Цонгкапа Лобзанг Дракпа
Цонгкапа Лобзанг Дракпа (tsong kha pa blo bzang grags pa) родился в районе Цонгкха (tsong kha) в Амдо в 1357 году. Его матерью была Шингза Ачо (shing bza' a chos, d.u.), а отцом - Лубум Ге (klu 'bum dge, d.u.). Среди многочисленных чудесных происшествий и предзнаменований, которые, как полагают, произошли при его рождении, возможно, самым известным является случай, когда капля крови из пуповины Цонкапы, как говорят, упала на землю, дав начало сандаловому дереву, листья которого несли символы, связанные с проявлением Симханады бодхисаттвы Манджушри, божества, с которым позже отождествляли Цонкапу. Позже его мать построила на этом месте ступу, а со временем были добавлены новые постройки и храмы. Сегодня место рождения Цонкапы отмечено монастырем Кумбум (sku 'bum dgon pa), основанным в 1583 году Третьим Далай-ламой Сонамом Гьяцо (ta la'i bla ma 03 bsod nams rgya mtsho, 1543-1588) на месте оригинальной ступы.
В трехлетнем возрасте Цонкапа принял обеты упасака от Четвертого Кармапы Ролпея Дордже (karma pa 04 rol pa'i rdo rje, 1340-1383) и получил имя Кунга Ньингпо (kun dga' snying po). Затем, в возрасте восьми лет, он получил посвящение шраманеры-новичка вместе с именем Лобсанг Дракпа (blo bzang grags pa) от мастера кадамп Чодже Дондруба Ринчена (chos rje don grub rin chen, р. 1309). Дондруб Ринчен, великий практик Ваджрабхайравы, поддерживал контакт с Цонкапой и его семьей с момента рождения мальчика и, как говорят, получил пророчества о важности ребенка от своего учителя и божества. Учеба Цонкапа провел большую часть своей юности, обучаясь у Дондруба Ринчена; Говорят, что он был настолько сообразительным, что легко понимал и запоминал даже самые сложные тексты. От Дондруба Ринчена он получил множество тантрических посвящений, самое важное — посвящение Ваджрабхайравы. Согласно его секретной биографии, в возрасте семи лет он испытал видения Атиши Дипанкары (ок. 982–1054) и божества Ваджрапани. Общение с различными историческими мастерами и божествами в конечном итоге стало особенно важным в развитии понимания буддизма Цонкапой.
В возрасте шестнадцати лет Лобзанг Дракпа отправился в У-Цанг, чтобы больше не вернуться на родину. В У-Цанге он учился у более чем пятидесяти различных буддийских ученых. Как отмечается в его автобиографии «Исполненные цели» (rtogs brjod mdun leg ma), он подробно изучал такие тексты и темы, как Пять трактатов Майтрейи (byams chos sde lnga ) и связанные с ним работы Асанги (4 век), Абхидхарму Васубханду (4 век), логические системы Дигнаги и Дхармакирти (6 век) и система Мадхьямаки Нагарджуны (ок. 150–250) и его последователей, таких как Арьядева (3 век). Вслед за такими фигурами, как Сакья Пандита Кунга Гьялцен (sa skya paN Di ta kun dga' rgyal mtshan, 1182-1251) и Будон Ринчен Друб (bu ston rin chen grub, 1290-1364), именно Цонкапа сделал упор на философские исследования и логику, которые в конечном итоге стали одними из определяющих характеристик традиции Гелуг.
Исследования Цонкапы были в основном сосредоточены на существовавших в то время научных течениях, из которых наиболее важными были традиция Сакья и традиция Сангпу (gsang phu), важного монастыря Кадам. Одним из главных учителей Цонкапы был мастер Сакья Рендава Шонну Лодро (red mda ba gzhon nu blo gros, 1349–1412), который был ярым сторонником взглядов Прасангики на Мадхьямаку. Преданность Цонкапы Рендаве была настолько велика, что он сочинил знаменитый стих «Микцема» (dmigs brtse ma), восхваляющий его. Согласно традиции, Рендава посчитал, что этот стих более применим и описывает качества Цонкапы, и поэтому вознес ему молитву. Сегодня приверженцы школы Гелуг по-прежнему считают этот стих основным методом призыва благословения Цонкапы.
Помимо Дондруба Ринчена, среди главных тантрических гуру Цонкапы были Ченнга Сонам Гьелцен (spyan snga bsod nams rgyal mtshan, 1378-1466), лама-дригунг, от которого он получил Шесть Дхарм Наропы ( na ro'i chos Drug ); лама Джонанг Чокле Намгьял (phyogs las rnam rgyal, 1306–1386), от которого он получил цикл Калачакры; и мастер Сакья Ринчен Дордже (rin chen rdo rje, du), от которого он получил учения Ламдре (lam 'bras) и Хеваджра-тантру.
Возможно, самое главное, он получил цикл Гухьясамаджи от Кхьюнгпо Лепа Шонну Сонама (khyung po lhas pa gzhon nu bsod nams, du), ученика Бутона Ринчен Друба, и цикл мандалы тела(lus dkyil) Херуки Чакрасамвары из школы Сакья от мастер Лама Дампа Сонама Гьелцен Пелзангпо (bla ma dam pa bsod nams rgyal mtshan dpal bzang po, 1312-1375). Исследования Цонкапы по тантре не ограничивались тантрами ануттарайоги; он также широко изучал крийя, чарья и йога-тантры, отмечая важность постепенного подхода к Ваджраяне в своей краткой автобиографии. Более того, хотя это и не стало доктриной поздней традиции Гелуг, Цонкапа также изучал учения Дзогчен у Лодрака Друбчена Намкха Гьялцена (lho brag grub chen nam mkha' rgyal mtshan, 1326-1401).
Благодаря его исследованиям понимание Цонкапой философии Мадхьямаки стало более конкретным и основанным на опыте. К двадцати годам он начал сочинять свое самое важное раннее произведение «Золотая гирлянда» (legs bshad gser phreng), посвященное Праджняпарамите. Цонкапа продолжал писать на протяжении всей своей жизни, написав восемнадцатитомное собрание текстов.
Хотя Цонкапе приписывают авторство его сочинений, считается, что многие из них были написаны по наставлениям и вдохновению божеств, которых он видел в видениях, особенно Манджушри, как описано в его секретной биографии. Говорят, что Цонкапа изначально полагался на своих учителей в общении с различными божествами от его имени. Его учитель школы Ньингма Намка Гьелцен, например, считался способным общаться с Ваджрапани и действовать как посредник между божеством и Цонкапой. Позже в своей жизни Цонкапа хотел поехать в Индию, но Ваджрапани отговорил его сделать это через этого оракула.
Точно так же Цонкапа первоначально полагался на своего учителя Умапу Паво Дордже (dbu ma pa dpa' bo rdo rje, du), чтобы тот выступил в качестве посредника с Манджушри. Цонкапа встретил этого ламу Кагью, когда ему было тридцать три года. К этому времени Цонкапа завершил свою работу над «Золотой гирляндой» и вместе с Паво Дордже изучал «Мадхьямакаватару» Чандракирти (седьмой век). Паво Дордже и Цонкапа вместе провели ретрит в этот период, и, как говорят, Цонкапа задавал Манджушри множество вопросов через Паво Дордже. Однако со временем Цонкапа сам начал испытывать видения и смог напрямую общаться с Манджушри, получая наставления и тантрические посвящения, особенно те, которые связаны с Манджушри и Ваджрабхайравой. На протяжении всей своей жизни Цонкапа продолжал получать видения Манджушри, а также множества других божеств и мастеров, таких как Асанга и Нагарджуна. Хотя Цонкапа многими считается проявлением Манджушри, природа его видений, тем не менее, оспаривается некоторыми учителями, не принадлежащими к Гелуг, особенно ученым Сакья Горампой Сонамом Сенге (go rams pa bsod nams seng ge, 1429-1489), который критиковал Цонкапу и его подход к Мадхьямаке.
Помимо короткого периода обучения, Цонкапа продолжал проводить интенсивные ретриты. Он и община из восьми учеников начали длительный ретрит в отшельничестве Чадрел в 1392 году, а несколько лет спустя переехали в Олха Чолунг ('ol kha chos lung). Во время этого ретрита они, как известно, выполнили обширные предварительные практики, например, выполнили 3 500 000 простираний в сочетании с практикой Трискандхадхармасутры .
Писательство
После ретрита Цонкапа отправился в Дзинджи ('dzing ji), где совершил свое первое из четырех великих дел: восстановил знаменитую статую Майтрейи. Считается, что в этот период, в 1398 году, Цонкапа достиг реализации и совершенного понимания Мадхьямаки благодаря видению собрания великих индийских мастеров прасангики. Сразу после этого опыта он написал «Хвалу взаимозависимому возникновению» (rten ' brel bstod pa). Этот опыт положил начало новой эпохе в жизни Цонкапы, которая больше сместилась в сторону сочинения и обучения других тому, что он открыл. Так, в 1402 году, в возрасте сорока шести лет, находясь в монастыре Ретинг (rwa sgreng), он составил «Ламрим Ченмо» (lam rim chen mo ), известный на английском языке как «Великий трактат об этапах пути к просветлению», несомненно, это его самая известная работа. Основанный на «Бодхипатхапрадипе» Атиши Дипанкары, он подробно описывает постепенный путь к просветлению с точки зрения Сутраяны. Вторя сомнениям, которые Будда испытывал после своего Просветления в том, что люди поймут его учение, говорят, что Цонкапа поначалу был разочарован мыслью, что большинство читателей не смогут понять его объяснения пустоты, составляющие последнюю часть работы. Однако видение Манджушри вдохновило Цонкапу завершить композицию.
В 1402 году Цонкапа совершил свой второй великий подвиг. Находясь в Намцеденге (rnam rtsed ldeng) во время сезона дождей со своим учителем Рендавой и Кьябчоком Пелзангпо (skyabs mchog dpal bzang po, du), он дал подробный комментарий к Винае большому собранию монахов. Помимо особого внимания к учебе, Цонкапа, пожалуй, наиболее известен тем, какое значение он придает монашеской дисциплине Винаи.
Вслед за «Ламримом Ченмо» около 1407 и 1408 годов он написал несколько других произведений, в частности, свой комментарий к «Основным стихам о Срединном пути» Нагарджуны ( Mūlamadhyamakakārikā ), названным «Океан рассуждений» (rigs pa'i rgya mtsho) и «Сущность красноречия» (egs bshad snying po). В 1415 году он составил «Ламрим Дринг» (lam rim'bring ), известный на западе как «Трактат средней длины об этапах пути к просветлению» , который представляет собой сокращенную версию «Ламрим Ченмо» .
Цонкапа был плодовитым автором тантрической литературы. В качестве сопутствующего тома к «Ламрим Ченмо» Цонкапа в 1405 году написал «Нгагрим Ченмо» (sngags rim chen mo) , «Великий трактат о тантрических этапах пути к просветлению» , охватывающий все четыре класса тантры в соответствии с традициями сарма с подробным объяснением двух стадий ануттарайога-тантры. Другие важные тантрические работы включают его работы о Гухьясамадже, особенно его «Комментарий к Ваджраджнянасамуччаянама-тантре» 1401 года (ye shes rdo rje kun las btus pa zhes bya ba'i rgyud ) и «Изложение пяти стадий Гухьясамаджи» 1411 года (gsang 'dus rim lnga gsal sgron). Тексты Гухьясамаджа-тантры занимают видное место в собрании сочинений Цонкапы, составляя большую часть его восемнадцати томов сочинений.
К этому времени слава Цонкапы как великого учёного и реализованного практикующего распространилась по всему Тибету и даже Китаю. В 1408 году император Юнлэ (годы правления 1402-1424) китайской династии Мин направил Цонкапе приглашение посетить его двор и столицу в Нанкине. Цонкапа отказался, и в 1413 году было отправлено второе приглашение. Хотя Цонкапа снова отказался, он поручил своему ученику Шакья Еше (shakya ye shes, 1354–1435) поехать вместо себя. Шакья Еше совершил успешную поездку в Китай, получив от императора титул Джамчен Чодже (byams chen chos rje). Материалы, которые он получил в качестве подношений, позволили ему основать монастырь Сера в 1419 году. После смерти императора Юнлэ в 1424 году Шакья Еше посетил новую столицу императора Сюаньдэ (годы правления 1425-1435) - Пекин. Благодаря этим визитам были установлены первые связи между традицией Цонкапы и императорами Китая, которые продлились до падения маньчжурской династии Цин в 1911 году.
В 1409 году Цонкапа учредил в Лхасе Монлам Ченмо (smon lam chen mo ), или Великий молитвенный фестиваль, который празднуется примерно во время тибетского Нового года Лосар (logsar). Этот праздник традиционно проводится в храме Джоканг в Лхасе и считается третьим великим деянием Цонкапы. В это время он также поднес драгоценные украшения и корону статуе Джово Шакьямуни, самой священной статуе в Джокханге и во всем Тибете. Поднося эти украшения, статуя превратилась из нирманакайского изображения Будды Шакьямуни в изображение проявления самбхогакаи.
По просьбе своих учеников Цонкапа основал монастырь, который был освящен в 1410 году, на следующий год после открытия Монлам Ченмо. Монастырю было присвоено имя Гаден (dga' ldan), тибетский перевод Тушиты, чистой земли будущего будды Майтрейи. Монастырь со временем стал крупнейшим монастырем в Тибете, а возможно, и в мире, и считается главным монастырем традиции Гелуг. Цонкапа хотел построить трехмерные изображения мандал трех своих главных божеств ануттарайога-тантры: Гухьясамаджи, Ваджрабхайравы и Чакрасамвары. Храмы для этих построек были завершены в 1415 году, а мандалы и божества были установлены в 1417 году. Эти действия считаются четвертым великим деянием Цонкапы. Он считается первым держателем трона Гандена, или Ганден Трипы (dga'ldan khri pa), титула, который носили сменявшие друг друга настоятели монастыря.
Смерть
Цонкапа умер в 1419 году в монастыре Ганден, через год после того, как в 1418 году он завершил сочинение «Разъяснения мысли» ( dbu ma dgongs pa rab gsal ). Ему было 62 года, и считается, что он достиг просветления посредством йогических практик во время процесс смерти, достижение иллюзорного тела (sgyulus . Его тело было погребено в украшенной драгоценностями ступе в Гандене. Смерть Цонкапы отмечается ежегодным фестивалем Ганден Нгачо (dga'ldan lnga mchod), который переводится как «Ганден-подношение Двадцать пятого дня», во время которого преданные зажигают масляные лампы на своих крышах и подоконниках. Цонкапа назначил Гьелцабдже Дарму Ринчена (rgyal tshab rje dar ma rinchen, 1364–1432) своим преемником, который, в свою очередь, назначил Кхедрубдже Гелек Пелзанг (mkhas grub rje dge leg dpal bzang, 1385–1438) следующим держателем трона Гандена.
Ученики
Помимо своих учителей, многих из которых в свою очередь преподавал Цонкапа, у Цонкапы был ряд других выдающихся учеников. К ним относятся Гьелцаб, Кхедруб и Шакья Еше. Среди других его учеников — Гендун Друб, который был посмертно идентифицирован как Первый Далай-лама (ta la'i bla ma 01 ge 'dun grub, 1391-1474) и Джамьянг Чойе Ташо Пелден ('jam dbyangs chos rje bkra shis dpal ldan, 139-1449), основатель монастыря Дрепунг в 1416 году. Сегодня Кхедрубдже и Гьелцабже считаются выдающимися учениками Цонкапы, хотя современные ученые оспаривают, правда ли это на самом деле. Дулдзин Дракпа Гьелцен ('dul 'dzin grags pa rgyal mtshan, 1374-1434), близкий ученик, например, был отнесен к меньшему статусу позднейшей традицией. Тем не менее, все эти ученики продолжали распространять учение Цонкапы посредством своих собственных учений и сочинений, а также другими способами, такими как основание монастырей, что позволило традиции Гелук обрести форму.