на самом деле это норма не только для Индии той поры, но и для многих современных азиатских семьей.

Муж Соны был мирским последователем Будды. В течение нескольких лет он тщательно соблюдал установленные правила для мирян, а потом решил целиком посвятить себя святой жизни и принял монашество. Соне было непросто примириться с его выбором, но она не стала тратить время на жалобы и причитания — вместо этого она решила жить еще более благочестиво. Она созвала своих десятерых детей, передала им свое внушительное состояние и попросила предоставлять ей только самое необходимое для жизни.

Какое-то время все шло гладко: дети поддерживали Сону, а она посвящала себя религиозной практике. Однако вскоре старуха стала в тягость своим детям и их супругам. Они так и не смирились с решением отца вступить в общину, и еще меньше им импонировало религиозное рвение матери. В действительности они считали своих родителей дураками, потому что те отказались от удовольствий, даруемых богатством. В глазах детей и Сона, и ее муж были психически неуравновешенными религиозными фанатиками, и былое уважение к матери быстро сменилось презрением.

Молодые люди совсем забыли о том, что они в неоплатном долгу перед матерью, которой обязаны всем своим богатством и которая долгие годы щедро одаривала их заботой и вниманием. Думая лишь о собственном удобстве, они смотрели на несчастную старуху как на обузу и помеху. И снова подтвердились слова Будды о том, что благодарный человек в этом мире встречается не чаще, чем святой.

Пренебрежение со стороны детей ранило Сону сильнее, чем разлука с мужем. Она осознала, как волны горечи поднимаются в ее сознании, как ум наполняется упреками и обвинениями в адрес детей. Она поняла, что ее бескорыстная, чистая материнская любовь оказалась на поверку не чем иным, как себялюбием, помноженным на ожидание награды. Сона целиком и полностью полагалась на своих детей и была убеждена, что они станут поддерживать ее в старости и вернут тем самым долг благодарности за долгие годы материнской заботы. Она думала, что ее наградой станет признательность, уважение и возможность принимать участие в жизни детей. Разве она не считала своих детей своего рода вложением, страховкой на случай старости и одиночества? Размышляя подобным образом, Сона проанализировала собственные мотивы и поняла, что слова Пробужденного имеют отношение и к ней: женщины полагаются не на имущество, силу или способности, а на своих детей, тогда как путь аскета — опираться исключительно на добродетель.

Тогда Сона решила вступить в общину монахинь, чтобы развить добродетели и обрести способность к бескорыстной любви. Зачем оставаться дома, где тебя едва терпят? Семейная жизнь представлялась ей серой и тягостной, а жизнь монахини — красивой и яркой. Так она последовала по стопам мужа, отринула мирское и стала монахиней в общине бхиккхуни, основанной Благословенным.

Но через какое-то время Сона поняла, что просто-напросто перенесла свое себялюбие в новые обстоятельства жизни. Она вступила в Сангху уже в почтенном возрасте и имела множество привычек и особенностей, которые только мешали в монашеской жизни. Она многое делала по-своему, вступала в противоречие с другими и становилась объектом для критики со стороны женщин намного моложе себя.

Очень скоро Соне стало ясно, что достичь плодов благородного пути непросто, а община монахинь — не такое райское место, как она себе представляла. Сначала она пыталась найти опору в детях, затем искала успокоения в монашестве — и все тщетно. Еще она поняла, что ее сковывает присущая женщине слабость характера. Но мало лишь ненавидеть свои недостатки и стремиться развить у себя качества, свойственные мужчинам: Соне предстояло узнать, каким образом можно полностью трансформировать себя. Она смирилась с мыслью о том, что ей придется приложить нечеловеческие усилия, — и не только потому, что она стара, но и потому, что до сих пор она культивировала в себе лишь женские добродетели. Ей не хватало мужских качеств — энергичности и готовности к действию. Но, несмотря ни на что, Сона не опускала руки и не считала препятствия непреодолимыми.

Сона знала, что ей предстоит упорная борьба, если она хочет одержать верх над собственным своеволием и доверчивостью. Она решила, что ей нужно практиковать осознанность и самоанализ, а также укоренить в памяти те учения, которые понадобятся для борьбы со всплывающими эмоциями. Что толку во всех ее знаниях и обетах, если ее сносит волнами эмоций, а память подводит в тот самый момент, когда больше всего нужна? Такие мысли завладели ею и многократно усилили ее решимость посвятить всю себя духовной тренировке.

Поскольку Сона вступила в Сангху на склоне лет, она спешила в практике. Бывало так, что она медитировала целыми ночами напролет, сидя или во время ходьбы, оставляя на сон минимальное время. Чтобы не привлекать излишнее внимание, она практиковала медитацию ходьбы по ночам, в темном зале. Сона шла от колонны к колонне, стараясь не споткнуться и не удариться о невидимые в темноте предметы. Благодаря этому ее энергия быстро усилилась. Сона достигла архатства в самых обычных, ничего не предвещавших обстоятельствах. Однажды она осталась одна в монастыре, когда все другие монахини отправились в город.
Вот как она сама описывает это событие:

Другие бхиккхуни
Оставили меня одну в монастыре
И велели мне
Вскипятить котел воды,
Я сходила за водой,
Налила ее в котел,
Поставила котел на огонь и села рядом —
Мой ум стал собранным.
Я увидела, что пять совокупностей непостоянны,
Что они несут страдания и лишены «я».
Устранив все изъяны в своем сердце,
На том самом месте я стала архатом.

Когда другие монахини вернулись, они попросили горячей воды, которую Сона так и не вскипятила. Воспользовавшись сверхъестественной способностью элемента огня, Сона быстро нагрела воду и дала ее монахиням. Они рассказали об этом происшествии Будде, который обрадовался за Сону и вознес хвалу ее достижению:

Один день,
Прожитый с прилежанием и бодростью,
Лучше ста лет,
Прожитых в праздности и безделье.

В «Тхеригатхе» Сона описывает свою жизнь пятью стихами:

В этом самом чреве
Я выносила десятерых детей.
И вот однажды, уже старая и слабая,
Я попросила наставления у бхиккхуни.
Она рассказала мне
О совокупностях, опорах сознания и элементах.
Услышав эту Дхамму,
Я обрила голову и отреклась от мирского.
Еще послушницей
Я обрела божественное зрение;
Теперь я знаю свои прошлые рождения,
Знаю, где жила прежде.
С умом однонаправленным, полностью сконцентрированным
Я достигла состояния без знаков555.
В тот же миг я обрела освобождение,
Потушила жажду, отбросила привязанность.
Пять совокупностей совершенно ясны мне,
Их корень отсечен.
Ты не страшна мне, проклятая старость!
Нет для меня больше новых рождений.