Янгонпа Гьелцен Пел

Материал из Энциклопедия Дхармы
Перейти к навигации Перейти к поиску
Янгонпа Гьелцен Пел (1213-1258)

Янгонпа Гьелцен Пел (тиб. ཡང་དགོན་པ་རྒྱལ་མཚན་དཔལ། Вайли: yang dgon pa rgyal mtshan dpal, 1213-1258)

Ранние годы

Янгонпа родился в год воды-птицы, то есть в 1213 году, в Цанге, одной из двух главных провинций Центрального Тибета, в местности Лато. Его родное селение Чуча располагалось близ монастыря Лхадонг, в Кунтанге, на центральной равнине Нгари, неподалёку от тибето-непальской границы. По названию этого монастыря Янгонпа получил ещё одно имя - Лхадонгпа, «Лхадонгец». Имя Янгонпа отражает название уединённой обители, в которой он некоторое время оставался в затворничестве.

Янгонпа был младшим сыном в нингмапинской семье, принадлежащей к роду Тон, из которой вышли многие сиддхи. У него было два старших брата и старшая сестра. Второй по старшинству брат, обладавший большими познаниями в тибетской литературе, дни и ночи проводил в практике медитации. Мать Чотонг, в которой признавали дакини мудрости, вероятно, была первым учителем Янгонпы. В детстве его наставником был Друбтоб Дарма, старший брат отца, великий практик, известный тем, что медитировал непрерывно шестьдесят лет.

Отец Чунг Лхадонгпа, настоящее имя которого было Джосам, практик-мирянин, связанный с монастырём Лхадонг, умер в возрасте семидесяти пяти лет, когда Янгонпа был ещё в утробе матери. Перед смертью он оставил завет, гласящий, что ребёнок, которому предстоит родиться, — это воплощение просветлённых, которое носит имя Наместник Блистательного Величия. Поэтому ещё в самом нежном возрасте мальчик говорил: «Я Блистательный иллюзорный малыш».

Говорят, что вскоре после своего рождения он произнёс такие слова: «Я принимаю прибежище!» Необыкновенное дитя, он мог читать и писать, не обучаясь этому. В пятилетнем возрасте он уже декламировал священные тексты на благо людям, и поэтому в округе стало известно, что явилось воплощение просветлённых.

Своё религиозное обучение Янгонпа начал в раннем детстве, участвуя в беседах с различными учителями. Когда ему было пять лет, он встретился с ламой, назвавшимся Микьо Дордже, который прибыл в те края в обличье нищего, и его никто не узнал, кроме Янгонпы. На самом деле это был знаменитый нингмапинский учитель Лато Микьё Дордже, ученик известного тертона Ньянграл Нима Озера (1124-1192), прославившийся тем, что давал передачу учений Авалокитешвары из Мани кабум. Через некоторое время после их первой встречи, когда Янгонпе было одиннадцать лет, этот лама ещё раз прибыл, чтобы встретиться с ним, и попросил мальчика спеть песню. В ответ Янгонпа спел:

Приветствую владыку, учителя!
Я, Блистательный иллюзорный малыш,
Пробудил склонности, порождённые своими прежними действиями.
[По причине] напитавшего меня благословения учителя
Моё воззрение не стало умозрительным представлением.
Моя медитация свободна от всякого объекта.
Моё поведение запредельно принятию и отвержению.
Моя цель - свобода от надежды и страха.

Микьо Дордже, глубоко тронутый, почтительно сложил ладони перед Янгонпой и, роняя слёзы, сказал: «Этот десятилетний мальчик крепок в учении дзогчен. Он удивительный сын Самантабхадры! Примите прибежище в этом проявлении просветлённых!» Затем он даровал юному Янгонпе передачу терма Ньянграл Нима Осера и учения шите.

В шестилетнем возрасте Янгонпа начал своё обучение у лам, известных как братья Пулмар. В биографических источниках нет никаких подробностей об этих первых учителях Янгонпы. Лама Пулмар упоминается в «Великом зеркале» как учитель отца Янгонпы. Так или иначе, под руководством лам Пулмар Янгонпа получил посвящение для Гухьягарбха-тантры, изучал тантры дзог- чена и сопровождающие их наставления, учения школы кадам, учения шиче и год, а также учение «Путь и плод» с коммента- риями и наставлениями.

Когда ему было восемь лет, он, не чувствуя себя готовым возглавить монастырь Ахадонг, попросил и получил наставления о практике из раздела ума дзогчена, которая знакомит с приро- дой ума. Говорят, что в это время в нём возникло нерассудочное постижение природы ума. Сохраняя это знание, он стал воспри- нимать всё как проявление созидательной энергии природы ума и ощущал ум как подобную пространству пустоту, изначально свободную от умозрительных понятий.

В девятилетнем возрасте Янгонпа вернулся в родные края и был назначен настоятелем монастыря Ахадонг. По этому случаю он выступил с речами, которые произвели большое впечатление на множество людей. Именно тогда его прозвали Ахадонгпой, и слава он нём как об удивительном ребёнке, воплощении про- светлённых стала распространяться повсюду. С младенчества обладая даром предвидения, он прилюдно проявлял его перед любым человеком, пока дакини не велели ему прекратить. Хотя Янгонпа вёл жизнь мирянина до двадцати одного года, в то время своим поведением он во многом походил на безупреч- ного монаха: никогда не ел мяса и не прикасался к спиртному. Всё в его поступках, речи и помыслах возбуждало в людях веру в него. Из его биографии создаётся впечатление, что ему не при- ходилось прилагать никаких усилий, чтобы овладевать знаниями, и что он с самого начала был святым. Однако четыре учителя,